Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
"Экономико-правовой бюллетень", N 10, 1999
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ТОВАР
В.Хурматуллин
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой сегодняшнего времени являются перемены и преобразования, которые охватили практически все сферы деятельности человека. Глубинные изменения претерпела и отечественная экономика. Все мы были участниками и очевидцами программы приватизации государственного имущества - зданий и сооружений, предприятий, транспорта, средств связи, словом всего, что носит материальный характер. В настоящее время такого рода объекты являются полноценным рыночным товаром, который может быть продан, куплен, обменен, заложен, использован в финансово - хозяйственной и производственной деятельности предприятий. Это материальные объекты, в которые вложены результаты интеллектуальной деятельности. Однако и сами по себе результаты интеллектуальной деятельности также могут выступать в качестве товара.

К сожалению, в России эффективно функционирующий рынок интеллектуального товара - новых научно - технических разработок, технологий, изобретений - в настоящее время отсутствует. Традиционно у нас остается приоритет за рынком материального товара, в то время как опыт становления и развития экономики ряда стран показывает ведущую роль в современном обществе "интеллектуальной начинки" - интеллектуальной собственности, представленной в самых различных видах. Это подтверждается также хорошо развитым в этих странах институтом интеллектуальной собственности, учитывающим ее инициирующую роль в производстве товаров народного потребления, продукции производственно - технического назначения.

Однако в нашей стране пока очевидны неритмичность и эпизодичность коммерческих сделок с интеллектуальным товаром. Кроме того, недостаточно проработаны правовые и методические основы использования интеллектуальной собственности в качестве товара в финансово - хозяйственной деятельности предприятий. Одним из существенных факторов, в негативном плане влияющих на становление рынка интеллектуальной собственности, является отсутствие опыта активного маркетинга и внедрения такого специфичного товара, как интеллектуальные наработки, созданные в самых различных областях.

Общеизвестно, что в России накоплен огромнейший научно - технический, творческий потенциал, выраженный в виде массива конкретных технических, технологических, производственных, научных, творческих результатов интеллектуальной деятельности и имеющий действительно огромную ценность на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи стоит задача грамотного и умелого применения результатов интеллектуальной деятельности в качестве товара высокого качества, дающего реальную экономическую отдачу.

Предлагаемая книга призвана способствовать решению этой задачи. В ней обобщен научно - практический опыт использования и оценки интеллектуальной собственности как товара. Безусловно, в одной книге невозможно охватить все случаи практического применения интеллектуальной собственности как нематериальных активов, поэтому проблема потребует дальнейшего развития.

ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии со ст.138 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Понятие "интеллектуальная собственность" изначально связано со становлением и развитием института охраны интеллектуальной собственности, в рамках которого осуществляют свою деятельность многие международные организации, в том числе и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), расположенная в Женеве. Деятельность ВОИС направлена на содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией (ВОИС. Общая характеристика. Женева, 1987). По терминологии ВОИС, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к промышленной собственности и объектам авторского права.

Интеллектуальная собственность может быть определена также как и система институтов исключительных прав, относящихся к патентоспособным (или регистрируемым в особом порядке) правовым объектам или к нерегистрируемым объектам, но охраняемым от незаконного копирования или присвоения. К последним могут быть отнесены объекты авторского права, технические, технологические, производственные секреты, коммерческая информация - то, что принято называть "ноу - хау". По сути, понятие "интеллектуальная собственность" включает в себя все результаты интеллектуальной деятельности в самых различных сферах.

К результатам интеллектуальной деятельности относятся также и такие объекты, как идеи, гипотезы, открытия (ранее регистрируемые), методы, методики. Однако они как товар в явном виде не могут быть предложены для коммерческой реализации.

Статья 128 ГК РФ определяет результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), как объекты гражданских прав.

Специфика участия объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте заключается в двойственной природе прав, лежащих в ее основе. С одной стороны, создателю творческого результата принадлежит исключительное право на его использование, с другой стороны - существуют личные неимущественные права (право на авторское имя), которые отчуждению не подлежат в силу самой их природы. То есть особенностью интеллектуальной собственности является наличие имущественной и неимущественной (личной) составляющих.

Другой специфической особенностью является то, что объектом интеллектуальной собственности являются нематериальные, неосязаемые объекты.

