Перейти на главную страницу
Плетнёв Д.А.
Р. Фриман [1, 2] обосновал необходимость признания многосубъектности корпорации и необходимости учёта разнонаправленных интересов субъектов при исследовании её поведения. Внутренние субъекты, интересы которых необходимо учитывать – это владельцы, управляющие и работники, а внешние – это покупатели, поставщики, общество (как местные жители, так и общественные группы), государство, инвесторы, конкуренты. Управляющий для создания или упрочения легитимности корпорации должен учитывать при принятии решений интересы всех названных выше групп.
Т. Дональдсон и Л. Престон [3], обобщив значительный эмпирический и теоретический материал, показали, что все стейкхолдеры имеют легитимные интересы в отношении корпорации, а их удовлетворение обладает для самой корпорации (читай – её владельцев) внутренней ценностью. Иными словами, корпорация не только должна «для кого-то» удовлетворять интересы своих стейкхолдеров, но и сама извлекает выгоды для своего будущего развития из внешне беспричинно затратного соблюдения баланса интересов.
К. Ашер, Дж.М. Махони и Дж.Т. Махони [4], адаптировали стейкхолдерскую теорию к терминологии и методологии контрактного подхода в изучении корпорации. Они предложили рассматривать корпорацию как открытую сеть неполных имплицитных и эксплицитных контрактов как с внутренними, так и с внешними субъектами. В условиях оппортунизма, специфичности активов, высокой неопределённости будущего и информационной асимметрии контракты имеют тенденцию не исполняться в должном объёме, и для сохранения легитимности нужен «противовес» в форме дополнительных источников благ для потенциально «обиженных» субъектов. Этим источником признаются права остаточного контроля и дохода. Фактически в рамках стейкхолдерской теории корпорации обосновывается наделение остаточными правами контроля либо дохода всех стейкхолдеров, а не только владельцев, как при традиционном подходе. Эти права корпорация «предоставляет» на добровольной основе, тем самым осуществляя свою легитимизацию – оправдание права на существование. В сравнении с коузианским выводом о природе корпорации, основанным на её способности минимизировать трансакционные издержки, стейкхолдерский подход отталкивается от альтернативной точки зрения: корпорация существует, потому что может дать больше своим стейкхолдерам, чем рынок или другая корпорация на ее месте. Стейкхолдеры стремятся минимизировать свои риски, используя ценовые механизмы (инвесторы, покупатели и поставщики), моральный или властный авторитет (государство и общество), угрозу ответных действий (работники и конкуренты).
Дж. Пост, Л. Престон и С. Сакс [5, 6] отмечают, что корпорация начала 21 века – это «расширенное предприятие», включающее в себя отношения со своими стейкхолдерами, а через эти отношения – и самих стейкходлеров. Взаимодействие стейкхолдеров направлено на создание и максимизацию стоимости, а способность фирмы устанавливать и поддерживать отношения внутри сети своих стейкхолдеров является фактором её выживания и успеха. Таким образом, отношения со стейкхолдерами являются важным специфическим активом корпорации, определяют её способность генерировать «организационное богатство». Стейкхолдеров корпорации предлагается рассматривать как её «отношенческие активы».
Дж. Хелс, У. Норман [7] отмечают, что существуют проблемы стейкхолдерской трактовки корпорации, связанные с явным противоречием между корпоративным законодательством и базовыми учебниками по экономической и организационной теории, согласно которой корпорация должна заботиться только о благе своих владельцев. Также практика следования принципам удовлетворения множества разнонаправленных интересов сверх «необходимого минимума» во второй половине 20 века в Европе и Северной Америке показала отрицательный результат: принудительно «социализированные» корпорации начинали работать с убытком, и вынуждены были отказываться от большинства социальных проектов и программ, и переходить к «классической» модели максимизации прибыли. Однако в этом случае «удовлетворение интересов» понимается узко, как сугубо проявление материальной заботы о стейкхолдерах, в то время как арсенал стимулов в распоряжении корпорации гораздо шире, и об этом очень подробно говорят представители социологических и поведенческих теорий.
В.Л. Тамбовцев [8] предлагает новый вариант стейкхолдерской теории корпорации, основанный на комбинации классического неоинституционального подхода Дж. Поста, Л. Престона и С. Сакс и теории режимов прав собственности, предложенный Э. Остром [9]. В.Л. Тамбовцев утверждает, что «стейкхолдерская корпорация» становится коммунальной собственностью своих стейкхолдеров, в то время как акционеры – это частные собственники только своих акций как титулов собственности. Одновременно можно говорить о стейкхолдерах как получателях внешних эффектов от деятельности корпорации, и применять к исследованию корпорации соответствующий разработанный инструментарий. Рассматривая вопрос о выборе дискретной институциональной альтернативы дальнейшего развития российской корпорации: акционерный менеджмент плюс социальное государство либо стейкхолдерский менеджмент, В.Л. Тамбовцев обосновывает преимущества второго варианта, так как при всех его неоклассических «несостыковках» он представляется более реалистичным: насыщенная институциональная среда определяет необходимость учёта мнений множества заинтересованных субъектов, в первую очередь – государства.
