Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: «Используем средства языка при общении».

Урок презентация группового проекта.

Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

4 класс. УМК «Планета знаний».

Т.П.Митрофанова,

учитель начальных классов МОУ «Алексеевская общеобразовательная школа №2с углубленным изучением отдельных предметов», учитель

высшей квалификационной

категории.

Последовательность выполнения проекта.

1-этап. Мотивационный.

Детям была предложена необычная творческая работа «Слово – дело великое»- составить своеобразный словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

Обсудили, чем будет отличаться наш словарик от известных словарей.

Определили по каким темам можно распределить слова в словарике.

Какие разделы, рубрики могут в нём быть. Уместно ли будет привести краткое толкование слов (лексическое значение, этимология), примеры из речи литературных персонажей, использование этих слов в пословицах, загадках, потешках, сказках.

2-этап. Планирующий. Подготовительный.

Дети решили, что словарик этнокультуроведческой лексики

« РУССКАЯ ИЗБА» будет активно -деятельностного типа. Будет создан способом творческого проектирования.

Это живая занимательная книжка для детей, вступающих на путь лингвистических открытий.
Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании.

Выделить в ней разделы:


  1. Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…»

  2. В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы».

  3. У печки – матушки.

Задачи, реализуемые при работе над проектом: 1.Совершенствовать детские учебные взаимодействия. 2.Стимулировать познавательный интерес учащихся, их творческое мышление и воображение. 3.Воспитывать уважительное отношение к традициям народа,

любви к природе, почитания её законов.

4.Воспитывать через систему этнокультуроведческих понятий духовно- богатую, нравственно – ориентированную личность. 5.Формировать умение самостоятельно искать пути решения проблемы.

3- этап. Информационно- оперативный.

На этом этапе дети делятся на группы. Каждая группа будет оформлять один из разделов «Словарика».

Роли: редактор, составители «Словарика», художники, изготовители(издатели).

4- этап.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, с помощью какого средства языка « всему название дано»?

Дети. С помощью слова.

Учитель. Решим анаграмму.

ЕЛИКСАК.

Это слово обозначает – весь словарный запас русского языка.

Дети. Лексика.

Учитель.Что значит узнать лексическое значение слова?

Ученик. Определить его смысловое значение.

Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?

Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов.


  1. Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую,

при этом вам приходилось обращаться к разным словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности.

Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект». И так, вам слово, ребята.

Дети:

Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».СЛАЙД.



Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании.

Финальный продукт проектной деятельности : Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».

Разделы «Словарика»: СЛАЙД. 1.В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы». 2.У печки – матушки. 3.Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…»

Наш групповой проект составлен на основе индивидуальных проектов, над которыми мы работали,используя следующую схему- план.СЛАЙД.


Схема-план

исследования.

1.Слово-и его лексическое значение.(В толковом словаре)

2.История происхождения слова ( в этимологическом словаре.)

3.Слово и слова родственники ( однокоренные)

4. Слово в произведениях русского народного творчества.(Загадка, закличка, пословица, поговорка.)

5.Слово в произведениях поэтов, писателей.

6.Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, загадки, синквейн и т. д.)

Дети. .Наш «Словарик» предназначен для широкого круга читателей, для всех, кто интересуется богатством русского языка, историей нашей страны, кто почитает традиции народа.

Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет (например ушат, лохань и другие) , вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами.

Не секрет, что правильно употреблять и понимать историзмы в речи представляет значительную трудность. Поэтому наш «Словарик» мы старались создать, как живую, занимательную книжку. Пользуясь ей, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполнят ряд игровых упражнений развивающего характера. Сюда вошли ребусы, анаграммы, слова- шифровки, кроссворды со словами тематической группы « Русская изба».

Учитель.


Я даю слово ребятам 1 группы.СЛАЙД.

Мы представляем Раздел «Словарика»- «КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ». МЫ исследовали слова, связанные с трудом наших предков: КУДЕЛЬ, ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО, ЛАПТИ, РУШНИК.

Дима.

Много знаний мы почерпнули, работая с народными частушками,пословицами.(слайд).



С Покрова пряхи по ночам засиживаются. Покров — время начала посиделок. На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась либо поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу. Юля. «Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой — лапти плели, вили веревки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху».

Дима. Что ты, милочка, не робишь,
На кого надеешься?
Придет зимонька холодна,
Ты во что оденешься?

