«Многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослых»
Я. Корчак
«Мы считаем сценарием то, что человек ещё в детстве планирует совершить в будущем. А жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределён генетически, а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный опыт…» Эти слова из книги всемирно известного психоаналитика Э.Берна «Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы». Рассматривая процесс общения между людьми, Э. Берн излагает целую теорию игры, формулирует базовый принцип теории игр: любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие.
Исследование детского досуга изложено в работах известного учёного-педагога, профессора С. А. Шмакова. В одной из них приведено высказывание А. Эйнштейна: «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой».
Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев и воспитанников.
Ребёнок, играя, всё время идёт вперёд, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, потому что забыли себя в детстве. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности.
Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека – собирание своего «Я». Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» - (Януш Корчак).
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребёнку, подростку пищу для подражания, повторения, с другой – представляем поле фантазии и личного творчества.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь «утешиться» - это успокоиться на чём-то радостном, облегчить свою жизнь, своё положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живёт уважение к прошлому и вера в будущее: говорилки, дразнилки, леталки, мочилки, бродилки, приговорки, заклички, издёвки, пестушки, потешки, прибаутки, страшилки, молчанки, голосянки, поддёвки, сечки, небылички, загадки, скороговорки, перевёртыши, считалки. Удивительно словесное «пространство» игры, его музыка и мудрость!
ИГРЫ – АТТРАКЦИОНЫ
Слово «аттракцион» в дословном переводе с французского означает «притяжение», «привлечение». В цирке самый привлекательный номер называется аттракционом. Словом «аттракцион» также принято называть игры - состязания, соревновательные досуги, краткие, зрелищные, весёлые, построенные на преодолении трудностей.
Аттракционы могут быть с предметами и без них.
-
Сорви шапку
Состязаться могут двое ребят, а могут и две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове – шапка. Задача проста и непроста – снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.
-
Стаи рыбок
Игроки делятся на 2 -3 равные команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22-25 см, ширина 6-7 см), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждого команды рыбки разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить на хвост рыбки «противника». Касаться ниток и рыбок руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.
-
На ощупь
В тёмный мешок из материала складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, нож от мясорубки, катушка ниток, напёрсток, пуговица, ложка и т.п.
Надо на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Ткань мешка не должна быть грубой или слишком тонкой.
-
Кто быстрее «пришьёт»
Две команды ребят должны на скорость «пришить» всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется ложка, к которой привязана нитка, бечёвка. «Пришивать» можно через ремешок, лямку, петлю на брюках, словом, через то, что не оскорбит достоинство партнёра.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ
Координация – буквально «упорядочение».
Координироваться – значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдаёт «приказ», а руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому приказу.
-
А ну, попробуй!
Вытяните вперёд руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развёрнуты. Получилось? Не тут-то было!
-
Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
-
Прыжок с поворотом
Очертите на земле круг. Станьте в центр круга и подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный поворот и точно опуститесь в центр круга. Вот такое простое задание.
-
Делай одновременно
Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой – три.
ЗАБАВЫ С ВОЗДУШНЫМИ ШАРИКАМИ
-
«Футбол»
Дети играют в мини-футбол босыми ногами (или в мягких чешках). Кроме того, ноги у щиколотки связываются мягким платком. Вместо футбольного мяча берётся надувной шарик (можно иметь в запасе пару). Тайм должен длиться минут пять-семь. Футбольным полем может быть классная комната, школьный коридор и т.д. Остальное, как в большом футболе: судья, болельщики, две команды не более 5-6 человек, вратари, единая форма (шуточная) и даже спортивный комментатор.
Команду-победительницу награждают …цветными шарами.
-
Бег с капканом
Участники состязаний делятся на две команды. К правой и левой ногам каждого бегуна привязываются по два надутых шара. Это и будут «капканы».
По команде ведущего члены команд бегут наперегонки до установленного рубежа. Каждый следующий член команды начинает бег тогда, когда его партнёр достиг рубежа. За каждый лопнувший шар команда получает штрафное очко.
