Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок на тему «Искусство иллюстрации»
Дата: 12.03.2011 г.

Составитель: учитель ИЗО Хаматгалеев Э. Р.

Класс: 7.

Предмет: изобразительное искусство.


Цель – познакомить учащихся с процессом работы над иллюстрацией.
Оборудование: учебные пособия и таблицы, учебные рисунки; «Краткий словарь художественных терминов» под ред. Н. М. Сокольникова (сс. 26-28).
Изложение нового материала
Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, её основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта, способом вёрстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова. В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окружённый текстом), рисунки на полях.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Фронтиспис (фр. frontispiece) – заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщённый образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые – изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передаёт в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведёт линию и кладёт пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто всё это упрощённо называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.

Практическая работа


Выбрать литературное произведение и ряд интересных материалов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Что такое иллюстрация?

  2. Перечислите виды иллюстрации в зависимости от размера и расположения в книге.


Домашнее задание: выполнить (завершить) работу, начатую на уроке.

Искусство иллюстрации

Оборудование: учебные пособия и таблицы, учебные рисунки; «Краткий словарь художественных терминов» под ред. Н. М. Сокольникова (сс. 26-28)

46.38kb.

14 12 2014
1 стр.


В образовательную программу "Волшебный мир иллюстрации"

Цель: Ознакомление детей с образовательной программой «Волшебный мир иллюстрации», организацией работы в дизайн-студии «Фристайл», первичный мониторинг знаний, умений и навыков дет

60.79kb.

14 12 2014
1 стр.


«Искусство ислама» (2 часа)

Ключевые слова: ислам, искусство, архитектура, мечеть, орнамент, арабеска, каллиграфия

154.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Эрих Анушат Искусство умозаключений Шерлока Холмса в детективных романах Опытные суждения и границы опыта Отрывки из книги “Искусство раскрытия преступлений и законы логики”
191.04kb.

15 09 2014
1 стр.


24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства

Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского искусства. В раннехристианском искусстве можно выделить следующие этапы

205.02kb.

08 10 2014
1 стр.


Русское искусство

Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение

232.99kb.

02 10 2014
1 стр.


Искусство западной европы XIX xx века

Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса, обучающихся в магистратуре гф по магистерской программе «История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство».

106.44kb.

29 09 2014
1 стр.


Книга The Art of Deception «Искусство обмана»

«Искусство обмана» не только демонстрирует, насколько опасна и вредоносна социоинженерия, но поможет разработать собственную программу тренинга по безопасности для сотрудников комп

968.75kb.

23 09 2014
7 стр.