Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Илья Ефимович Репин (1844 – 1930)

Репин родился в селе Чугуеве Харьковской губернии, учился у местных иконописцев. Затем учеба в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Знакомство с Крамским оказало на молодого художника сильное влияние. Затем – Академия. На Золотую медаль молодой Репин пишет картину «Воскрешение дочери Иаира» 1872г. Сюжет – Христос, придя в город, воскрешает только что умершую дочь священника. Репин рассказывал, что для написания картины он вспомнил смерть маленькой девочки, свидетелем которой он был в детстве. Отсюда атмосфера молчания и некоторой торжественности, запомнившаяся ему. Цветовая гамма картины – сдержанная, белые в контрасте с черными, темными. Картина экспонировалась в зале Академии в то время, когда в соседних залах началась демонстрация первой выставки Передвижников. Стасов, давший блестящий анализ этой выставке, отметил и картину молодого дебютанта, что говорит, как о проницательности критика, так и о мастерстве еще незнаменитого художника.



«Бурлаки на Волге» (1870- 1873)

На Неве Репин увидел, как бурлаки тянули баржу около праздничной публики. Этот момент стал рождением замысла. Затем Репин едет на Волгу и наблюдает работу бурлаков, происходит усложнение замысла. Если первоначальный эскиз был решен в диагональном плане: ватага бурлаков шла прямо на зрителя, поднимаясь в гору, то ширь волжского пейзажа подсказала горизонтальный формат картины. Репин решил разместить фигуры по принципу классического фриза. В этом сказалось обучение художника в Академии с ее пристрастием к широкому, панорамному видению. Одновременно был изменен и первоначальный очень экспрессивный характер картины. Полотно стало эпически спокойным и уравновешенным.

Все фигуры на картине конкретны, типичны и обобщенно создают картину народа в целом. Впереди – Канин, тип греческого философа, странствующего мудреца, сильный, крепкий, умные живые глаза выдают любопытство к миру, работу мысли. А замыкает шествие безжизненно повисший на лямке, вот-вот готовый упасть в песок бурлак. Между ними – целая вереница типов и характеров.

Рядом с Каниным – некий Геркулес, со всклокоченной головой, жилистыми руками – настоящий бунтарь. Это тип Савелия богатыря святорусского, одного из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», с которой произведение Репина имеет много точек соприкосновения.

С другой стороны от Канина – третий, в лохмотьях, волосы перевязаны тряпкой, всюду побывал, отведал жизни, стал похож на фаталиста: индуса или эфиопа. С трубкой во рту – вероятно, отставной солдат, высокий и жилистый. Первую группу замыкает больной, изможденный старик, который вытирает руками пот на лбу. Между второй и первой группой – отклонившийся в противоположную сторону, выделенный кроме того и цветом мальчик, который хотел бы вырваться из лямки. На нем розовая рубашка. Взгляд его быстрый и сердитый, в нем недовольство, протест молодости против безмолвия, покорности тех, кто спереди и сзади. В последней группе интересен кто-то с профилем грека, дико оглядывающийся вокруг. Замечательна Волга, широкая, бесконечная, раскинувшаяся, словно млеющая и заснувшая под палящими лучами солнца. Где-то справа дымит пароход, слева – баржа. Картина рисует полную погруженность в глубину народной жизни. Наиболее глубокую оценку этому произведению дал сразу же после его появления Стасов.

После создания «Бурлаков..» Репин поехал во Францию, где отметил интересное творчество импрессионистов, только что входивших в жизнь. Там он освоил некоторые приемы новой живописи, но в целом поиски формальной новизны не увлекли его. После возвращения начался самый значительный период творчества Ильи Ефимовича. Портрет, бытовой жанр, историческая картина – вот излюбленные жанры Репина. Особенно замечательны его портреты – изображение индивидуального характера при значительной типизации образа.



«Протодьякон» 1877г.

Стасов так охарактеризовал это замечательное полотно, появившееся на очередной выставке передвижников: «Образ ложно направленной, искаженной социальными условиями жизненной силы.Портрет отличается горячей гаммой красок, сочной манерой письма, густым мазком. Изображен чугуевский дьякон Иван Угланов. Сам Репин говорил, что увидел в этом человеке «экстракт наших дьяконов, львов духовенства, ничего духовного, все – плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, бессмысленный и торжественный».