Соревнование проходит весело, но бегать с «капканами» нелегко; поэтому отмерьте расстояние для бега не более чем в 30 метров.
-
Эстафета с шариками
В эстафете могут участвовать 2 -3 команды по пять – семь человек. Этапы эстафеты:
-
Пронести шарик на голове. Если упадёт, остановиться, поднять и вновь продолжать движение.
-
Бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху.
-
Нести два шарика, прижав их друг к другу, между ладонями.
-
Гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки).
-
Пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги.
-
Нести шарик на ракетке от настольного тенниса или в большой ложке.
-
Зажать шарик между колен и прыгать с ним как кенгуру.
ИГРЫ СО СПИЧКАМИ
(пожалуйста, соблюдайте технику безопасности)
-
Колодезь
Из спичек сложить колодезь.
Побеждает тот, у кого он самый глубокий и простоит дольше.
-
Автограф
Группа ребят по команде одновременно пишет (выкладывает) свои имена и фамилии. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и качественнее.
-
Почтовый индекс
Из спичек на столе дети выкладывают десять (ориентировочно) прямоугольников с перекладиной посередине, так индекс на почтовом конверте.
Задание играющим будет следующее: на скорость сложить число, слово, свою фамилию, быстро меняя спички в прямоугольнике (индексе), делая это аккуратно, не разрушая спичек.
-
Геометрическая задача
Предложите детям только из шести спичек сложить четыре треугольника.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГЛАЗОМЕР
Глазомер – это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких-либо измерительных приборов.
1.
Проверь, потом отмерь
Нарежьте газетный лист на полосы шириной 10-15 см и распределите их между играющими.
Пусть ребята посмотрят на какой-либо предмет, поставив его вертикально, горизонтально и в наклонном положении. И оторвут газетную полоску, равную по величине длине этого предмета, затем приложат её к нему, чтобы проверить свой глазомер. Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.
2. Крышки на банки
Ребята садятся вокруг большого стола и рассчитываются в порядке номеров. Каждый запоминает свой номер.
На столе поставлены несколько банок и баночек различной величины и формы. Брать их в руки нельзя.
У каждого из участников игры кусок картона, на котором необходимо вначале нарисовать крышки, затем вырезать их так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Банки можно выбирать любые, какие кто захочет.
Времени на выполнение задания даётся минут десять. Вырезая крышку, нужно поставить на неё свой порядковый номер, а затем уже закрыть банку; снимать крышку для переделки не разрешается. Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.
-
Сколько места занимает предмет
Ведущий быстро показывает ребятам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, коробочку, безделушку). Играющие, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие хворостинки, узко нарезанные полоски картона или, наконец, четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырёх сторон место, на котором должен поместиться предмет.
Ведущий быстро обходит всех играющих и проверяет точность их прикидки.
Игра повторяется несколько раз, причём предметы каждый раз меняются, их предлагают сами играющие.
ИГРЫ С МЯЧОМ
1. Три упражнения с мячом
Подбросить мяч вверх, опуститься на одно колено и поймать его.
Стоя ноги врозь, взять мяч в правую руку, отвести её за спину и подбросить мяч так, чтобы он перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой.
Держать мяч правой рукой, вытянутой вперёд и повёрнутой ладонью книзу. Разняв пальцы, выпустить мяч и поймать его левой рукой над самой землёй, захватывая снизу.
-
Бег с мячом
Стать друг против друга и зажать между лбами большой мяч. Затем постараться как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При это один бежит вперёд а другой «задом наперёд». Мяч можно зажать между плечами, между ушами, между плечами.
-
Поймай сачком
Метатель и ловец становятся приблизительно на расстоянии 15 – 20 метров друг от друга. Затем метатель делает десять бросков мячом. Ловец должен попытаться поймать теннисный или резиновый мяч сачком. Количество удачных попыток засчитывается.
Очень полезно проводить с детьми игры на развитие внимания, игры со словами и в слова, «весёлые сочинители», игры на развитие памяти, «весёлые рисовальщики», игры, развивающие наблюдательность, артистические игры на воображение.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны волшебные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и ласковым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детским вехами, а ниточка-верёвочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги.