Перейти на главную страницу
Всякое научное исследование осуществляется весьма индивидуально. Но все же необходимо уметь применять некоторые общие методологические подходы к его проведению.
На сегодняшний день существуют общие требования к выполнению научно – исследовательских работ.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
1. Общие требования к содержанию научно - исследовательской работы.
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист |
Содержит:
|
Оглавление |
Включает:
|
Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц) |
Содержит:
|
Основная часть(не более 10 страниц) |
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. |
Выводы |
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список литературы |
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). |
Во введении необходимо обосновывать выбранную тему, коротко пояснив, в чём заключается научный интерес, сформулировать цель работы (цель - это, то что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего), задачи, которые должны быть решены в этой работе, определить пути их выполнения .
Здесь необходимо дать краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описать процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.
Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.
В этой части необходимо провести анализ полученных в ходе эксперимента данных.
В этой части необходимо сделать собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом.
Литературные источники можно расположить следующим образом:
По количественным результатам единичных исследований не удается сделать достоверных оценок состояния природной среды и выявить тенденции ее изменения. Например, одноразовый отбор проб в разных точках региона и их анализ не может дать достоверной оценки территории, если он не будет подкреплен повторными исследованиями. Только многолетние наблюдения за одними и теми же объектами по отработанным методикам дают возможность накапливать данные, которые позволят делать более достоверные оценки изменений, происходящих в окружающей среде по сравнению с несистемными единичными исследованиями. Поэтому наибольший интерес полученные результаты представляют в том случае, когда они используются для сравнения проб, взятых в разных местах (например, на фоновой территории и на участке, подверженном антропогенной нагрузке), либо в одном и том же месте в разные моменты времени.
Экологический мониторинг - система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека [Снакин и др. 1995 г.]. Основными функциями экологического мониторинга являются: контроль качества атмосферного воздуха, воды, почвы и других компонентов ландшафта; определение основных источников загрязнения; прогнозирование состояния качества основных компонентов ландшафта и т.п. По характеру решаемых задач, масштабам обобщения информации различают: глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинги.
Экологический мониторинг можно разделить:
- по объектам наблюдения на мониторинг окружающей человека среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) и биологический (флоры и фауны); следует отметить некоторую условность такого деления мониторинга, поскольку компоненты экосистем и ландшафтов тесно взаимосвязаны между собой, и состояние одного компонента часто бывает обусловлено состоянием другого (например, состояние леса -его продуктивность, наличие вредителей или болезней, как правило, обусловлено состоянием атмосферы или загрязнением, в том числе закислением почв).
- по методам ведения мониторинга выделяют биологический
- по целям - научно-исследовательский, диагностический, фоновый, контрольный, прогнозный, проектировочный и другие виды мониторинга.
Отдельно рассматривается мониторинг стояния здоровья населения.
Организация мониторинга
для нескольких ключевых участков с наиболее характерными для данной местности условиями (природными фациями и антропогенными влияниями),
а также отдельных экосистем и других природных объектов.
Исследования проводятся по комплексной программе, представленной в виде экопаспорта территории микрорайона.
Физико-географическая характеристика объектов мониторинга
Географическое положение
Исходным показателем географического положения пункта являются его координаты (градусы и минуты широты и долготы).
Второй компонент географического положения микрорайона - его принадлежность к определенному природно-территориальному комплексу (ПТК): природной зоне, подзоне, физико-географической стране, физико-географической провинции, типу местности (как таксономической единице районирования ландшафтов) и т. д.
Эти сведения можно легко найти в краеведческой литературе.
После уточнения параметров географического положения необходимо составить розу ветров для территории микрорайона, так как она определяет миграцию воздушного загрязнения местности. Для этого можно воспользоваться материалами ближайшей метеостанции или книгами местного издательства.
Макрорельеф местонахождения микрорайона является одним из факторов, влияющих на миграцию загрязнения поверхностных текучих вод и почвенного покрова. К типичным формам макрорельефа относятся плоские водораздельные возвышенности (плакоры); водораздельные гряды (обычно с покатыми склонами); холмисто-увалистые водоразделы; низменности различного происхождения; речные долины; нагорья (плато); горы.
