Перейти на главную страницу
Введение 3
I Сущность естественных монополий 6
2.1Методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий 14
2.1.1. Прямое государственное регулирование 15
2.1.2 Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях) 16
2.1.3. Ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты) 17
2.2 Необходимость и задачи государственного регулирования естественных монополий
2.3 Государственный контроль в сферах естественных монополий 19
III Проблемы реформирования естественных монополий
3.1 Проблемы реформирования естественных монополий в России и за рубежом (на примере железнодорожного транспорта) 21
3.2 Рост тарифов естественных монополий 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложение 38
Введение
Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески моно - один, полео - продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке. Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая. Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара. Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.
Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.
В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX и начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
Процессы монополизации происходят до сих пор. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства. Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиро вэкономически невыгодно. Полученные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть издержки производства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов отдельных компаний, так и всего общества. Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист.
Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится особый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делается вино совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам то продавец вина также предстает как монополист.1
Цель данной работы наиболее полное изучение естественных монополий как понятия и экономико – политических процессов происходящих под их влиянием.
В связи с поставленной целью будут решены следующие задачи:
- Рассмотрим возникновение монополий и роль естественных монополий в национальной экономике
- Обозначим методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также государственный контроль в сферах естественных монополий
- Проанализируем проблемы реформирования естественных монополий в России и за рубежом (на примере железнодорожного транспорта) и рост тарифов естественных монополий.
Естественная монополия первоначально понималась как природная монополия, то есть монополия на уникальный природный ресурс.2 Согласно неоклассическому подходу естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция не желательна или даже невозможна.3Главный критерий выделения естественной монополии в неоклассическом подходе – возрас тающая отдача от масштаба (economy of scale).Во второй половине 1970-х гг. сложилось современное представление о естественной монополии, основанное не на концепции экономии от масштаба производства, а на концепции субаддитивности издержек, предложенной У. Баумолем. 4 Под субаддитивностью понимается, что при любом объеме выпуска производство в рамках одной фирмы будет экономичнее производства двумя или более фирмами. В России понятие естественной монополии и перечень естественно-монопольных видов экономической деятельности определены федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.
1. Оказание уникальных (специфических) услуг для экономики и населения.
2. Большая экономическая эффективность интегрированных сетевых систем.
3. Большая технологическая надежность и гибкость интегрированных систем.
4. Возможность концентрации и перераспределения финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов.
5. В условиях трансформационных процессов в России и вакуума исполнительной власти естественные монополии в значительной степени выполняли функции государственных органов, в особенности в части гарантирования и обеспечения доступности услуг для населения. 6
Естественные монополисты - это предприятия, занимающие важное место в экономике страны и способные существенно влиять на экономический рост и увеличивать его темпы, например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой. Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей (так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень их износа в 2006 г. составила 55.6% причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России – более 3 трлн. руб.)7 будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для ГЭС и подвижного состава железных дорог задействовано, как минимум, две отрасли: машиностроительная и сталелитейная. А если учесть, что в производстве косвенно принимают участие дорожно-строительная (в начале 2000-х г.г. стоимость прокладки гравийной дороги в районах Крайнего Севера составляла порядка 5 млн. руб. за километр) и строительная отрасли, то можно говорить о существенном увеличении ВВП, числа занятых и налогов, которые поступят в бюджет впоследствии. Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.
Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.
На мировой арене Россия все более заявляет о себе как об «энергетической державе», активно влияя на энергетические рынки. Правда, здесь кроется определенная опасность для России - стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран - импортеров. Избежать такого положения в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, в которой отдельное место в поставках должно отводиться не одной стране, а группе стран. Например, проект прокладки нефтепровода и газопровода с месторождений в Западной Сибири до Тихоокеанского побережья позволит «убить двух зайцев сразу»: газифицировать дальневосточные районы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории все того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы, как минимум, четырем странам (США, Япония, Южная Корея и быстро развивающийся Китай). Соответственно возрастет политическая и экономическая роль России в этом регионе. Также начинает реализовываться проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который свяжет Россию и Западноевропейские страны. Данный проект позволит экспортировать российскую нефть потребителям напрямую, минуя территорию других государств. При этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки через эти страны и издержки, связанные с незаконным подключением к нефтепроводам и газопроводам.
