Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


ФГАОУ ВПО СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.К.АММОСОВА

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Производственная практика

для студентов II, III, IV, V курсов

медицинского института ЯГУ

по специальности «Лечебное дело»

(Методические указания)

Издание второе,

переработанное и дополненное

Якутск, 2011

Утверждено учебно-методическим советом университета

Составители:



Людмила Григорьевна Чибыева д.м.н., профессор,

Татьяна Яковлевна Николаева д.м.н. профессор,

Светлана Степановна Сосина к.м.н. доцент,

Лилия Владимировна Дайбанырова к.м.н. доцент
Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения производственной практики в качестве младшего медицинского персонала по общему уходу за больными медицинской сестры, помощника врача стационара (терапевта, хирурга, акушера-гинеколога), помощника участкового врача поликлиники.

Северо-восточный федеральный университет, 2011



Введение
Основной задачей производственной практики студентов является приобретение и закрепление основных умений и навыков врача общей практики, которые будут служить основой для успешной профессиональной деятельности. По выражению К.М. Бэра, «человек по-настоящему владеет лишь тем, чем овладел самостоятельно». Во время производственной практики студент получает не только профессиональные навыки, но и обучается внимательному отношению к больному, к его родственникам, культуре общения, осознанию ответственности за состояние больного, пониманию реальных возможностей медицины.

В период обучения в медицинском институте студенты проходят производственную практику после II, III, IV, V курсов, со сдачей дифференцированного зачета сразу после практики. Будущий врач должен знать особенности работы среднего и младшего медперсонала, иметь навыки ухода за больными, овладеть необходимыми манипуляциями, приобрести навыки по оказанию неотложной помощи. На IV, V курсах студенты проходят врачебную практику в стационарах и поликлиниках, где закрепляются навыки, полученные при изучении клинических дисциплин. Важной составной частью практической работы студента является проведение санитарно-просветительной работы, формирование здорового образа жизни, его активная пропаганда.

Руководителями практики назначаются опытные преподаватели, хорошо знающие работу в практическом здравоохранении. Руководитель следит за качественным исполнением программы практики, а также является важным связующим звеном между кафедрами мединститута и клиническими базами. Практика проводится на базе лечебно-профилактических учреждений г. Якутска: Национального центра медицины. Центра охраны материнства и детства. Республиканского центра экстренной медицинской помощи, Якутской городской клинической больницы, городской больницы № 2, больницы ЯНЦ, поликлиник г. Якутска № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, Станции скорой медицинской помощи, детской инфекционной больницы. Студенты II, III курсов могут проходить практику в центральных улусных больницах.


Структура производственной практики и кафедры, ответственные

за проведение практики



























ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ II КУРСА

ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ И ПРОЦЕДУРНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Производственную практику студенты II курса проходят после окончания весенней экзаменационной сессии в течение 4 недель или 24 рабочих дня в терапевтических, хирургических стационарах в качестве помощника медицинской сестры. Студенты работают по 6 часов в день и имеют 2 ночных дежурства. В отделении должен быть график работы студентов. Руководство практикой осуществляют кафедра пропедевтики внутренних болезней и кафедра общей хирургии.

В стационарах студенты непосредственно подчиняются старшей медицинской сестре, которая в конце практики дает подробную характеристику деятельности каждого студента. Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается ответственным медицинским персоналом и контролируется ответственным за практику преподавателем. В дневнике по окончании практики необходимо представить сводный отчет о проделанной работе с качественными и количественными показателями. Дневник заверяется заведующим отделением, где проходил практику студент.

Дифференцированный зачет проводится после окончания практики в присутствии базового руководителя. Оценка вносится в зачетную книжку за подписью руководителя практики, без права пересдачи.

