Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
О.Н. Козловская, учитель биологии,

Бейская специальная (коррекционная) школа-интернат

В.И. Тимченко, учитель истории,

Бейская специальная (коррекционная) школа-интернат
Интегрированный урок (биология, история, информатика).
Тема: Хищные птицы.
Цели: 1. Познакомить учащихся с хищными птицами.

2. Развивать знания о птицах, встречающихся в нашей местности.

Развивать знания о флагах и гербах различных стран мира.

Совершенствовать умения и навыки работы с компьютером.

3. Коррекция внимания, мышления на основе упражнений в узнавании и

определении, анализе-синтезе, сравнении, классификации.



4. Воспитывать экологическую культуру учащихся, бережно

относиться к птицам, встречающимся на территории Хакасии.


Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- электронная методическая разработка «Хищные птицы»;

- тестовые задания;

- фотоснимки хищных птиц (4 комплекта);

- 4 конверта.
Ход урока:
I. Организационный момент.

а) Проверка рабочего места.

б) Психологический настрой учащихся.

II. Подготовка учащихся.

Работа за компьютерами, рассматривание и работа со схемой «Животные».

Включите компьютеры.

Выделите с помощью цвета все изученные группы животных.

Какую группу животных мы изучаем сейчас? (Птицы).
Закройте это окно на компьютере, найдите на рабочем столе видеофрагмент «Птицы».

Левой кнопкой мыши нажмите два раза и откройте видеофрагмент.

Демонстрация видеофрагмента.

Будьте внимательными при просмотре видеофрагмента (просмотр учениками).


Назовите группу птиц, о которых пойдёт речь на уроке.

Хищные птицы.
Займите свои места за партами.
После работы за компьютерами – физ. минутка для глаз.
Взять в руки карандаш, посмотреть на край карандаша и перевести взгляд на зелёный круг на доске. Повторить упражнение 5 раз.


III. Объяснение нового материала.

Показ мультимедийной презентации.

Текст мультимедийной презентации.
Хищные птицы.
Вспомните, каких животных называют хищниками?

Хищниками называют животных, пищей которым служат другие животные.
Хищные птицы питаются другими птицами и мелкими зверьками (мыши, суслики).

Крупные хищные птицы нападают и на более крупных зверей – сурков, зайцев, молодых оленей.

Встречаются в самых разных местах: в лесах, горах, степях, пустынях, болотах.

На Земле живёт 274 вида хищных птиц, в России – 45 видов хищных птиц.
Сравните двух птиц: большую синицу и восточносибирского беркута.

Сходство:

1. Тело птиц покрыто перьями.

2. Почти все птицы летают.

3. На голове - клюв.

4. Длинная подвижная шея.

5. Передние конечности – крылья.

6. На пальцах ног имеются когти.
Отличие:

1. Крепкий клюв, загнутый крючком.


2. Хорошее зрение.
3. Сильные ноги, с острыми загнутыми
вниз когтями.
4. Крылья: узкие, острые, для быстрого полёта или широкие, позволяющие парить в воздухе

в поисках добычи.


Степной орёл.

Живёт в степях и пустынях. У него очень хорошее зрение. Свою добычу он высматривает, взлетая на телеграфные столбы и другие возвышения.

Пальцы слабые, когти короткие, поэтому нападает на небольших животных.

Основная добыча: суслики, мыши, птицы, пресмыкающиеся, иногда молодые сурки и зайцы.

Заметив добычу – стремительно бросается вниз и схватывает её. Иногда устраивает засаду возле норы суслика.



Степные орлы уничтожают за лето много сусликов и других вредителей сельского хозяйства. На полях для орлов ставят высокие шесты с перекладинами, чтобы хищники высматривали свою добычу.