Так как владелец интеллектуальной собственности обладает исключительными правами в отношении конкретного объекта интеллектуальной собственности как результата его интеллектуальной деятельности, то все отношения по передаче, уступке и использованию объектов интеллектуальной собственности осуществляются при помощи специальных видов договоров, в то время как использование, передача, продажа материальных объектов регулируются договорами аренды, мены, купли - продажи, в основе которых лежит право собственности. Кроме того, в отношении материальных объектов интеллектуальной собственности исключается возможность одновременного многократного использования, в то время как для объектов интеллектуальной собственности допускается такая возможность (передача права пользования объектом интеллектуальной собственности по неисключительной лицензии).
ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Так как результаты интеллектуальной деятельности могут быть получены в самых широких областях человеческой деятельности, целесообразно их упорядочить и классифицировать. При этом понятие "объект интеллектуальной собственности" подразумевает конкретный результат интеллектуальной деятельности.

Объекты интеллектуальной собственности могут быть разделены по следующим признакам:

- по виду собственности (промышленная собственность, авторское право);

- по форме охраны (охраняемые и регистрируемые в рамках патентного права; охраняемые в рамках авторского права и смежного права; охраняемые в рамках "конфиденциальности");

- по виду результатов (гуманитарные, научные, технические);

- по виду документов (отчет, описание, чертеж, схема, электронное представление).
Объекты интеллектуальной собственности


Объекты
патентного права


Объекты
авторского права


Научная
интел-
лекту-
альная
соб-
ствен-
ность


Ноу - хау

Объекты
промышленной
собственно-
сти


Се-
лек-
цион-
ные
до-
сти-
жения


Гуманитар-
ные


Техни-
ческие


Научный
резуль-
тат


Резуль-
таты
научно -
техни-
ческой и
произ-
вод-
ственной
деятель-
ности


Резуль-
таты
(опыт)
финансо-
вой, ад-
минист-
ратив-
ной,
коммер-
ческой
деятель-
ности


- изобрете-
ния
- промышлен-
ные образцы
- полезные
модели
- товарные
знаки
- знаки об-
служивания
- наименова-
ние мест
происхожде-
ния товара





- произве-
дения
- литерату-
ры
- искусства
- живописи
- музыкаль-
ные произ-
ведения


- кон-
струк-
тор-
ская и
техно-
логи-
ческая
доку-
мента-
ция
- от-
четы
по
НИОКР
- то-
поло-
гии
ИМС
- про-
грам-
мные
про-
дукты


- науч-
ная идея
- ре-
зультаты
научного
экспери-
мента
- зако-
номер-
ность
- откры-
тие


- техно-
логия
- рецеп-
тура
- конс-
трукция
- мето-
дики
монтажа
и налад-
ки
- состав
вещества






При достаточно большом разнообразии, как это видно из таблицы классификации, объекты интеллектуальной собственности целесообразно разделить на два больших класса: содержащие "аналитическое" знание, и содержащие "созидательное" знание. Зачем необходимо делать такое разделение?

Аналитическое знание обычно является основой или базой системы образования, входной информацией для других научных и экспериментальных работ. И так как аналитические научные результаты используются главным образом в фундаментальной науке и образовании без непосредственного и прямого приложения к экономике, то вполне понятно, что использование аналитических научных результатов не приводит к прямому и просчитываемому сразу экономическому эффекту на микроуровне, на уровне субъектов финансово - хозяйственной деятельности - предприятий и фирм. То есть невозможно использовать объекты интеллектуальной собственности, содержащие аналитическое знание, в качестве нематериальных активов в финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

С другой стороны, результат созидательных исследований - созидательное знание - в своей основе сразу сориентирован на социально - экономическую сферу приложения с определенным экономическим эффектом. Как правило, такое созидательное знание используется прежде всего в научно - производственных, производственных, научно - технологических предприятиях, где научные созидательные исследования объединены с опытно - конструкторской и производственно - технологической частью.