Так портрет протодьякона стал грандиозным образом правды и жизни. Репин достиг колоссальной силы типизации в этом произведении.

В 80-ые гг. Репин создает портреты выдающихся представителей общественной мысли, науки и культуры: М.П. Мусоргского, Стасова, Л.Н. Толстого.



«Портрет М. П. Мусоргского» 1881 г.

Он написан за несколько дней до смерти композитора, когда приметы болезни стали явно заметны. Но Репин очень сдержан в изображении этих примет: мы видим красные пятна, одутловатое лицо. Но рядом с малиновым отворотом халата пятна не так ярко выступают на лице композитора и нейтрализуются. Сильный свет дан спереди, что сглаживает чрезмерные тени и рельеф морщин, сладок лица. Мы видим не столько неизлечимо больного человека, сколько духовную красоту человека, преодолевающего страдания плоти. Голова развернута влево, а фигура – вправо. Это придает позе живую, непринужденную естественность. Взгляд идет вдаль и вверх. А губы по-детски трогательные, но выражение лица отрешенно строгое.



«Портрет Л. Н. Толстого» 1887 г.

Личность великого писателя наделена героической значительностью, масштабна. А на первый взгляд спокойна и сдержанна. Толстой в кресле, темная фигура выделяется на светлом фоне. Толстой поднял голову от книги и вперил взгляд перед собой. Словно какая-то мысль поразила его, и он требует от зрителя ответ. Это искатель истины.



«Крестный ход в Курской губернии» 1883 г.ГТГ

Полотно – результат развития портрета в творчестве Репина. До Репина несколько художников создали произведения на тему религиозности народа: «Сельский крестный ход на пасхе» Перова, «Встреча иконы» Савицкого. Но Репин первый придал своему полотну масштабность. Перед нами конфликт народа и власти, но он не демонстрируется впрямую, а очень глубоко входит в ткань произведения. Вот сотские с палками оттесняют толпу калек и странников к обочине. Образовался прорыв – свободное пространство, и зритель может заглянуть внутрь толпы. Здесь есть и привилегированная публика: надутая барыня с иконой, военный в мундире, вытянувшийся словно на параде, пузатый купец, румяный дьякон в сияющей золотом ризе, две мешанки, несущие пустой футляр от иконы, зажиточные крестьяне с водруженным на их плечи стеклянным фонарем, разубранным лентами.

Каждый из них занят собой, сознает свою значительность. Так рождается картина «сословной спеси» в разных вариантах. Отсюда – общий дух картины: социально-критическая ирония. Главный конфликт – между этой публикой и бедняками. Особенно выразителен образ калеки – бедняка и горбуна. Его фигурка полна порыва, он от лица всего угнетенного и униженного мира прорывается к правде. Ведь Христос, воскрешение которого празднуется в этот день, приходил именно к таким несчастным. Именно в этом смысл участия несчастных в Крестном ходе.

Великолепна передача толпы, ее мелькание, лица, стихийность. Возникает стройность композиции при, казалось бы, хаотичном движении. И при этом никаких подсказок зрителю, кто плох, а кто хорош. Смысл полотна открывается постепенно – это признак зрелого реализма. Сама живопись Репина на этом полотне красива. Если Перов изображал дикую картину и при этом работал темными красками, рисунок на его полотне «Сельский ход на пасху» был еще не выразителен, то Репин ярок, разнообразен, интересен. Замечателен аккорд голубого и желтого при передача апрельского неба и пестроты церковного облачения. Эта картина – высший этап развития русского реализма в живописи.

В эпоху «хождения в народ» Репин создает ряд произведений, в которых предстает типичная биография революционера – народника: «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотка и Сибирь», по словам Некрасова. Таковы «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и «Не ждали». Все они были созданы. В 84 – 88 гг когда уже стал ясен крах народнических идей. В это время многие герои «хождения в народ» возвращались на Родину. Пришло время осмыслить происходящее.

«Не ждали»ГТГ

Эта картина – вопрос. Был ли прав вернувшийся теперь из ссылки дворянин – интеллигент, когда ушел из дома, чтобы проповедовать то, что ему было дорого. Рада женщина за роялем, рад мальчик – гимназист. Над роялем портреты Шевченко и Некрасова – властителей дум 60-ых годов, тех, на чьих произведениях воспитывался вернувшийся теперь герой. Они продолжают висеть на стенах – значит, и молодое поколение не отказывается от прежних идеалов. Воздух наполнен голубизной, светом, только недавно прошла гроза. На картине – секундное замешательство. Но, конечно, в центре произведения – немой диалог между сыном и матерью.

