Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе
Дата: 30.04.2013г.
Воспитатель: Кащеева Е.В.
Тема: Путешествие по временам года
Образовательные области:
Коммуникация, Здоровье
Разделы: Развитие речи
Задачи:
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова с определенным звуком; обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, умение рассуждать; развивать звительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие красоты природы; воспитывать любовь к природе, умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой
Приемы: лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика; иллюстрации, игрушки-сюрпризы
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика
Словарная работа: названия времен года, весенних месяцев
Билингвальный компонент: сәлеметсіз бе – здравствуйте, қыс – зима, көктем – весна, жаз – лето, күз - осень
Ресурсы: демонстрационное оборудование: иллюстрации времен года; картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; картинки к игре «Какое время года»; мяч, бабочка, птичка (муляжи), конверт, игрушка ежик; корзина с осенними листьями; аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П.И. Чайковского; раздаточное обрудование: предметные картинки; листы цветной бумаги в виде картины с рамой, картинки элементов пейзажа для составления осеннего, зимнего, летнего, весеннего пейзажа
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят в кругу
Воспитатель: Я приглашаю вас сегодня в сказку.
- Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? («Двенадцать месяцев»).
- Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года.
- Но сначала нужно выполнить мои задания.
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)
Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте
- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля).
- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Воспитатель: Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку, повторяйте за мной:
Сказка ждет нас впереди.
Скажем дружно: «Приходи».
- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.
- Смотрите, как здесь интересно.
Дети проходят, садятся на стульчики возле мольберта
«Встреча с Весной»
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).
- Послушайте:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Это весна)
Воспитатель: Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки.
- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
-Как называются первые весенние цветы? (
подснежники)
Работа по карточкам «Найди первые весенние цветы» (дети на карточках находят и обводят карандашом подснежники)
Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята
(в комнату залетает птичка и приносит детям конверт)
Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.
Словесная игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... (проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась... (верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... (капель)
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). Назовите эти признаки.
Игра с мячом «Весной…» (дети передают мяч друг другу и называют весенние признаки)
- Да, правильно, по этим признакам мы можем определить, что уже пришла весна.
Воспитатель: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.
Игра со звуками
Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Что она говорит?
Бабочка: Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика
(з-з-з), песенку жука
(ж-ж-ж), песенку ветра
(ш-ш-ш), песенка насоса
(с-с-с).
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
-
Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
-
Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
-
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
-
Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
«Встреча с летом»
Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне красной?
(лето)
Смотрите, к нам пришло само Лето (показывает иллюстрацию с изображением лета).
- Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (Летом можно купаться в реке, собирать ягоды, гулять в лесу….)
Игра с мячом
Воспитатель: Я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение - летнее, платье летнее, обувь - летняя.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел зеленый листочек.
- А давайте поиграем в игру «Назови ласково». У вас под стульчиками лежат картинки, назовите ласково то, что на них изображено (лист-листочек, гриб-грибочек...)
«Встреча с осенью»
Воспитатель: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень
(дети рассматривают картинки).
Игра «Угадай: какое время года?»
- Посмотрите, какая золотая красивая Осень к нам пришла. Наша гостья приготовила для нас вот такие картинки. Нужно угадать по этому одному изображению - какое же здесь время года (3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).
- Правильно. Молодцы, а в корзинке у Осени разноцветные листья.
- Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Давайте и мы покружимся, как осенние листочки.
Физминутка «Осенние листочки»
(дети под музыку выполняют движения с листочками)
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
«Встреча с Зимой»
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал
В бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Вот и Зима пожаловала (рассматривают картинку с изображением зимы) со своими подарками.
- Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки
«...Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов...»
- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима.
- Скажите, за что вы любите зиму? (Зима - волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)
- Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?
Пальчиковая гимнастика
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Зайца, волка, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая
В колкой одёжке
Ходит по дорожке.
Конечно, это ёжик.
Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.
Игра «Что когда бывает»
Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.
Ежик:
-
Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)
-
Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)
-
Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)
-
Летом день длинный, а зимой… (короткий)
Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.
Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.
Игра «Составь пейзаж»
Воспитатель: Ребята, давайте в подарок временам года составим для них пейзаж. Пейзаж – это картина о природе. Садитесь за стол и составьте свой пейзаж - зимний, весенний, летний или осенний. (
Дети выбирают пейзаж, используя фишки разного цвета, в соответствии с цветом времени года)
Дети садятся за соответствующий стол и составляют пейзаж из различных элементов
- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия.
- В какое время года мы с вами путешествовали?
- В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
- Что было интересно?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Времена года приготовили для вас подарки – раскраски со своими приметами.