Под общим уходом за больным понимают ряд процедур, направленных на оказание помощи преимущественно тяжелобольным пациентам с целью облегчения их общего состояния. К ним относятся следующие мероприятия: кормление в постели, создание наиболее удобного положения, смена нательного и постельного белья, уход за полостью рта, носа, профилактика развития пролежней, опорожнение мочевого пузыря и кишечника и т.д. Помощник медицинской сестры должен также четко выполнять врачебные и сестринские назначения: измерение температуры тела с ведением температурного листа, раздача лекарств и знакомство с различными способами введения лекарственных веществ, подсчет дыханий, кислородотерапия, применение компрессов, грелок, горчичников, постоянное наблюдение за состоянием больных на посту медицинской сестры или у постели тяжелобольного.

Основными задачами производственной практики являются:

-знакомство с организацией работы медицинских учреждений;

-приобретение практических навыков по квалифицированному уходу

за больными;

-освоение основных принципов медицинской этики и деонтологии;

-овладение различными манипуляциями и умение пользоваться медицинским инструментарием;

-приобретение практических навыков по оказанию неотложной помощи.

1. Содержание работы в отделениях больницы

1.1. В терапевтическом отделении
-ознакомление с режимом работы лечебного учреждения: графиком работы, правилами внутреннего распорядка и режимом дня, порядком приема и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств медицинской сестрой, правилами хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ и медицинского инструментария;

-влажная уборка палат и мест общего пользования, приготовление и обработка помещений дезинфицирующими растворами, дезинфекция санитарно-гигиенического оборудования, проветривание палат, дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового облучения;

-правильный выбор и ношение медицинской гигиенической одежды (халат, колпак, обувь, маска, перчатки);

-наблюдение и уход за больными: осмотр на наличие педикулеза, общее гигиеническое состояние больного (проведение ванны, смена белья, стрижка ногтей и т.д.), измерение температуры с заполнением листа;

-измерение пульса, подсчет числа дыханий и давления, раздача лекарств, смены белья, наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больного, профилактика пролежней, кормление больных;

-подготовка и направление больных по назначению врача на клинико-диагностические и функциональные исследования;

-выполнение врачебных назначений; компрессов, клизм, катетеризация мочевого пузыря и т.д.;

-оказание доврачебной неотложной помощи при кровотечении, стенокардии, отравлении, астматическом статусе, коматозных состояниях, коллапсе, желчной и почечной коликах и т.д.


1.2. В хирургическом отделении
В хирургическом отделении каждый студент кроме выше перечисленного должен:

-вести наблюдение и уход за больными в послеоперационном периоде: фиксируя внимание за общим состоянием больного, его внешним видом, цветом кожных покровов, характером и частотой пульса, температурой, состоянием повязки, своевременным мочеотделением в первые сутки после операции;



-владеть техникой перекладывания тяжелобольных, транспортировкой больных;

-выполнять под наблюдением врача простейшие перевязки, наложение гипсовых повязок и шин, снятие гипсовых повязок;

-оказывать реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, закрытый массаж сердца и т.д.);

-накладывать кровоостанавливающий жгут.



2. Перечень контрольных вопросов по уходу за больным.
1. Что предусматривает общий уход за больным?

2. В чем заключается понятие деонтологии?

3. Какова роль слова в лечении больного?

4. Каков больничный режим и режим больного?

5. Как устроено приемное отделение?

6. Как производят антропометрию?

7. В чем заключается санитарная обработка больного?

8. Каковы способы транспортировки больных?

9. Что относится к личной гигиене больного?

10. Как приготовить постель тяжелобольному?

11. Какими способами можно придать больному возвышенное положение?

12. Какими способами можно сменить постель больному?

13. Как осуществляется утренний туалет больного?

14. Как осуществлять ежедневный уход за кожей?

15. Как систематически осуществлять профилактику развития пролежней?

16. Как вымыть волосы больного в постели?

17. В чем заключается ежедневный уход за волосами?

18. Как проводить профилактику педикулеза?

19. Как правильно подложить резиновый круг?

