Наименование детского сада УВК № 42
Ф. И. О. Пермитина Галина Степановна
Должность: воспитатель
Стаж работы: 10 лет
Категория: первая
Тема: Исследование свойств бумаги, ткани и дерева.
« Заюшкина избушка» на новый лад. Интегрированное занятие.
Возрастная группа: средняя
Раздел « Коммуникация» и «Творчество»
Технологии : « Step by step» - работа в малых группах, в парах, организация поисково – исследовательской деятельности, коммуникативно-игровые технологии, методология ТРИЗ- кольца Луллия.
Цель: создание условий для расширения знаний о разных видах материала через
исследовательскую деятельность;
- формирование умения рассказывать сказку с элементами творчества;
- активизировать словарь, используя в речи антонимы;
Развивать внимание, речь, сенсорное восприятие, моторику пальцев рук, самостоятельность, умение делать выводы;
Воспитывать чувство сопереживания, заботы о других.
Ожидаемый результат: Имеют представление о свойствах бумаги, ткани, дерева
Умеют применять добытые знания в творческом составлении сказки, подбирать антонимы, работать организованно в парах и самостоятельно, выслушать мнение друг друга, не перебивая.
Словарная работа: (проводится до занятия ) ветхий , просторный
Билингвальный компонент: қоян - заяц, үй – дом, тұлкі – лиса, аю – медведь, кірпі - ёжик, ку – хитрый.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»
Материалы и оборудование: игрушка заяц, маска лягушки, медведя, ёжика , медальоны с изображением избушки и героев сказки « Заюшкина избушка», дидактическое пособие кольца Луллия ( пособие состоит из двух колец: большого и маленького и стрелки; большое кольцо расположено снизу и разделено на восемь делений. На каждое деление наклеены картинки с животными: лиса, заяц, медведь, волк, ёжик, лягушка, белка, а на маленьком кольце, которое расположено на большом кольце четыре деления. На деления наклеены картинки с изображением бумаги, ткани, дерева), угощение « Пряничный домик»
В Центре « Науки»:
Для исследования: бумага, ткань, брусок дерева, пластиковый стакан с водой для каждой пары.
Для строительства дома: большой прямоугольник из плотной бумаги размером 10 *30см.( стены дома), маленький прямоугольник размером 10 * 20см ( крыша дома)., окно 3 * 3см., дверь размером 3 * 5см., клейстер, две кисточки, салфетки.
Детали из ткани разные по цвету, форме : прямоугольник 20 * 30см., на который нашиты пуговицы для пристёгивания крыши, окна и двери - это стена дома, шестиугольник с петлями для застёгивания пуговиц – это крыша дома, прямоугольник 5 * 6см. с петлёй – это окно, прямоугольник 7 * 10 см. с петлёй – это дверь .
Настольный деревянный конструктор. 1 набор для работы одной пары.
Центр « Творчества»:
Трафареты зверей, героев из сказки « Заюшкина избушка» -заяц, лиса, собака, волк, медведь петух, котенок покрытые пластилиновой основой, цветные макароны, дощечки, стикеры с именами детей, фломастеры , влажные салфетки.
Организационные моменты:
-
Действия воспитателя по контролю детей в центрах:
-
Центр « Науки»
|
Центр « Творчество»
|
Воспитатель организует и направляет детей на деятельность
|
Дети начинают работать самостоятельно, следуя инструкции воспитателя .
|
Работа детей в парах
|
Воспитатель контролирует деятельность детей, оказывает индивидуальную помощь
|
Дети работают вместе с воспитателем, проводят опыты
|
Дети продолжают работать самостоятельно
|
Наводят порядок в центрах
|
Переход из центра в центр осуществляется по звуковому сигналу.
Центр 2
Центр 1.
|
Содержание занятия.
1 Организационный момент: Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Покажите ваши руки, пошевелите пальчиками , и давайте вспомним пальчиковую игру « Дом» ( дети произносят текст вслух и производят движения руками и пальчиками)
« Я хочу построить дом, ( руки подняты над головой, в виде крыши дома)
Чтоб окошко было в нём, ( руки перед лицом, вертикальные и горизонтальные
движения руками)
Чтобы в доме дверь была, ( ладошки сложены вместе, одну из ладошек приоткрываем)
Рядом, чтоб сосна росла ( правая рука согнута в локте, пальцы растопырены)
Чтоб забор у дома был ( ставим ладони вертикально перед собой )
И в этом доме заяц жил. ( большой палец, безымянный и мизинец правой руки пригнуты к ладони, а указательный и средний имитируют уши зайца)
2 Активизация знаний :
Воспитатель: -Ребята, прислушайтесь, пожалуйста! Мне кажется, что за дверью какой – то шорох. (Воспитатель открывает дверь, а там заяц.)
