Перейти на главную страницу
I. Бессмертная слава.
рождённые в огне.
2. Лирические песни.
III. Песни великого подвига.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Великая Отечественная война, 65-летие победы в которой будет отмечать наша страна в этом году, характеризовалась богатством событий и массовым проявлением героизма. Сталинградская битва - одна из ярких страниц в её истории. Свершение воинами подвигов стало в тот период обычным, повседневным явлением. Здесь не было подразделения, а тем более крупной воинской части, на счету которых не значилось бы ярких, героических дел. Люди шли в бой с мыслью о Родине, о разгроме вероломного врага. «За Волгой для нас земли нет, ни шагу назад!» - этот клич стал голосом сердца каждого защитника Сталинграда.
О битве на берегах Волги и Дона написаны сотни документальных и художественных книг, множество рассказов, очерков и статей. Но была еще одна изумительно правдивая и глубокая летопись - песенная поэзия фронтовиков.
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать всё, что создавали поэты и композиторы, солдаты-фронтовики в те годы, то это было бы музыкальная летопись Великой Отечественной войны.
Песни - как люди: у каждой своя биография, своя судьба.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой!
Наш президент Д.А. Медведев в своём Послании к Федеральному Собранию страны сказал, что «мы одной крови с теми, кто победил» в Великой Отечественной войне. Получается, что и я тоже! Ведь одна моя прабабушка - Яцунова А.П. - воевала на фронтах войны, другая – Бровченко Н.П. – работала в военном госпитале, оба прадедушки - воевали. Когда я прихожу к бабушке Груне и разговариваю с ней о войне, она часто вспоминает, как они пели в перерывах между боями. И часто это были песни, которые сочиняли сами солдаты. Мне очень захотелось узнать везде ли на фронтах были свои песни, о чем конкретно пели фронтовики. И первое, что мне удалось найти, было стихотворение М. Дудина, в котором есть такие строчки:
Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах.
Так о чем же конкретно рассказывают фронтовые песни, что они выражают, какими сторонами привлекают наше внимание? Я попыталась исследовать этот вопрос на примере Сталинградской битвы.
II.
Взять, к примеру, песню «За наш Дон», созданною в те дни красноармейцем Б.Богатковым, впоследствии погибшим смертью героя в бою. Она написана таким слогом и стилем, что без труда улавливается живая связь времен. Уже с первых строк песня переносит нас в эпоху знаменитой Куликовской битвы. Здесь на «синем Дону», на « русской славы реке широкой» разыгралось побоище, в котором войско Дмитрия Донского на голову разбило полчище Мамая, одержав очень важную для судеб России историческую победу. И вот снова, почти шесть веков спустя, «загудела степь казацкая» и «смрадный дым покрыл небо чистое».
И не только факты и различны исторические параллели, но и сама певучесть полубылинного слога дышат на нас героикой, обладают пафосом решительной борьбы с врагом. В песни проводится мысль о нашей скорой победе, о том, что «за каждую жертву» враг- насильник поплатится головой. Широта и размах повествование и эпический стиль сочетаются в песне с лирической интонацией.
Песни о Сталинградской битве создавались не только ее непосредственными участниками, но и воинами других фронтов. В них проводится ключевая мысль о содействии и помощи защитникам Сталинграда. Эта помощь мыслится в духе патриотических лозунгов того времени: чем крепче удары по врагу на Севере, тем легче остановить вероломных захватчиков на Юге.
Вот песня политрука И. Бойкова «Дума о Доне». Она начинается с диалога северной горной речки Западная Лица, протекающей вблизи Мурманска, и степного широкого Дона. Посылая «сквозь орудийный гул» привет своей «сестрице», Дон заявляет, что и он «в битвах воды развернул». Северная река, в свою очередь, не остаётся в долгу: «И в десять сотен минометных глоток ответный Дону Лица шлёт поклон».Далее следуют размышления лирического героя песни, то есть самого автора, защитника мурманских рубежей. В ответ на скорбный вопрос родной матери он говорит о своей твердой вере в нашу победу. В песнях прослеживается мысль, что «если Лица выстоять сумела», то и «вечно русским будет Тихий Дон».
В дни боев под Сталинградом создан ряд других песен, построенных на диалоге или перекличке русских рек – Волги с Доном, Дона с Днепром и т.д. Такая лиро-эпическая форма позволяет автору наполнить песню более веселым и широким содержанием, высказать обобщенные суждения о происходящих событиях войны.
Много рождалась песен о ненависти и солдатском мщении коварному и жестокому врагу. Показательны заголовки произведений: «Месть», «Товарищ, отомсти!», «Родина к мести зовет», «Мстить и мстить!», «Счет мести», «Отомстим!». Данная тема была в тот период исключительно злободневной и диктовалась неотложными задачами разгрома и уничтожения врага. На воспитания у бойцов и командиров чувства ненависти и мести врагу была направлена политическая работа в войсках. Этому важному делу содействовало и массовое поэтическое творчество фронтовиков. В песнях названная тема поднимается до высоты социального обобщения. Гнев, ненависть, месть – не обособленное и не слепое чувство: оно предполагает любовь к Родине, Отечеству. Без любви к родной земле нет ненависти к врагу и, наоборот, без гнева нет любви. Эта диалектика чувств хорошо отображена в песнях. Слово «ненависть» или «месть» соединяется с эпитетом «священная», «святая».
