Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО.
Их зовут:
Вен, Мал, Чук, Неф, Тад, Маг, Пак, Кан, Ден.
Попытайся связать каждое имя с тем, на что похоже это слово, с тем, что хорошо известно.
Вен звучит как «в N», т. е. в городе N; от слова «вена» и т. д.
Мал смял; ломал и т. д.
Чук и Гек; чукча и т. д.
Неф звучит как имя еще одного поросенка компании Нюф-Нюфа, Наф-Нафа ж Ниф-Нифа ж т. д.
Тад как очень похожее на имя Тэд ж т.д.
Маг маг-кудесник; мак (цветок); смак (название передачи) и т. д.
Пак от слова «упаковка» и т. д.
Кан почти название известного города Канны во Франции ж т. д.
Ден мужское имя англоязычных народов и т. д.
Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, пора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.
Послушай и повтори!
Сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.
Все слова после одного прочтения запомнить почти невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ запоминания, своего рода палочку-выручалочку.
Слово всегда что-то обозначает. Представьте то, что обозначают эти слова. Они обозначают весьма конкретные предметы:
—продукты;
—одежду;
— школьные принадлежности.
Конкретные предметы довольно легко разместить по определенным местам:
продукты — в холодильник;
одежду — в шкаф;
школьные принадлежности — в портфель.
ЗАДАНИЕ 2. Слова зачитываются еще раз. Необходимо вспомнить, что лежит в холодильнике, в шкафу и в портфеле.
ЗАДАНИЕ 3. Подсчитайте количество правильно названных слов.
Игру можно считать успешной, если было правильно названо 10—11 слов.
Эту игру придумал известный психолог, академик В. Д. Шадриков. Задача заключается в том, чтобы складывать два числа, а результат прибавлять к третьему. Полученную сумму надо запомнить и к ней прибавить результат сложения следующих двух однозначных чисел и т. д.
Операции играющего:
Если задание понятно, можно начинать игру.
Исходное число |
Тестовый материал | |||||||||||
237 |
3 |
7 |
4 |
6 |
5 |
1 |
2 |
7 |
7 |
1 |
9 |
и т.д. |
5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
8 |
1 | ||
Операции играющего |
23 |
24 |
25 |
25 |
и т.д. | |||||||
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
24 |
25 |
25 |
26 | |||||||||
5 |
4 |
9 |
7 | |||||||||
|
|
|
|
Это задание можно усложнить или упростить в зависимости от возраста, опыта, способностей ребенка. Для того, чтобы играющему было легче считать и запоминать, надо предложить ему называть (проговаривать) все операции.
«Счет с наращиванием» можно использовать как развивающую индивидуальную игру, как коллективную игру-соревнование на длительность безошибочной игры и как тест, позволяющий определить силу оперативной памяти человека. Оперативная память — память, обслуживающая какие-то действия человека, которая необходима ему в процессе конкретной деятельности. Человек с хорошей оперативной памятью отличается тем, что помнит все, касающееся его текущего занятия, но после окончания работы он может забыть большую часть имевшей место информации. Как правило, это второстепенная информация, т. е. нюансы, штрихи, детали.
После окончания игры участников можно спросить, помнят ли они те числа, которые складывали.
При распределении работы почтальону Печкину достался сложный участок. Он очень уставал, т. к. не мог найти наиболее короткий путь от дома к дому.
Запомни, как они пишутся.
Если знаешь правила написания этих сложных слов, то расскажи их.
Фейерверк,
— вспомни порядок слов;
В тех случаях, если ребенок в ответах на вопросы (задание № 8) допустил неточности, то это говорит о довольно слабой природной памяти, которая нуждается в укреплении за счет применения разнообразных способов запоминания.
Почти целая страница книги заполнена словами, которые, на первый взгляд, не связаны между собой. В таком виде их очень трудно запомнить. Но если найти связи между словами и выражениями, то количество информации, которую надо запомнить, резко уменьшится.
