Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
С чего начать?

Всякое научное исследование осуществляется весьма индивидуально. Но все же необходимо уметь применять некоторые общие методологические подходы к его проведению.

На сегодняшний день существуют общие требования к выполнению научно – исследовательских работ.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.


1. Общие требования к содержанию научно - исследовательской работы.

Структура


Требования к содержанию

Титульный лист


Содержит:

  • наименование учебного заведения, где выполнена работа;

  • фамилию, имя и отчество автора;

  • тему научной работы;

  • фамилию, имя и отчество научного руководителя;

  • город и год.

Оглавление


Включает:

  • наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц)


Содержит:

  • оценку современного состояния решаемой проблемы;

  • обоснование необходимости проведения работы.

Основная часть

(не более 10 страниц)


Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.


Выводы


Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список литературы


Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Введение.

Во введении необходимо обосновывать выбранную тему, коротко пояснив, в чём заключается научный интерес, сформулировать цель работы (цель - это, то что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего), задачи, которые должны быть решены в этой работе, определить пути их выполнения .


Обзор литературы.

Здесь необходимо дать краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описать процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.



Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.



Анализ исследовательских результатов.

В этой части необходимо провести анализ полученных в ходе эксперимента данных.



Выводы.

В этой части необходимо сделать собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом.



Завершает работу список использованной литературы.

Литературные источники можно расположить следующим образом:



  1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.

  2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).

  3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.

  4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).

  5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).

  6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

  • титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;

  • текст работы должен быть пронумерован;

  • работа должна иметь оглавление;

  • основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);

  • если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;

  • работа должна быть снабжена списком использованной литературы;

  • к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

  • Чёткость и доступность изложения материала.

  • Соответствие темы работы её содержанию.

  • Актуальность и практическая значимость работы.

  • Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

  • Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

  • Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

  • Оформление научной работы.

  • Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

  1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.

  2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

  3. Выступление должно проходить чётко.

  4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).

Полезные ссылки:

www.ecosystema.ru

www.chistmas-plus.ru

www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Просто для общей информации www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).
Некоторые примеры методик, используемые при проведении научно-исследовательских работ
ЦЕЛИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Негативные изменения окружающей природной среды, поставившие перед человеком вопросы выживания его как вида, стали важнейшей проблемой XX века. Осознать то, что мы живем в эпоху экологического кризиса, провести количественные анализы по оценке состояния окружающей нас природы профессионально могут только специалисты.
Экологическая оценка природных сред и объектов по программе мониторинга

По количественным результатам единичных исследований не удается сделать достоверных оценок состояния природной среды и выявить тенденции ее изменения. Например, одноразовый отбор проб в разных точках региона и их анализ не может дать достоверной оценки территории, если он не будет подкреплен повторными исследованиями. Только многолетние наблюдения за одними и теми же объектами по отработанным методикам дают возможность накапливать данные, которые позволят делать более достоверные оценки изменений, происходящих в окружающей среде по сравнению с несистемными единичными исследованиями. Поэтому наибольший интерес полученные результаты представляют в том случае, когда они используются для сравнения проб, взятых в разных местах (например, на фоновой территории и на участке, подверженном антропогенной нагрузке), либо в одном и том же месте в разные моменты времени.



Исследования по программе школьного экологического мониторинга охватывают биоту, природные среды и источники техногенного воздействия. При этом следует отметить различие основных объектов мониторинга, проводимого городскими и сельскими школами. Если для сельских школ главным направлением исследований является мониторинг биоты, то для городских - мониторинг сред и объектов техногенного воздействия.

Экологический мониторинг - система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека [Снакин и др. 1995 г.]. Основными функциями экологического мониторинга являются: контроль качества атмосферного воздуха, воды, почвы и других компонентов ландшафта; определение основных источников загрязнения; прогнозирование состояния качества основных компонентов ландшафта и т.п. По характеру решаемых задач, масштабам обобщения информации различают: глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинги.

Экологический мониторинг можно разделить:

- по объектам наблюдения на мониторинг окружающей человека среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) и биологический (флоры и фауны); следует отметить некоторую условность такого деления мониторинга, поскольку компоненты экосистем и ландшафтов тесно взаимосвязаны между собой, и состояние одного компонента часто бывает обусловлено состоянием другого (например, состояние леса -его продуктивность, наличие вредителей или болезней, как правило, обусловлено состоянием атмосферы или загрязнением, в том числе закислением почв).