Определенный экономический эффект может быть получен от воплощения созидательного знания в конкретном изделии. В упрощенном виде это выглядит следующим образом. В результате выполнения НИОКР может быть создано изобретение - конструкция износостойкого нефтяного насоса. Конструкция патентуется, на нее получают патент. На основе исключительных прав на патент его владелец, как владелец определенных технических знаний, выступает продавцом и совместно с инвестором (банком, заинтересованной фирмой) разрабатывает инвестиционный проект. Целью проекта является разворачивание масштабного производства насосов, получение прибыли. При этом решается несколько задач:

- инновационная - внедрение новой техники, технологии;

- инвестиционная - использование финансовых ресурсов;

- коммерческая - извлечение прибыли;

- социально - экономическая - производство необходимого товара и устранение товарного дефицита, создание новых рабочих мест и социальной инфраструктуры;

- макроэкономическая - получение синергетического эффекта (увеличение поступлений в бюджет за счет налогов, развитие региона и др.).

Отнесение объекта интеллектуальной собственности к тому или иному классу позволяет понять возможно ли использовать его в качестве нематериального актива и получить от этого использования коммерческий эффект и прибыль.
ВОПРОСЫ МАРКЕТИНГА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ
Специфика интеллектуальной собственности
Потребительная стоимость объектов интеллектуальной собственности существует чисто в номинальном плане, в отличие от стоимости материальных объектов, предметов, вещей. Она реально возникает в случаях, когда происходит определенное стечение обстоятельств (существует социальный заказ, появляется инвестор или потребитель). В то же время каждый объект интеллектуальной собственности имеет свою стоимость (в том числе рыночную) и может быть реализован как товар при наличии определенного спроса. При этом существуют определенные потребности в новых технологиях и разработках, но фактически рынок интеллектуальной собственности находится в зачаточном состоянии, обмен и продажа объектов интеллектуальной собственности происходят эпизодически, нерегулярно.

Тем не менее маркетинг интеллектуальной собственности как вид самостоятельной деятельности имеет хорошую перспективу поскольку предполагает возможности:

- получения большой прибыли в случае купли - продажи перспективной разработки;

- доминирования на рынке предприятий с перспективными разработками и на их основе - с качественными товарами;

- получения хороших комиссионных при оказании посреднических услуг в торговле технологиями и разработками;

- доступа через сеть Интернет практически во все страны мира с минимальными затратами.

Маркетинг такого вида товара может быть осуществлен только квалифицированными специалистами. В составе их группы должны быть аналитики, эксперты - оценщики, патентоведы, переводчики.

Реальным примером удачной продажи и использования является автоматизированная система обнаружения и определения грозовых очагов, очагов возгорания. В данном конкретном случае под нужды и потребности проведения мероприятий по предотвращению стихийных бедствий были проведены маркетинговые исследования, выявлена подходящая разработка, ее разработчик и осуществлено внедрение на деньги заинтересованного инвестора. Предпринимаются определенные усилия с целью реализации такого рода товара, пусть и специфичного.
Этапы маркетинга интеллектуального товара
Для целенаправленной реализации интеллектуального товара возможно и целесообразно осуществить следующие шаги:

1. Провести исследование и анализ рынка товаров с целью выявления "узких" мест, неразработанных направлений и конкретных нужд социального плана. Поставить задачи.

2. Осуществить инвентаризацию интеллектуальной продукции на предприятии, определить возможные разработки и результаты, которые отвечают поставленной задаче по конкретной проблематике.

3. Доработать интеллектуальный продукт до товарного вида, оформить правоустанавливающие документы, подписать необходимые соглашения.

4. Разработать инвестиционный проект с применением конкретного доработанного объекта.

5. Вести поиск инвесторов для реализации совместного проекта или покупателей с целью полной уступки (продажи) объекта интеллектуальной собственности посредством прямой рекламы, через различные фонды, комитеты по поддержке малого и среднего бизнеса.
СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии со ст.132 Гражданского кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли - продажи, залога, аренды и других сделок с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят не только все виды имущества, предназначенные для его деятельности, но и права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), т.е. исключительные права.

Таким образом, объектом осуществления сделок, связанных с предприятием как имущественным комплексом, является и его отдельная часть - интеллектуальная собственность, которая на балансе предприятия учитывается в виде нематериальных активов <*>. При этом интеллектуальная собственность предприятия, как и любая составная часть имущественного комплекса предприятия, становится объектом оценки.