20. Как проводить подмывание больного?

21. Как кормить тяжелобольных?

22. Как устроен термометр для измерения температуры тела?

23. Как хранить термометры?

24. Как изменяется уход за лихорадящим больным в зависимости от стадии лихорадки?

25. Какие бывают варианты снижения температуры?

26. Как ставить горчичники?

27. На какие участки тела можно ставить пиявки?

28. Как применяются грелки?

29. Как применяют пузырь для льда?

30. Как характеризуется водолечение?

31. Как следует хранить медицинские баллоны с кислородом?

32. В чем заключается уход за больными при заболеваниях органов дыхания?

33. Какова техника взятия мокроты для лабораторных исследований?

34. Каковы показания к оксигенотерапии?

35. Как подсчитать число дыхательных движений?

36. Правила подсчета пульса?

37. Как определить артериальное давление?

38. Каковы симптомы желудочно-кишечных заболеваний?

39. В чем заключается уход за больным при рвоте?

40. Когда ставятся очистительные, сифонные, лекарственные клизмы?

41. В чем заключается уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта?

42. Как взять мочу для общего исследования?

43. Как производится катетеризация мочевого пузыря?

44. В чем заключается уход за больными с заболеваниями почек?


3. Формы контроля знаний
Ежедневно преподаватель или базовый руководитель осуществляют контроль за прохождением практики: посещаемость, правильность выполнения манипуляций, проверка правильности заполнения и оформления дневника производственной практики (приложение № 1).

В конце практики студент обязан представить к дифференцированному зачету следующие документы:

1. Дневник производственной практики с характеристикой базового руководителя.

2. Зачетную книжку.


Приложение 1
ДНЕВНИК

студента II курса по производственной практике


Наименование отделения ______________________________________

Дата начала ________________ Дата окончания ___________________




Дата и часы работы

Содержание выполненной работы (количество процедур, описание проведенной работы)

Подпись медсе-стры поста или деж. медсестры

с 1 июля 2002г.

8.30-14.30



1. Следил за санитарным состоянием палат №....

2. Принимал участие в раздаче пищи.

3. Проводил санобработку санузлов.

4. Обработал пролежни у 2-х тяжело-больных.

5. Обработал полость рта и кожные по­кровы у 2-х больных.

6. Проводил термометрию.

7. Давал кислород из кислородной по-душки 1 больному.

8. Помогал медсестре в транспортиров-ке больных на обследования.

9. Помогал постовой медсестре в разда-че лекарств.

10. Знакомился с медицинской докумен-тацией и т.д.





В конце дневника приводится характеристика на студента........гр.№...

Здесь отражается дисциплина студента, его активность в овладении основными практическими навыками, отношение к больным.

Старшая медсестра.................(подпись)


Руководитель вуза..................(подпись)



ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА СКОРОЙ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТОВ III КУРСА
Производственная практика на III курсе проводится после окончания весенней экзаменационной сессии на протяжении 4 недель (24 рабочих дня) в терапевтическом или хирургическом отделениях больницы в качестве медицинской сестры, в станции скорой помощи в качестве помощника фельдшера. Студенты работают 6 часов и имеют два ночных дежурства. Руководство практикой осуществляется кафедрой пропедевтики внутренних болезней и кафедрой общей хирургии.

В стационарах студенты непосредственно подчиняются старшей медицинской сестре, которая в конце практики дает характеристику на студента. Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается ответственным медицинским персоналом и контролируется ответственным за практику преподавателем. В дневнике по окончании практики необходимо представить сводный отчет о проделанной работе с качественными и количественными показателями. Дневник заверяется заведующим отделением, где проходил практику студент. Дифференцированный зачет проводится после окончания практики в присутствии базового руководителя.

