Материал для проведения беседы
«И в шутку и всерьез или Музыка-это спорт?»
При подготовке использованы материалы сайта https://www.melnitsa.net/forum/viewtopic.php?t=1239
Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий "музыка" и "спорт", вот уже несколько веков подряд они идут рука об руку. В спорте музыка всегда использовалась для подчёркивания особой важности происходящего, для создания определённого настроения как у зрителей, так и у соревнующихся, а могла сочетать в себе обе эти функции. Сейчас музыка в спорте также часто используется.
Однако, каким образом используется в музыке спорт? Вот это, как раз и есть тема нашей сегодняшней беседы.
Основоположниками музыкальных видов спорта по праву считаются классические композиторы. Обладая незаурядными талантами, эти люди первыми стали вводить в музыку навороченные пассажи, ранее никому и нигде не известные. Сначала это были лишь скромные попытки, базирующиеся на желании композитора "включить в симфонию что-нибудь эдакое", но с каждым последующим своим опусом большинство композиторов всё лучше и лучше осваивало свой инструмент (в большинстве случаев это были клавиши), и вскоре "эдакого" появлялось в симфониях всё больше и больше, на смену ему приходило что-то "ещё более эдакое" и т.д.
Первым в этом обширном списке стоит имя итальянского скрипача Никколо Паганини. Имея от рождения необычайно длинные пальцы, Паганини быстро освоил скрипку и гитару, развил своё мастерство и, наконец, побил все известные рекорды скорости. Венцом творчества великого итальянского скрипача явились 24 каприса и 5 концертов для скрипки с оркестром, в которых маэстро продемонстрировал всю свою удаль. Пожалуй, на сегодняшний день ещё никто не смог превзойти его в технике исполнения. Музыкальный фрагмент. Н. Паганини.
Однако, если Паганини был первым среди скрипачей и гитаристов своего времени, то техничных клавишников в классической музыке было не счесть, хотя и здесь были свои лидеры. К их числу стоит, прежде всего, отнести Фредерика Шопена и Ференца Листа.
Музыкальный фрагмент. Ф. Шопен
До сих пор, проходя мимо Консерватории им. Чайковского можно услышать гневные проклятия студентов-пианистов в адрес этих двоих спортсменов. И если первый из них оставил после себя лишь собственные навороты, то второй, дабы показать всему миру безграничные возможности рояля, помимо своих произведений любил перекладывать на фортепиано опусы других композиторов, написанные для симфонического оркестра. Можно себе представить, с какой скоростью надо шустрить руками, чтобы одновременно исполнить все партии оркестра на одной чёрно-белой доске.
Музыкальный фрагмент. Ф. Лист
Помимо инструменталистов, любили классические композиторы поднапрячь и певцов, для которых писали кошмарные партии. Сами певцы почему-то не очень любили заниматься сочинительством и, кстати, до сих пор не слишком жалуют это занятие. Особенно досталось от композиторов тенорам - зачастую им приходилось петь такие высокие ноты, от которых у неподготовленного человека сразу село бы горло. Впрочем, даже у подготовленного оно иногда садилось после пары-тройки строчек из "Золотого Петушка", где Римский-Корсаков включил в партию Звездочёта ультразвуковой вокальный пассаж.
Музыкальный фрагмент. Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Золотой петушок».
Что касается барабанной установки, то в классике этот инструмент использовался по частям. Цельной установке композиторы почему-то предпочитали литавры, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, вибрафон, челесту, ксилофон, трубчатые колокола и гонг в отдельности. Каждым инструментом, как это ни удивительно, заведовал отдельный человек, хотя сейчас почти весь набор можно откопать в установке Терри Боззио или Майка Портного.
По крупному барабаны стали использовать чёрные джазмены, стараниями которых музыкальный спорт пришёл в группу ударных инструментов. Начиная с конца XIX в. Джазмены с палочками уже начали наперегонки месить пластики, выясняя кто из них быстрее, а вскоре к барабанщикам присоединились и басисты, которые поначалу были контрабасистами. С каждым годом джаз усложнялся, исполнители всё больше уповали на поливы, а дабы сделать музыку ещё более тяжёлой наводнили её т.н. "неправильными размерами", септолями, квинтолями, септаккордами и тотальной импровизацией. Благодаря этому джаз стал звучать настолько витиевато, что понять его стало под силу далеко не каждому. Высшим пилотажем считалось под темп 180 ударов в минуту и при этом ни разу не ошибиться.
Музыкальный фрагмент. Джаз
Неудивительно, что джаз вскоре стал элитной музыкой, и в первую очередь из-за сложности, а во вторую - из-за своей аморфности.
Параллельно с джазом в Америке, в Европе пытались переиграть друг друга испанские фламенко-гитаристы, доведшие скорость исполнения до такого уровня, что многие их композиции представляли собой одну неистовую трель, запомнить из которой невозможно было ни ноты.
Музыкальный фрагмент. Фламенко.
Новое дыхание в музыкальный спорт привнёс с собой жанр рок-музыки, первыми ласточками которого стали рок-н-ролльные команды, а также The Beatles, Rolling Stones и Cream. И те, и другие, и третьи никакого существенного вклада в развитие музыкального спорта не внесли, но создали предпосылки для появления тех, кто должен был сделать этот вклад.
По настоящему спортивный подход к рок-музыке начал развивать легендарный Джимми Хендрикс, хотя спортивной личностью отнюдь не считался. Тем не менее, именно Хендрикс показал, что можно вытворять с гитарой (в смысле - как быстро можно на ней играть, а не лупить по динамикам и ломать о головы фэнов). К сожалению, бедный Джимми вскоре покинул этот мир, успев, однако, «заразить» гитарной физкультурой других исполнителей.
Музыкальный фрагмент. Джимми Хендрикс.
Среди «заболевших» сразу же выделилось несколько человек с самыми опасными симптомами. Особо отчётливо они проявились у некого Джимми Пейджа из группы Led Zeppelin. С каждым альбомом уровень спортивной подготовки Пейджа вырастал на порядок, и, соответственно, увеличивалась скорость перехода от одной ноты к другой. Дело дошло до того, что другие завистливые гитаристы, у которых так споро играть не выходило, стали уверять, что Пейдж вовсе и не человек, а демон из Преисподней, посланный на Землю, чтобы прикупить немного душ для коллекции начальника.
Таким образом, получается, что с каждым годом число демонов неуклонно росло. Пилить ураганные гаммы стало для гитаристов чем-то вроде квалификационного показателя. Гитарист был звездой, а его сольники - гвоздём программы. Не удивительно, что остальным музыкантам тут же стало завидно, и они принялись устанавливать рекорды для своих инструментов.
Музыкальный фрагмент. Led Zeppelin
Что можно сказать о спорте в современной музыке? Без всякого сомнения (и это видно практически невооружённым глазом) сейчас эти два понятия практически неотделимы друг от друга. Но, неужели так сложно понять, что слушатель в первую очередь хочет услышать хорошую музыку, а не громогласное заявление "смотри, как я умею!", выраженное в музыкальной форме.