Мезорельеф и микрорельеф
В пределах форм макрорельефа выделяется мезорельеф; его формы играют заметную роль на поверхности территории микрорайона. К сожалению, для города в условиях плотной сплошной застройки выделение этих форм затруднено, зато в сельской местности мезорельеф выделяется и прослеживается достаточно четко. К наиболее распространенным формам мезорельефа относятся овраги, балки, лощины, надпойменные террасы рек, речные поймы, вершины (гребни) и склоны водораздельных возвышенностей. При описании этих форм отмечаются их морфометрические показатели: относительная высота (глубина), ширина, длина, форма склона (прямой, выпуклый, вогнутый) и, что особенно важно, экспозиция склона.
Мезорельеф играет большую роль в распределении тепла и влаги на поверхности микрорайона. Микроклиматические (и даже обычные визуальные) наблюдения демонстрируют отчетливые различия теплового режима склонов северной и южной экспозиции, что, в свою очередь, влияет на развитие почвы и вегетацию растительности. Еще в большей мере от мезорельефа зависят распределения водотоков и уровень залегания грунтовых вод, т.е. в конечном итоге водный режим почвы. Наконец, с формами мезорельефа связано распространение и, в значительной степени, интенсивность эрозионных процессов.
На поверхности форм мезорельефа может выделяться микрорельеф. Обычно его отмечают лишь при описании почвенных разрезов на ключевых участках. К микрорельефу относят едва заметные бугорки, кочки, блюдцеобразные западинки (микропонижения), небольшие уступы, промоины. При описании микрорельефа желательно установить размер микроформ и частоту встречаемости на определенной площади (10 кв. м, 100 кв. м). Очень часто при описании почвенного разреза просто отмечается «микрорельеф ровный» (пологий, покатый и т. п.).
Даже в пределах небольшой территории микрорайона под влиянием местных условий (мелких форм рельефа, экспозиции склона, почвенно-грунтовых особенностей, характера растительного покрова) создаются особые условия, получившие название микроклимата.
Для проведения микроклиматических наблюдений необходимо регулярное одновременное измерение температуры и влажности воздуха на двух уровнях:
В летние дни понижения мезорельефа более прогреты в сравнении с возвышенностями, чаще наблюдаются туманы и росы.
Наконец, различие в температурном режиме склонов северной и южной экспозиций общеизвестны. Эти микроклиматические различия в рамках одной и той же формы мезорельефа отражаются даже на структуре фитоценозов.
Совсем иная ситуация в городах: в них практически не «работают» природные микроклиматические факторы - растительность и мезорельеф. На передний план выдвигается мощный антропогенный фактор. Его основные компоненты - асфальтированная поверхность почвы, каменные и бетонные стены зданий, оживленные транспортные магистрали, трубы теплотрасс, заводы, электростанции, другие сооружения, источники тепла и аэрозольного загрязнения. В результате даже макроклимат городов специфичен. В сравнении с окружающим пригородным фоном здесь выше температура воздуха, ниже уровень инсоляции, чаще наблюдаются туманы.
В качестве возможных вариантов можно предложить сравнение микроклиматических наблюдений у деревянных и каменных домов; у внешней стороны многоэтажного здания и в его дворе; непосредственно у стен зданий с учетом их экспозиции (северная, южная и т. д.).
Микроклиматические наблюдения приземного слоя воздуха дают представления об условиях развития биогеоценозов и некоторых особенностях физико-химического режима почвенного покрова.
Почвы
серые лесные почвы (почти повсеместно распаханы, когда-то они развивались под широколиственными лесами):
горизонты Ап+А1А2+В+С в агроценозах;
А0+А1+А1А2+С под естественной растительностью.
Остальные типы почв (болотные, подзолисто-болотные) вряд ли встретятся в пределах школьных микрорайонов; даже при их наличии сомнительно, чтобы они стали объектом почвенных исследований учащихся.
План (карта) объектов мониторинга
Для получения картографической основы в окрестностях школы необходимо провести глазомерную съемку территории микрорайона,
Можно воспользоваться копиями топокарт хозяйства или копиями лесоустроительных планшетов лесничеств.
