о проведенных мероприятиях по этнокультурному направлению в ГБОУ Республики Марий Эл «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная
(национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов» за 2011-2012 учебный год
№ п/п
|
Мероприятия (краткая аннотация)
|
Цели и задачи
|
Новизна и практическая значимость
|
Дата и место проведения
|
Рефлексия
|
Примечание
|
1.
|
Языковая практика слушателей летней школы марийского языка и культуры, организованной Институтом финно-угроведения и международным отделом МарГУ при поддержке Министерства культуры, печати и по делам национальностей.
|
Цель: ознакомление слушателей с деятельностью школы по реализации языковых прав и этнокультурных потребностей учащихся.
Задачи:
1.Представить опыт школы по этнокультурному направлению.
2.Организовать общение с обучающимися на марийском языке.
3.Установить контакты с будущими учеными-лингвистами, изучающими марийский язык из таких стран, как Австрия, США, Эстония, Польша
|
Сотрудничество с Институтом финно-угроведения и международным отделом МарГУ.
Языковая практика как для гостей, так и для учащихся школы, изучающих финский язык.
Профориентационная работа по привлечению выпускников для учебы в институте финно-угроведения.
|
18.06.2011г.
Верх-Ушнурская школа
|
Развитие способностей к общению с носителями иных языков.
|
|
2.
|
ДЛО «Кече» этнокультурной направленности на базе школы
|
Цель: Формирование духовно-нравственной и физически здоровой личности средствами организации активно-познавательной и творческой деятельности в этнокультурной среде.
Задачи:
1.Развивать этнокультурные компетенции обучающихся через усвоение ценностей народной жизни, основываясь на обрядах и традициях.
1.Формировать у детей коммуникативные умения, а также межличностное взаимодействие и сотрудничество, толерантность.
3.Формировать творческую индивидуальность, развивать эстетическую культуру личности.
4.Формировать потребность в здоровом образе жизни, саморазвитии и саморегуляции.
5.Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность и любовь к Отечеству.
|
Организация единства содержательной и воспитательной деятельности по формированию этнокультурных компетенций обучающихся через организацию ДЛО в условиях национальной школы.
Программа ДЛО «Кече» может быть использована для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
|
1.06-21.06.2011г.
|
Диагностика по определению уровня сформированности этнической духовности и гражданской идентичности личности обучающегося, разработанная МИО.
|
|
3.
| Курсовая подготовка педагогов школы по программе повышения квалификации «Технологии формирования ключевых компетенций ученика XXI века в этнокультурной среде»
|
Цель программы – повышение уровня профессиональной компетентности учителей-предметников в сфере формирования ключевых компетенций ученика XXI века в условиях этнокультурной среды.
Задачи программы:
1.познакомить с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся;
2.сформировать представление об этнокультурном образовательном пространстве;
3.представить технологии реализации компетентностного подхода в образовании;
4.развить навыки использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
|
В основу программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у слушателей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Включен модуль по реализации ФГОС в образовательно-воспитательном процессе.
|
Март-апрель 2012г.
|
Выходное и выходное анкетирование по определению уровня усвоения модулей программы
|
|
4.
| Этнокультурная образовательная деятельность школы.
1.Учебные предметы:
- Марийский язык и литература изучаются с 1 по 11 класс.
- Марийское хоровое искусство в 3и 4 классах;
- ИКН со 2 по 11 класс.
- «Марийская национальная вышивка» в 8 классе
- «Марийская национальная кухня» в 5 классе
2. Элективные учебные предметы в 10а и 11а:
- В.Колумб поэт-новатор;
- Современная марийская драматургия;
- С. Чавайн - основоположник марийской драматургии;
- Современная марийская проза.
3. Элективные учебные предметы в 11в:
- Синтаксис и пунктуация в современном марийском языке;
- Лексиология в марийском языке;
- Современная марийская поэзия.
