Перейти на главную страницу
д.э.н., доцент Белорусского государственного университета, г. Минск
В этой связи особого внимания заслуживает рассмотрение роли государства в условиях перехода к инновационной экономике, а также выявление проблем формирования институциональной структуры национальной экономики как основы ее модернизации.
В ходе преобразований последних лет Беларусь сформировала свою модель социально-экономического развития, отражающую национальную идентичность, своеобразие исторического пути и императив национального выбора и самоопределения.
Стратегическая цель развития Республики Беларусь, находящейся в центре Европы – формирование социально ориентированной экономики рыночного типа, по вертикали и горизонтали интегрированной в мировое хозяйство, обеспечение на этой основе благосостояния всех слоев населения, создание и гарантирование государством равных стартовых возможностей каждому члену общества в любой сфере деятельности.
В ходе экономических преобразований в Беларуси не проводились радикальные рыночные реформы, не осуществлялась масштабная приватизация, слабо развивались отдельные рыночные институты. Однако за счет сильных государственных институтов и их активного участия в процессе управления сохранилась устойчивость социально-экономического развития.
Траектория развития белорусской экономики складывалась под воздействием парадигмы восстановления лучших качественных особенностей прежней экономики с сильным государственным регулированием и с наименьшими социальными издержками на основе последовательного развития системы рыночных институтов.
Роль и основные функции государства в Республике Беларусь заключаются сегодня в том, чтобы создать необходимые условия для развития экономики и социальной сферы, надежно и стабильно обеспечить безопасность граждан, общественный порядок, не дать развернуться коррупции и протекционизму.
Словом, ключевая роль при переходе к новому качеству труда и жизни остается за эффективным государством. В постиндустриальном обществе будут действовать экономические, правовые, политические и социальные институты. Что естественно потребует государственного регулирования институционализации общественных отношений.
При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь добавляются новые направления государственного регулирования экономики, связанные с образованием многосекторной системы хозяйствования, включающей проведение институциональных преобразований, формирование конкурентной среды, создание рыночной инфраструктуры и др.
В стране созданы экономические институты суверенного государства, органы его управления, независимая кредитно-денежная система, формируется открытая рыночная экономика с соответствующей рыночной инфраструктурой. Реально функционируют рыночные структуры в сфере товарных и финансовых рынков, заложены основы рынка ценных бумаг. При этом сохранен государственный контроль над состоянием экономики и ходом системных преобразований. Однако экономика страны как институциональная структура еще далека от рыночной, что свидетельствует о высокой степени незавершенности и неполноты реформ.
Опыт реформирования белорусской экономики показал, что решающим фактором успешной трансформации являются сильные государственные институты, обеспечивающие нормальную работу рыночных механизмов, а это важнее темпов либерализации, скорости реформ. Сильные институты позволяют устранить наиболее серьезные аномалии экономической среды, в том числе: кратно различающуюся доходность в производственной, финансовой и торгово-посреднической сферах деятельности; чрезмерное налоговое бремя на предприятия; дороговизну кредита. Прослеживается четкая и устойчивая связь между эффективностью институтов и экономическими итогами модернизации: чем сильнее институты во время перехода к рынку, тем быстрее преодолевается трансформационный спад.
Создание институциональной структуры рыночного типа осуществляется постепенно, поскольку преобразуются все общественные отношения и организационные структуры, часть из которых радикально реформируется, часть ликвидируется, а выполняемые ими экономические функции берут на себя новые институты. Длительность институциональных преобразований часто связана не только с обновлением или созданием заново их материального носителя, но и переменами в общественном сознании и в стереотипах поведения людей, что порой оказывается возможным только через несколько поколений. Наличие формальных законов и норм само по себе не решает проблемы организации новой институциональной структуры. Суть дела в том, что экономические институты, обусловливающие эффективность данной структуры, включают, помимо формального права, большое количество неформальных правил, обычаев и традиций. Поведение экономических субъектов формируется исходя из личных и групповых интересов, сложившихся порядков, национальных особенностей деловых отношений, адаптируясь к проводимой властными органами реформаторской деятельности и новой законодательно-нормативной базе. И далеко не всегда законодательные компоненты могут занять главенствующее место.
