Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
“Стать взрослым сегодня труднее, чем раньше”, интервью с Оливье Галланом

Как родилось и развивалось в западном обществе понятие “молодежь”? Как относится современное французское общество к подросткам? Что характеризует сегодняшнее молодое поколение? Как в наши дни становятся взрослыми? Интервью с сотрудником Государственного центра научных исследований (CNRS) Оливье Галланом.


Анн Рапен
Label France: Ваши труды напоминают нам, что молодежь не всегда отличалась от других возрастов – детей и взрослых –и что такое положение вещей сохраняется и в наши дни в традиционных типах общества. Когда же возникла эта социальная и культурная категория?
Оливье Галлан: Как и понятие детства, осознание понятия молодежи проистекает из социального и культурного развития на территории Европы. Изобретение понятия молодежи как категории мысли связано с признанием ценности индивидуальности и семьи, а также с идеей, развитой философами века Просвещения, о том, что образование может помочь человеку подняться над той классовой категорией, в которой он родился. Молодость, пройдя период определения этого понятия как ожидания и несвершенности, становится в XVIII веке возрастом обучения и подготовки к взрослой жизни.
LF: Каковы основные этапы развития понимания понятия молодежи гуманитарными науками?
ОГ: Первыми, кто попытался создать научное описание этого периода, были, конечно, психологи. В ХХ веке Пьер Мендусс стал первым во Франции специалистом по подростковой психологии, следовавшим трудам американского ученого Стенли Холла. Подростковый период считался возрастом кризисов и перестройки личности, проистекающей из полового созревания. Он рассматривался как второе рождение, процесс психологического и сексуального взросления.
Социологическое понимание понятия молодежи возникло значительно позднее. Оно было связано с новаторскими работами американского ученого Талкотта Парсонса в начале 1940-х гг. и совпадает по времени с появлением массового школьного образования, приведшего к появлению новой возрастной группы.
После войны начался период культурологического подхода, ознаменованного работами Эдгара Морена, ставшего основателем понимания этого явления во Франции, где в 1960-е гг. произошел настоящий всплеск молодежной культуры и студенческого движения. Молодежь тогда рассматривалась как особая субкультура. Эти работы подверглись критике со стороны Пьера Бурдье и его последователей, видевших в возрастных категориях конкурирующие социальные группы – старики и молодежь, – борющиеся за свое превосходство.
Но подобных подход к возрастным категориям показался недостаточным новому поколению социологов, к которому отношусь и я и которое подходит к вопросу с точки зрения здравого смысла, рассматривая юность как переходный период между другими возрастами и как часть жизненного цикла, а не только как субкультуру, изолированную от остальной части общества или предмет приложения идеологии.
При этом возникают социологические вопросы, например, каковы подразделения этого возраста, чем он определяется, каковы его пороги, как они сочетаются между собой и варьируются во времени, как происходит переход во взрослое состояние и др. Таким образом, во Франции в 1985-1990 годы создается целый пласт новых исследований.
“В представлениях о юности всегда существовала некоторая двойственность”
LF: Как оцениваете вы значение темы жестокости в современных размышлениях о молодежи во Франции? Всегда ли существовал страх перед молодежью?
ОГ: Нужно попытаться избежать двух недоразумений. Мнение о том, что жестокость в действиях части молодежи не существует и что молодежь подвергается пустым обвинениям, ошибочно, как и мнение, согласно которому отрицается существование страха перед молодежью, который давно уже составляет часть наших социальных представлений. Беспокойство взрослых по отношению к подросткам, считающимся опасной и требующей строгого контроля частью населения, существовало на протяжении всего XIX века.
Начиная с того момента, когда молодежь стала существовать, в социальном понимании этого термина, она всегда подвергалась различным манипуляциям идеологического и политического рода, например, перед Первой мировой войной и во время политических волнений в период между двумя войнами.
Во Франции образ молодежи традиционно не слишком радужен. К ней относятся как к ранимой категории, жертве или опасной группе. Молодежь или защищают, либо защищаются от нее. В реальности же существуют сотни различных способов представления молодежи.
“Подростковый возраст – период ранимости”
LF: По самому своему определению подростковый возраст способствует проявлению некоторых форм протеста, жестокости, отступления от правил, не правда ли?