Так прав ли был сын, ушедший «в народ»? Зритель тоже является свидетелем происходящего. Перед нами не история «блудного сына», а история человека, который ждет понимания и оправдания. Главная фигура привлекает к себе всеобщее внимание. В этом смысл композиции. Фигура вернувшегося выделена на светлом фоне, на нее указывает служанка, на нее глядят с разной реакцией все. Важно окно, за которым есть своя жизнь, дверь, которая только что открылась. Самим строем картины, ее светлой цветовой гаммой, обилием воздуха и света Репин как бы говорит, что дело таких людей, как его герой, не было напрасно.

Историческая живопись Репина. Репин выбирает из истории героев в особом состоянии душевной возбужденности, аффекта.



«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» 1885 г

Это не столько точный исторический документ, как у Ге, сколько обличение современных ужасов и протест против смертоубийства. Содержание картины – наказание деспота за пролитую кровь муками совести. Состояние Грозного доведено почти до безумия. Царевич же изображен в духе христианского всепрощения и в его чертах лица есть нечто от самого Христа. Основная гамма картины – цвет пролитой крови. Тяжелые красные ковры, темно-красная обивка кресел – все дает ощущение «бунта крови» в душе убийцы.



«Запорожцы пишут письмо Турецкому султану» 1891 г.

Здесь все больше дает себя знать поиск жизнеутверждающего начала. Сюжет картины – запорожцы пишут ответ Махмуду Четвертому на его требование перейти к нему в подчинение. Ответ вполне ясен. На полотне – не хаос разрозненных воль, а коллектив, спаянный идеей товарищества. Именно такой образ Запорожской Сечи создал Гоголь в своем прославленном произведении.

Интересно сравнить это полотно и «Бурлаков..» И там и здесь мы видим коллективы людей, но в «Бурлаках..» они спаяны принудительной связью, из которой кто-то хотел бы и вырваться, а в «Запорожцах» связь идет через любовь к свободе, поэтому перед нами добровольное общество.

Последний взлет творчество Репина пережило в период создания грандиозного полотна «Торжественное заседание Государственного Совета» 1901 – 1903 гг. Здесь дана замечательная по остроте характеристика изображенным персонажам. Живопись сочная, в чем-то перекликающаяся с поисками импрессионистов.



Репин воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.





Илья Ефимович Репин (1844 – 1930)

Академии в то время, когда в соседних залах началась демонстрация первой выставки Передвижников. Стасов, давший блестящий анализ этой выставке, отметил и картину молодого дебютанта

69.29kb.

06 10 2014
1 стр.


Репин Илья Ефимович Работу выполнил

Чугуев, ныне Харьковская область Украины — 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], российский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в с новациям

56.51kb.

06 10 2014
1 стр.


Илья Ефимович Репин

Репина «Бурлаки на Волге» иего портреты писателя Толстого и композитора Мусоргского

10.45kb.

06 10 2014
1 стр.


Книги от М. О. Чудаковой

Переписка, 1906-1929 / Репин, Илья Ефимович, Чуковский, Корней Иванович; [вступ ст. Г. С. Чурак; подгот текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С

108.15kb.

06 10 2014
1 стр.


Окладные книги по волостям Кузнецкого округа 1844-1845 гг. Бачатская волость 1844 Нас пункты Фамилии Число душ м п
232.33kb.

25 12 2014
1 стр.


Типология учебных заведений: зримые черты и нерешенные проблемы С. Репин

С. Репин, начальник Главного Управления образования администрации Челябинской области, С. Молчанов, ректор областного Института повышения квалификации работников образования, докто

95.14kb.

13 10 2014
1 стр.


1 июня – 165 лет со дня рождения В. Поленова (1844-1927), русского живописца

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Петербурге. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, активно участвовал

941.73kb.

25 09 2014
6 стр.


Урока в 11 классе по теме: Международные отношения в 1920-1930-е годы. На путях ко Второй мировой войне

Характеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930-е годы

93.82kb.

01 09 2014
1 стр.