Я это слово берегу
Как Родину и честь,
На встречу лютому врагу
Несу святую месть! –
сказано в песни политрука И.Петрушина. Этому голосу святой мести врагу вторит гвардии младший сержант А.Булавкин в песне – призыве «Отомстим!»:
День настал. Враг не уйдет от кары.
Отстоим мы свой народ и честь.
Так сильней же по врагу удары,
Так сильней же гнев святой и месть!
К данной группе песен близки произведения о призывах Родины, и ее обращение к мужественным, беззаветно храбрым бойцам. В ту тяжелую и грозную годину Родина звала своих сыновей на подвиги, на славные боевые дела. И сыновья сердцем отзывались на ее призыв. Высокое и благородное имя Родины ассоциировалось с дорогим и светлым образом матери. В дни борьбы с фашизмом эти два образа сливались воедино, а два слова произносились и писались как одно. Выражение «Родина – мать зовет», «Родина – мать не забудет» и т.п. часто встречается в песнях Сталинградских дней.
Значительное место в песенном творчестве воинов-сталинградцев занимают походно-боевые песни и песни – гимны. Они имеют свою специфику, свои жанровые особенности. Основные назначения их- передавать пафос движения , похода , стремительно и широкого наступления советских войск. Этим объясняется своеобразие их стиля, ритма, поэтической интонации и самой музыки. Походно-боевым песням, особенно кавалерийским, свойственны звуковая и лексическая экспрессия, насыщенность междометийным возгласом, отрывистыми сигналами и командами. «Вперёд!», «Вперед, на запад!», «Вперёд на врага!» - эти и подобные им призывы содержатся не только в текстах, но и в заголовках многих песен периода войны. Иные из песен сами исполнены движения и словно устремлены в поход. Своей интонацией и ритмом они передают печатание солдатского шага или гул лихо атакующей конницы. Что касается музыкальной мелодии таких песен, то она то же специфична: ей свойственны походно-маршевый темп, боевой задор, четкие ударные аккорды. В ней обычно улавливаются черты военно-патриотических маршей для духового оркестра.
Вместе с тем многие песни создавались в знакомом ритме довоенных походных песен, в частности «Шахтёрского марша» композитора Н. Богословского из кинофильма «Большая жизнь». Это ритмически чёткая, одухотворённая музыка создаёт настроение радости, впечатление одержанной победы.
На эту музыку, например, легко исполнять «Походную» младшего лейтенанта А. Репихина. Ей как раз свойственны те ритмико-стилевые особенности, о которых говорилось выше. Твёрдая поступь похода и мажорно-боевая интонация сплавляются в ней с героическим пафосом содержания.
Вокруг курганы и степные скаты,
Поля, поля, небес осенний шелк.
Идут бойцы, и кажется – с плаката
Правофланговый на землю сошёл.
Идет на танк со связкою гранат
Так, в бой, друзья! Нам лучшая награда –
Спасенный нами город Сталинград.
Но помимо общепоходных песен, в дни боёв под Сталинградом рождались и марши-гимны воинских частей и соединений. Они представляют ценность прежде всего в историческом плане – как своего рода документ и источник необходимых сведений и фактов.
Излагая боевой путь части, они называют места наиболее памятных боев и походов, а также имена прославленных героев. Эти песни исключительно оптимистичны и светлы: они пронизаны чувством гордости за своей боевой коллектив ,за солдат и офицеров ,за командира, а также знамя дивизии или полка. Особенно торжествен припев, в котором сконцентрированы интонации величания и славы. И лишь иногда в куплетах, где упоминаются павшие на поле боя, нотки слегка смягчаются и на повествовании заметен налёт суровой солдатской печали. Но это далеко не в каждой песне. В целом же марши воинских частей пронизывают мотивы бесстрашия, удали и героизма. Как, например, в припеве марша 87-й стрелковой дивизии, принимавшей активное участие в Сталинградской битве:
На всех путях исхоженных
О нас и песни сложены,
Прославились ударами,
В душе и в сердце каждого
Живет наш Сталинград!
Многие соединения и части, сражавшиеся под Сталинградом, прошли трудными дорогами войны и за проявленный героизм были преобразованы в гвардейские и награждены орденами. Их боевая летопись постоянно обогащалась, а сопровождавшие их песни, наоборот, объединялись и устаревали. Созданная, скажем, полгода или даже месяц назад дивизионная песня уже не могла отразить ни свежей хроники событий, ни имён новых героев. По этой причине она уже не удовлетворяла эстетических запросов бойцов и командиров. Такая песня нуждалась или в дополнении новыми куплетами или замене другим произведением. Так что некоторые из прославленных дивизий имели на протяжении войны ни один, а несколько гимнов. Собранные вместе, они представляют собой ценную поэтическую летопись конкретного воинского соединения.
Вот, к примеру, 13-я гвардейская Полтавская ордена Ленина, дважды Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия. Ею продолжительное время, в том числе в дни Сталинградской битвы, командовал известный военноначальник, в последствии дважды Герой Советского Союза генерал-полковник А.И. Родимцев. Слава об этой дивизии и её командире разнеслась в годы войны по всей стране.