Немаловажной отличительной особенностью российских естественных монополий можно считать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке успешно конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.
Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.
Краткие выводы:
Итак, естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен. Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Рассмотрим, например, городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, уставнавливаемые естественными монополиями. Речь об этом пойдёт в п.1 и 2 II главы.8
Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.
В настоящее время в России сформировались три крупнейших естественных монополии: РАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО ОАО «ЕЭС России»( в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.). 9 По Закону "О естественных монополиях" сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.10
Анализ результатов применения Федерального Закона “О естественных монополиях” позволяет выделить некоторые методы регулирования государством деятельности естественных монополий.
Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. Прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них для естественных монополистов – достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве данному методу уделяется первостепенное внимание. Однако при реализации данного подхода возникает ряд проблем:
– необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре. Это несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание государственных чиновников;
– сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии.
Давая оценку этому методу государственного регулирования, очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса как рынком, так и государством в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование. Однако могут появиться проблемные вопросы. В первом случае создаются предпосылки к возникновению частной нерегулируемой монополии с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (мы имеем дело с прямым общественным вредом монополии). Во втором случае проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).
Можно сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.). Анализ мирового опыта показал, что торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем, это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования. 11 Это относится к таким сферам, как дерегулированию грузовых автоперевозок, организация работы местных авиалиний, почтовой службы, работа кабельных телевизионных сетей, а в ряде случаев относится и к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.
2.1.3. Ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты)
Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов (и в первую очередь, государства) для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественного монополиста. Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и соответственно, пониженных тарифов - для граждан. Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железно-дорожные и авиационные билеты и проч.).Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. К настоящему времени количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.
Практика использования ценовой дискриминации может быть применена государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов”, и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается.
Реально государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в существовании специального антимонопольного законодательства, регламентирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющего список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.
Российское законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации). В тоже время, если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
Краткие выводы:
Без сомнений, именно эффективность функционирования естественных монополий может определять конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. И именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений, а также условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость их реформирования. Анализируя взаимоотношения государства и естественных монополий, можно также сделать вывод о том, что государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное реформирование экономики страны.
2.2 Необходимость и задачи государственного регулирования естственных монополий
В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а
ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не
производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естесвенным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.
Несмотря на наличие технической эффективности концентрации
производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательноскрываемой информацией.
Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят
Среди множества актуальных проблем в сфере исследований рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур занимает не последнее место. Основная задача этого процесса — создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов в целях развития данного сектора экономики. Реформирование уже затронуло некоторые отрасли, например, на сегодняшний день полностью завершена реформа монополии в сфере электроэнергетики, на базе которой создан ряд независимых компаний. Кроме того, на заключительной стадии находится реформа железнодорожного транспорта, которая, в соответствии с концепцией, должна завершиться в 2011 г. Тем не менее при рассмотрении данного вопроса можно привести как большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, так и множество доводов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики. С одной стороны, мероприятия по реструктуризации вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли, призваны создать на рынке свободную конкуренцию и тем самым привлечь в реформируемую отрасль дополнительные инвестиции. С другой стороны, нельзя не учитывать возможность неконтролируемого роста цен и тарифов на производимые данными предприятиями товары и услуги. Очевидно, что в таком случае может возникнуть процесс отмирания «невыгодных» (с точки зрения рынка) видов деятельности внутри реформируемых отраслей, которых в России довольно много. К примеру, в сфере железнодорожных перевозок низкорентабельными, а иногда и убыточными, видами деятельности являются некоторые виды пассажирских перевозок.