Целью этой практики является ознакомление с работой лечебно-профилактического учреждения, овладение различными манипуляциями, приобретение навыков оказания неотложной помощи, приобретение в полном объеме комплекса знаний и умений, необходимых среднему медперсоналу, совершенствование знаний по различным методам исследова­ния больных.

По желанию студента (администрации больницы) медсестринскую практику можно проходить в каком-либо отделении, например, в терапевтическом или хирургическом, травматологическом. Важно, чтобы студент проработал в процедурном кабинете, операционном блоке, гипсовальной (в травматологическом отделении), в приемном покое, в палате интенсивной терапии. В конце практики студены овладев теоретическими знаниями и практическими навыками работают в станции скорой медицинской помощи в качестве помощника фельдшера скорой неотложной помощи.


1. Содержание и объем работы
1.1. В терапевтическом отделении:
- ознакомление с режимом работы лечебного учреждения: графиком работы, правилами внутреннего распорядка и режимом дня, порядком приема и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств медицинской сестрой, правилами хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ и медицинского инструментария;

- наблюдение и уход за больными: измерение температуры с заполнением листа, измерение пульса, числа дыханий и артериального давления, раздача лекарств, смены белья, наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больного, профилактика пролежней, кормление больных;

- овладение техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций;

- подготовка и направление больных по назначению врача на клинико-диагностические и функциональные исследования;

- овладение методикой забора желудочного сока, дуоденальное зондирование, промывание желудка;

- запись электрокардиограммы с элементарной расшифровкой;

- самостоятельное выполнение врачебных назначений: компрессов, клизм, катетеризация мочевого пузыря, сбор мочи на пробу Зимницкого и т.д.;

- проведение вместе с врачом всех исследований перед переливанием. крови, определение группы крови, совместимости по резус-принадлежности ;

- помощь врачам при лечебных и диагностических манипуляциях (плевральная пункция, люмбальная пункция, стернальная пункция) и оказание неотложной помощи при кровотечении, стенокардии, отравлении, астматическом статусе, коматозных состояниях, коллапсе, желчной и почечной коликах и т.д.;

- знакомство с выпиской и хранением медикаментов (рецептурные прописи, порядок выписки и хранения наркотических, сердечных и сильнодействующих средств, стерильных растворов);

- знакомство с диетпитанием больных;

- знакомство с приемным покоем больницы (порядок приема больных, документация и т.д.), клинической лабораторией;

- два ночных дежурства, во время которых студент принимает активное участие в работе дежурного врача;

- санитарно-просветительная работа по пропаганде здорового, образа жизни (беседы, лекции среди больных, выпуск санлистка).
1.2. В хирургическом отделении
В хирургическом отделении каждый студент, кроме выше перечисленго должен овладеть следующими навыками:

- наблюдение и уход за больными в послеоперационном периоде: транспортировка, подача судна и мочеприемника. Наблюдение за больными, оперированными под наркозом: слежение за внешним видом, цветом кожи и слизистых, пульсом и давлением, числом дыханий, состоянием повязки, температурой;

- своевременное предупреждение аспирации и асфиксии при рвоте. Присутствие и помощь при проведении реанимационных мероприятий: интубация, искусственное дыхание, закрытый массаж сердца и т.д. Ведение и наблюдение в ПИТе за мониторинговым контролем;

- помощь сестре перевязочного кабинета, овладение навыками подготовки к перевязочной работе, накрытие перевязочного стола, подготовка перевязочного материала, выполнение под наблюдением врача простейших перевязок, наложение гипсовых повязок и шин, снятие гипсовых повязок;

- уметь накладывать кровоостанавливающий жгут, вводить противостолбнячную сыворотку;

- ознакомиться с хранением лекарственных средств, перевязочного материала, со стерилизацией операционного инструментария, операционного белья, с правилами обработки рук перед операцией, подготовкой наркоза, других видов обезболивания. Принять участие в операциях в качестве помощника операционной сестры.