Юля. «Которая девушка веретено напрядет, ей делать нечего. Тогда она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая не успевает, та схитрит — из дома полное веретено принесет и поставит. Парни любили тех, что попроворнее».

Оля. Моя прялка не прядё,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сядя,
Он, наверно, сердится.

Юля. Не стой, милый, у порога,


Проходи на лавочку!
Не спесивься, отодвинь
Мою точену прялочку.

Лиана. Я рушник вышивала


Петухами, утками.
Я миленка поджидала
Часами, минутками.


Девушки вы, девушки, Где берете денежки? Летом ягодки берем, Зимой куделечку прядем.

Оля. Запомнить слово «кудель» помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель. Кудель упоминается в древнеславянской легенде о святозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани , которой Богиня Заря украшает небо. Кудель, согласно толкового словаря Даля- это вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки. Кудель, согласно Большой советской энциклопедии, это короткое волокно, получаемое после очистки волокнистых отходов. Кудель- это приготовленная для прядения шерсть. Слово «кудель» часто встречается в произведениях русских писателей и поэтов. До сих пор, сами того не замечая, мы пользуемся этим словом в своей речи. Так, когда мы рассматриваем иллюстрации к сказкам, где есть Баба Яга, видим её с куделью .Повернув направо, заглянем мы под ель В избе на курьих ножках Яга прядёт кудель. (слайд) Слово «кудель» в моём речевом творчестве: Солнце светит – лён растёт- Большую пользу он несёт. Он ранним летом зацветёт, А человек всё соберёт. Из льна ведь делают кудель, Она нужна нам каждый день. Ткачихи ковры и полотенца из кудели ткут, А в голове смелые идеи плывут. Ковры узорчатые яркие, полотенца пушистые, жаркие. Юбки ворсистые, рубахи цветистые. ЛИАНА. А я, исследуя слово «ЛАПТИ», нашла в разных источниках много загадок, их мы включили в наш раздел.Я ещё раз убедилась, как богат наш русский язык , сколько образных сравнений использует народ, описывая только одно слово лапти. Это и дырявые корыта, и два котика- четыре хвостика, два боровка, четыре хвоста. Я попробовала сочинить свои стихи про лапти. Давным- давно на свете Про туфли и не знали.


Простые люди в прошлом Носили только лапти.
Лапти- лопоточки, Белые носочки. Лёгкие, удобные, Лапти скороходные. Про вас мы не забыли. Спасибо, лапти вам. Лапотки плетённые- Обувь немудрёная. Но зато народная И душе угодная. Работая с земледельческим календарём «Круглый год», я узнала много народных традиций, поверий, легенд, связанных с русскими лаптями. Вот некоторые из них: Во многих местах раньше особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считали верным средством от сглаза. Так, в Вятской губернии. изношенные лапти в большом количестве «привешивали под клюками у крыш скотных дворов на лицевую сторону, для того чтобы скотина всякая велась», «ее никто тогда не «изурочит» или не сглазит». Учитель.

Я даю слово ребятам 2 группы. ДЕТИ:

Мы представляем раздел: «В доме.У печки- матушки. Мы исследовали слова: изба,печка, кочерга, ухват,полати.СЛАЙД.

Алёна. Исследуя слово «изба»и «печка» , мы узнали, что оказывается у этих двух разных по смыслу слов имеется общий исторический корень.

На Руси дом называли избой. От слова «истопа» появилось слово «истьба», а потом «изба». В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме. Её топили. Отсюда появилось слово «истопа».

Печь – подтопок – истопа – истьба – изба. (Слайд).

Маша: Про русскую печь народ сочинил очень много загадок.Вот некоторые из них: (слайд).

Выберите и прочитайте только те, где отгадка слово «печь».

ЗАГАДКИ ПРО ПЕЧЬ И ДРОВА


Дедушка старый весь белый,
лето придет— не глядят на него,
зима настанет — обнимают его. Зимой нет теплей,
летом нет холодней. Стоит Матрена,
здорова, ядрена,
пасть открывает,
что дают — глотает.

А вот загадки, где отгадками являются несколько слов. Попробуйте их отгадать. (Слайд).



Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват. (ЧЕПЬ, ГООНЬ, МЫД, ГАРЕКОЧ). Мать толста, дочь красна, сын воробей под небеса улетел. (Пчь гнь дм.)