--------------------------------

<*> Подробнее об учете объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов см. в разделе "Бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности".
В связи с тем что нематериальные активы (права на использование объектов интеллектуальной собственности) являются наименее ликвидной частью имущественного комплекса предприятия, они используются предприятиями не столь широко и массово. Тем не менее объекты интеллектуальной собственности могут быть уступлены, внесены в уставный капитал предприятий, использованы в качестве инвестиционного вклада, залогового обеспечения и др. Такие отношения оформляются договорами уступки и лицензионными договорами. Ниже приведены возможные случаи использования объектов интеллектуальной собственности как товара специфического вида.
Уступка права на объекты интеллектуальной собственности
В соответствии с п.6 ст.10 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 патентообладатель имеет право осуществить передачу исключительных прав на изобретение или промышленный образец другому лицу (юридическому или физическому). При заключении такого рода договоров все права на объекты интеллектуальной собственности передаются правопреемнику, который становится патентообладателем со всеми вытекающими из Патентного закона РФ правами и обязанностями. Уступка исключительного права на товарный знак, знак обслуживания осуществляется в соответствии со ст.ст.25, 27 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Указанные договоры в обязательном порядке регистрируются в соответствующих подразделениях Роспатента. Только после такой регистрации и выдачи свидетельств соответствующего образца правопреемники вступают в свои права владения, пользования и распоряжения. Регистрация уступки данных объектов интеллектуальной собственности в Роспатенте осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения и регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца; Правилами регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака, разработанными и утвержденными Роспатентом соответственно 21 апреля 1995 г. и 26 сентября 1995 г.

В отличие от лицензионных договоров, рассматриваемых ниже, уступка предусматривает смену правообладателя с передачей последнему всех исключительных прав. Однако товарный знак может быть уступлен на часть товаров, для которых он зарегистрирован.
Передача объектов интеллектуальной собственности

во временное пользование
Владелец объекта интеллектуальной собственности может не только уступать, но и передавать права на его временное использование. Такая передача прав оформляется лицензионным договором, в соответствии с которым одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование интеллектуальной собственности, а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это соответствующее вознаграждение.

По лицензионным договорам передаются не только изобретения, ноу - хау, товарные знаки, знаки обслуживания, программные продукты и другие объекты.

Несмотря на различные виды объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по лицензионному договору, такой договор имеет определенную стандартную структуру, включающую:

- преамбулу договора;

- статьи договора;

- определение терминов;

- предмет соглашения;

- вознаграждение (платежи);

- гарантии и ответственность;

- защиту передаваемых прав;

- техническую документацию;

- усовершенствования и улучшения;

- информацию и отчетность;

- конфиденциальность;

- рекламу;

- срок действия договора и условия его расторжения;

- последствия прекращения действия договора;

- арбитраж;

- прочие условия;

- адреса и реквизиты сторон.

следующая страница>


Интеллектуальная собственность как товар

Это материальные объекты, в которые вложены результаты интеллектуальной деятельности. Однако и сами по себе результаты интеллектуальной деятельности также могут выступать в качеств

1120.16kb.

15 12 2014
6 стр.


Интеллектуальная собственность в информационном обществе с позиции объективизма Айн Рэнд
79.2kb.

13 09 2014
1 стр.


Cdip/11/inf/4 оригинал: английский

Женева, 13 17 мая 2013 г интеллектуальная собственность и социально-экономическое развитие

81.87kb.

16 12 2014
1 стр.


"Проблемы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности"

Проводит: Парламентский центр "Наукоемкие технологии и интеллектуальная собственность"

222.14kb.

12 10 2014
1 стр.


Объекты интеллектуальной собственности: основные понятия, классификация, роль таможенных органов в обороте

В п. "viii" ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (1967 г.), интеллектуальная собственность определена через "права, относящиеся к

290.65kb.

12 10 2014
1 стр.


Интеллектуальная игра

Интеллектуальная игра «Эрудит» основывается на применении игроками своего интеллекта, эрудиции и логики. В игре участвуют команды из 5-7 старшеклассников. Участники должны отвечать

419.75kb.

09 10 2014
2 стр.


Приложение №2 Карточка №1 Предприниматель №1

Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену и цена эта достаточно высокая

47.81kb.

01 09 2014
1 стр.


Назарбаев Интеллектуальная школа города Астана

Посоветуйте овощеводу, как можно ускорить процесс фотосинтеза у выращиваемых в парниках и теплицах сельскохозяйственных растений

34.67kb.

07 10 2014
1 стр.