Следовательно, создание социально ориентированной экономики рыночного типа с большей или меньшей долей государственного регулирования и элементами инновационной системы требует соответствующей институциональной структуры. Последняя важна не сама по себе, а потому что именно она создает основы для экономической независимости и ответственности производителей. Формирование институциональной структуры в условиях переходного периода осуществляется при активном участии государства, которое инициирует процесс реформ, определяет ведущие приоритеты экономического развития, вырабатывает и последовательно реализует политику коренных преобразований в экономической и социальной сфере.
Институционализация инновационного развития социально-ориентированной рыночной экономики обусловлена необходимостью активного формирования национальной инновационной системы как совокупности согласованных действий всех сфер управления и производства в поддержку инноваций. Важнейшим механизмом институционализации инновационного развития являются программно-целевые методы государственного регулирования при условии смещения вектора инициативы в сторону производства с целью реального наполнения технологическими решениями инновационных стратегий предприятий и отраслей экономики.
Инновационный путь развития является одной из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики — создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития инноваций и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности. Реализация этого приоритетного направления требует превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста.
В рамках данного направления требуется повышение роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны и отдельных предприятий. Реформа сферы науки должна быть нацелена на стимулирование роста предложения инновационной продукции и услуг путем: формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, развития нормативно-правовой системы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты.
При переходе к инновационной экономике особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности. В среднесрочной перспективе необходимо завершить формирование нормативной правовой базы в этой области, обеспечить проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств республиканского бюджета.
Для развития рынков интеллектуальных активов, введения в коммерческий оборот результатов разработок предусматриваются следующие меры:
- усиление государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной собственности, включая подготовку производства и вывод на рынок инновационной продукции.
- внесение изменений в законодательные акты, регламентирующие вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в части закрепления системообразующих правовых норм об интеллектуальной собственности и особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств и внебюджетных источников.
- упрощение процедуры передачи результатов в опытно-промышленную эксплуатацию и имущественных прав на результаты научной и инновационной деятельности организации - потребителю продукции.
- совершенствование правового механизма охраны компьютерных программ и баз данных.
- разработка обобщенного свода правил «Правовые механизмы инновационной деятельности и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности».
В целях повышения конкурентоспособности на мировом рынке наукоемкой продукции необходимо наличие мощных самодостаточных объединений. Одним из вариантов могут стать республиканские центры науки и высоких технологий, призванные решать важнейшие проблемы развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Эти структуры должны объединять в своем составе весь спектр организаций, обеспечивающих процесс от подготовки кадров до реализации готовой продукции.
Предстоит сформировать механизм участия государства в поддержке инвестиций в инновации, прежде всего в базисные, формирующие новые сектора и отрасли экономики, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков. Прежде всего необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.).
Полагаем, что развитию новых технологий будут способствовать следующие меры: выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит предприятиям конкурентные преимущества; создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР; формирование механизма стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство; субсидирование импорта новых иностранных технологий; государственные закупки современной техники (в том числе импортной) и передача ее в лизинг предприятиям на цели модернизации основных фондов.
Современное инновационное развитие невозможно без соответствующих инновационно-венчурных фондов, направляющих часть средств на финансирование рисковых инновационных проектов в обмен на долю в акционерном капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций, что будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Для успешного инновационного развития должна разрабатываться государственная инновационная политика, предусматривающая:
- дополнение действующих и разработка новых законов и других нормативно-правовых актов о научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственной инновационной политике с отражением в них принципиальных вопросов построения и функционирования НИС.