- по методам ведения мониторинга выделяют биологический


( с помощью биоиндикаторов), дистанционный (авиационный, космический).

- по целям - научно-исследовательский, диагностический, фоновый, контрольный, прогнозный, проектировочный и другие виды мониторинга.

Отдельно рассматривается мониторинг стояния здоровья населения.
Организация мониторинга


  1. выбор территории, на которой будут проводиться исследования.

  2. определение границ исследуемой территории микрорайона

  3. выбор площадки для локальных исследований.

  4. учет особенностей сельских и городских пунктов при выборе территории для наблюдений

Оценка экологической обстановки дается на основе полученных опытным путем показателей по всей территории микрорайона,

для нескольких ключевых участков с наиболее характерными для данной местности условиями (природными фациями и антропогенными влияниями),

а также отдельных экосистем и других природных объектов.

Исследования проводятся по комплексной программе, представленной в виде экопаспорта территории микрорайона.

Физико-географическая характеристика объектов мониторинга

Географическое положение

Исходным показателем географического положения пункта являются его координаты (градусы и минуты широты и долготы).

Второй компонент географического положения микрорайона - его принадлежность к определенному природно-территориальному комплексу (ПТК): природной зоне, подзоне, физико-географической стране, физико-географической провинции, типу местности (как таксономической единице районирования ландшафтов) и т. д.

Эти сведения можно легко найти в краеведческой литературе.

После уточнения параметров географического положения необходимо составить розу ветров для территории микрорайона, так как она определяет миграцию воздушного загрязнения местности. Для этого можно воспользоваться материалами ближайшей метеостанции или книгами местного издательства.

Макрорельеф местонахождения микрорайона является одним из факторов, влияющих на миграцию загрязнения поверхностных текучих вод и почвенного покрова. К типичным формам макрорельефа относятся плоские водораздельные возвышенности (плакоры); водораздельные гряды (обычно с покатыми склонами); холмисто-увалистые водоразделы; низменности различного происхождения; речные долины; нагорья (плато); горы.

Мезорельеф и микрорельеф

В пределах форм макрорельефа выделяется мезорельеф; его формы играют заметную роль на поверхности территории микрорайона. К сожалению, для города в условиях плотной сплошной застройки выделение этих форм затруднено, зато в сельской местности мезорельеф выделяется и прослеживается достаточно четко. К наиболее распространенным формам мезорельефа относятся овраги, балки, лощины, надпойменные террасы рек, речные поймы, вершины (гребни) и склоны водораздельных возвышенностей. При описании этих форм отмечаются их морфометрические показатели: относительная высота (глубина), ширина, длина, форма склона (прямой, выпуклый, вогнутый) и, что особенно важно, экспозиция склона.

Мезорельеф играет большую роль в распределении тепла и влаги на поверхности микрорайона. Микроклиматические (и даже обычные визуальные) наблюдения демонстрируют отчетливые различия теплового режима склонов северной и южной экспозиции, что, в свою очередь, влияет на развитие почвы и вегетацию растительности. Еще в большей мере от мезорельефа зависят распределения водотоков и уровень залегания грунтовых вод, т.е. в конечном ито­ге водный режим почвы. Наконец, с формами мезорельефа связано распространение и, в значительной степени, интенсивность эрозионных процессов.

На поверхности форм мезорельефа может выделяться микрорельеф. Обычно его отмечают лишь при описании почвенных разрезов на ключевых участках. К микрорельефу относят едва заметные бугорки, кочки, блюдцеобразные западинки (микропонижения), небольшие уступы, промоины. При описании микрорельефа желательно установить размер микроформ и частоту встречаемости на определенной площади (10 кв. м, 100 кв. м). Очень часто при описании почвенного разреза просто отмечается «микрорельеф ровный» (пологий, покатый и т. п.).



Микроклимат

Даже в пределах небольшой территории микрорайона под влиянием местных условий (мелких форм рельефа, экспозиции склона, почвенно-грунтовых особенностей, характера растительного покрова) создаются особые условия, получившие название микроклимата.

Для проведения микроклиматических наблюдений необходимо регулярное одновременное измерение температуры и влажности воздуха на двух уровнях:


  • в приземном слое на высоте 0-20 см от поверхности почвы;

  • на высоте человеческого роста 150-200 см от поверхности почвы. Разумеется, при всех температурных измерениях термометр должен находиться в тени.