Эффективное функционирование развитой рыночной экономики обычно подразумевает самостоятельность каждого отдельно взятого предприятия, полностью отвечающего за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, обосновано предположением о том, что каждый хозяйствующий субъект для поддержания приемлемого уровня конкурентоспособности должен разрабатывать эффективные системы управления бизнес-процессами с целью максимизации прибыли, оптимизации общего уровня затрат, что в конечном итоге приведет к обеспечению финансовой устойчивости предприятия. Однако даже в экономике рыночного типа возможно, а иногда даже необходимо, появление и развитие монополий. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в условиях современного экономического уклада существуют отрасли, в рамках которых экономия, связанная с ростом масштаба производства, выражена особенно резко, а создание и поддержание конкурентной среды является чересчур затратным с точки зрения эффективного расходования ресурсов, или просто неосуществимым. В таких условиях наиболее эффективной является такая организация производства, при которой на рынке действует всего лишь один хозяйствующий субъект, способный удовлетворить совокупный спрос, предъявляемый на производимый данной фирмой товар или услугу. Кроме того, существование в рамках рыночной экономики монопольных структур может быть вызвано наличием крайне высоких препятствий (например, необходимость крупных капиталовложений) для вхождения в определенную отрасль. Очевидно, что присутствие в определенном секторе экономики только одного производителя накладывает на потенциальных конкурентов необходимость обладания капиталом, достаточным для вхождения в отрасль.13 С этой точки зрения становится понятным существование в экономике так называемых естественных монополий.
Как уже упоминалось выше обычно в экономической литературе к сфере естественных монополий относят транспортировку газа, нефти и нефтепродуктов, железнодорожные перевозки, услуги электросвязи, почтовой связи, передачу электрической и тепловой энергии. В данной главе мы рассмотрим вопросы, связанные с особенностями реформирования естественной монополии, функционирующей в сфере железнодорожных перевозок на примере приватизационных процессов, реализованных в некоторых европейских странах, а также проанализируем проводимые мероприятия по реформированию железных дорог в России.
Можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики. Во-первых, сохранение традиционной модели, то есть полностью интегрированной монопольной компании, объединяющей стадии как производства, так и сетевого хозяйства. Фактическая рыночная власть подобного монополиста очень велика и может быть ослаблена только посредством конкуренции локальных монополистов на сопряженных территориях. Это классическая модель вертикально интегрированного монополиста. В настоящее время практически все российские естественные монополии построены по такому принципу, а их реформирование связано с выбором того или иного варианта отхода от него. Во-вторых, возможна модель с разделенными стадиями производства и сетевого хозяйства, причем последняя может быть организована как крупный монополист, а на стадии производства появляются элементы конкуренции. В данном случае должны быть четко обозначены законодательные барьеры, не позволяющие сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения производителей. Это модель вертикального разделения. Реформа электроэнергетики в России проводится именно в соответствии с ней. В-третьих, теоретически возможна модель, включающая элементы как конкуренции, так и интеграции. Речь идет о сетевом монополисте, который одновременно является одним из конкурентов в сфере производства. Получается своего рода вариант вертикальной интеграции с конкуренцией. Для ограничения монопольной власти используется метод так называемого "функционального разбиения", например ведения раздельной хозяйственной отчетности по сетевой и производственной деятельности внутри интегрированного предприятия, а также регулирования внутренних цен, назначаемых монополистом для самого себя за пользование инфраструктурной сетью. Существуют вполне обоснованные опасения, что подобное "разбиение", на практике реализуемое путем выделения в рамках компаний самостоятельных бизнес-дивизионов, в российских (и не только) условиях не сможет преодолеть доминирующих позиций на рынке субъекта инфраструктурных сетей и обеспечить беспрепятственный допуск к ним неинтегрированных производителей. На основе анализа мирового опыта реформирования естественных монополий можно сделать общие выводы о наиболее эффективных моделях реструктуризации отдельных инфраструктурных отраслей. Так, наилучшей для железнодорожного сектора нередко оказывается модель вертикально интегрированного монополиста, для электроэнергетики - модель вертикального разделения, а для сектора телекоммуникаций - модель вертикальной интеграции с конкуренцией.14
1. Частичное списание и реструктуризация долговых обязательств, проведение мероприятий по финансовому оздоровлению железнодорожных монополий, частичная отмена системы государственного субсидирования;
2. Разделение и организационное обособление железнодорожных монополий на два сектора — инфраструктуру и эксплуатацию, а также предоставление возможности выхода на рынок частным компаниям;
3. Внедрение системы самоокупаемости (т. е. основным целевым ориентиром являлось не получение прибыли, а достижение безубыточности).