Стоит терем,
в тереме — ящик,
в ящике — мучка,
в мучке— жучка. (Пчь, зл, гл.)

Стоит баба в углу, а рот в боку. (Печь и чело.)

Шуба в избе, рукав на улице. (Печь и труба.)

Ильназ: Топили печь дровами, а чтобы они хорошо горели, их перемешивали кочергой. Это железный прут для перемешивания углей, согнутый на конце. Из этимологического словаря я узнал, что у слово «кочерга»- происхождение неясное. Возможно образовано оно с помощью суффикса – га от слова коряга(суковатое дерево), известного в диалектах и представляющего собой видоизменения, общеслов. После сгорания дров оставалась зола. Помелом (веником) золу сметали с нижней части печки, которая называлось «под» и сажали на деревянной лопатке хлеб (каравай). Он пекся прямо на поду, поэтому хлеб назывался «пОдовый

Регина: А мне понравилась творческая работа. Я составила рассказ по пословицам: Сейчас ребята нашей группы его проинсценируют.

СЦЕНКА «НА УРОКЕ».
ВЕДУЩИЙ(Вова).

Вера Павловна стала объяснять про корень слова, а Алёша Строкин,_ ученик 4а класса, не сводил глаз с окна. А там серый дождь пошёл, Витя Галочкин со всех ног побежал домой, мокрые троллейбусы едут, люди идут с мокрыми зонтиками. Алёша смотрел, смотрел в окно, а потом начал носом клевать.


УЧИТЕЛЬНИЦА(Маша).

Алёша, в чём дело? Почему ты не слушаешь?


ВЕДУЩИЙ:

Вздрогнул от неожиданности Алёша, смотрит на Веру Павловну и молчит.

УЧИТЕЛЬНИЦА:

Ты что язык проглотил? Найди , пожалуйста, корень в слове «печка»?


АЛЁША:(Артём).

Корень…, печка?…


УЧИТЕЛЬНИЦА:

Да, что с тобой ?У тебя что-то, мой друг, язык заплетается.

АЛЁША:(радостно) А у печки нет корней.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Как нет корня? Что называется корнем?

АЛЁША:

Корень- это то, на чём деревья держатся.



ВЕДУЩИЙ:

Все засмеялись,

А Алёша покраснел, как рак и голову повесил.

УЧИТЕЛЬНИЦА:

Да, мой друг,плохи у тебя дела. Запомни: « Хочешь есть калачи,не лежи на печи».

АЛЁША:(радостно)

Я всё понял: «На полатях лежать, так и хлеба не видать»

Учитель : Назовите фразеологизмы, которые Регина включила в свой рассказ

Дети. Носом клевал, язык проглотил, покраснел, как рак, язык заплетается.

Учитель.

Я даю слово ребятам 3 группы.

Ученик.

А вы знаете, ребята, какая птица раньше на Руси всю деревню поила?



Дети.

Колодец- журавель.



Дети.

Мы представляем последний раздел словарика. Мы работали со словами: Колодец, ушат, лохань, рукомойник, самовар.

Ученик..Марина.

Я исследовала слово «КОЛОДЕЦ».

Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, от которых они образовались. У этих слов есть общий исторический корень.

Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для непроверяемой безударной гласной в словарных словах? Сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос в своём проекте- исследовании. ( КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ).


Марина.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:

« Имеется ли историческое родство между словами колодец, колокольчик, колобок, кольчуга»?

ГИПОТЕЗА:

Все эти слова имеют общий исторический корень в значение «круглое»

Вопросы исследования.

1.Каково лексическое значение этих слов?

2. Откуда пришли к нам эти слова?

3. Есть ли у них ещё исторические родственники?

4. Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для безударных гласных в слове колокольчик?

5. Какие однокоренные слова есть в современном русском языке у слова колодец?

6. Слово колодец в моём речевом творчестве.

Доказательство гипотезы. 1. Лексическое значение слов.


  1. КОЛОДЕЦ. Первоначально родник, обложенный колодой, выдолбленной из круглого бревна.

КОЛОКОЛЬЧИК. (многозначное слово) 1.Маленький круглый колокол, преимущественно подвешиваемый к упряжи, к дуге.



  1. Звонок в форме маленького колокола для подачи различных сигналов.