Как правило, в приземном слое более высокая влажность, зато температура, даже в середине дня, на 2-5° ниже. Интересны микроклиматические наблюдения в разных фитоценотических условиях: лес, луг, засеянный агроценоз, паровое поле и т. д. В этих условиях особенно четко прослеживается влияние расти растительности на микроклимат приземного слоя воздуха. Особенно велико влияние леса на микроклиматические условия (гасится ветер). Сохраняется высокая влажность.

Кроме растительности, большое воздействие на микроклиматические условия оказывают мезорельеф и экспозиция склонов.

В летние дни понижения мезорельефа более прогреты в сравнении с возвышенностями, чаще наблюдаются туманы и росы.



Зимой при ясной погоде в низинах температура ниже, чем на возвышенностях.

Наконец, различие в температурном режиме склонов северной и южной экспозиций общеизвестны. Эти микроклиматические различия в рамках одной и той же формы мезорельефа отражаются даже на структуре фитоценозов.



Упомянутые выше микроклиматические наблюдения удобно проводить на сельской территории.

Совсем иная ситуация в городах: в них практически не «работают» природные микроклиматические факторы - растительность и мезорельеф. На передний план выдвигается мощный антропогенный фактор. Его основные компоненты - асфальтированная поверхность почвы, каменные и бетонные стены зданий, оживленные транспортные магистрали, трубы теплотрасс, заводы, электростанции, другие сооружения, источники тепла и аэрозольного загрязнения. В результате даже макроклимат городов специфичен. В сравнении с окру­жающим пригородным фоном здесь выше температура воздуха, ниже уровень инсоляции, чаще наблюдаются туманы.

В качестве возможных вариантов можно предложить сравнение микроклиматических наблюдений у деревянных и каменных домов; у внеш­ней стороны многоэтажного здания и в его дворе; непосредственно у стен зданий с учетом их экспозиции (северная, южная и т. д.).

Микроклиматические наблюдения приземного слоя воздуха дают представления об условиях развития биогеоценозов и некоторых особенностях физико-химического режима почвенного покрова.

Почвы


  1. Исходной основой для подразделения почв на типы служит сочетание почвообразующих факторов. К главным из них относятся:

литогенная основа (геологическое строение), от которой зависят механический состав и геохимические особенности почвы;

растительность, обеспечивающая органическую часть почвы;

гидротермические (климатические) условия, определяющие тепловой и водный режим почв.

  1. В процессе развития почвы под воздействием перечисленных факторов формируются горизонты вертикального почвенного профиля. К ним относятся:

    • А0- неразложившиеся остатки растений (хвоя, мхи, дернина);

    • А1 - горизонт накопления гумуса;

    • в агроценозах А0 + А1 образуют Aп (пахотный горизонт);

    • А2 - горизонт вымывания коллоидов;

    • В - горизонт вмывания минеральных и, иногда, органических коллоидов;

С - почвообрачующая порода, т.е. горная порода (литогенная основа), измененная химическими процессами почвообразования. Кроме того, во многих случаях выделяются переходные (промежуточные) горизонты А1А2; А1В; А2В; ВС.

  1. Наличие и сочетание тех или иных почвенных горизонтов служит критерием подразделения почв на типы, подтипы, виды. Применительно к территориям районов севера европейской части России типология почв выглядит следующим образом:

  • подзолистый тип: горизонты А02+В+С;

  • дерново-подзолистый тип, преобладающий в Европейской России: А012+В+С;

по соотношению горизонтов обычно подразделяется на подтипы:

  • дерново-сильноподзолистые (А1 < А2),

  • дерново-среднеподзолистые (А12),

  • дерново-слабоподзолистые (вместо А, выделяется переходный горизонт А2В);

  • дерновые почвы: горизонты А01+В+С;

среди них выделяются свойственные водоразделам дерново-карбонатные почвы, богатые катионами кальция, и пойменные дерновые почвы речных долин;

серые лесные почвы (почти повсеместно распаханы, когда-то они развивались под широколиственными лесами):

горизонты Ап1А2+В+С в агроценозах;

А011А2+С под естественной растительностью.

Остальные типы почв (болотные, подзолисто-болотные) вряд ли встретятся в пределах школьных микрорайонов; даже при их наличии сомнительно, чтобы они стали объектом почвенных исследований учащихся.