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: -Заяц . ( заяц плачет) . А заяц весёлый?
Дети: - Грустный, печальный.
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки он к нам пришёл?
Дети: - « Колобок», «Кот петух и лиса», «Заюшкина избушка»...
Воспитатель: - Что с ним случилось в сказке « Заюшкина избушка» и почему заяц плачет?
Дети: Его лиса из избушки выгнала.
Воспитатель: Лиса в сказке какая?
Дети: - хитрая , ловкая, плутовка, злая, обманщица
Воспитатель: - Назовите лису и зайца на казахском языке
Дети : - заяц- қоян, лиса- тұлкі
Воспитатель: - Ребята, что мы можем сделать для зайца, чтобы он стал весёлым?
Дети: - поиграть, спеть песенку, улыбнуться, помочь ему и построить красивый дом ,
Воспитатель: - Хорошо, давайте построим ему новый дом. ( Проводится игра
« Наоборот». )- Дом должен быть каким? -
Тёмный? - ( светлый). Низкий? - (высокий) Холодный? -(теплый ). Тесный? -(просторный) Ветхий? - (прочный, крепкий)
Итак, мы с вами построим для зайца дом светлый, тёплый, просторный, прочный, высокий, крепкий. Назовите слово дом на казахском языке- үй
Для этого мы будем работать в 2 –х центрах. Давайте вспомним правила работы в центре. Назовите их.
Дети: не шуметь, если не понял, спроси тихо у соседа, работать самостоятельно, не мешать друг другу.
Воспитатель : В самостоятельном центре « Творчество» - вы должны найти трафареты героев из сказки « Заюшкина избушка» и украсить их цветными макаронами . Будьте внимательны, там есть герои не только из этой сказки. Вы выбираете только те трафареты животных, которые встречаются в сказке «Заюшкина избушка». Помните, что при работе с макаронными изделиями их нужно хорошо вдавливать в пластилиновую основу, чтобы макароны не отваливались, а шубки животных получились красивыми и нарядными.
Воспитатель:- Сейчас обратите внимание на свои медальоны и найдите свой центр. Если на медальоне изображена избушка , дети идут в центр « Наука», а, если - герои из сказки «Заюшкина избушка» , то в центр « Творчество».
Деление на центры активности по медальонам на груди и фишках на столах-1- дом, 2- животные из сказки ( приложение № 1)
Работа в центрах:
1 центр « Наука» основной центр. Воспитатель находится в центре науки.
Воспитатель: -Ребята, перед вами на столе лежат разные виды материалов: бумага, ткань, деревянные бруски. Мы будем строить из этих материалов дом для зайца, и проверим каждый материал на прочность.
Игра « Скажите по – другому» - Если мы построим дом из бумаги - он будет….( бумажный) ; из ткани -….( тканевый) из дерева - …( деревянный). Как будет слово дом на казахском языке?
Дети:- Дом- үй
Дети работают в парах. Первая пара конструирует дом из бумаги – бумажный.
Дети сгибают большой прямоугольник вчетверо- это стены дома , а маленький прямоугольник пополам – это крыша дома. . Затем из деталей составляют дом, приклеивают клейстером окна, дверь. ( см. прил. № 1)
Вторая пара составляет дом из деталей, которые вырезаны из ткани. Части домика дети пристёгивают с помощью пуговиц , дверь застёгивается на молнию и пуговицу. ( см. прил. № 2 )
Третья пара использует для строительства дома настольный деревянный конструктор. Тщательно подбирают детали по размеру, форме.
Пока дети строят дома, воспитатель идёт во второй центр: проверяет правильно ли дети выбрали героев сказки, выясняет какие животные оказались лишними ,контролирует выполнение задания детьми, оказывает индивидуальную помощь и возвращается в центр « Наука»
Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные домики. В ваших домах зайцу будет светло, просторно, Давайте проверим их на прочность.
Эксперимент 1 Подуйте, пожалуйста, на свой дом, как будто дует сильный порывистый ветер, но потом ветер стихает.
Дети дуют сильно, затем слабее. ( чередование силы дыхания)
Воспитатель: Что вы заметили?
Дети: Дом бумажный сдвинулся с места и упал, дом тканевый колышется и вообще не стоит, а с деревянным домом ничего не случилось.
Воспитатель: Так какой дом оказался самым надежным и устойчивым? В каком доме можно укрыться от сильного ветра? Какой можно сделать вывод?