Одной из первых по времени рождения является «Песня бойцов Родимцева». Её автор - поэт-фронтовик Е.Долматовский.
Под заголовком песни сказано: «На мотив «Если завтра война». Однако по поводу этого примечания необходимо сделать оговорку. Указанная мелодия подходит лишь для куплетов фронтовой песни, но припев исполнять на этот мотив нельзя, - он написан в ином ритме. Для него более подходит мелодия военного «Марша трактористов» (« Ой, вы, кони, вы кони стальные …» композитора И. Дунаевского и поэта В. Лебедева- Кумача.
В песне подчёркивается бесстрашие и боевой наступательный порыв воинов дивизии, их готовность шагнуть «через смерть» и разбить «ненавистных фашистов». Вот её первый куплет с припевом:
Каждый день, каждый час
Крепнет мужество в нас,
В бой идут молодцы- пехотинцы.
С чёрной свастикой гад
Не вернётся назад,
Получив из винтовок гостинцы.
Припев: Не вернуться фашистам обратно,
Смерть найдут они в русских полях.
Бей, товарищ, врагов беспощадно,
Стань героем в жестоких боях!
Песня получила распространение в дивизии, её знали многие бойцы и командиры. Об исполнении её на боевых рубежах упоминает в своей книге «Твои, Отечество, сыновья» генерал А.И. Родимцев:
«Мне запомнилась ясная, тихая ночь после боя. Морозило. Снег звонко похрустывал под ногами. Мы с Чернышовым (комиссаром дивизии. - П.Л.) шли улицей Погожего к дому, где разместился штаб дивизии. Откуда – то донеслась песня. Сначала я подумал, что это, наверное, наши радисты слушают приёмник. Но песня стала громче и словно приближалась, и её, конечно, слышали в своих окопах немцы.
-Удивительное дело! – взволнованно проговорил Чернышов. – Послушайте, наши бойцы поют… Они поют после такого боя. И что за душа у нашего народа! Он верит в нашу победу, в свою высокую миссию, в счастье, и он поёт…
Улицей Погожего шла рота солдат. Чётко, размеренно бойцы печатали шаг, и дружным голосам их отвечало эхо. Мы отошли в сторону и слушали молча.
Каждый день, каждый час
Крепнет мужество в нас,
В бой идут молодцы – пехотинцы…
Песня прогромыхала над селом и ушла в ночь, в белёсые, заснеженные поля. А комиссар и я ещё долго стояли у крыльца какого – то дома, оба до крайности удивлённые и взволнованные…»¹
В той же газете 40-й армии «За победу» от 22 января 1942 года появилась песня поэта – фронтовика Я. Шведова «Веди, Родимцев!» Под её заголовком – примечание: «На мотив «По военной дороге».
Как и предыдущая песня Е Долматовского, она написана в боевых интонациях. Основное внимание автор уделил образу бесстрашного комдива, который в любое время на отдыхе и в бою, находился рядом с бойцами и стал для них близким и родным. Воодушевленные беззаветной храбростью командира дивизии, бойцы решительно устремлялись на врага.
У гвардейцев законом –
Быть в бою непреклонным,
Бить всегда оккупантов-врагов.
И фашисты-вояки
Не забудут атаки
Наших славных гвардейских полков.
Мы идём, пехотинцы,
С нами рядом Родимцев,
И не страшен нам огненный шквал.
Мы, бойцы, не забудем,
Как у грозных орудий
Вместе с нами Родимцев стоял.
Весной 1942года на Юго-Западном фронте возникли ещё две песни дивизии. Одна из них – «Гвардейская» - принадлежит перу старшего политрука В. Щетинина, вторая – «Песня гвардейцев» - написана красноармейцем Скульским.
Текст первой песни легко ложится на мелодию «По долинам и по взгорьям». Она начинается с вдохновенного обращения к «славе боевой», с тем, чтобы она «гордым соколом» взлетела над полем боя.
Это слава могучих и героических полков дивизии командира-героя Родимцева. Каждый куплет и каждая строчка песни пронизаны чувством высокого солдатского патриотизма.
Вражьи полчища сметая
На победном на пути,
Наша слава боевая
Гордым соколом лети!
Наш герой – герой Родимцев,
Наш полковник боевой.
Он гвардейцев-пехотинцев
Поведёт в суровый бой
Песня Скульского - на мотив «Мы помним степные походы» была опубликована в апреле 1942года в газете 28-й армии «Сталинский удар», где рассказывалось так же и о подвигах героев – защитников Сталинграда из 13 гвардейской дивизии. Этим подвигам и посвящена данная песня. В ней сделана попытка проследить боевой путь дивизии, начиная с летних оборонительных боёв сорок первого года под Киевом. Упоминаются и бои под Курском, а точнее было бы сказать – под курскими городами Тимом и Щиграми, где бригада, а затем и дивизия Родимцева остановила врага.
Как били врагов окаянных,
Как клали их тысячи в ряд –
Под Киевом помнят курганы,
Под Курском сады говорят.
Ведёт нас в решительный бой
Любимый полковник Родимцев
Советских республик герой.