Если исследования проводятся в сельской местности, то на плане надо выделить все населенные пункты микрорайона; отметить водотоки микрорайона (реки, ручьи, родники); указать озера, пруды и болота; нанести дороги и другие транспортные пути, пересекающие территорию микрорайона.
В городских условиях на план наносится квартальная сетка микрорайона. Особыми знаками надо выделить типы застройки в его пределах (малоэтажные, многоэтажные, высокоэтажные здания, особо каменные и деревянные), так как это влияет на микроклиматические условия.
В любом случае, будь то город или село, на план (карту) наносятся:
- участки естественной растительности и другие насаждения;
- постоянные источники загрязнения природной среды (площадные, линейные, точечные), промышленные предприятия, свалки твердых промышленных и бытовых отходов, автомагистрали, железнодорожные линии, хранилища горюче-смазочных материалов и т. д.;
- направления миграции загрязнения (воздушного - по розе ветров, водного - по направлению водотоков).
На плане отмечаются также и ключевые участки различного назначения, где проводятся ежегодные наблюдения - мониторинг состояния природных сред.
План местности с нанесенными на него природными, промышленными и сельскохозяйственными объектами, населенными пунктами, дорожной сетью и ключевыми участками тиражируется и служит в качестве основного рабочего документа экологического мониторинга.
Важнейшим фактором, влияющим на состояние территории микрорайона школы, является хозяйственная деятельность человека. Поэтому для описания территории дается общая характеристика антропогенных факторов, описываемых множеством параметров. Необходимо учитывать количество жителей на единицу площади, наличие предприятий (и их характер), котельных, источников питьевой воды (и их качество), канализации, транспортной сети, мест свалок (в том числе неразрешенных), высоковольтных линий электропередач, дымовых труб тепловых электростанций и цехов предприятий (и характеристики выбросов из них), водоемов (и их состояние). Кроме того, требуются оценки качества воздуха, определение мест сильной загазованности, уровней шумового загрязнения и радиоактивности.
Задача экологического мониторинга состоит в ежегодном наблюдении за состоянием территорий. На основе полученных данных можно сделать оценку величины нарушенности экосистем в микрорайоне. Проведение мониторинга позволяет получать данные за несколько лет, что дает возможность делать оценки скорости изменения площади зон нарушенности. Такие подходы были детально разработаны известным российским ученым Б. В. Виноградовым, предложившим для индикации нарушенности экосистем и природной среды территории две группы признаков: - признаки неблагополучного состояния (статические признаки); признаки неблагоприятных изменений территорий (динамические признаки).
Антропогенные факторы, определяющие техногенную нагрузку на микрорайон, проявляются через преобразование ландшафта за счет населенных пунктов, близости промышленных зон, наличия лесоразработок, агроценозов, добычи полезных ископаемых, транспортной сети (автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов). Территории, где такие факторы проявляются, считаются в той или иной степени неблагополучными.
Эта оценка неблагополучия территории складывается из множества ее параметров - ботанических и почвенных, территориальных статических и динамических, природных и антропогенных. На каждой территории эти параметры тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и поэтому могут быть выражены одним обобщающим показателем. Таким показателем неблагополучия может служить доля территории в микрорайоне, где экологическое состояние неблагополучно.
По всей территории микрорайона для формирования обобщенного показателя делаются оценки экологического неблагополучия на основе следующих пространственных характеристик:
На план местности территории микрорайона школы следует нанести границы нарушенных, выведенных из землепользования и занятых под населенные пункты земельных площадей. Накладывая палетку (сеточку), измерить их площадь, рассчитать долю площади в процентах:
На сегодняшний день существуют общие требования к выполнению научно – исследовательских работ
08 10 2014
6 стр.
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо
23 09 2014
1 стр.
Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять теоретический материал при выполнении задач на
10 10 2014
1 стр.
Федерального стандарта оценки Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки
11 10 2014
1 стр.
Абитуриент должен знать следующие теоретические понятия и уметь применять их при анализе конкретного литературного материала
30 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Тема: Ключевые принципы и методологические подходы современной стоматологии. Организатор: Образовательный центр idg
12 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.