В качестве «поведенческого» контраргумента для неоклассической теории также используется оригинальная теория корпоративной социальной ответственности. В русле этого направления работают Г. Боуэн, Дж. МакГуир, С. Сети, А. Кэррол, В. Фредерик, Э. Эпштайн, Дж. Лонгстон, Д. Вуд, М. ван Маррвийк, Ю.Е. Благов.
Г. Боуэн [10] и Дж. МакГуир [11] предложили нормативный подход к определению места корпорации в обществе, согласно которому общество делегировало корпорации функции материального производства, дало право получать прибыль, и корпорация должна соответствовать общественным ожиданиям, тем самым обосновав необходимость теоретического осмысления и практической реализации концепции корпоративной социальной ответственности. С. Сети [12] дополнительно предложил выделять в анализе корпораций социальные нормы, ценности и ожидания как значимые элементы её деятельности, то есть признал значимость общества как части институционального окружения корпорации. По мнению А. Кэррола [13], корпоративная социальная ответственность «работает» на четырёх уровнях: экономическом, правовом, этическом и филантропическом. Два «нижних» уровня для корпорации обязательны, третий – ожидаем, а четвёртый – «желателен».
Дальнейшее развитие концепции корпоративной социальной ответственности осуществилось В. Фредериком в сторону терминологической «дисперсии» (введены термины «корпоративная социальная восприимчивость» [14] и «корпоративная социальная добросовестность» [15] как отражающие новые грани этого явления) и анализа корпорации как субъекта, находящегося во взаимодействии с другим активным субъектом – обществом, которое, в свою очередь, имеет свои ожидания относительно корпорации и свои рычаги воздействия. В результате корпорация будет реагировать на общественное воздействие, возможно – с опозданием, возможно – с опережением, тем самым осуществлять действия, противоречащие её «природной» цели – максимизации прибыли.
Д. Вуд [16] и Э. Эпштайн [517] обобщили существовавшие ранее подходы к корпоративной социальной ответственности, на основе чего был сделан вывод, что в корпорации институционализируются ключевые элементы этики бизнеса, корпоративной социальной ответственности и восприимчивости, в результате чего возникает поведенческое свойство корпорации – «корпоративная социальная деятельность».
Дж. Вуд выделила три принципа корпоративной социальной ответственности: легитимности (это означает, что бизнес получает от общества определённую власть, и общество вправе лишать власти те корпорации, которые не используют её ответственно), публично-правовой ответственности (любая корпорация действует в определённом сообществе, в отношении которого приобретает прямые и косвенные обязательства), свободы управленческого выбора (управляющие корпорацией являются моральными агентами, которые свободны в принятии частных решений и, находясь в социальном окружении, мотивированы проявлять социальную ответственность). Корпорация, руководствуясь в своей деятельности этими принципами, должна непрерывно осуществлять процессы социальной восприимчивости, проводя мониторинг своей внешней среды, заинтересованных субъектов – стейкхолдеров и их экономических интересов.
Ю.Е. Благов [18] указывает на качественные изменения в концепции корпоративной социальной ответственности, произошедшие с момента её зарождения в 1950-х годах. Главным образом это касается акцента на позитивном характере этого феномена, на потребности самой корпорации быть ответственной перед обществом с тем, чтобы быть устойчивой и успешно развиваться. Вместе с тем, отказ от нормативной составляющей опасен переводом дискуссии о социальной ответственности в плоскость «выгод» и «издержек» такой ответственности, с «оцифровкой» этих отношений, а по сути – с отказом от первоначального смысла.
Таким образом, различные варианты теории корпоративной социальной ответственности показывают наличие широкого фронта дискуссий по проблеме взаимоотношений корпорации и общества, многообразие взглядов и отсутствие единого мнения по вопросу о том, какой должны быть оптимальный уровень и оптимальная форма корпоративной социальной ответственности. Однако недостатком этого подхода является немотивированное «умножение сущностей», в котором очень сложно отделить истинное, позитивное знание от способа выражения «левых» популистских умонастроений.
На теоретической и методологической базе существующих подходов к исследованию стейкхолеров и социальной ответственности корпорации предпринят анализ одной из характеристик её многосубъектности – специфических правил распределения остаточных прав дохода и контроля корпорации между её субъектами.
Для этой цели в корпорации выделено девять типов субъектов: владелец, управляющий, работник, инвестор, поставщик, покупатель, конкурент, государство, общество. Установлено, что в корпорации действуют специфические правила распределения остаточных прав дохода и контроля. Каждый тип субъекта приобретает и стремится сохранить остаточные права дохода и контроля в корпорации, для чего участвует в формировании её институциональной среды, насыщает её, определяет новые и совершенствуют существующие правила, тем самым влияя на её интегральные характеристики, в первую очередь – на её активность.