В эти дни горячих Сталинградских боёв и возникла «Песня гвардейцев генерала Родимцева». Её авторы – поэт-фронтовик М. Упеник и боец-композитор П.Ядых. В куплетах песни содержится характеристика боевых качеств гвардейцев, а припев звучит как призыв к воинам разгромить вероломного врага.
Над Волгою пламя
Пылает, как знамя,
Которому клятву даём:
Врагу не уступим,
Вовек не отступим,
А смерть - как гвардейцы умрём.
Припев:
Вперёд - гвардейцы,
Назад ни шагу!
За нами - город и река.
Пусть нашу доблесть и отвагу
Народ запомнит на века.
Вперёд, гвардейцы, на врага!
После сталинградских боев 13-я гвардейская сражалась на Курганской дуге – под городом Обоянь, освобождала Полтаву, Первомайск и многие города, и районы Украины. В составе 5-й гвардейской армии она вела бои в Германии, достигла реки Эльбы, где встретилась с американскими войсками, и закончила войну в городе Праге. В честь ее подвигов в Москве не раз гремел приветственный салют.
Итак, пять фронтовых песен об одной дивизии. И хотя сейчас их уже не поют они дороги нам как историко-литературный материал и как нерукотворный памятник героям. Эти песни доносят до нас саму атмосферу тех трудных и тревожных лет, накал боев с немецко-фашистскими захватчиками. На примере одной гвардейской дивизии они показывают мужество, отвагу и героизм наших воинов, их ненависть к врагу и горячую преданность советской Родине.
В песенном арсенале Сталинградской битвы немало произведений о героях. В фольклористике их обычно выделяют в самостоятельную жанровую группу героических песен. Они призваны донести до читателя накал горячей схватки с врагом и поведать о подвиге героя. Но подвиг совершается не сам по себе, и не в пустом пространстве. Поэтому в таких песнях рисуются, подчас довольно подробно, боевая ситуация, а иногда и детали местности. Герой боя становится героем песни. Это не отвлеченный риторический образ, а живой, конкретный человек- боец или командир. Он представляет перед нами зримым, живым, с его характерным голосом, репликами или командами. Он все время в боевой работе - в атаке, в рукопашной стычке с врагом. Атакующий боец активно действует – врывается в немецкий дзот или траншею, стреляет, метает гранаты, орудует прикладом или штыком. Если это связист, то он, рискуя жизнью, ползет по полю и под огнем противника устраняет порыв; если сапер – снимает мины врага; если танкист – давит гусеницами вражескую пушку или таранит танк и т.д.
Авторы песен стараются проникнуть в мир помыслов и чувств героя. Отсюда в песнях и вопросы, представляющие собой размышления самого автора: «что думал он в минуты боя?» или «кого он вспомнил в этот миг?»
Изображаемый в песне бой не редко становился для воина последним боем. И вообще следует сказать, что большинство героических песен просвещенно подвигам павших бойцов и командиров. Это естественно. Надо прежде всего иметь в виду, что авторами таких песен были сами фронтовики, а уж они – то хорошо знали цену солдатского подвига и героизма. Войны не боялись смерти и потому писали о ней открыто и смело. Но им было бесконечно жаль павшего героя, их славного боевого товарища. Еще час назад он беседовал с ними, шутил, пел песни, а сейчас на глазах у боевых друзей его сразил вражеский осколок или пуля. Поначалу они даже не могли поверить в его смерти: слишком жизнерадостным и молодым был человек, чтобы мог вот так внезапно упасть замертво наземь. Потрясенный случившимся, боец тянулся после боя к перу и бумаге. Он не был поэтом и никогда не помышлял стать им, но впечатления от схватки с врагом были на столько сильны и горечь потери так давила и обжигала душу, что не писать песню или стихотворение он уже не мог. Ему хотелось увековечить подвиг и прославить имя боевого товарища, отдавшего свою молодую жизнь, за счастье народа. Такие песни действительно становились памятью о героях, живым венком на его могилу. Но они лишены безутешно горьких, жертвенных нот, какие присущи некоторым старым песням о смерти солдата. Здесь звучали иные ноты – славы и бессмертия павшего в бою советского патриота.
Но прославить имя героя было, лишь одной стороной дела. В песнях – открыто или в подтексте – все время проводится мысль об основной, стержневой задаче – разгроме врага и достижении победы. Содействовать выполнению ее, призван и образ погибшего
героя-однополчанина.
Отчизна за доблесть тебя наградила
Тремя орденами, герой.
Как ты, будем бить мы фашистскую силу,
Твой образ зовет нас на бой!
И уж совсем характерно для героических песен звучит ее припев:
Вперед, бойцы! Комбат зовет нас к мести.
За кровь мы отомстим стократ!
Клянемся мы своей гвардейской честью,
Что отстоим любимый Сталинград!
Образ комбата Веселова, геройски погибшего «За Родину нашу, за дело святое», звал на бой однополчан, призывал к мести жестокому врагу. Недаром эта песня получила распространение среди бойцов; положенная на музыку, она исполнялась на концертах фронтовой эстрады.
