




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12
Творческий проект по технологии
Шаль в технике лоскутного шитья
Выполнила
ученица 9 «А» класса
Минаева Валентина
Руководитель
учитель технологии
Харченко Татьяна
Евгеньевна
г. Королёв
2012 год
Оглавление
Введение 3
Проблема 3
Обоснование проекта 4
Цель 4
Задачи 4
Историческая справка 5
Банк идей 5
Основная часть 7
План реализации проекта 7
Техника изготовления шали 9
Инструкционно - технологическая карта 10
Техника безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками 15
Техника безопасности при работе на швейной машине с электрическим приводом 17
Техника безопасности при работе с утюгом 19
Экономический расчёт 20
Внешний вид изделия 21
Анализ 24
Реклама 25
Заключение 26
Список используемой литературы 26
Введение
Проблема
Идеей возникновения моего проекта стала появляющаяся передо мной проблема: весной в нашей школе, как и во многих других, празднуется Масленица. Я очень часто участвую в подобных мероприятиях и решила в этом году основательно подготовиться, т.е. сшить оригинальное дополнение к моему образу. На празднике я буду играть «Весну». Получается, мой наряд должен неким образом отличаться от других, быть более ярким, интересным. Но мне бы хотелось, чтобы мой образ был очень запоминающийся, поэтому, ко всему перечисленному я решила сшить в дополнение шаль в технике лоскутного шитья, так как эта техника существует с давних времён. Для этого я стала просматривать различные печатные издания по рукоделию, такие как «Журнал для души», книгу «Иллюстрированную энциклопедия моды», книгу «Лоскутки».
Обоснование проекта
Цель
Цель моего проекта – изготовление оригинальной, праздничной шали.
Задачи
Задачи, которые я перед собой ставлю:
-
Изготовить неповторимую шаль.
-
Познакомиться с историей возникновения такого аксессуара, как шаль, а также с техникой лоскутного шитья «Квадрат».
-
Рассчитать необходимое количество квадратов для шали из ткани вторичного сырья, так как изделие не должно быть дорогим.
-
Выполнить с успехом свой проект.
Историческая справка
Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнять деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.
С незапамятных времён женщины России носят платки и шали. Это квадратный или треугольный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм.
Замужние женщины надевали платок или шаль поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки, шали, платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки.
Шаль с каймой, расписной платок, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.
Банк идей


Основная часть
План реализации проекта
Красивый орнамент из лоскутов
Недорогие, экологически чистые материалы
Шаль
Качество выполненной работы
Яркие, цветные ткани
Техника изготовления шали
Я решила выполнить шаль в лоскутной технике «квадрат», эту технику мы проходили в 5 классе на уроках технологии, делали прихватку. Это одна из самых старинных лоскутных техник. Цветные квадраты, сшитые по определённым правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времён, когда тканей производилось очень мало, они были слишком дороги и, даже лоскутки размером с почтовую марку, шли в дело. Особенно часто использовали такое шитьё в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие, но очень кропотливое занятие, так как требует большой усидчивости.Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор – эскиз. По эскизу рассчитывают количество квадратов из тканей. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадраты трудно совмещать при сшивании. Выкраивать квадратики необходимо с учётом долевой нити – она должна проходить параллельно любой стороне квадрата. Для дальнейшего изготовления шали в технике «квадрат» я обратилась к учителю технологии. На дополнительных занятиях была составлена инструкционно-технологическая ката по изготовлению шали, которая мне очень помогла при шитье.
Инструкционно - технологическая карта
«Изготовление шали в технике лоскутного шитья «Квадрат»
I.Составить орнамент из блоков в технике «Квадрат» (блок из 9 квадратов, размер квадратов 60 мм ˟ 60 мм) .
II.Изготовить необходимое количество блоков для заданного размера шали:
- по верхней части длина = 1800 мм ÷ 2000 мм;
- по боковым сторонам длина = 900 мм ÷1000 мм.
Рассчитать необходимое количество квадратов и блоков.
III.Технология изготовления блока:
1. Составить орнамент из 9 квадратов.
2. Соединить квадраты в следующей последовательности:
а) Соединение квадратов.
б) Соединить 1, 2 и 3 ряд из квадратов.
в) Сделать ВТО блока из 9 квадратов.
IV.Соединить блоки в орнамент, необходимый для выбранного размера шали в той же последовательности, что и квадраты для блока (смотреть пункт III. технологическойкарты).
V.Выполнить ВТО ткани для подкладки.
VI.Соединить подкладку с шалью из лоскутов:
-
Наложить шаль на лицевую сторону подкладки, соблюдая направление долевой нити на подкладочной ткани.
-
Выкроить подкладку по фигурным срезам шали из лоскутов.
3. Приметать притачать подкладку на 5 мм ÷ 7 мм от края, оставляя не стаченное место по верхнему срезу шали для дальнейшего вывёртывания на лицевую сторону (смотреть рисунок 1).