ОГ: Конечно, это фаза выхода из детства – возраста уверенности и полной идентификации с родителями. В то же время, взрослая жизнь еще не началась, а ведь в ней строятся собственные ориентиры, выполняется социальная и персональная роль, с которой в определенной мере происходит идентификация. Подростковый период – переходный возраст, во время которого происходит переоценка правил и оспаривание авторитетов. Это очень ранимый возраст.
LF: Можно ли сказать, что некоторые социально-экономические условия способствуют проявлению жестокости?
ОГ: Для объяснения всплеска жестокости, в частности, у подростков самого юного возраста, некоторые социологи говорят о неравенстве между поколениями и о том, что сегодняшняя молодежь страдает недостатком структурности.
Я лично считаю, что подобный анализ не учитывает более важные факты, а именно неравенство возможностей между разными представителями молодежи: теми, у кого есть диплом, и теми, у кого его нет. Диплом становится дискриминационным фактором в социальном будущем новых поколений.
Те, у кого есть диплом, вступают в мир трудовых отношений позже и труднее, чем раньше, но они могут быть уверены в хорошей ассимиляции. Что же касается тех, у кого нет диплома, их ситуация резко ухудшилась в последнее время. Риск профессиональной и социальной маргинализации чрезвычайно велик и постоянно возрастает, в частности, из-за исчезновения некоторых видов неквалифицированного труда и промышленной перестройки, которая произошла во Франции в последние двадцать лет.
Более того, возрастающее единообразие и повышение уровня социальных амбиций, а также норм потребления, создают в этих категориях молодежи неуверенность в себе. Не имея возможности получить желаемое законным способом, они прибегают к незаконным.
LF: Кроме разнообразия представителей, каковы основные характеристики сегодняшнего поколения 15 – 25 лет во Франции?
ОГ: Каков бы ни был уровень обучения и социальная принадлежность, молодежь характеризуется единством либеральных ценностей, в частности, в области нравственности. Иными словами, каждый свободен выбирать собственный образ жизни. Тем не менее, среди молодежи существуют крайне отличные одни от других представления об обществе. В этом отличие сегодняшней ситуации от 1960-х гг., когда протест заявлялся со стороны образованных представителей молодежи, а необразованные слои отличались скорее конформизмом. Сегодняшняя ситуация скорее обратная. Чем менее образована молодежь, тем более она склоняется к идее общественных перемен.
Самой явной и единой характеристикой этого поколения является его способ общения. Молодежь уделяет огромное внимание отношениям с себе подобными, и в первую очередь, с друзьями. Они становятся отдельной ценностью.
“Молодость – сложный период, во время которого нужно определить собственные стремления и построить соответствующий им статус”
LF: Когда в современном французском обществе наступает настоящая взрослая жизнь? И каковы изменения в области получения этого статуса?
ОГ: Основным этапом стало рождение ребенка. Другие фазы, ранее ознаменовавшие переход к взрослости, стали более размытыми, идет ли речь об участии в трудовом процессе, сопровождаемом развитием его самых разнообразных форм, или расставание с родительским домом. И в самом деле, многие живут отдельно от родителей, но продолжают зависеть от них материально или аффективно, например, проводя у родителей все выходные. Некоторые даже возвращаются к родителям по завершении любовной истории или профессиональной неудачи и т. д.
Все эти фазы, некогда очень четко очерченные и не позволявшие возвращения назад, в настоящее время размыты и неочевидны. Рождение же ребенка является ключевым и бесповоротным моментом, поскольку человек в этот момент сталкивается лицом к лицу с необратимой ответственностью, полностью меняющей его статус. Это объясняет тот факт, что рождение ребенка отодвигается все на более поздний возраст (в среднем 28 лет). Брак также стал расплывчатой. Жизнь вдвоем начинается в наши дни раньше, но не означает при этом жизнь под одной крышей, женитьбу или просто желание построить пару, которая будет существовать до конца жизни.
Таким образом, между концом подросткового периода, окончанием учебы и рождением первого ребенка образовывается новый период, который может растянуться на несколько лет. Раньше все этапы, необходимые для введения подростка во взрослую жизнь, проходили одновременно, и определение различных возрастов было более четким.
LF: Тяжелее ли в наши дни стать взрослым?
ОГ: Я думаю, да. Задача вступления в общество, состоящая в том, чтобы научиться роли взрослого и найти соответствующий статус, гораздо сложнее для новых поколений. Это связано не только с конъюнктурой рынка труда, но и с тем, что путь каждого стал сложнее и индивидуальнее.
Французское общество характеризовалось в последние десятилетия сильной социальной мобилизацией, и многие молодые люди происходят из семей, где родители не получили высшего образования. Таким образом, у них нет модели, которой они могли бы следовать. Они сами должны изобрести собственную роль в обществе, а не повторить путь своих родителей.
Чтобы знать больше