Творчество
современных марийских писателей.
|
Цель: совершенствование условий для становления и развития успешной личности с учетом её национально-культурных потребностей.
|
Внесены изменения в учебный план школы с учетом национального характер образовательного и воспитательного процесса
|
В течение учебного года
|
|
|
5.
| Объединения дополнительного образования:
- «Весела пагыт» (марийские народные танцы)
- Художественная керамика
- Юнкор,
- Мут поянлык
- элективный курс «Мутвундо»
- Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе «Я сын земли Марийской».
|
Цель: формирование хореографической культуры школьников и развитие навыков исполнения марийских национальных танцев.
Задачи:
-
1.Обучение детей навыкам марийского танца.
-
2.Формирование у обучающихся интереса к изучению исторической культуры своего народа, в частности танцевального фольклора народа мари.
-
3.Участие в концертной деятельности.
Цель: формирование творческих способностей в освоении основ художественного творчества, воплощенного в народных промыслах.
Задачи:
1. Освоение основ художественной керамики;
2. Воспитание национального самосознания, привитие способности воспринимать традиционное народное декоративно-прикладное искусство.
Цель: формирование языковых компетенций обучающихся через приобщение к творческой деятельности.
Задачи:
1.Развитие речемыслительной деятельности.
2.Формирование интереса к занятиям по развитию словесности.
3. Воспитание духовно-нравственной личности школьника посредством родного языка и культуры.
|
Созданы модифицированная программы, прошедшие рецензирование. Возможно применение как программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Деятельностный подход к освоению особенностей освоения культурных особенностей.
|
Сентябрь-май
|
Освоение народной хореографии и философии танца мари.
Использование потенциала народных художественных для развития умения использовать воображение, развитие навыков эвристической деятельности и развивают оригинальность (изготовление способом ручной работы художественные изделия не повторяются, и каждый представляет продукт оригинального решения).
Развитие литературных способностей и навыков.
|
|
6..
|
Классные часы, посвященные образованию республики и Советского района, памятным датам.
|
Цель: формирование представлений о историческом прошлом и будущем своей Родины для формирования ценностно-смысловой компетенции обучающихся.
Задачи:
1.Познакомить с историй территориальных образований.
2.Воспитать социальную ответственность и гражданственность через изучение героических примеров жизни и труда земляков.
|
Использование деятельностного подхода в подготовке к мероприятиям с целью формирования информационно-коммуникативных технологий.
|
Ноябрь 20111, январь 2012 г.
Учебные кабинеты, закрепленные за классами.
|
Анализ формирования представлений и готовности отбирать, сохранять и передавать информацию об историческом прошлом края.
|
|
7.
|
Общешкольные мероприятия:
1. Республиканское мероприятие «Масленица йор-йор-йор! Блины чож-чож-чож!»
2.Тиште пайрем
3.День марийского национального героя: - Общешкольный информационный час "Виртуальная экскурсия на могилу Акпатра и Болтуша".
- Митинг у камня со священной горы Чумбылат
- Встреча с известной Степановой Ираидой Александровной
4. Неделя марийского языка и литературы.
5. Викторина «Шке кундеметым паллет мо?
|
Цель: Формирование этнокультурных компетенций обучающихся через проведение марийских календарных праздников
Цели и задачи:
1) Расширить знания об истории родного края, с работами иностранных путешественников.
2) Развивать навыки связной речи, обогатить словарь, познавательное мышление.
3) Прививать любовь к родному краю, стремление сохранять историческое и культурное ценности.
Цели и задачи.
1. Познакомить с историей Марийского края и его национальными героями, историей празднования Дня национального героя.
2. Развивать навыки получения знаний в новых для учащихся условиях.
3. Пробудить интерес к изучению истории и традиций своего народа, воспитывать любовь и уважение к национальным героям.
|
Праздник проведен совместно с Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Центром марийской культуры, администрацией Советского района.
Мероприятия подготовлены обучающимися с использованием информационных технологий.
|
25.02.2012г.
9 декабря 2011г.