Как уже говорилось, многие песни о героях Сталинградской битвы содержат описание ситуации боя, в которой совершается ратный подвиг. Это особенностью содержания определяется и поэтическая структура произведения. В отличие от маршевых песен, где на первом плане отрывочная хроника – боевого пути части, песни о героях отличаются заметно развитым сюжетом и композицией. Автор такой песни – баллады как бы старается последить от начала до конца героический поступок воина на поле боя. А это вынуждает его прибегать к подробностям, к конкретным штрихам и деталям происходящего
Песни, рожденные в Сталинградской битве, посвящались не только отдельными героическими сражавшимся бойцам и командирам: они прославляли и коллективный подвиг целых подразделений, различных родов войск – танковых экипажей, артиллерийский или минометных расчетов, стрелковых отделений, взводов и рот. И таких произведений не мало. Когда знакомишься с ними, улавливаешь взаимосвязь явлений: боевая действительность рождала героизм бойцов, а героизм становился источником и содержанием песни. Песня, в свою очередь, тоже способствовала рождению героизма.
В боях в Сталинграде, также на подступах к нему, в приволжской и донской степи, самоотверженно сражались сотни больших и малых подразделений. Нередко горстка бойцов отбивала атаки двух и трех десятков танков. Бывало и так: взвод или рота погибали, но не пропускали врага. Ценой своей жизни воины удерживали рубеж.
Но если высокий, легендарный подвиг одного героя сильно волновал людей, то коллективный подвиг и героическая смерть целого подразделения вызывали в солдатской груди бурю чувств. Песня о таком подвиге мгновенно долетала до окопов, передавалась от бойца к бойцу и становилась достоянием фронта. Ее читали, пели, размышляли над ней, заучивали наизусть. Песня становилась оружием.
Мысль о дружбе и братской национальной солидарности, скрепленной кровью в бою, проходит красной нитью через содержание многих песен тех героических Сталинградских дней. Одна из них названа цифрой – «Двадцать один» - по числу воинов подразделения. Ее текст за подписью А. Карина появился 16 января 1943 года в газете 64-й армии «За Родину». Здесь же, в одной из корреспонденций, рассказано, как повел в атаку своих бойцов коммунист лейтенант Шестов. В группу входили русские, украинцы, узбеки, азербайджанцы, казахи, белорусы, татары. Неудержимой лавиной неслись воины – сталинградцы. Вражеский рубеж был отвоеван. Но гитлеровцы вскоре опомнились и целой ротой двинулись на горстку наших бойцов. До последнего дыхания отбивались воины и не отошли ни на шаг.
Это эпизод и стал истоком рождения фронтовой песни. В ее не многочисленных куплетах отображены и разгоревшаяся схватка с врагом и подвиг героев. Песня заканчивается выводом, что лучшими памятником павшим воинам будет очищенный от фашистской скверы Сталинград.
В битве на Волге рождались сотни и тысячи матросов меткого огня. Многие из них проявили подлинный героизм. К ним относятся русские снайпера В. Зайцев и Н. Ильин, удостоенные звания Героя Советского Союза. Орденами Красного Знамени были отмечены боевые дела снайперов нанайца М. Пассара и якута Г. Болтырова. Их знали все участники Сталинградской битвы. Братская солидарность и дружба, священная ненависть к общему врагу руководили действиями героев. О каждом из них были созданы фронтовые песни.
Подчёркивая удаль и мастерство снайперов, эти песни выдвигали одновременно идею высокого воинского долга и патриотизма. И русские снайперы, и нанайцы, и якуты защищали одну Родину, одну реку Волгу, один Сталинград. Они были едины в своём стремлении уничтожить врага.
Батька парня бился за Царицын
Это было много лет назад.
Сын - в папашу: он дырявит фрицев,
Защищая славный Сталинград.
Это строчки из «Песни о снайпере Ильине», автором которой является фронтовик Н. Ткачёв. И как подтверждение выше сказанного звучат слова другой песни «Месть снайпера», сержанта И. Реформатского:
Сталинград, - прошептал Болтыров,-
Ты сегодня роднее тайги…
У якута спокойная кровь,
Ясен взгляд, и движенья легки.
В день наступления советских войск под Сталинградом, 19 ноября 1942года в газете 66-й армии Донского фронта «Патриоты Родины» появилась песня Патрусевича «Служили три товарища». Она посвящена артиллерийскому расчету, в котором воевали русский старший сержант Дмитрий Корьев, рядовые украинец Евдоким Шпак и армянин Артюша Абрамян. В этом небольшом, но спаянном коллективе каждый действовал сноровисто и смело. Приказом Военного совета армии они были награждены медалями. Этот факт отмечен и в песне. В ней звучит мотив национального братства, дружбы и взаимовыручки бойцов-артиллеристов.
Всё сказанное непосредственно отразилось на характере песенного творчества военных лет. Любое произведение фронтовой песенной лирики отдает, если можно так выразиться, дымом и гарью войны.
Так, например, в «Лирической песне» фронтовика А. Шаругина как в капле воды отразилась сама проблема эстетического отношения поэзии к действительности. Песня начинается с типичной в войну картины расставания на вокзале молодых людей. Он уезжает на фронт, а она напутствует товарища хорошей песней:
Верь и помни, мой друг дорогой: неустанно
За тобой моё сердце летит по следам.
И когда ты вернёшься с победой желанной,
Всей любви моей память тебе я отдам.
