Елена Петренко (Директор по исследованиям Фонда «Общественное мнение», кандидат философских наук), petrenko@fom.ru, (985) 786-0673
Индекс гражданского действия российского общества
Работа выполнена в рамках вторичного анализа результатов общенационального опроса, проведенного ФОМ летом 2011года по заказу НИУ-ВШЭ1. На основе полученных данных опроса сконструирован индекс гражданского действия, который вычислялся по ответам респондентов на 16 тестовых вопросов - виньеток, описывающих готовность к той или иной активности (пожертвовать деньги, подписать коллективное письмо, принять участие в акции, организовать акцию).
Много лет, анализируя результаты массовых опросов, мы убедились, что зачастую гражданская активность респондентов одной и той же социальной группы оказывается весьма и весьма различной.
Решить проблему «неоднородности» гражданских установок респондентов одного социального статуса, но с различными стилями жизни, можно на основе анализа особенностей их потребительского поведения. Для этих целей мы воспользовались аналитической стратегией Фонда «Общественное Мнение» - «социография» 2 потребительских практик, которая позволяет идентифицировать группы респондентов с разными стилями жизни.
Базой для описания стилей жизни россиян послужила структура пространства инновационных потребительских практик, которые формируются сегодня в российском социуме 3.
В качестве инструмента для выявления стилей жизни респондентов использовался ФОМ-тест Л21, в котором респондента просили отметить, что из перечисленного ему доводилось делать в течении последних двух-трех лет. Использование метода социографии позволило выделить четыре типа - по сути своей это три поколения, но четыре различных стиля жизни:
«Аутсайдеры». Самая большая группа - 42% опрошенных. Это представители старшего поколения, придерживающиеся традиционного стиля потребления.
Характерной чертой стиля жизни для 70% из них является внешний локус ответственности, потребность и ожидание поддержки от родных, государства, социума. Скорее всего поддержка эта недостаточна или зачастую просто отсутствует. Убедится в этом можно взглянув на статьи расходов респондентов данной группы – 50% на лечение, 50% на питание. Стоит ли удивляться тому, что доминирующее эмоциональное состояние «аутсайдеров» - потерянность или раздражение (48%)? Индекс гражданского действия среди «аутсайдеров» самый низкий и равен 34,75.
«Заемщики» - 13% опрошенных. В большинстве своем люди среднего возраста, «мигрирующие» от традиционного к современному стилю потребления. Некоторые из современных потребительских практик освоены ими легко и с удовольствием, другие привлекательны, но вызывают некоторые опасения, и третьи неприемлемы или просто не осознаны ими до конца.
Заемщики – люди достаточно активные. Это отчетливо прослеживается в их стили жизни. Треть из них (35%) берут на себя ответственность за свое будущее. И по их мнению путь в это будущее лежит через кредитные практики. Более половины (55%) заемщиков покупают товары в кредит, примерно столько же (45%) пользуются банковскими кредитами. Таким образом, транзит от традиционного (как у аутсайдеров) к современному стилю потребления для активных жителей небольших и средних городов лежит, собственно, через рост самого потребления. Хотя потребление строится на основе займов и лишь 23% из заемщиков строят долгосрочные планы, однако оптимизм и активная жизненная позиция налицо. Соответственно, главной жизненной ценностью для 65% респондентов этой группы является будущее детей. Индекс гражданского действия среди «заемщиков» равен 40,25.
«Обитатели интернета» – 37% опрошенных. Это поколение молодых с современным стилем потреблением. Их отличие от следующей группы заложено в самом названии. «Дети Сети», «интернет-серферы», «активные блоггеры» - интернет играет существенную роль в стили их жизни. Уровень дохода у 46% средний, 27% - высокий и у стольких же низкий. Главное, что любой из этих уровней дохода позволяет обеспечить им доступ в интернет. Компьютерные коммуникации, равно как и компьютерное коммуницирование составляют основу стиля жизни «обитателей интернета». По сути, это постоянная аудитория интернета – 89%. Здесь они работают и проводят досуг, знакомятся, развлекаются, осваивают новые современные практики. Здесь они фактически обитают. Естественно, что практически две трети из них владеют иностранным языком (70%) – интернет-функционирование не ограничивается рамками России.
Индекс гражданского действия среди «обитателей интернета» равен
41,25.
«Деловые люди». Наименьшая группа - 8% от опрошенных. Это представители молодого поколения с современным стилем потребления. В отличии от предыдущей группы интернет для них не более чем один из инструментов. Такой же, как, скажем, кредитная карточка или деловой завтрак. Большинство из них (44%) проживают в столицах и крупных региональных центрах, 35% - в больших городах. Место жительства и уровень дохода обеспечивают «деловым людям» доступ практически ко всем благам цивилизации. Среди потребительских практик нет такой, которая не была бы ими освоена. Главное отличие их стиля жизни от остальных – вояжи за границу (100%). Соответственно, большая часть из них (78%) владеет хотя бы одним иностранным языком.
Индекс гражданского действия среди «деловых людей» самый высокий и равен
44,25.