Рассмотрим последовательно способы реализации остаточных прав различными типами субъектов российской корпорации. Владелец осуществляет вывод прибыли и активов в подконтрольные ему лично фирмы (остаточное право дохода) и вмешивается в оперативное управление корпорацией (остаточное право контроля). Управляющий осуществляет избыточные управленческие расходы и извлекает из корпорации инсайдерскую ренту (остаточное право дохода) и может осуществлять дискреционное поведение, не соответствующее целям владельцев (остаточное право контроля). Работник может проявлять поведенческий оппортунизм в его различных формах (остаточное право дохода) и влиять на поведение корпорации посредством профсоюзной деятельности (остаточное право контроля). Государство может использовать корпорацию в политических целях, в т.ч. международных (остаточное право контроля). Общество ожидает финансирования корпорацией социальных проектов (остаточное право дохода). Поставщик ожидает права на предоплату (остаточное право дохода) и право на пересмотр условий сделки в ходе её исполнения (остаточное право контроля). Покупатель ожидает получить право на скидки и бонусы (остаточное право дохода) и право на индивидуальный подход (остаточное право контроля). Инвестор (к примеру, кредитная организация) ожидает от корпорации повторного обращения, пользования максимальным спектром услуг, то есть – лояльности корпорации к инвестору (остаточное право дохода). Конкурент же ожидает от корпорации отказа от ценовой конкуренции (остаточное право дохода) и право на неявный сговор (остаточное право контроля).
В результате корпорация формируется в экономике как система «отвечающая ожиданиям», когда её деятельность не только способствует распределению дохода от произведённого продукта, но и формированию институциональной среды, «поддерживающей» корпорацию вне зависимости от её поведения «в моменте». Тем самым корпорация приобретает устойчивость, укореняется в хозяйственной системе и становится способной трансформировать ожидаемые права дохода и контроля в реальные (табл. 1).
Субъекты корпорации в контексте используемых режимов собственности и способа реализации остаточных прав
№ п/п |
Субъект |
Основные права |
Режим собственности1 |
Способ реализации остаточного права: | |
Дохода |
Контроля | ||||
1. |
Владелец |
Владение, управление, на доход, на капитал, на наследование, бессрочности |
Управление, Отчуждение, Исключение |
Вывод прибыли и активов |
Вмешательство в оперативное управление |
2. |
Управляющий |
Управления, на доход |
Управление, Доступ, Исключение |
«Потребление на рабочем месте», избыточные управленческие расходы, инсайдерская рента |
Дискреционное поведение, не соответствующее целям акционеров |
3. |
Работник |
Пользования (активами корпорации), на доход |
Доступ |
Оппортунизм, отлынивание |
Деятельность профсоюзов |
4. |
Государство |
Ответственность в виде взыскания, на доход |
Исключение, Отчуждение, Извлечение |
|
Использование в политических целях, в т.ч. «международных» |
5. |
Общество |
Запрета вредного использования |
Извлечение |
Финансирование корпорацией социальных проектов |
|
6. |
Покупатель |
Пользования (продукцией корпорации) |
Извлечение |
Право на скидки и бонусы |
Право на индивидуальный подход |
7. |
Поставщик |
На доход |
Извлечение |
Право на отсрочку платежа |
Право пересмотра условий поставки в процессе исполнения сделки |
8. |
Инвестор |
Ответственность в виде взыскания |
Доступ |
Лояльность |
|
9. |
Конкурент |
Запрета вредного использования |
Доступ, Управление |
Отказ от ценовой конкуренции |
Право на согласованное поведение |
Представленная таблица является способом объяснения устойчивости корпорации, в которой каждый субъект «заинтересован», поскольку получает (или ожидает получить) больше, чем ему «положено» по формальному контракту. Мы видим, что в современной корпорации каждый субъект корпорации «связан» с нею системой своих реальных или потенциальных выгод от использования некоторых остаточных прав. В эту же концепцию хорошо вписываются режимы собственности, предложенные Э. Остром, распределение которых между субъектами корпорации также может служить их характеристикой.
Доклад посвящён теоретическому анализу проблемы многосубъектности современной российской корпорации, а именно – распределению между этими субъектами остаточных прав дохода и контро
18 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
В соответствии с Федеральным законом от 26. 12. 2008 №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля (надзора) и
16 12 2014
1 стр.
Исследование приемов и техники классической психодрамы стр. 5-22
01 10 2014
1 стр.
Для этого они наделены широким кругом процессуальных прав и, следовательно, являются субъектами гражданского процессуального права
01 10 2014
1 стр.
Выбор адекватных средств стратегического контроля позволяет уменьшить издержки осуществления стратегии и сократить время перестройки работы корпорации
23 09 2014
7 стр.
«Проблемы современной палинологии», посвященной памяти выдающихся российских палинологов Е. Д. Заклинской и Л. В. Ровниной
14 10 2014
1 стр.