С помощью подобных мероприятий многие реформируемые железные дороги смогли добиться ощутимых результатов. Рассмотрим теперь, какие основные модели применялись для реформирования железнодорожных монополий в различных странах.
Швеция.
Фактически первая полноценная реформа железных дорог была проведена в Швеции в конце 1980-х гг. Реформа началась с того, что железнодорожная монополия («Государственные железные дороги» — Statens Jдrnvдgars) была разделена на два сектора: инфраструктурный и эксплуатационный. Для этого на базе монополии были созданы две компании, одна из которых занималась решением вопросов развития и поддержания железнодорожной инфраструктуры (Banverket), а другая осуществляла грузовые и пассажирские перевозки (Statens Jдrnvдgars). В рамках такой системы инфраструктурная компания отвечала за управление всем комплексом железнодорожных коммуникаций и вспомогательных производств, занималась вопросами реконструкции и модернизации транспортной сети, а также предоставляла инфраструктуру, ремонтно-техническое обслуживание и коммуникации в пользование эксплуатационным компаниям за фиксированную плату. Полученные доходы использовались, главным образом, на покрытие общественно значимых затрат (например, на обеспечение безопасности движения, обновление основных средств, защиту окружающей среды). Поскольку получение прибыли не ставилось в качестве основной цели деятельности инфраструктурной компании, то совокупные затраты не полностью покрывались за счет собственных доходов. Оставшаяся часть инфраструктурных расходов (примерно 26%) покрывалась за счет дотаций со стороны государства. Что касается эксплуатационной компании, то она функционировала как коммерческое предприятие с целью получения прибыли от своей деятельности. Проблема осуществления социально значимых, но низкорентабельных перевозок, была решена с помощью выплаты целевых государственных компенсаций. Реформирование железных дорог продолжилось в 2001 г., когда на базе эксплуатационного сектора был создан ряд обособленных предприятий, специализирующихся на отдельных видах деятельности:
• Green Cargo AB (управление грузовыми перевозками);
• Statens Jдrnvдgars (управление пассажирскими перевозками);
• Euromaint (ремонтно-техническое управление);
• Unigrid (управление по автоматизации и информационным технологиям);
• Jernhusen (управление объектами железнодорожной недвижимости).
Отличительной особенностью шведской модели реформирования было сохранение созданных компаний в государственной собственности, при этом у данных предприятий появилась возможность привлечения в эту отрасль сторонних коммерческих компаний. Важнейшим итогом проведения реформирования на железных дорогах Швеции стало улучшение состояния всего железнодорожного комплекса. Это, прежде всего, отразилось на изменении финансово-экономических показателей. Помимо этого, заметно улучшилось качество оказываемых услуг в пассажирских и грузовых перевозках, благодаря обновлению подвижного состава, внедрению новых логистических методов. Таким образом, шведская модель реформирования железнодорожного комплекса наглядно продемонстрировала возможность создания конкурентного рынка транспортных услуг одновременно с активным государственным регулированием в этой отрасли.
Германия.