Далее убедительно и просто рассказано, как эта песня «ему нежной лаской звучала и священным заветом до сердца дошла». А когда дорога привела его на передовые рубежи, он «в атаках лихих», запевая эту песню, «врагов озверелых без промаха бил». В последнем куплете говориться о письме с фронта девушке в тыл. Теперь уже он, мужественны и храбрый воин, делится с подругой думами и говорит о своей готовности защищать от рабства невесту и свою страну.
Так замкнулся тематический круг. Начав с девичьего нежного напутствия, песня закончила сюжет интимным и вместе с тем пафосно-патриотическим посланием молодого бойца. Личная проблема слилась с суровой правдой войны. Но «Лирическая песня» сильна не только этой стороной; она подкупает сердечной искренностью и теплотой. В ней нет ни малейшего намека на рисовку и фальшь. Но удивительнее всего то, что эта великолепная в своей простоте фронтовая песня написана не профессиональным поэтом, а бойцом, возможно впервые взявшимся за перо.
Значительную группу в песенной лирике фронтовиков составляют произведения, созданные в форме и стиле письма. В этих песнях-письмах на первом плане - радость будущих встреч. Именно будущих, поскольку возможность их в настоящем полностью исключалась. Непреодолимым барьером для них была линия фронта, война. Но эта тема имеет и свой глубокий подтекст. Веря в будущую встречу, в счастье любви, молодой воин верил прежде всего в силы своего народа, в близкую неминуемую победу над врагом. Иначе он не писал бы об этих встречах так уверенно и твердо:
Пусть весну ты встречаешь одна
По ту сторону Дона и Волги,
Но не кончится наша весна,
Снова встретятся наши дороги.
Так сказано в песне красноармейца В. Носенко. Именно этот мотив пронизывает многие песни военного времени.
Обычно говорят, что функция фронтовой сатирической песни - разоблачение врага. Это правильно, но существо дела не только в этом .Развенчивая врага, обнажая его мерзкое фашистское нутро, сатирическая песня выдвигает одновременно и патриотические идеи. Она высоко поднимает героизм советского воина, показывает его безусловное превосходство над противником. Таким образом, разоблачение и осмеяние врага предполагает в песне и положительное, героическое начало. Без этого качества песня не могла бы функционировать как подлинно сатирическое произведение и превратилась бы в пустышку. Но фронтовику не нужны были пустой смех и дешёвая забава. Он занимался серьёзным делом - уничтожением врага, и его эстетические вкусы и требования были высокими.. Он нуждался в весёлом и здоровом юморе и в острой, действенной сатире. И то и другое было для него союзником в борьбе.
Необходимо отметить и такую особенность. Острие солдатской сатиры направлялось как на гитлеровских вояк, так и на фашистскую правящую клику. Доставалось всем представителя враждебного лагеря: от Гитлера до рядового солдата – гнусного насильника и мародёра. Осмеянию подвергались не какие-то национальные особенности немецких солдат и офицеров, советский воин был выше национально-расовых предрассудков, а низменные привычки и повадки, унаследованные ими от фашизма. В силу этого фронтовая сатира носила политический, антифашистский характер.
А вот формы и методы осмеяния врага были самые что ни на есть разнообразные. Чаще других применялась форма обыгрывания или переделки какой-либо старой, хорошо известной песни. Об этом говорят сами песенные заголовки: «Не жди, фрау Берта», «Мой костёр», «И не сюды и не туды», «Крутится, вертится», «Провожание» и другие. Особенностью таких песен является сплав пародии, юмора и сатиры. Песня одновременно и потешается над врагом, и беспощадно разоблачает.
Распространенным было также изображение ситуации по типу - «вышло всё наоборот». В такой песне каждый куплет самостоятелен, поскольку содержит логически завершенную картину. Суть этого приёма в следующем. Вначале говорится о каком-либо желании или намерении врага - гитлеровской верхушки, командования или самих фашистских войск, а затем показывается плачевный результат, прямо противоположный тому, к чему стремился агрессор. Таким примером могут служить следующие строки:
В Сталинград войти хотели
И набить там свой живот:
Как фашисты не потели –
Вышло всё наоборот.
Фрицы в злом остервененье
Всё пытались лезть вперёд:
Нам грозили окруженьем -
Вышло всё наоборот.
Наряду с песнями в изобилии создавались подборки эстрадных сатирических куплетов и припевок. В них адресованная врагу ирония и издевка сочетаются с лёгкой юмористической формой исполнения. Иногда куплеты объединяются общностью темы, составляя одну законченную песню. Следует сказать, что куплеты и припевки были излюбленным жанром фронтовой самодеятельной сцены.
Жить без пищи можно сутки
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки
Шутки самой озорной.
Каждому из нас дороги сейчас эти песни. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошёл и пережил войну, песни эти сродни позывным из той далёкой поры. Я наблюдала за своей прабабушкой, стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза. Ведь эти песни связывают два полюса: мирную жизнь и военные действия.
Песням тех военных лет - поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и нескор…
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор!