  2. Травянистое растение с лиловыми или тёмно- голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола. КОЛОБОК. Небольшой круглый хлебец. КОЛЬЧУГА. Старинный воинский доспех в виде рубашки из круглых металлических колец. 2. Откуда слово пришло? Колодец- глубокая узкая яма, одетая срубом или камнем, а иногда и цельной, дуплистой колодой. КОЛОКОЛЬЧИК. Происходит от латинского слова колокол, по форме венчика, круга. В народе издревле любили этот цветок, о чём говорят ласковые названия , которыми наделяли его в разных местностях: пичужницы, чоботки, звоночки, синельки. И по народному поверью , звенят лишь раз в году- в волшебную ночь накануне праздника Ивана Купалы. КОЛОБОК. Исконно русское слово, производное от КОЛОБ- круглый хлебец с уменьшительно ласкательным суффиксом. КОЛЬЧУГА. Как вид защитной одежды пришло от немцев. Буквально – состоящая из металлических круглых колец. 3.Исторические родственники . КОЛОДА. Общеславянское слово. Что- либо расколотое; «чурбак» или « что- либо выдолбленное из круглого бревна». . 4.Исторические родственники- проверочные слова для безударных гласных в слове колокольчик. КОЛОКОЛ.-толстенный круглый колпак с развесистым раструбом. Околица- ограда, плетень –вокруг деревни. 5.В современном русском языке активно употребляются следующие однокоренные слова у слова « колодец» -колода, подколодная, колодезный, колодезник(человек, промышляющий рытьём колодцев). 6. МОЁ ТВОРЧЕСТВО. Коромысло. Коромысло новое С крючками на концах. Его мне сделал дедушка, Я удивилась: «Ах»! Теперь пойду я с вёдрами К колодцу у реки. И принесу их полные Колодезной воды. Доказательство гипотезы. Слова КОЛОДЕЦ,КОЛОКОЛЬЧИК, КОЛОБОК, КОЛЬЧУГА объединяет их общий исторический корень –КОЛО- в значение «круглое» Зная исторический корень, можно найти проверочное слово для непроверяемой безударной гласной. КОЛОДЕЦ- кОлокол,околица. ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА.

Ученик. Вадим.

А я узнал, что слова наушники, которые я часто надеваю себе на уши, и ушат тоже объединяет общий исторический родственник-УХО.

УШАТ-согласно словаря Даля-Это обручная посудина для носки вдвоём воды с ушами, с проёмами в двух супротивных клёпах.

Исследуя слово,я нашёл с ним 2 фразеологических оборота:.

1. Ушат холодной воды вылить- на кого-

неприятно поразить, отрезвить.

2. Ушат грязи вылить на кого-

оклеветать, оскорбить.

В своей творческой работе с исследуемым мною словом я дал краткое толкование поговорки.

Радуга ушат воды выпила.

Был ясный солнечный день. И вдруг неожиданно небо стало хмуриться. Загромыхали раскаты грома. Через несколько минут полил такой сильный дождь, что по улицам быстро понеслись потоки мутной воды. Поднявшийся сильный ветер, быстро унёс тучу, и через несколько минут также ярко, как и раньше, засветило солнышко. А вдалеке над лесом я увидел разноцветную радугу. Все цвета у радуги были сочные, насыщенные. Я смотрел на неё и не мог оторвать взгляда. Подошла мама и сказала:«Радуга ушат воды выпила». Да, а ведь и на самом деле такая яркая радуга бывает только после ливневого дождя.

«Радуга ушат воды выпила». Да, а ведь и на самом деле такая яркая радуга бывает только после ливневого дождя. (слайд)

Учитель. Может ли быть слово без корней?

Дети.


Учитель. Бескорневой язык- это беда. Лишая наш язык родных корней, мы обрываем нити с нашей историей. . Вместо того, чтобы назвать несчастных, обездоленных людей, как раньше их называли на Руси,-бездомными, бродягами, мы их называем- бомжами, словом, у которого нет русских корней. Или попечителя, благодетеля- называем заморским словом- спонсор.

ЗАПОМНИТЕ: БУДУЧИ ЛИШЕНО РУССКИХ КОРНЕЙ, СЛОВО ЛИШАЕТСЯ СМЫСЛА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА!(СЛАЙД).

6.Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы представили презентацию своего проекта, мы сделали экспертизу некоторых заданий из «Словарика», а сейчас вам нужно будет сделать самооценку процесса и результатов собственной деятельности. (СЛАЙД).