Оливье Галлан.

Социология молодежи.

Изд. Арман Колен. Париж. 2002.

Эльза Рамос.

Остаться ребенком, стать взрослым.

Жизнь студента в родительском доме.

Изд. Арматтан. Париж. 2002.

Оливье Пио.

Подростки, осторожно – предвзятые идеи.

Изд. Милан. Серия “Дебаты и идеи”. Париж. 2002.

Оливье Галлан, Марко Оберти.

Студенты.

Изд. Ля Декуверт. Париж. 1996.

Оливье Галлан.

Молодежь.



Изд. Ля Декуверт. Париж. 1996.

Интервью с Оливье Галланом

Как относится современное французское общество к подросткам? Что характеризует сегодняшнее молодое поколение? Как в наши дни становятся взрослыми? Интервью с сотрудником Государств

70.39kb.

02 09 2014
1 стр.


Интервью с Варгом Викернесом

Текст интервью (включая примечания переводчика), должен быть полностью воспроизведен без исправлений и дополнений

184.33kb.

18 12 2014
1 стр.


Интервью с работниками мгк профсоюза строителей; в интервью с руководством и сотрудниками су; с председателем профсоюзного комитета

Осуществляет отделочные работы, входит в состав строительного треста на правах его структурного подразделения. Трест находится в ведении ао хк “Главмосстрой”. Относится к Комплексу

109.5kb.

11 10 2014
1 стр.


Интервью для брянских журналистов. Профайл: Назаренко Леонид Васильевич

Сегодня главный тренер фк "Динамо" Брянск дал первое интервью для брянских журналистов

54.92kb.

13 10 2014
1 стр.


Жан Оливье Викинги и индейцы

Ниже острова мандатов река описывала величественную дугу между длинной грядой опоясанных камышами и злаками островков и холмами, увенчанными кедрами, кленами, сассафрасами

1548.69kb.

01 10 2014
8 стр.


Интервью Президента Розы Отунбаевой

Сегодня, 5 января, в 22. 45 часов (местное время) по каналу Общественного телевидения Элтр будет показано интервью Президента Кыргызской Республики Розы Отунбаевой, записанное в ка

9.92kb.

23 09 2014
1 стр.


Анатоль Франс Похвала Оливье

Иисус Христос и двенадцать апостолов собирались для святого таинства пресуществления, они отправились затем в Константинополь, горя желанием повидать короля Гугона, прославившегося

94.98kb.

14 12 2014
1 стр.


Интервью за 2008-2010. rar 684 мб ссылка Андрей Фурсов. Подборка интервью за 2008-2010. rar
84.12kb.

14 12 2014
1 стр.