- создание системной законодательной базы для формирования технологической и экономической среды, благоприятствующей инновационному развитию, развитию рыночных институтов и механизмов нововведений, рынка научно-технической продукции;
- определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;
- доработку правового механизма и создание многоуровневой системы охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности;
- правовое обеспечение разработки и реализацию мер налоговой, таможенной, тарифной, ценовой и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;
- создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.
Для реализации задачи подготовки кадров для инновационной деятельности необходимо разработать методологию прогнозных характеристик перспективной потребности в научных кадрах и специалистах, занятых в реализации приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий в г. Минске и Республике Беларусь. Политика в области научно-технических кадров должна исходить из необходимости обеспечения приоритетного развития ведущих отраслей фундаментальной и прикладной науки, от которых в наибольшей мере зависят решающие сдвиги в области национальной экономики, переход на инновационный путь развития; совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных кадров и специалистов инновационного менеджмента путем создания государственных и коммерческих образовательных центров и кафедр по подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного менеджмента и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки; предусмотреть организацию в вузах разветвленной системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности, инновационного менеджмента, трансфера и коммерциализации технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами, продвижения их на рынок, для чего предусмотреть соответствующий курс в учебных программах высших учебных заведений; предусмотреть создание в Академии управления при Президенте Республики Беларусь постоянно действующего курса переподготовки и повышения квалификации руководящих научных кадров по инновационному менеджменту и стратегическому управлению; внести инновационную деятельность в типовой устав вуза в качестве одного из основных видов уставной деятельности организации.
Для ориентации на модернизацию национальной экономики на основе внедрения инновационных технологий, на структурную перестройку и повышение конкурентоспособности производства необходимо осуществить следующие меры:
- создание на базе достижений отечественной науки новых секторов экономики и модернизация тех, в которых уровень развития науки и технологий достаточен для ее проведения;
- поддержка высокотехнологических комплексов, объединение новых компаний, лабораторий, финансовых структур в глобальные центры разработки новых технологий, парков высоких технологий;
- формирование финансово-координационных институтов инновационного развития (крупных объединений, холдингов, кластеров, технологических брокеров и др.);
- комплексное решение задач инновационного развития г. Минска и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь;
- стимулирование производства высокотехнологичных отечественных товаров посредством создания совместных инновационных предприятий с зарубежными инвесторами, разработка эффективного порядка передачи технологий из государственного сектора в негосударственный, предоставление государственной поддержки организациям, экспортирующим высокотехнологичную продукцию;
- содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на результаты научно-технической деятельности;
- создание условий для осуществления долгосрочного кредитования и стимулирования инвестиционных проектов компаний, осуществляющих инновационную деятельность;
- создание условий для привлечений и закрепления талантливой молодежи в сфере инновационной деятельности.
Реализация изложенных мероприятий позволит создать благоприятные правовые экономические и социальные условия для инновационного развития, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции и на этой основе обеспечить рост уровня и качества жизни населения, укрепление национальной безопасности страны.
Ью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей решать за
18 12 2014
1 стр.
К одному из таких факторов развития следует отнести государственное регулирование в сети интернет, защиту прав интеллектуальной собственности и их влияние на стимулирование инновац
23 09 2014
1 стр.
Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук
08 10 2014
4 стр.
Начальник управления по работе с инновационными проектами и программами развития огу "аир"
14 12 2014
1 стр.
Современные тенденции развития экономики обозначили проблему поиска новых форм и методов активного целенаправленного воздействия на субъекты рыночных отношений с целью согласования
02 10 2014
1 стр.
Елизаров В. В., к э н., руководитель Центра по изучению проблем народонаселения, заведующий научно-исследовательской лабораторией экономики народонаселения и демографии
13 09 2014
1 стр.
Специфика географического положения, размещения ресурсов и социально-экономических объектов Казахстана, тенденции развития национальной экономики делают актуальным использование ко
25 12 2014
1 стр.
А. Р. Камалеева, кандидат педагогических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор рае
13 10 2014
1 стр.