План (карта) объектов мониторинга

Для получения картографической основы в окрестностях школы необходимо провести глазомерную съемку территории микрорайона,



изобразить полевые планы и по ним

изготовить топографические планы местности в масштабе 1:5000 - 1:25000 - основу для отображения изучаемых явлений.

Можно воспользоваться копиями топокарт хозяйства или копиями лесоустроительных планшетов лесничеств.

Если исследования проводятся в сельской местности, то на плане надо выделить все населенные пункты микрорайона; отметить водотоки микрорайона (реки, ручьи, родники); указать озера, пруды и болота; нанести дороги и другие транспортные пути, пересекающие территорию микрорайона.

В городских условиях на план наносится квартальная сетка микрорайона. Особыми знаками надо выделить типы застройки в его пределах (малоэтажные, многоэтажные, высокоэтажные здания, особо каменные и деревянные), так как это влияет на микроклиматические условия.

В любом случае, будь то город или село, на план (карту) наносятся:

- участки естественной растительности и другие насаждения;

- постоянные источники загрязнения природной среды (площадные, линейные, точечные), промышленные предприятия, свалки твердых промышленных и бытовых отходов, автомагистрали, железнодорожные линии, хранилища горюче-смазочных материалов и т. д.;

- направления миграции загрязнения (воздушного - по розе ветров, водного - по направлению водотоков).

На плане отмечаются также и ключевые участки различного назначения, где проводятся ежегодные наблюдения - мониторинг состояния природных сред.

План местности с нанесенными на него природными, промышленными и сельскохозяйственными объектами, населенными пунктами, дорожной сетью и ключевыми участками тиражируется и служит в качестве основного рабочего документа экологического мониторинга.


Оформление результатов. Создание электронной карты или серии таких карт (электронный атлас), хранящихся вместе со всеми данными (банком данных) в памяти компьютера. Такие карты очень удобны для экологического мониторинга - их можно хранить в памяти компьютера, в нужный момент вызывать на экран в произвольном масштабе, редактировать, наносить на них данные о происходящих изменениях. Электронные карты особенно ценны для задач мониторинга - по ним удобно сравнивать экологические ситуации в прошлом и настоящем. В последние годы начали широко распространяться специальные программы - «геоинформационные системы» (ГИС), которые производят компьютерную обработку данных, построение карт, а также позволяют вести с картой диалог - задавать ей вопрос и получать ответ.
Экологическая оценка исследуемой территории

Важнейшим фактором, влияющим на состояние территории микрорайона школы, является хозяйственная деятельность человека. Поэтому для описания территории дается общая характеристика антропогенных факторов, описываемых множеством параметров. Необходимо учитывать количество жителей на единицу площади, наличие предприятий (и их характер), котельных, источников питьевой воды (и их качество), канализации, транспортной сети, мест свалок (в том числе неразрешенных), высоковольтных линий электропередач, дымовых труб тепловых электростанций и цехов предприятий (и характеристики выбросов из них), водоемов (и их состояние). Кроме того, требуются оценки качества воздуха, определение мест сильной загазованности, уровней шумового загрязнения и ра­диоактивности.

Задача экологического мониторинга состоит в ежегодном наблюдении за состоянием территорий. На основе полученных данных можно сделать оценку величины нарушенности экосистем в микрорайоне. Проведение мониторинга позволяет получать данные за несколько лет, что дает возможность делать оценки скорости изменения площади зон нарушенности. Такие подходы были детально разработаны известным российским ученым Б. В. Виноградовым, предложившим для индикации нарушенности экосистем и природной среды территории две группы признаков: - признаки неблагополучного состояния (статические признаки); признаки неблагоприятных изменений территорий (динамические признаки).

Антропогенные факторы, определяющие техногенную нагрузку на микрорайон, проявляются через преобразование ландшафта за счет населенных пунктов, близости промышленных зон, наличия лесоразработок, агроценозов, добычи полезных ископаемых, транспортной сети (автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов). Территории, где такие факторы проявляются, считаются в той или иной степени неблагополучными.

Эта оценка неблагополучия территории складывается из множества ее параметров - ботанических и почвенных, территориальных статичес­ких и динамических, природных и антропогенных. На каждой территории эти параметры тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и поэтому могут быть выражены одним обобщающим показателем. Таким показателем неблагополучия может служить доля территории в микрорайоне, где экологическое состояние неблагополучно.