26 апреля 2012г.
|
Формирование национальной самоидентичности.
|
|
8.
|
Участие педагогов в НПК разного уровня:
1. VIII Международный симпозиум «Языковые контакты Поволжья» (современное состояние и перспективы развития)»
2.Международная НПК «Музей и культурное наследие в социокультурном пространстве регионов России и финно-угорского мира2
2.XVIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Марийское краеведение»
3.Межрегиональный семинар по теме «Этнокультурная образовательная среда школы как фактор формирования этно-социально-культурной позиции обучающихся в условиях внедрения ФГОС»
4. I Епархиальные Мироносицкие чтения .Научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура»
|
Цель: повышение интереса к этнокультурным проблемам народов Урало-Поволжья.
Задачи:
1.Определить актуальные проблемы изучения языка, фольклора, литературы и культуры народов Урало-Поволжья.
2. Определить пути сохранения и развития языка и культуры народов Поволжья и Приуралья.
Цель: обмен опытом по сохранению культурного наследия народов.
Цели и задачи: обмен опытом по формированию этнокультурного пространства, обновлению содержания образования, сотрудничеству обучающихся и педагогов, социального окружения; рассмотрение культурологических, исторических, филологических, естественно-научных аспектов краеведения.
Цель: обмен опытом по формированию социально-культурной позиции обучающихся в условиях внедрения ФГОС».
Цель: обсуждение вопросов сотрудничества церкви и государства по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
|
Обмен опытом по формированию этнообразованияи воспитания с представителями финно-угорских народов. Сохранение языка и культуры народов Повожья - гражданский долг каждого гражданина, народов, важная государственная и общественная задача.
В выступлении представителя школы представлен опыт исследовательской деятельности школы в этнокультурной среде
Представлен практический опыт по этнокультурному образованию и воспитанию, взаимодействию с социумом»
Совместное Минобрнауки РМЭ и Йошкаролинской епархией обсуждение вопросов по взаимодействию вопросов возрождения традиционных ценностей.
|
18-20 августа 2011г.
Г. Йошкар-Ола, институт финно-угроведения.
1-2 февраля 2012 г.
Йошкар-Ола, Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева
29 февраля 2012г., г.Йошкар-Ола, национальная гимназия
1 марта, Мари-Турекский район, с. Олорская школа
16 мая, Православный центр, г. Йошкар-Ола.
|
Осознание важности решения поставленных на симпозиум проблем.
Закрепление навыков по обмену опытом в этнокультурном направлении.
Положительная мотивация педагогов и учащихся к краеведческой деятельности в этнокультурной среде
|
|
9.
|
1.Конкурсы:
- Районный конкурс «Самырык тукым»
- II Республиканская олимпиада школьников по предпринимательству
- Районный конкурс «Музыкальная капель»
- Конкурс рисунков «Когда мой папа был солдатом»
- Конкурс «Марий рвезе Онар».
2.школьный этап «Самырык тукым»;
3. Уроки открытого посещения:
- «Лум мутын падеж категорийже (С.А. Малинина, 10 а класс)
- «Танга» - повесть-эссе» Г.Н. Бояринова, 11 а класс)
- «Ш. Булатын «Ший памаш» почеламутше» (З.А. Волкова, 7 класс).
4. Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному краю», 7 класс.
5.Сбор народных песен в Верх-Ушнурском поселении «Мелодии души», 8 класс.
Проектная задача «Мастера Верх-Ушнурского поселения», 2 класс.
6. Групповой проект «Достопримечательности столицы Марий Эл». 8 класс.
7. Участие в олимпиаде по марийскому языку и литературе.
8.Конкурс чтецов
9.Конкурс сочинений
|
Цель: Формирование этнокультурных компетенций обучающихся
|
|
20 марта 2012г.
Верх-Ушнурская школа.
14 апреля- 21 апреля 2012г.
15 февраля
21 февраля 2012г.
Декабрь 2011
|
|
|