1.Что в твоём проекте удалось лучше всего?

2.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?

3.Какую пользу ты извлек (ла)для себя, работая над проектом?

4.Доволен (льна) ли ты презентацией своего проекта?

5.Хотел (а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?
Учитель: Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект.

Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект»,

«Cамый научный проект», «Самый дружный проект».

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Т.П.Митрофанова,

учитель начальных классовМОУ «Алексеевская общеобразовательная школа №2с углубленным изучением отдельных предметов», учитель

высшей квалификационной

категории.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Поэтому самый верный путь для педагога и его воспитанников – возрождение забытых национальных ценностей. Любить и уважать свой народ, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело благородное и ответственное. Ведь мы должны воспитать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает русская душа.

Включение материала о народной культуре России в школьный курс русского языка на начальном этапе становления языковой личности способствует формированию национального сознания младшего школьника

Слова русского языка – живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Язык – основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира русского человека.

С целью обновления содержания и методов обучения русскому языку как родному, я начала работать по новому учебно- методическому комплекту «Планета знаний». Материал учебника «Русский язык» (автор Л.Я. Желтовская ) разделен на инвариантную и вариативную части. В инвариативной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования. В вариативной части - задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся. Они направлены на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую, интеллектуальную и проектную деятельность.

Этнокультурная направленность процесса обучения русскому языку – важная и актуальная задача современного гуманитарного образования. Овладение учащимися начальных классов основами народной культуры может происходить разными способами, в том числе и на основе освоения учащимися этнокультуроведческой лексики.

Этнокультуроведческую лексику, я распределила по тематическим группам. Вот некоторые из них:

1. Жанры устного народного творчества (загадка, сказка, пословица, поговорка).

2. Русский народный костюм: сарафан, рубаха, кафтан, поддевка, зипун.

3. Название праздников и связанных с ними обычаев и обрядов. (Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Прощеное воскресенье).

4. Архитектурные сооружения: кремль, терем, хоромы, палата, светлица,

изба.


5. Крестьянская утварь (печь, сундук, икона).

6. Транспортные средства (тройка, сани).

Как же я провожу работу над этими тематическими группами?

Приёмы самые разнообразные, в зависимости от темы и цели урока.

2 класс. Тема урока: «Слова- названия предметов, признаков, действий».

Урок начинается с мозгового штурма. На доске - слова: сарафан, душегрейка, рубаха, лапти, кафтан, валенки. Детям дается задание: исследовать слова и, работая в паре, распределить их на 2 группы. Учитель опирается здесь на знания, которые получили дети на уроках литературного чтения по теме «Устное народное творчество».

- На какие вопросы отвечают все эти слова?


  • Что обозначают?

  • Далее идёт работа с текстом, который у каждого ученика на столе. В качестве примера хочу привести следующий текст: «Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддевка, зипун. Рубаха украшалась вышивкой».

После ознакомления с текстом ученики, работая задания: озаглавьте текст, спишите его, в последнем предложении подчеркните слова, отвечающие на вопрос что? В качестве дополнительного задания более подготовленной группе учащихся предлагается составить словарь этнокультуроведческой лексики по тематическому принципу, например, предметы быта (кочерга, ухватнапример, предметы быта ()ет быть предложено задание составить словарь этнокультуроведческой лексики по тематическому принципу,) и т.д.

Источником информации служат изучаемые на уроке литературного чтения русские народные сказки: «Каша из топора», «Мальчик с пальчик» и др., а также сказки русских писателей. Изучение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» позволило мне вывести обучающихся на проектную деятельность, в ходе которой они учились выделять лексемы этнокультурной направленности, систематизировать и классифицировать их по тематическим группам, располагать слова в алфавитном порядке. Дети выполнили групповые мини-проекты: «Названия архитектурных сооружений»,«Названия сословий и чинов». Работа велась не только с текстом, но и со справочной литературой, с толковым словарём. Затем каждая группа защищала свой мини – проект. В итоге получился вот такой словарь: боярин, дворянка, царица. У другой группы: землянка, изба, светёлка, терем, царские палаты.

Такая словарная работа этнокультуроведческой направленности, по моему мнению, весьма актуальна, она не только обогащает словарь школьника новыми словами и понятиями, но и знакомит их с историей страны, воспитывает интерес к русскому языку, любовь к Родине. Поэтому в соответствии с программой учебника Л.Я. Желтовской «Русский язык» я разработала программу этнокультуроведческого образования школьников, в основе которой лежит этнокультуроведческий текст.