Итак:
Пушкин, «Горе от ума», Карабиха, перстень с сердоликом, Федор, «...Мысль изреченная есть ложь...», Некрасов, Натали, дуэль, дипломат, Тютчев, Кавказ, «Анна Каренина», Николай Алексеевич, журнал «Современник», Грибоедов, Толстой, Александр Сергеевич, Софья Андреевна Лев, Чав-чавадзе, Мойка, чахотка, Турция, «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...», Полотняный Завод, «Кому на Руси жить хорошо», Дантес, «Коробейники», Михаиловское, «Как сердцу высказать себя...», Пьер Безухов, Молчалин, Ясная Поляна, вегетарианец, «Другому как понять тебя...», Царскосельский Лицей, пенсне, «Медный всадник», «...Как он поймет, чем ты живешь...», «зеркало русской революции», «Я помню время золотое...», Арина Родионовна, «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!».
В самом деле, если в качестве опоры взять фамилии литераторов, то всю остальную информацию можно разделить на смысловые части, относящиеся к жизни и деятельности А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. С. Грибоедова.
1. Пушкин, перстень с сердоликом, Натали, дуэль, Александр Сергеевич, Мойка, «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...», Полотняный Завод, Дантес, Михайловское, Царскосельский Лицей, «Медный всадник», Арина Родионовна.
2. Грибоедов, «Горе от ума», дипломат, Кавказ, Чавчавадзе, Турция, Молчалин, пенсне.
3. Некрасов, Карабиха, Николай Алексеевич, журнал «Современник», чахотка, «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники».
4. Тютчев, Федор. «Как сердцу высказать себя, Другому как понять тебя, Как он поймет, чем ты живешь, Мысль изреченная есть ложь...» «Я помню время золотое...» «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»
5. Толстой, «Анна Каренина», Софья Андреевна, Лев, Пьер Безухов, Ясная Поляна, вегетарианец, «зеркало русской революции».
То, что мы сделали, называется структурированием материала. Другими словами, мы нашли связи внутри материала: нашли способ упорядочить материал, используя явные и неявные связи внутри его.
Были выделены пять точек отсчета, пять «деревьев», пять оснований, на которые и была как бы нанизана или развешана оставшаяся информация.
Получилась стройная и красивая картина.
Как вы уже заметили, самое главное в данном случае — поиски ключевого слова. Оставшиеся слова и выражения сами тянутся к опоре, к ключевому слову. Это происходит потому, что между ними существуют четкие и известные связи. При упоминании Пушкина каждый из нас вспоминает Михайловское, Наталью Николаевну и т. д.
Эти явления, когда одно слово вызывает другое помимо нашей воли, называются ассоциациями. Таким образом, в задании были применены сразу два способа запоминания: структурирование и ассоциации.
Соревнование, весна, голубика, дружба, лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства, награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть, тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш.
Для того, чтобы запомнить эти слова полностью, необходимо применить способы запоминания, описанные в предыдущей игре.
Сначала ищем ключевые слова: например, весна, ягоды, спорт, дружба.
Затем ищем связи ключевых слов с остальными словами.
Итак: весна — лужи, март, листья, поздравления, праздник; ягоды — голубика, черника, земляника, вишня, малина; спорт — соревнования, судья, спринт, свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш; дружба — переживания, страдания, чувства, страсть, измена.
Оба способа имеют право на существование.
10. Звери в состоянии невесомости.
ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.
ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.
ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Существует несколько способов запоминания положения зверей.
— Использовал ли то, чему научился в предыдущей игре?
Запомни слова, написанные здесь, и то, как они расположены.
— Использовал ли то, что приобрел в предыдущей игре?
Запомнив таким образом группы слов, можно соединить всю информацию в целостную картину.
В качестве вывода отметим способы запоминания, используемые в данной игре:
группировка (выделяли группы: цветы, имена и т. д.);
опорный пункт (учитывали положение слова относительно диагонали квадрата, вверху, внизу и т. д.).
13. У наблюдательного человека память сильнее!
ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Через 5 секунд рисунок закрывается. Ребенку в течение 5 секунд показывается второй рисунок. Чем отличаются друг от друга первый и второй рисунки?
14. Стулья.
а) Сколько стульев нарисовано на картинке?
После выполнения задания необходимо обсудить:
— наличие ошибок;
— признаки рисунка, на которые обращалось внимание при запоминании;
— наличие или отсутствие надписей, их правильность.
16. Проверим долговременную память.
Необходимо в течение 1 секунды назвать автора литературного "персонажа.
