Учитель русского языка и литературы
Строгонова Н.П.
РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-СЕМИНАРА
ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»(ОБОБЩЕНИЕ),
ТЕМА: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.»
ЦЕЛЬ: проверить умение учащихся применять на практике полученные теоретические знания о числительном; закрепить навыки нормированного употребления числительных в устной и письменной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:I.Таблица «план семинара»
1.Имя числительное как часть речи.
2.Числительные ,обозначающие целые числа.
3.Дробные числительные.
4.Собирательные числительные.
5.Порядковые числительные.
6.Это интересно знать!
II.Выставка книг по теме семинара:
1.Бабайцева В.В.,Чеснокова Л.Д. «Русский язык»,теория,5-9кл.Москва, «Просвещение».
2.Арсиний А,Т.,Дмитриева Г.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка».ч.1
3.Григорян Л.Т. «Язык мой –друг мой».М.Просвещение.1999г.
4.Ожегов С.И.. «Словарь русского языка».изд. «Советская энциклопедия».М.1973г.
III.Опорный конспект «Разряды количественных числитель-
ных.
IY.Таблицы:
1.Имя числительное как часть речи.
2.Правописание имен числительных.
3.Склонение имен числительных.
Y.Мультимедийная установка.
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ.
На доске записана тема и цель урока.; вывешены таблица, опорные схемы.
На стенде слева от доски слова для запоминания норм орфоэпии, орфограммы из темы «Имя числительное»:километр, процент, шестиэтажный … и др.(всего 20 слов);
Справа от доски - экран.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМИНАРУ.
1.Группа учащихся –«исследователь» должный найти материал о числе 7,пословицы,поговорки с этим числом; почему в слове 11 два –нн-;из истории слов 40,1000,10000.
2.Индивидуальное задание: слабоуспевающий ученик должен составить словарный диктант (словосочетания) из слов, использованных в упражнениях по теме «Имя числительное».
3.Задание всему учащимся класса : узнать у родителей какие 0либо факты, связанные с историей села Вознесеновка и поселка Давыдовка, составить предложения с использованием числительных (краеведческий материал).
ХОД УРОКА.
I.Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
II.1.Комментированное письмо :В 1770 году на берега реки Хворостань прибыли первые переселенцы из деревеньки Давыдова Пустынь Московского уезда и основали новое поселение.Сначала село Новая Хворостань,затем Давыдовка.Савгуста 1960 Давыдовка считается поселком.
В 1782 году в селе было 86 дворов.В настоящее времяч в поселке проживает более 8 тысяч человек,имеется 25 промышленных предприятий.организаций и фирм.
ЗАДАНИЯ :1.Произвести снтаксический разбор 3 –его предложения.
2.Произвести морфологический разбор слова 86
2.Рассказ учащихся о числительном как части речи.(при ответе ученик использует таблицу, учащиеся рецензируют ответ,добавляют и т.д.)
3.Работа учащихся по карточкам с небольшим текстом , где надо вставить пропущенные буквы, числительные записать словами,затем обменяться тетрадями и проверить написанное(т.е.ВЗАИМОПРОВЕРКА)
Колхоз «Давыдовский» в 1999году имел 5583 гектара сельхозугодий,из которых 4547 гектаров пашни.В хозяйстве насчитывалось 1200 голов крупного рогатого скота,более 2 тысяч свиней,660овец,15 тысяч кур.
4.Учащиеся о числительных,обозначающих целые числа.
5.Учащиеся склоняют числительное 100 в сочетании с существительным летчики,проверяют ,исправляют,объясняют исправления с приведением правил и т.д.
6.Учитель читает текст и просит доказать :это текст,озаглавить,взять заранее заготовленные учителем карточки со словосочетаниями лет 10 назад,22 врача,с 1999года,238 коек,медперсонал 250 человек и восстановить содержание текста,прочитанного ранее учителем,объяснить орфограммы в числительных.
ТЕКСТ: «Если лет 25 назад на страже здоровья жителей поселка стояли 22 врача, 83 медработника, больница на 140 коек,то с 1999года действует участковая больница на 238 коек, а медперсонал составляет 250 человек.В поселке 3 аптеки, 12 фармацевтов. За день в аптеках бывает более 130 посетителей.»
7.Учитель объявляет о проведении конкурса юных дикторов.
Задание:прочитать текст, соблюдая грамматические и орфоэпические нормы,время и осознанность прочитанного.
ТЕКСТ: «Тяжело переживали давыдовцы годы Великой Отечественной войны. Из села на фронт …»
Жюри (учащиеся класса) определило лучшего юного диктора.
8.Учащиеся о дробных числительных.
9.Из предложенного учителем текста выписать числительные,определить их разряд
ТЕКСТ: «Давыдовка-поселок труженик.Из 7,5 тысяч населения более 1/3 занято в сфере материального производства, более 3 тысяч работает на предприятиях города Воронеж. В Давыдовке работает более 1.3 тысяч человек, что составляет 17,6% всего населения.
10.ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!
1.Ученик-«исследователь» о слове СОРОК
11.Учащиеся о собирательных числительных..
12.Работа по карточкам.Задание:найти речевые ошибким в употреблении числительных.
ТЕКСТ: В Давыдовке работает двое Домов культуры.В обоих начальных школах поселка учится около сорок пять человек.Трое ученических команд школ приняли участие в спортивных соревнованиях.
13.ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!
Ученик – исследователь о числах 1000,10 000.
14.Сообщение учащихся о порядковых числительных.
15.Задание учащимся : минитест на правописание порядковых числительных.
(Самопороверка через мультимедийную установку )
16.Проверка домашнегор задания: учащиеся читают предложения из истории села с использованием числительных,называют их морфологические признаки.
17.Ученики-исследователь о числе 11 и 7.
18.Слабый ученик продиктовал учащимся класса словосочетания со словарными словами и числительными..(проверка будет проведена учителем).
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:1.вывод учителя по уроку
2.словесные и балльные оценки учащимся.
3.домашнее задание.