В рамках этой программы я разработала систему занятий по темам

« ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА» и «АРХИТЕКТУРА: ОТ ДРЕВНЕГО ЗОДЧЕСТВА ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ»

Занятия построены на интеграции, которая охватывает все виды художественно- творческой деятельности и способствует более глубокому освоению детьми традиционной отечественной культуры, формированию у них художественно- творческих способностей и развитию одарённости.

Данная система включает в себя уроки, проектную деятельность, взаимодействие с родителями.

Приведу примеры работы над некоторыми из них.


ТЕМА « История русского костюма»


Словарная работа: Ярмарка, одежда, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, рубаха, сорочка, кафтан, губерния, мода, бал, сукно, рюшечки, кружева.

Работа с детьми вне уроков.

Экскурсия в костюмерную районного Дома культуры. Познавательные беседы: « По Сеньке и шапка» ( о мужских головных уборах Древней Руси»; « Какова она, древнерусская красавица» ( по русским народным сказкам); « Во всех, ты душечка, нарядах хороша». Рисование по темам: «Старинный русский костюм», «В гостях у сказки», «Мы спешим на бал». Взаимодействие с родителями. 1. Посещение районного музея. 2. Помощь и участие родителей в проектно – исследовательской деятельности учащихся. 3. Проведение родителями мастер класса по теме «Дизайнерское искусство»

УРОКИ: 1.Путешествие в сказочный мир старинного женского костюма. 2.Мужская и женская одежда Древней Руси (интеграция с рисованием). 3.Одежда 19 века. Пушкинские времена (интеграция с рисованием). 4.Энциклопедия словарных слов – одежда, земляника, капуста.(Урок презентация проектно- творческой деятельности учащихся) 5.Урок презентация межпредметного проекта «Радужная энциклопедия словарных слов». 6.Урок презентация группового проекта «Рабочий словарик фразеологизмов».

В конце года (2 класс) я предложила детям необычную и интересную творческую работу «Слово- дело великое»- составить своеобразную энциклопедию одного слова ( родители помогают детям)

Для успешного выполнения задания- исследования детям предложила использовать примерный план, который поможет расположить собранный материал в определённой системе.

Схема – план


  1. Слово… и его лексическое значение (в толковом словаре).

  2. История происхождения слова ( в этимологическом словаре)

  3. Слово… и слова – родственники.

  4. Слово… и его «друзья - синонимы».

  5. Слово… и его «враги - антонимы».

  6. Слово… во фразеологических оборотах.

  7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.

  8. Слово… в русском фольклоре.

  9. Слово… в произведениях литературы.

  10. Слово…в моём творчестве.

В итоге такой кропотливой проектно- творческой деятельности детей получается настоящая энциклопедия слова. Работая над этой энциклопедией, дети ощущают, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков, развивается речь ребёнка, идёт формирование читательской культуры, развивается эстетический вкус и значительно обогащается словарь учащихся этнокультуроведческой лексикой, расширяются жизненные позиции. Ребёнок наблюдает, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, как слово может ранить, обидеть человека или , наоборот, сделать его счастливым. Ребята, работая над проектом, используют все типы словарей, справочную, энциклопедическую литературу. Работая над пословицами и поговорками, учатся оценивать поступки людей.

В 3 – ем классе работа над темой «Слово – дело великое» была продолжена.

Дети в течение 2-х недель были включены в исследовательскую деятельность. Финальным продуктом группового творческого проектирования стала «Радужная энциклопедия словарных слов»

В неё включили словарные слова, начинающиеся на все цвета радуги.

Красный – колокольчик.

Оранжевый - одуванчик.

Жёлтый - жасмин.

Зелёный- земляника.

Голубой- гвоздика.

Синий- сирень.

Фиолетовый- фиалка.

Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность. Поэтому энциклопедию дети старались создать, как живую, занимательную книжку. Пользуясь ей, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), учатся находить исторические корни слов, а также выполнят ряд игровых упражнений развивающего характера. Сюда вошли ребусы, анаграммы, слова- шифровки, кроссворды со словарными словами. Материал на доступном детям уровне позволит дать представление о связи русского языка с историей культуры русского народа, ценностях и нравственных устоях наших предков, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах и других народных жанрах. В энциклопедии собран богатый материал по формировании у детей экологической культуры.

