Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» с. Сизябск
Конспект
физкультурного занятие
Тема: «Использование фольклора на занятиях по физкультуре»
(старшая-подготовительная группа)
Разработка: воспитатель Терентьева
Надежда Ивановна
Цель: помочь детям понять и полюбить коми фольклор, использовать народный фольклор в самостоятельной деятельности.
Задачи: 1. Дать детям понятие «Коми фольклор», формировать интерес к нему.
2. Закреплять умение бросать мяч друг другу снизу и ловить его двумя руками.
3. Продолжать учить спускаться со шведской стенки на руках, развивать силу мышц рук.
4. Добиваться чёткого выполнения прыжка с места (оттолкнуться, прыгнуть и приземлиться на пятки перекатом на носок)
5. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Материал: мячи, мел, одеяло и маска медведя, платочек.
Художественное слово: коми народные пословицы, потешки, считалки
Ход занятия:
Дети построены в шеренгу.
- Дети, вы знаете, у каждого народа есть свой фольклор. Есть русский фольклор, а у нас коми фольклор. Что такое коми фольклор? Коми фольклор – это старинные коми потешки, кывбуръяс, колыбельные песни (потандорса сьыланкывъяс), лелькультчанкывъяс, считалки (лыддьысянкывъяс) и т.д.
- И вот сегодня на занятии мы с вами будем делать разные упражнения, разные движения и ещё говорить разные стихотворения, считалки, пестушки, используя коми фольклор, а также вспомним фольклор нашего Ижемского района.
- А сейчас, направо, раз-два!
I часть: Вводная
1. Ходьба друг за другом
-Кокö, кокö, ветлы, чöдъя, пувъя ягтi, мырпома нюртi, сэтöра-льöмъя костi.
Мырпом корсö ин войтоо, сэторъяссо эн чеглоо.
Медым модвö бара быдмас, медым вотны ставлы тырмас.
Ходьба на носочках
- Бабöлöн вöлöма кань
Паччöрö кайöма, сёйöма нянь.
Ходьба на пятках
- Шондi мамö, татчö.
Тöлö пöчö, мöдлапöлö,
Сера пон, мод грездö!
Ходьба друг за другом большими шагами
- кокö, кокö ветлы
Бег друг за другом
- трок-трок, трокодчам, трок-трок, воедам (бег)
- трок-трок, родтам, трок-трок, скачитам (поскоки)
Ходьба парами и построение по центру зала.
ОРУ:
1.И.п. – основная стойка – повторяют 4 раза
- öшкамöшка мегыр пос (поднимают руки, выполняют круговые движения)
- зэр оз ков, му абу кос (движения головой влево - вправо)
- мöдöд югыд шондi (круговые движения)
- челядьöс шонты (обнимают себя)
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе
Воспитатель: гöрд ошкöс мойда ог?
Дети: Мойд! Мойд! (наклоны вперёд)
Воспитатель: Тэ шуан мойд, меш уа мойд. Лöз ошкöс мойда, ог?
Дети: Мойд! Мойд! (наклоны) и т.д. 6 раз
3. И.п. ноги параллельно, руки на плечах
Воспитатель: Муса дитя узьыштö.
Дети: Öввö, öввö, öввö (наклоны вправо и влево)
Воспитатель: Коз пу потанын потнала.
Дети: Овво, овво, овво (наклоны)
Воспитатель: Кыдз пу лайканын лайкода
Дети: Овво, овво, овво (наклоны)
Воспитатель: Чукля пу вылын лайкода
Челядь: Овво, овво, овво (наклоны)
4. И.п. пятки вместе, носки врозь, руки на поясе
Воспитатель: Верба лачко, ме ог лачкы.
Дети: Увлань вужъявны (пуксьоны), вывлань коръявны (сувтоны)
Воспитатель: Мед эта судта быдтыны (тянутся вверх)
5. Прыжки (вначале на одной ноге, затем на другой)
Воспитатель: Пачо, пачо, лом лом.
Тшыно, тшыно, пет, пет
Катша керка вывтi,
Клима керка сайтi,
Бабо нянь зыр увтi,
Дедо чос туй вывтi!
II. Основные движения
1. Дети бросают мяч друг другу
Воспитатель: Отик-мотик, кык-мык, куим-муим, нёль-моль, вит-мит,
квайт-майт, сизим-мизим, кокъямыс-мокъямыс, окмыс-мокмыс,
дас-пас, кино выло пырны пас.
2. Подъём на шведскую стенку и спуск на руках.
Воспитатель: Кеконач! Кеконач! Видлам лэбны ми водз тадз.
Кеко лэбис, лэбис, лэбис. Сэсся выло, выло лэбис.
3. Прыжки с места, кто дальше.
Воспитатель говорит: Стокан босьтi, изъо сетi, бизь-базь потi (на слово «потi», дети прыгают)
III. Подвижная игра «Ошкысь»
Выбираем медведя считалкой «тирс-торс, куим стокан, он ко водит, он и ворс»
«Медведя» укрываем одеялом. Дети гуляют «в лесу»
- Ошко-бабо, ошко-бабо, чодто вотам, пувто октам,
Бур вотоссо босьтам, лёк вотоссо човтам. (ош чеччо да кутало)
IV. Малоподвижная игра «Пышкай»