Цель моей работы была проста: показать Великую Отечественную войну через призму песен. Естественно, я смогла исследовать лишь малую часть песен, все охватить невозможно. Песня всегда была, есть и будет отражением настроения общества, которое ее поет. Читая слова песен Сталинградской битвы, я узнала, какие настроения царили во время войны. Грусть по дому, по оставленным в тылу близким, по погибшим товарищам, призыв идти вперед и никогда не сворачивать, не малодушничать, не бояться – вот то, что наполняет Сталинградскую битву. Те же песни, которые были написаны после войны, призывают не забывать, гордиться Победой, и в то же время ставят нашим современникам планку. Ведь дети всегда должны соответствовать гордым именам отцов. Быть может именно в этом и заключается смысл моей работы: давайте будем достойны Их.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ.
2 WWW.REFERATY.RU.
3 WWW.RETRO.SAMNET.RU.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ
ПЕСНИ
СТАЛИНГРАДСКОЙ
БИТВЫ.
ДУМА О ДОНЕ.
Передо мною Западная Лица.
И слышится сквозь орудийный гул –
Кричит ей Дон: «Привет тебе, сестрица,
Я тоже в битвах воды развернул!»
Ложится ночь на каменистый склон.
И в десять сотен миномётных глоток
Ответный Дону Лица шлёт поклон.
Где вражьей кровью очернён гранит,
А дума вновь дорогою незримой
На дальний юг, на милый Дон летит.
До птичьих гнёзд на ветках ивняка.
Там по утрам задумчивое просо
Про молодость шептало старикам.
Смывает кровь немецкий лютый зверь.
Он в тихий час июльского восхода
В моём дому взломал прикладом дверь.
«Да где ж ты , сын, когда разбойник тут?
Ужели немца ты не обуздаешь,
И воды Дона в рабство потекут?»
Не дав воды своей врагу в поклон,
То никому рабами нас не сделать,
И вечно русским будет Тихий Дон!
Одно из всех, что есть.
Храню и в сердце берегу
Святое слово - месть!
Что трудно перечесть,
За каждый шаг, преступный шаг
Одна расплата - месть!
Поруганную честь,
За честь детей и стариков
Одна расплата - месть!
Изведать и прочесть,
За всё, что оборвала смерть,
Одна расплата - месть!
Как Родину и честь,
Навстречу лютому врагу
Несу святую месть!
За Сталинград, наш город непреклонный,
За Сталинград, любимый город мой.
Идут бойцы, кругом земля родная,
Осенний отблеск солнца на штыках.
Идут они и, может быть, не знают,
Что каждый шаг останется в веках.
Поля, поля, вокруг небесный шелк.
Идут бойцы и, кажется, с плаката
Правофланговый на землю сошёл.
Идёт боец и рушит все преграды,
Идёт на танк со связкою гранат.
Так в бой, друзья, нам лучшая награда –
Спасенный нами город Сталинград!
Мы с честью сумели пройти.
И было гвардейцев немного,
Но стоит один десяти
.
Как били врагов окаянных,
Под Киевом помнят курганы,
Под Курском сады говорят.
Мы мужеством нашим гордимся,
Ведёт нас в решительный бой
Любимый полковник Родимцев,
Советских республик герой.
Земля полыхает в боях.
Нам тоже дано возвратиться
С победой в родные края.
И чайки летят над Днепром.
Гвардейцев встречай, Украина,
Тебе мы свободу несём!
Ведёт нас в решительный бой
Любимый полковник Родимцев,
Советских республик герой.
ГВАРДЕЙСКАЯ
Вражьи полчища сметая
На победном, на пути
Наша слава боевая,
Гордым соколом лети.
Наш полковник боевой,
Он гвардейцев-пехотинцев
Поведёт в смертельный бой.
Непреклонные стрелки.
Приготовлены обоймы,
Крепко примкнуты штыки.
Проведём мы, как всегда,
Чтоб на всей земле советской
Фрицев не было следа.
И гвардейский алый стяг
Через всю страну родную
Пронесли с тобой земляк!
Честь солдата парню дорога.
В летний зной, и в холод и в метели
Первой пулей он снимал врага.
Это было много лет назад.
Сын в отца: и он дырявит фрицев,
Защищая славный Сталинград.
А себя не жаль за край родной,
И с простою тульскою винтовкой
Стал для немцев снайпер наш грозой.
Над бугром в степи, где ворог сгнил.
Ходит слава добрая в народе
О бойце, что фрица истребил.
Им теперь гордится вся страна.
Под шинелью звёздочка Героя
И военной славы ордена.
ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ.
Паровоз дал гудок, возвестив расставанье,
Уезжавших цветами осыпал перрон,
И пропела подруга бойцу на прощанье,
Провожая идущий на фронт эшелон.
За тобой моё сердце летит по следам.
И когда ты вернёшься с победой желанной
Всей любви моей пламень тебе я отдам…»
И священным заветом до сердца дошла.
Эта песня дорогой бойца согревала
И в походах с бойцом неразлучно была.
С этой песней в бои он бесстрашно ходил
Эту песню в атаках лихих запевая,
Он врагов озверелых без промаха бил.
« Я с врагом беспощаден. Отчизну любя,
Я в атаки хожу с твоей песней, подруга,
Защищая страну, мой народ и тебя»
Эта фронтовая лирическая песня создана в дни боёв под Сталинградом. Автор текста - фронтовик А.Шагурин, была опубликована в газете Сталинградского военного округа «Красное знамя» от 12 октября 1942года.