4. Срезать углы у фигурных краёвшали не доходя до строчки 1 мм ÷ 2 мм (смотреть рисунок 1).
5. Сделать рассечки в углах шали не доходя до строчки 1 мм ÷ 2 мм (смотреть рисунок 1 ).
6. Вывернуть шаль на лицевую сторону.
7. Выметать кант:
- по верхнему краю шали из подкладки на 2 мм;
- по боковым сторонам шали из лоскутного полотна на 1 мм ÷ 2 мм.
8. Выполнить отделочную строчку по трём сторонам шали на 3 мм ÷ 5 мм от края , одновременно закрепляя 200 мм по верхнему краю шали нестаченного расстояния, оставляемого для последующего вывёртывания шали.
9. Выполнить машинные строчки (стежку) по лицевой стороне шали, по швам соединения блоков.
VII. Сделать ВТО готовой шали.
Вид шали со стороны подкладки:
Техника безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками
Необходимо следующее:
- Хранить ножницы в футляре.
-Не оставлять во время работы лезвия ножниц открытыми.
- Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд.
- Работать с напёрстком.
- Хранить булавки и иголки в определённом месте, не оставлять их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот, не вкалывать их в одежду.
- Не пользоваться ржавыми иглами и булавками.
Техника безопасности при работе на швейной машине с электрическим приводом
При работе на швейной машине соблюдаются следующие правила:
- Внешний вид человека, работающего на швейной машинке, должен соответствовать правилам: волосы обязательно убраны пол платок или косынку, форма одежды – рабочий халат.
-Во время заправки, чистки и смазки швейной машины, при замене иглы, установке шпульного колпачка, не оставлять ногу на педали.
- Перед заменой лампочки подсветки всегда вынимать вилку сетевого шнура из розетки. Заменять лампочку подсветки только на лампу той же номинальной мощности -15 Вт.
-Не отвлекаться при работе на швейной машине с электрическим приводом.
- Использовать швейную машину только по ее прямому назначению, как описано в руководстве по эксплуатации.
- Никогда не использовать швейную машину, если у нее поврежден сетевой шнур или вилка.
- Для отключения от электрической сети переключать сетевой выключатель на символ "О", соответствующий выключению.
- Не отключать швейную машину от сети, вытягивая вилку за шнур. Брать за вилку и вынимать ее из электрической розетки.
- Держать пальцы вдали от движущихся частей. Быть особенно внимательным при работе рядом с иглой.
- Не использовать погнутые иглы.
- Не тянуть и не толкать ткань во время шитья. Это может привести к отклонению иглы и ее поломке.
Техника безопасности при работе с утюгом
Необходимо следующее:
- Перед работой с утюгом проверять исправность шнура.
- Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
- Ставить утюг на подставку.
- Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
- По окончании работы утюг выключать.
Экономический расчёт
№ №
п/п
|
Наименование материала
|
Количество материала
|
Стоимость материала
( за 1 м )
|
Общая стоимость затрат
|
1.
|
Ткань Сатин
|
2000 мм
|
92 руб.
|
92 руб. ˟ 2000 мм = 184 руб.
|
2.
|
Нитки хлопчатобумажные № 50
|
1 катушка
|
23 руб.
|
23 руб.
|
3.
|
Ткань х\б цветная
|
Вторичное сырьё
|
0 руб.
|
0 затрат
|
Итого :207 руб.
|
Внешний вид изделия
Анализ
Закончив свой проект и подводя итоги, я могу сказать, что для меня работа была достаточно сложной, но в то же время - интересной и увлекательной. Практически это ювелирная работа с тканью, так как много мелких деталей (441 квадратик 60 × 60 мм) из разных по цвету и рисунку тканей. И из них я создала шаль с определённым орнаментом. Я уверена, что ни у кого в мире такого аксессуара нет.
Но, несмотря на возникшие передо мной сложности, мне очень понравилась эта работа. Я узнала много нового из истории шали, различных её видах. Я поставила перед собой цель, и я её достигла. У меня появилась прекрасная, неповторимая шаль, которую я сшила своими руками. Я уверена, что на празднике проводов зимы – Масленицы, у меня будет самый оригинальный и запоминающийся наряд. К тому же, эту шаль я смогу носить не только на костюмированные праздники, но и в повседневной жизни. Так как она очень хорошо будет дополнять мой классический стиль одежды.
Реклама
Заключение
Список используемой литературы
1.Учебник Технологии 5 – 9 классы. Авторы: Ю.В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л.В Литикова, В.Д. Симоненко. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2007 – 2011гг.
2.Иллюстрированная энциклопедия моды. Авторы: Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. Издательство «Артия». 1988г.
3. Книга «Лоскутки». Серийная разработка авторов М.В. Максимова, М.А Кузьмина. ЗАО Издательство «ЭКСМО – Пресс». 1998 г.
4.Интернет сайт https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7819/
5. Инструкционно – технологическая карта « Изготовление шали в технике лоскутного шитья». Автор – Харченко Т. Е.