Вопросы: |
Ответы: |
Плюшкин Фамусов Княжна Мери Евгений Онегин Анна Каренина Форма Гордеев Чацкий Степан Облонский Незнакомка Алеша Карамазов Кабаниха репка Иудушка Головлев Павел Петрович Кирсанов Раскольников Рудин Обломов Дубровский |
Н. В. Гоголь А. С. Грибоедов М. Ю. Лермонтов А. С. Пушкин Л. Н. Толстой А. М. Горький А. С. Грибоедов Л. Н. Толстой А. А. Блок Ф. М. Достоевский А. Н. Островский русский народ М. Е. Салтыков-Щедрин И. С. Тургенев Ф. М. Достоевский И. С. Тургенев И. А. Гончаров А. С. Пушкин |
Нижеприведенные слова иллюстрируют хорошо известные правила. Вспомни их.
а) Мыши, лыжи, тишина, вершина. Ответ: Жи, ши пишется с буквой и.
б) Мед, лед, велосипед, кроссворд. Ответ: Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный.
в) Не говорил плохих слов, не хулиганил, не обманывал. Ответ: Не с глаголами пишется раздельно.
г) Помощь, ночь, вещь, речь. Ответ: На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь.
д) Плач, ключ, товарищ, мяч. Ответ: На конце существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.
Задание. В оформлении этой игры сделано несколько ошибок. Найди их. Какое правило было нарушено?
18. Исключения из правил.
Исключения из каких правил приведены ниже:
— несмотря на;
— уж, замуж, невтерпеж;
— чувство, праздник, солнце, окрестности.
19. Неназванные предметы.
ЗАДАНИЕ 1. У этих предметов нет названия, нет имени. Может быть, это детали какой-либо машины, или детские игрушки, может быть, это конфеты. Придумай название каждому рисунку, каждому предмету.
ЗАДАНИЕ 2. Запомни особенности этих предметов.
ЗАДАНИЕ 3. Нарисуй эти предметы по памяти.
ЗАДАНИЕ 4. Помогали ли тебе при запоминании названия этих предметов? Расскажи, какие названия ты придумал.
20. Числовой лабиринт, или игра для математика.
124 |
428 |
357 |
469 |
582 |
929 |
142 |
248 |
753 |
649 |
528 |
299 |
241 |
842 |
735 |
496 |
825 |
|
214 |
828 |
537 |
949 |
852 |
|
421 |
284 |
573 |
994 |
285 |
992 |
Как правило, запомнить механически эти числа не удается никому. Количество правильно воспроизведенных чисел зависит от того, какие закономерности составления данного лабиринта нашел играющий.
При составлении задания использовались 2 принципа:
1) числа, расположенные по диагонали, умножа ются на 2:
124 х 2 = 248 х 2 = 496 х 2 = 992;
2) по вертикали числа представляют собой комбинации из имеющихся цифр исходного числа.
ПРИМЕЧАНИЕ. При выполнении этого задания, как правило, бывает много ошибок. Необходимо проанализировать их причины:
— невнимательность;
Внимание!
1. Родина
2. Сквер.
3. Геометрия.
4. Фальсификация.
5. Удар.
6. Ошибка.
7. Камин.
8. Контроль.
9. Ножницы.
10. Любовь.
11. Беда.
12. Свидание.
13. Сказка.
14. Необычность.
15. Костер.
16. Записка.
17. Губы.
18. Проблема.
19. Родители.
20. Кризис.
ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.
ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием — ассоциации — установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.
23. Мнемотехники.
Вспомни известные запоминалки!
Вспомни то, что ты знаешь, читал, заучивал, то, что не следует забывать.
муабит — отвечать
1. Какой страшный хищный зверь падок до малины? (Медведь.)
2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным. Жир греет и питает спящего медведя.)
3. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь; она очищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает.)
4. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где всякое другое животное их веса увязло бы? (Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры, и лось не вязнет.)
5. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)
6. Почему весной не бьют пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши.)
7. Когда заяц-беляк бывает всего заметней? (Когда вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег, или когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет.)
8. Почему распространенное сорное растение называ ют пастушьей сумкой? (Плоды пастушьей сумки похожи на сумки, которые носили в старину пастухи. Отсюда и название растения.)
9. Почему кустарник дикой розы называют шипов ником? (Кустарник получил такое название за шипы, которыми густо усыпаны его ветки.)
10. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы? (Колючки и шипы, заменяющие листья у многих пустынных растений, — это приспособления, которые позволяют этим растениям более экономно расходовать влагу.)
11. Почему комнатные растения нужно поливать не холодной (особенно зимой), а теплой водой? (Холодная вода очень медленно проникает в растение. Например, вода при 0° поступает в корень растения приблизительно в 7 раз медленнее, чем вода, имеющая 20°, и оно не получает вовремя нужных питательных веществ. Застоявшаяся в горшке с растением холодная вода может закиснуть, и растение погибнет.)
12. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение может, при этом получить ожоги.)
13. Почему куры, индейки и некоторые другие зер ноядные птицы глотают мелкие камешки? (Камешки, которые глотает курица, помогают ей лучше переваривать зерна. У кур и других зерно-плодных птиц есть особый орган — мышечный желудок с очень толстыми стенками и мощными мускулами. При сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок с камешками заменяет курице зубы.)
14. Что значит «волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее бегом.)
15. Какая корова сытнее живет, хвостатая или бес хвостая? (Хвостатая: хвостом корова отгоняет назойливых и жалящих насекомых в то время, когда щиплет траву. Бесхвостой нечем отмахиваться от оводов и мух, она меньше ест потому, что ей приходится поминутно мотать головой и переходить с места на место.)
16. Умеют ли слоны плавать?
(Слон не только хорошо плавает, но и может погружаться под воду, выставляя над ее поверхностью конец хобота.)
17. Одинаковы ли зрачки у кошки днем и ночью?
(Неодинаковы. Днем, при солнечном свете, зрачки кошки узкие, к ночи сильно расширяются.)
18. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи при линьке на самом деле вылезают из старой кожи, протискиваясь между камнями, корнями и пр. К моменту линьки уже успевает образоваться молодая блестящая и глянцевитая кожица.)
19. Какой зверь спит всю жизнь вниз головой? (Летучая мышь.)
20. Какие звери летают? (Летучие мыши. Расстояния в несколько десятков метров пролетает и летяга (полетуха) — живущая в наших лесах белка с кожистыми перепонками между лапками.)
21. Мы часто употребляем выражение «...где раки зимуют». А где действительно зимуют раки? (Раки зимуют в естественных подводных береговых норах, либо вырывают такие норы сами. В этих норах они не всегда остаются бездеятельными. Часто, высунув клешню, рак схватывает проплывающую мимо рыбешку.)
22. Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак действительно всегда назад, но к пище всегда устремляется вперед.)
23. Какая из наших, птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
Вопросы для обсуждения:
— Сколько клоунов нарисовано на картинке?
— Как они одеты? Опиши их костюмы.
— Есть ли какие-либо предметы в руках клоунов?
— Каким образом ты запоминал положение тела клоуна, его позу?
После подробного обсуждения того, что нарисовал играющий, ему можно показать другую картинку.
В памятной книге найдена запись. Эта запись оказалась залитою в некоторых местах чернилами так, что нельзя разобрать ни числа проданных кусков, ни первых трех цифр полученной суммы. Спрашивается, можно ли по сохранившимся данным узнать число проданных кусков и всю вырученную сумму?
Вот эта запись:
За продажу кусков сукна по 49 руб. 36 коп. каждый кусок получено 7 руб. 28 коп.
— биолог;
— математик;
Встретились два господина. Будучи людьми воспитанными, они представились друг другу. Их имена оказались не из легких.
— можно разделить фамилию на части, например, выделить ус: ус-курупкин;
Данное упражнение было последним в этой книге. И это не случайно» Дело в том, что имена и отчества людей относятся к такого рода информации, которую ни при каких обстоятельствах забывать нельзя. Вы можете забыть номер собственного дома, свой возраст, программу телевизионных передач, название любимой книги, год рождения Александра Сергеевича, но имена людей, с которыми вы общаетесь, забывать нельзя. Имя — это часть личности человека. И если мы запамятовали имя человека, тем самым как бы мы принизили значимость его личности. Последствия этого могут быть самыми разнообразными. Но мы желаем вам не разнообразия последствий, а хорошей памяти на имена и приятного, в связи с этим, общения!
14 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
09 09 2014
38 стр.
13 10 2014
1 стр.