2. Учебно-исследовательская работа
Во время прохождения практики каждый студент пишет реферат на какую-либо тему по методам ухода за больным и готовит доклад к сестринской конференции на темы (новые методы исследований, фармакологический эффект отдельных лекарственных веществ, методы выполнения сестринских процедур и т.д.)
3. Перечень контрольных вопросов при проведении зачета по сестринской практике
1. Права и обязанности медицинской сестры терапевтического и хирургического отделений, порядок приема и сдачи дежурств.

2. Режим и правила внутреннего распорядка в терапевтическом отделении.

3. Правила выписки и хранения медикаментов в отделениях.

4. Техника измерения температуры тела, в какое время суток она измеряется, в каком документе и как регистрируется.

5. Какова техника постановки горчичников? Возможные осложнения.

6. Перечислите необходимые принадлежности для постановки банок. Возможные осложнения.

7. Как правильно наложить согревающий компресс?

8. Как подготовить грелку к применению?

9. Как правильно поставить пиявки? Где расположены места для применения трудотерапии?

10. Назовите основные виды шприцев.

11. Как стерилизуют шприцы и иглы для инъекций?

12. Перечислите все необходимое для выполнения инъекций.

13. Как подготовить шприц для инъекции?

14. Перечислите виды инъекций лекарственных препаратов.

15. Для чего используют внутрикожные инъекции? Какова техника внутрикожной инъекции?

16. Какие показания для подкожных инъекций? В какие участки тела разрешается делать подкожные инъекции?

17. В каких случаях показано выполнение внутримышечной инъекции? В какие участки тела можно делать внутримышечные инъекции?

18. Показания к внутривенным вливаниям.

19. Технические приемы при внутривенной инъекции.

20. Показания к внутривенным инфузиям. Технические принадлежности, используемые для внутривенной инфузии.

21. Какие технические приемы выполняются при внутривенной инфузии?

22. Какие осложнения могут возникнуть при внутривенной инъекции и инфузии?

23. Показания к ингаляции и техника ее выполнения.

24. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы пищеварения (осмотр полости рта, живота, уход при рвоте, техника промывания желудка, методика дуоденального зондирования, подготовка больных к рентгеноскопии желудочно-кишечного тракта).

25. В каких случаях показано промывание желудка?

26. Что нужно иметь для промывания желудка?

27. Основные этапы промывания желудка.

28. Как собирать рвотные массы у больного и в каком положении при рвоте он должен находиться?

29. Что необходимо иметь для взятия желудочного сока с целью определения его состава и выявления функциональных нарушений желудка?

30. Как и для чего выполняется дуоденальное зондирование? Что для этого необходимо иметь?

31. Что называется клизмой? Какие существуют виды клизм?

32. На чем основан принцип выполнения очистительной клизмы?

33. Перечислите принадлежности для выполнения очистительной клизмы.

34. В чем отличие обычной очистительной клизмы от сифонной?

35. Показания к лекарственной клизме.

36. Как выполняется диагностическая клизма?

37. Правила ухода за больным с нарушением функции дыхания.

38. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы кровообращения (артериальное давление, его измерение, частота пульса).

39. Как производится взятие крови у больного?


40. Техника взятия на анализ выделений (моча, кал, мокрота), о каких неотложных внешних изменениях в выделениях больных вы должны сообщить врачу.

41. Как собрать мокроту для ее исследования?

42. В каких случаях выполняют катетеризацию мочевого пузыря?

43. Что нужно для катетеризации мочевого пузыря?

44. О чем следует помнить, выполняя катетеризацию мочевого пузыря?

45. Особенности катетеризации мочевого пузыря у женщины и мужчины.

46. Для исследования каких органов применяется рентгенологический метод исследования?

47. Как готовить больного для исследования желудка и двенадцатиперстной кишки?

48. Как готовить больного для исследования толстого кишечника?

49. В чем заключается подготовка больного к исследованию червеобразного отростка?