Занесён в Красную книгу Республики Хакасия.
Искусных строителей среди хищных птиц них мало. Степной орёл откладывают яйца прямо на землю, без всякой подстилки (несколько сухих веток, обрывки шкур животных). Птенцы рождаются зрячими, покрытыми густым пухом. Проводят в гнезде от одного до трёх месяцев. Птенцов орлы кормят кусками мяса пойманных животных. Чем крупнее птенцы, тем дольше кормят их родители.

Есть одна особенность хищных птиц – они не трогают возможную добычу вблизи своего гнезда. Все, кто поблизости поселился, находятся под их защитой. А воробьи даже могут в гнёздах крупных хищников устраивать свои собственные.
Беркут восточносибирский.

Самый крупный из орлов. Весит от 3 до 4 кг. Населяет горы и степи Хакасии. Широкие, длинные крылья, размах крыльев 1,5 – 2,5 метров. Гнёзда устраивает на деревьях, на вершинах на 15-20 метровой высоте, на труднодоступных участках скал. Одно гнездо может использовать до 16 лет. В гнезде 1 или 2, редко 3 птенца. Живёт до 100 лет.



Основная добыча: крупные звери – белки, зайцы, лисы, молодые олени и горные козлы.

Занесён в Красную книгу Республики Хакасия.

Уменьшение численности: недостаток корма, прямое преследование

(отстрел, разорение гнёзд).
Сокол сапсан.

Длинные, острые крылья. Спинное оперение серовато-бурое, под глазами тёмные пятна, преходящие в полосы по сторонам горла. Лапы жёлтые.

В кладке бывает до 4 пёстрых, красновато-коричневых яйца.

Гнёзд не вьёт, иногда на земле, реже на скалах.



Основная добыча: куропатки, утки, грачи, сороки, суслики, хомяки.

Занесён в Красную книгу Республики Хакасия.
Сокол балобан.

Крылья широкие, размах крыльев – больше метра.

Места гнездовья постоянные. Гнездится на деревьях, реже на скалах, иногда и на земле.

В степи – летает, и добывают пищу.



Основная добыча: звери мелких и средних размеров.

Живут до 30 лет. Соколы замечают добычу на расстоянии 1,5 км. Нападают на неё со скоростью до 100 м/с.



Занесён в Красную книгу Республики Хакасия, России и даже в Международную Красную книгу.
Сокол сапсан и сокол балобан – относятся к ловчим птицам.

Раньше в России хорошие соколы ценились выше золота. Их приносили в дар иностранным правителям, ими давали взятки послам, платили дань татарским ханам.

В настоящее время происходит возрождение русской традиции – соколиной охоты в России. Хорошая ловчая птица стоит намного больше хорошего автомобиля (десятки и даже сотни тысяч долларов). Поэтому этих птиц незаконно отлавливают и вывозят за границу для дальнейшей продажи.
Чёрный гриф.

Огромная птица 8-12 кг, самая крупная птица на территории России. Размах крыльев – 3 метра. Мощный клюв, чёрные глаза, серые лапы. Тёмно-бурая окраска, молодые птицы почти чёрные. Короткий широкий хвост. У грифов прекрасное зрение и хорошее обоняние. Почти не охотится, как другие хищные птицы, а питается падалью. Поэтому когти хотя и большие, но слабые мало приспособленные для захвата добычи.

Голова и шея покрыты не перьями, а лёгким пухом, на шее воротник из жёстких перьев, защищающих остальное оперение от загрязнения, когда они поедают добычу. Трупы крупных животных чёрный гриф ищет паря на большой высоте. Собираются в стаи, когда заметят добычу или когда уже её поедают.

Гнёзда устраивает на скалах, кладка состоит из 1 яйца, как исключение из двух.

Населяет горностепные местности, гнездится в юго-западной Туве. Залёты этого вида встречаются иногда и в Хакасии (Саяно-Шушенский заповедник). Населяет также горные районы юга России (Кавказ, Крым).

Занесён в Красную книгу Республики Хакасия.

Серая сова.

Встречается в разных местах: в лесах, парках.