С целью привития любви к родному языку, «развития чутья к звуковым красотам языка, развитии тяги к образности», дети в начале обучения в 3 классе , работая способом творческого проектирования создали «Рабочий словарик фразеологизмов».

Этот словарик активно- деятельностного типа. Он поможет ребятам научиться более точно излагать свои мысли, выражать свои чувства и настроение, проникнуться богатством русского народного творчества. Устойчивые образные сочетания и обороты - являются образцом русской речи, образцом краткости, точности (информационной насыщенности).

Созданный детьми рабочий словарик – это живая, занимательная книжка- игрушка для детей, только вступающих на путь лингвистических наблюдений и открытий. Каждый фразеологизм сопровождается иллюстративным материалом – рисунками, цитатами.

В нём 3 главы. В первой главе собран занимательный материал с фразеологизмами тематической группы «ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА» Во второй главе - представлены творческие работы детей с фразеологизмами, которые связаны с природой.3 глава - «фразеологический зверинец».

В этом занимательном красочном издании есть всё, что позволит организовать развивающую работу игрового характера.

Мои дети участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы учебной деятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Ученики моего класса являются активными участниками школьных научно- практических конференций, малых классных конференций, «пробуют перо» на страницах районной газеты «Заря» сами пишут сказки, басни, стихи для школьных праздников.

Выполнение проектно – исследовательской деятельности проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. К этой деятельности я привлекаю и родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью провожу специальные родительские собрания – лекции, на которых родителям разъясняю суть метода проекта и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Родители обязательные участники уроков презентаций, которые заканчиваются, как правило, классными праздниками.

Я очень рада, что мои ученики уже осознают себя частью нации, наследниками великой культуры.

Я еще раз убедилась, что народное творчество, традиции не оставляют детей равнодушными, открывают детскую душу, будят воображение, воспитывают в ребенке любовь к Родине, почитание прекрасного, преклонение перед красотой природы и творением человеческих рук. Еще В.А Сухомлинский сказал: «Красота – это радость нашей жизни …. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство… Она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения».

Список использованной литературы:

1.И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в практике обучения

Журнал «Практика административной работы в школе», № 6, 2003

2.Т.В.Яковлева, Т.В.Демичева. Этнокультуроведческое образование учащихся начальных классов средствами русского языка. Белгород, 2004.

3.Н.В.Митяш. Проектная деятельность младших школьников. Москва, 2004.



4.А.И. Савенков, Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Журнал «Практика административной работы в школе», № 4, 2004.

«Используем средства языка при общении»
232.86kb.

12 10 2014
1 стр.


Коммуникативная инициатива в межличностном общении (на материале супружеского дискурса) 10. 02. 19 теория языка

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального

363kb.

17 12 2014
1 стр.


Лингвистическая сущность эвфемизма в английском языке 6

Целью работы является исследование эвфемизмов современного английского языка: их места в речевом общении, семантики, а также особенностей функционирования

196.13kb.

17 12 2014
1 стр.


Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка

При преподавании якутского языка русскоязычным лицам и современным двуязычным носителям языка саха определенную трудность представляет грамматическая система якутского языка, котор

55.4kb.

30 09 2014
1 стр.


Тема: «Коммуникация»

К довольно часто встречающимся проблемам при общении с другим человеком относятся

25.56kb.

24 09 2014
1 стр.


Технологическая карта использования средства дезинфицирующего Дезэфект-Форвард Срок годности средства-5лет, рабочих растворов-14сут. Многократность применения растворов при обработке ручным способом-14сут, при механизированном-1раб смена

Срок годности средства-5лет, рабочих растворов-14сут. Многократность применения растворов при обработке ручным способом-14сут, при механизированном-1раб смена. Для дезинфекции стом

30.77kb.

14 12 2014
1 стр.


Синтаксические средства языка (стилистические фигуры)
50.28kb.

18 12 2014
1 стр.


Инструкция по применению технического моющего дезинфицирующего средства "Ника-2" для мойки и дезинфекции лабораторного оборудования

Н 11. 5-12. 5, с невысокой степенью вязкости, хорошо смешивается с водой. Растворы средства "Ника-2" стабильны и при хранении долго не разлагаются

81.09kb.

10 09 2014
1 стр.