50. Какие методы рентгенологического исследования применяются для диагностики заболеваний желчного пузыря и желчного протока? Как к ним готовить больного?

51. Особенности подготовки больного к рентгенологическому обследованию почек и позвоночника.

52. Как готовить больного к гастродуоденоскопии?

53. Как готовить больного к колоноскопии и ректороманоскопии?

54. Какой метод исследования применяется для осмотра органов брюшной полости и как готовить к нему больного?

55. Тактика дежурной медсестры при неотложных состояниях у терапевтических больных;

а) приступ бронхиальной астмы;

б) приступ болей в сердце;

в) обильная рвота с кровью;

г) обморок;

д) носовое кровотечение;

е) гипертонический криз.

56. С какими критическими состояниями больного может встретиться медицинская сестра?

57. Как выполнить закрытый массаж сердца?

58. Что называется искусственной вентиляцией легких?

59. Какие существуют способы искусственной вентиляции легких?

60. Что обеспечит эффективность искусственной вентиляции легких при способе рот в рот?

61. Как выполнять искусственную вентиляцию легких при способе рот в нос?

62. Что называется временной остановкой кровотечения?

63. Перечислите основные места, где можно пережать магистральную артерию.

64. Назовите места, на которые накладывают жгут Эсмарха для временной остановки кровотечения.

65. Какие технические приемы выполняются при наложении жгута Эсмарха?

66. Правила перекладывания тяжелобольного.

67. Правила личной гигиены (уход за кожей, волосами, полостью рта, ушами, глазами, носом).

68. Подготовка больных к операции на желудке, кишечнике, грыже-сечении.

69. Техника некоторых процедур: выведение мочи резиновым и металлическим катетером, клизмы, постановка капельницы для внутривенного введения лекарственного вещества, умение ставить банки, горчичники, техника ингаляции кислородом, техника наложения жгута на конечности.

70. Способы введения лекарственных веществ в организм больного.

71. Основы диетпитания больных (столы 1-а, 1-б, 1, 4, 5, 5-а, 7, 9, 10, 15) при заболеваниях внутренних органов и при оперативных вмешательствах.

72. Техника выполнения некоторых экстренных и реанимационных мероприятий. Помощь при кровотечении из носа и слизистых. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Отсасывание слизи из полости рта и носа, промывание желудка.


следующая страница>


Система менеджмента качества смк-2010 Версия 0

Настоящее положение разработано на основе Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

72.16kb.

14 12 2014
1 стр.


Анализ и оценка опыта взаимодействия образовательных учреждений по развитию одаренности у детей и подростков

Центра взаимодействия с образовательными учреждениями факультета довузовского образования и профориентации Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

249.64kb.

09 10 2014
1 стр.


М. К. Аммосова Общие положения

Концепция информационно-имиджевой политики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (далее Концепция) определяет стратегию и основные направления информационн

151.7kb.

15 12 2014
1 стр.


Имени м. К. Аммосова

Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения производственной практики в качестве младшего ме

503.3kb.

12 10 2014
3 стр.


Русские и якутские паремии о правилах речевой коммуникации

Студентка Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

37.42kb.

25 12 2014
1 стр.


Экология ондатры лено-амгинского междуречья 03. 00. 08 зоология

Работа выполнена на кафедре зоологии гоу впо якутского государственного университета им. М. К. Аммосова

261.94kb.

15 09 2014
1 стр.


«Трудности перевода собственных имен английского языка»

При передаче имени на другом языке большая часть этих свойств теряется. Если не знать или игнорировать эти особенности, то перенос имени на другую лингвистическую почву может не то

83.5kb.

13 10 2014
1 стр.


Статьи письма речи беседы часть вторая

Центральным государственным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, Музеем мхат СССР имени М. Горького и другими организа­циями и лицами. Ббльшая часть фотоснимков спектак­лей Го

10486.47kb.

15 10 2014
70 стр.