ТВОЙ НАКАЗ
Дорогая, здравствуй! На рассвете
Ухожу с товарищами в бой.
И вот в этом голубом конверте
Я хочу поговорить с тобой.
Тихий, тёплый вечер над Невой.
В синем небе звёзды, словно, свечи
Млечный путь, гранит береговой.
Я ушёл наш город защищать.
Ты на прежнем месте оставалась,
Чтобы мне оружьем помогать.
Храбро защищать наш Ленинград.
Даже если смерть мне угрожает,
Ни за что не отступать назад.
Навсегда врагу путь преграждён.
Мне наказ твой искренний так дорог,
И приказ народа мне – закон.
Как тогда я буду стойким, храбрым,
Сквозь бои я твой наказ пронес.
Скоро в бой, священный бой жестокий,
Может быть, убьют меня враги.
Помни, что в бою в степи широкой
Я не сдал врагу родной земли.
ПИСЬМО.
Воспоминаний удержать не смог,
Когда нашел немного пожелтевший,
Своей рукой исписанный листок.
Отправленном по почте полевой,
И дружбы нашей полное бессмертье,
Хранил неясный почерк фронтовой…
Но как-то я, забывши про войну,
С пером сидевши в каменных руинах,
О будущем, о близком вспомянул.
Воспринимая правду между строк.
Но ты прости, что в этот тихий вечер
Не рассказать об этом я не мог.
Как рядом мины выли и рвались,
Как смерть не раз нам назначала сроки,
Но ей назло мы жили и дрались.
Истоком несказанного тепла,
Что письма те, что шли из Сталинграда,
Ты, как приказ военный, берегла.
НЕ УЙДЁШЬ, ШАКАЛ ФАШИСТСКИЙ!
Как свинье своих ушей.
Переколем – штык наш колкий –
Всех арийских палачей.
Иль уж Волга не нужна?
А по-нашему – скрываешь,
Что кишка у вас тонка.
А с фашистов пот течет,
Это славная «Катюша»
Из-за горки речь ведёт.
День и ночь врага бомбят.
Миномёты, танки, дзоты
После них уже молчат.
И тверда как сталь рука.
Не уйдешь, шакал фашистский,
От советского штыка!
За родные города
И за пролитые слезы
Разгоним врага дотла!
Разговор по душам
В плен попался Паулюс.
- Муссолини, вы же сами
В плен сдаетесь корпусами.
Ваши части льнут ко дну.
-Да и ваши, милый мой,
Что-то любят ил речной.
Нам, Бенито, всыпали.
-А теперь под Краснодаром
Угостили скипидаром.
Снова нас нещадно бьют.
-Видно, фюрер, хошь не хошь,
Пропадем мы не за грош.
Фронтовая сатирическая песенка, иронизирующая по поводу разгрома под Сталинградом, на Дону и Кавказе. Создана в силе эстрадных куплетов. Автор текста – фронтовик П. Львов. Текст опубликован под рубрикой «Мы смеемся и поем, и врага умело бьем» в газете 59-й армии Волховского фронта «На разгром врага» от февраля 23 февраля 1943г.
О Гансах и фрицах - фашистских убийцах
Они продвигаются, чинят разбой.
«С победою!» -каркает фюрер-убийца,
Готовит награды и ждет их домой.
Смертельно тяжел на Россию поход.
Пришлось неожиданно в землю зарыться –
Не могу пробиться и шагу вперед.
Скулят и по норам от страха снуют.
Пришли убивать и добром поживиться,
Но только отсюда живьем не уйдут!
Фронтовая сатирическая песня, отразившая положение фашистских войск после Сталинградской битвы. Автор текста – техник- интендант I ранга А. Деркачев. Текст опубликован в отделе сатиры и юмора «Прямой наводкой» газеты 62-й армии Юго-Западного фронта «На защиту Родины» от 11 апреля 1943г
Здесь не было подразделения, а тем более крупной воинской части, на счету которых не значилось бы ярких, героических дел. Люди шли в бой с мыслью о Родине, о разгроме вероломного в
26 09 2014
1 стр.
Цель: Показать значение Сталинградской битвы (07. 07. 1942г. 02. 02. 1943г) в исходе Великой Отечественной войны
16 12 2014
1 стр.
Звучит фонограмма песни «В лесу родилась елочка». На фоне песни громко звучат слова
15 10 2014
1 стр.
Песни Невинности и Опыта Показывающие два противоположных состояния души человеческой
25 12 2014
11 стр.
А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, песни петь да плясать, наших деток забавлять
12 10 2014
1 стр.
Ты грезишь о музыке, а приходится чистить рыбу. Ты сочиняешь песни, а родной отец жестоко избивает тебя за это. Родная мать калечит тебе руку, чтобы ты не могла больше играть на ги
26 09 2014
15 стр.
Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады
11 10 2014
1 стр.
В течение первых 15 – 20 минут Дед Мороз и Снегурочка, вышедшие к детям с самого начала,(выходы традиционные), дают возможность им исполнить новогодние песни, стихи и танцы. Кроме
12 09 2014
1 стр.