Процесс реформирования железных дорог Германии начался в 1994 г., когда было создано акционерное общество «Железные дороги Германии» (Deutsche Bundesbahn AG). Далее, в рамках данного предприятия были выделены инфраструктурный и эксплуатационный секторы. На втором этапе (с 1998 г.) был проведен процесс выделения самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов, причем разделение на отдельные компании проводилось по признаку специализации. Так, в рамках железнодорожного холдинга был создан ряд акционерных компаний:
• DB Regio (региональные перевозки),
При этом созданные акционерные компании получили возможность самостоятельно оказывать транспортные услуги. Кроме того, в целях создания в отрасли конкурентного рынка железнодорожная инфраструктура стала доступной для независимых частных компаний. Немаловажной особенностью реформы в Германии стала так называемая регионализация, т.е. передача контрольных и регулирующих полномочий в сфере перевозок транспортным администрациям региональных и местных органов власти. При такой системе региональные органы власти несли неполную финансовую ответственность, поскольку для покрытия совокупных затрат по эксплуатации и модернизации объектов железнодорожной инфраструктуры федеральным правительством были образованы специализированные фонды покрытия. В результате реформ железных дорог Германии удалось достичь не только существенного изменения экономических показателей (увеличения объемов пассажироперевозок и снижения совокупных затрат), но и решить проблему технического перевооружения, а также погашения обязательств перед кредиторами. Следует, отметить некоторые трудности, возникшие в ходе выполнения реформы. Так, существенным негативным последствием явилось то обстоятельство, что частные транспортные компании, вышедшие на рынок, в основном были заинтересованы только в оказании рентабельных услуг (например, осуществление пригородных перевозок пассажиров). В то же время в секторе грузовых перевозок успешная реализация реформы была возможна только при условии привлечения сторонних железнодорожных операторов (особенно эта проблема была актуальна в угледобывающих районах Германии). Вдобавок к этому, железнодорожный транспорт не в полной мере привлекался к участию в смешанных типах перевозок, что ослабляло позиции железных дорог по сравнению с другими участниками транспортного рынка. В целом, несмотря на некоторые недоработки, реформу железных дорог в Германии можно считать весьма успешной.
Также кратко рассмотрим историю становления и перспективы развития другой российской естественной монополии:
ОАО «Газпром», в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах, создано путем начального преобразования в феврале 1993 года Государственного газового концерна, а затем в 1999 году РАО «Газпром». На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. "Газпрому" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт". Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования. Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования. Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении. Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.18
3.2 Рост тарифов естественных монополий
С 1 января 2011 происходит традиционный рост тарифов на газ, свет, тепло и железнодорожные перевозки. Правда, правительство обещает, что квартплата повысится не больше чем на 15%. Но рост тарифов неизбежно скажется на ценах в магазинах — ведь если услуги естественных монополий дорожают на двузначные суммы, инфляция вряд ли будет однозначной. Полемика между РЖД и Минэкономразвития была начата с прицелом на будущее. Железнодорожная монополия попросила правительство в 2012 году поднять тарифы на 23% или компенсировать ей 147 млрд рублей выпадающих доходов. Иначе, железные дороги развалятся (не будет денег на инвестиционную программу) и придется уволить 42 тыс. человек. Правительство же не испугалось и ответило отказом, посоветовав, чтобы дороги не разваливались, привлекать частных инвесторов. Но до 2012 года время еще есть, и выполнения хотя бы части своих условий РЖД может добиться. С нового года счета за коммунальные услуги снова выросли. Правительство обещает, что не больше чем на 15% — такую цифру озвучил премьер-министр Владимир Путин. Но гарантий нет. В прошлом году тоже был установлен предел роста — 25%, но даже в этих рамках большинство регионов не удержалось. Цены за киловатты, кубометры и километры растут не только из-за увеличивающейся стоимости их производства, как говорят производители, но и из-за затрат на энергоносители. В вопросах установления себестоимости той же электроэнергии отправная точка газ: для того чтобы решить эту проблему, нужно остановить рост цен на газ. Но в ближайшие годы этого не произойдет. Российские технологии сильно отстают от мировых. Так, у нас при добыче сжигается 24% добытого газа, а в Норвегии — от 1 до 3%. При таких потерях чиновники стремятся компенсировать затраты на добычу и транспортировку газа за счет внутреннего потребителя. Но «Газпром» планирует вывести внутренние цены на газ на уровень мировых к 2014 году. Это для него стратегическая задача: экспорт падает, инвестиции в разработку новых месторождений нужно увеличивать, и внутренний рынок становится основным источником доходов.