По всей территории микрорайона для формирования обобщенного показателя делаются оценки экологического неблагополучия на ос­нове следующих пространственных характеристик:



  • площадь зон нарушенности лесных биоценозов;

  • площадь зон нарушенности луговых биоценозов;

  • площадь земель, выведенных из землепользования (овраги, свалки, отвалы пород, хранилища отходов и т. д.);

  • площадь земель, занятых под населенные пункты, промышленные зоны и транспортные магистрали.


Методика проведения работы

На план местности территории микрорайона школы следует нанести границы нарушенных, выведенных из землепользования и занятых под населенные пункты земельных площадей. Накладывая палетку (сеточку), измерить их площадь, рассчитать долю площади в процентах:



  • зоны нарушенности лесных биоценозов от общей площади лесных биоценозов;

  • зоны нарушенности лугов от общей площади луговых биоценозов;

  • земель, выведенных из землепользования, от общей площади земель в землепользовании;

  • земель, занятых под населенные пункты, от общей площади земель в микрорайоне школы.

Экологическая оценка по статическим признакам. Доля (процент) общей нарушенной площади является обобщенной экологической оценкой территории в микрорайоне школы по статическим признакам. Экологическая оценка делается по четырем классам экологи­ческого неблагополучия земель:

    1. общая площадь нарушенных земель менее 5% - экологическая нор­ма;

    2. площадь нарушенных земель от 5 до 20% - экологический риск;

    3. общая площадь нарушенных земель от 20 до 50% - экологический кризис;

    4. общая площадь нарушенных земель более 50% - экологическое бедствие.

Процент нарушенных и выведенных из землепользования земель заносится в соответствующий раздел экологического паспорта.

Экологическая оценка по динамическим признакам. Обобщенная экологическая оценка территории в микрорайоне школы по статическим признакам дает «экологический портрет» микрорайона школы в данном году. Систематические ежегодные наблюдения позволяют отслеживать изменение площадей нарушенных и выведенных из землепользования земель в микрорайоне школы, оценивать скорость нарастания неблагоприятных изменений. Изменение нарушенной площади в год (в процентах) является обобщенной экологической оценкой территории в микрорайоне школы по динамическим признакам. Эта экологическая оценка земель по скоростям нарастания неблагоприятных процессов также позволяет отнести территории к одному из четырех классов:

  1. скорость нарастания менее 0,5 % в год - экологическая норма;

  2. скорость нарастания от 0,5 до 2 % в год - экологический риск;

  3. скорость нарастания от 2 до 4 % в год - экологический кризис;

  4. скорость нарастания более 4 % в год - экологическое бедствие.

Скорость нарастания нарушенных площадей в микрорайоне школы за год заносится в экологический паспорт.

Общий вывод о степени неблагополучия экологического состояния территории микрорайона школы должен делаться на основании обеих обоб­щенных оценок - статической и динамической.

следующая страница>


Исследование осуществляется весьма индивидуально. Но все же необходимо уметь применять некоторые общие методологические подходы к его проведению

На сегодняшний день существуют общие требования к выполнению научно – исследовательских работ

871.68kb.

08 10 2014
6 стр.


«Оценка недвижимости (фсо №7)» I. Общие положения

«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)», «Цель оценки и иды стоимости (фсо№2)», «Требования к отчету об оценке (фсо №3)» и содержит требо

124.12kb.

23 09 2014
1 стр.


Урок геометрии по теме: «Сечения многогранников»

Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять теоретический материал при выполнении задач на

44.6kb.

10 10 2014
1 стр.


Стандарт оценки сро деловой союз оценщиков ост дсо 01 «Цели, сфера применения и организация стандартов»

Федерального стандарта оценки Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки

92.57kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний по литературе

Абитуриент должен знать следующие теоретические понятия и уметь применять их при анализе конкретного литературного материала

50.39kb.

30 09 2014
1 стр.


В статье рассматриваются теоретические и методологические подходы к исследованию социально-психологических состояний пожилых людей как детерминантов их социального самочувствия
148.26kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа II международный стоматологический конгресс II стоматологическая выставка г. Сочи, гк

Тема: Ключевые принципы и методологические подходы современной стоматологии. Организатор: Образовательный центр idg

45.04kb.

12 10 2014
1 стр.


Н. А. Юдина, Ю. П. Чернявский Современные подходы к проведению эндодонтического лечения Учебно-методическое пособие Минск Белмапо
318.23kb.

17 12 2014
1 стр.