Тело совы покрыто серыми, мелкими и мягкими перьями, поэтому летает она бесшумно. У неё широкие и длинные крылья, короткий хвост. Ноги покрыты перьями до самых когтей. Окраска оперения имеет защитные цвета. Сову прозвали пернатой кошкой. Основная добыча – это мыши. Большая голова, крупные глаза обращены вперёд. Сова хорошо видит и днём и в густые сумерки. У неё очень хороший слух. Добычу выслеживает и ловит ночью и только на слух. Мощные лапы.

Гнёзд совы не строят, птенцов выводят в дуплах деревьев, в гнёздах других птиц (хищных), в естественных укрытиях, в постройках человека. Яйца округлые, белые. Кладка от 2-10 штук. Птенцы вылупляются слепыми и беспомощными, покрыты белым пухом.



За лето одна сова уничтожает до 1000 мышей и сусликов. Таким образом, сберегает почти тонну зерна.
Физминутка «Размах крыльев хищных птиц»
Значение хищных птиц

- в большом количестве уничтожают вредителей сельскохозяйственных посевов

(мышей, сусликов);

- являются природными санитарами, препятствуют


распространению заболеваний среди животных;

- хищных птиц используют на аэродромах для разгона птиц, чтобы предотвратить аварии самолётов.


Учитель истории.
Изображение хищных птиц на гербах и на флагах разных стран

Герб Российской федерации, Австрии, Армении.

Флаг Черногории, Сербии, Казахстана.
IV. Первичная проверка нового материала.

(В процессе показа презентации).



V. Закрепление новых знаний.

Предложить учащимся создать учебное пособие в виде набора фотографий «Хищные птицы».

Выполнить тестовые задания.
VI. Итог урока.

Сегодня мы с вами познакомились с хищными птицами, встречающимися на территории Хакасии. Узнали об изображениях хищных птиц на гербах и флагах разных стран.

Вы узнали о пользе хищных птиц для человека и природы.

Вывод:

Необходимо бережно относиться к хищным птицам, встречающимся на территории Хакасии, а также ко всем другим птицам, обитающим в нашей республике, охранять и беречь их гнёзда.


Оценка учащихся.

Интегрированный урок (биология, история, информатика). Тема: Хищные птицы. Цели: Познакомить учащихся с хищными птицами

Взять в руки карандаш, посмотреть на край карандаша и перевести взгляд на зелёный круг на доске. Повторить упражнение 5 раз

77.67kb.

16 09 2014
1 стр.


«Кто такие птицы»

Цель: Познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы

48.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района монохиной и. Н. Тема урока: «Портрет в изобразительном искусстве и музыке» Цель урока: познакомить учащихся с жанром портрета

Открытый интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района

34.74kb.

30 09 2014
1 стр.


Конспект внеклассного занятия в начальных классах Тема: Зимующие птицы

Оборудование: презентация «Птицы зимой», карточки для групповой работы, картинки с зимующими птицами, запись «Голоса птиц», компьютер, экран, проектор, мячик, магнитные буквы, магн

139.33kb.

26 09 2014
1 стр.


«История географии»

Цели урока: познакомить учащихся с тем, как изменялись представления людей о форме и размерах Земли во времени, познакомить с путешественниками – первооткрывателями, привить любовь

57.56kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок. Рельеф Башкортостана. Цели

Цели: Ознакомить учащихся с характерными чертами рельефа рб, выявить связь рельефа со строением земной коры, познакомить с уникальными природными объектами

153.42kb.

12 10 2014
1 стр.


Тема урока: Christmas. Цели: расширение знаний учащихся о культурных традициях страны изучаемого языка. Задачи

Познакомить учащихся с особенностями традиций празднования Рождества в Великобритании

25.55kb.

15 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»

Интегрированный урок-путешествие (география – математика – информатика), 2 урока, 5 класс

297.37kb.

16 12 2014
1 стр.