Правительство пока лишь немного сдерживает аппетиты монополии. Например, чтобы избежать скачка инфляции, вместо разового 15-процентного роста цены на газ министерство намерено проиндексировать ее с 1 января на 5%, а с 1 апреля на 9,5%. (см табл. 1 в приложении). При этом независимые добывающие компании предлагали повысить тариф в этом году лишь на 7% — им этого было достаточно. Если посмотреть обоснования монополий, становится ясно, что у них постоянно растут затраты на содержание собственного аппарата. Государство должно научиться находить компромисс между интересами монополистов, с одной стороны, и населения и производителей — с другой. Только тогда «голубая мечта» правительства — годовая инфляция в 2–3% — станет ближе19
В ряде отраслей народного хозяйства объективно экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление). Это отличает данную монополию от капитала-монополии. “Единицей” измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, “единицей” измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является “предметом общественного пользования”, - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли. Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).20
“Плюсы”:
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. https://www.aup.ru.
2. Гаврилов А.И. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1
3. Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. – М.: ЭКМОС, 2006.
4. Грицюк, Т. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т. В. Грицюк. – М. : Изд-во РДЛ, 2006. – 288 с.
5. Дюбанов М.А. «Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. Проблемы современной экономики.» № 3. (31)
6. Е. С. Савицкая. Курс лекций по микроэкономике. М.: Юнити- Дана , 2007 – 305с
7. Е.В. Шолудько «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Вестник РГРТУ. № 3 (выпуск 25). Рязань, 2008
8. Мариничева О. Энергетика в России: тенденции и перспективы развития // Энергетика и промышленность России. – 2007.- № 13.
9. Океанова, З. К. Основы экономической теории: учеб. пособие / З. К. Океанова. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 288 с.
10. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2008. 115 с.
11 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях".
12. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2007. – 464 с.
13. https://www.rusrep.ru/article/2010/12/08/ekonomika
14. https://www.ido.rudn.ru/lectures/5/K7.htm
15. https://www.gks.ru
16. https://xit-net.info
Приложение
Таблица 1
Таблица 2
|
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Российская Федерация |
470,2 |
804,9 |
1082,2 |
860,0 |
877,8 |
891,3 |
916,3 |
931,9 |
953,1 |
995,8 |
1015,3 |
1040,4 |
Центральный федеральный округ |
90,0 |
163,0 |
246,6 |
189,7 |
195,8 |
196,7 |
207,1 |
200,4 |
209,8 |
224,7 |
228,2 |
229,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
35,4 |
78,6 |
101,6 |
79,3 |
84,2 |
89,9 |
89,8 |
94,5 |
95,0 |
99,6 |
103,6 |
109,4 |
Южный федеральный округ |
47,7 |
68,2 |
81,4 |
66,6 |
59,3 |
67,3 |
65,6 |
68,7 |
70,0 |
69,4 |
72,0 |
73,3 |
Приволжский федеральный округ |
99,3 |
162,0 |
220,2 |
172,7 |
175,8 |
177,0 |
181,8 |
187,5 |
187,5 |
191,1 |
197,7 |
198,4 |
Уральский федеральный округ |
67,6 |
118,5 |
169,0 |
122,3 |
128,7 |
130,4 |
139,1 |
144,7 |
150,2 |
163,6 |
167,0 |
173,7 |
Сибирский федеральный округ |
116,1 |
184,3 |
215,9 |
191,2 |
195,2 |
191,3 |
194,0 |
195,9 |
199,9 |
206,4 |
206,1 |
213,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
14,1 |
30,2 |
47,5 |
38,5 |
38,8 |
38,6 |
38,9 |
40,1 |
40,6 |
41,1 |
40,7 |
41,8 |
Методы государственного регулирования и контроля за субъектами естественных монополий 12
01 09 2014
2 стр.
За отчетный период деятельность Департамента по Алматинской области направлялась на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства о естественных монопол
23 09 2014
1 стр.
Должны ли такие разделы как "Реформирование естественных монополий" быть наполнены конкретикой? Если и в новой редакции Концепции ограничиться констатацией глобальной стратегии, то
01 09 2014
1 стр.
Местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий Алматинской области
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
Регулируемых работ (услуг) по использованию инфраструктуры внутренних водных путей
17 12 2014
1 стр.