Дети: деревянный дом защитит от сильного порывистого ветра, будет крепким, устойчивым, надежным.
Эксперимент 2 Возьмите , пожалуйста, в руки кусочек бумаги, ткани, брусочек дерева и опустите в стакан с водой. Понаблюдайте за каждым предметом. Что вы видите?
Дети: Бумага и ткань быстро промокли и опустились на дно стакана, а деревянный брусок остался на поверхности воды, значит, дерево быстро не намокает.
Воспитатель: Какой дом защитит зайца от дождя бумажный, тканевый или деревянный?
Дети: Деревянный дом защитит зайца от сильного дождя, он не промокаемый, тёплый.
Эксперимент 3. Возьмите кусочки бумаги, ткани, брусок дерева и попытайтесь смять, порвать их. ( дети производят действия)
Воспитатель: Что вы можете сказать о прочности материала?
Дети: Бумагу легко смять и порвать, ткань мнётся, но порвать её сложно, а деревянный брусок остался без изменения.
Воспитатель:-Какой из материалов по прочности больше подходит для строительства дома? Сделайте вывод.
Дети: Дерево – твёрдый материал, а ткань мягкая, поэтому деревянный дом будет прочным, надёжным.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод по работе в нашем центре. Какой материал подходит больше всего для строительства дома? И почему?
Дети: -Деревянный дом будет прочным, непромокаем, устойчивым, теплым.
Смена центров активности по звуковому сигналу. Дети переходят из центра « Науки» в центр « Творчество». (На работу в каждом центре отводится по 5 минут).
2- й центр «Творчество» - центр самостоятельной работы. Каждый ребенок выбирает себе пластилиновый трафарет животного из сказки «Заюшкина избушка» для украшения макаронами.
Воспитатель когда приходит к детям, уточняет, какое животное было лишним? Просит назвать всех животных на казахском языке.
По звуковому сигналу дети убирают рабочие места и переходят на стульчики в учебную зону. Воспитатель предлагает им сесть поудобнее.
4 Закрепление полученных знаний.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем составлять новую сказку « Заюшкина избушка».Перед вами пособие кольца Луллия. На большом кольце вы видите деления , на которые наклеены картинки животных, а на маленьком кольце деления, на которых картинки с изображением материалов: дерево, бумага, ткань. Вы должны раскрутить стрелку и определить животного для новой сказки « Заюшкина избушка» , а также выбрать материал, из которого он будет предлагать зайцу дом.
Дети: Ребёнок крутит стрелку, например, если стрелка остановилась на лягушке, то ребёнок сам решает какой дом будет предлагать зайцу лягушка. Но , если стрелка остановилась на картинке с лисой или волком, то дети этих героев не берут.
Воспитатель: Вы выбрали новых героев для сказки: лягушка предлагает дом бумажный, ёжик – дом тканевый, медведь – дом деревянный. Заяц должен узнать всё о доме, который будет предлагать ему герой. ( светлый, высокий, просторный, крепкий, прочный , непромокаемый).
Выбираются дети для инсценировки сказки, которые надевают маски лягушки , ежа, медведя. Воспитатель акцентирует внимание героев на том, что они должны отразить голосом и поведением характер данного персонажа.
Воспитатель: Начинает сказку. Идёт заяц ( выходит ребёнок с зайчиком - гостем) и плачет . Навстречу ему лягушка квакушка.
Лягушка: - Ква – ква – ква о чём , зайчик, плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать, выгнала меня из дома лиса, негде мне жить.
Лягушка: Не плачь, есть у меня бумажный дом.
Зайчик: А он крепкий? От дождя не промокнет? А он светлый? А он прочный?
Лягушка: Ква – ква, бумажный дом и ветер продувает, и от дождя промокает , но зато в нём светло и в жаркую погоду можно укрыться от жары.
Зайчик: Спасибо, тебе лягушка за заботу. Но мне нужен другой дом.
Воспитатель : Идёт зайчик дальше. .. и так далее, свой дом предлагает ёжик, медведь.
По окончанию сказки, зайчик благодарит детей за их доброту, помощь и говорит, что ему по душе домик другой.
Воспитатель: Может ему нужен дом из конфет? , из пластилина? Из меха?
Дети: Конфетный, пластилиновый, меховой.
Зайчик : Вы, ребята, молодцы, но мой дом из воздуха , значит ….
Дети: Воздушный
Зайчик: Правильно, мой дом под кустом. Спасибо вам за работу, за заботу обо мне. И вот вам подарок- Пряничный домик.
Дети благодарят зайика.
5 Рефлексивно – корригирующий :
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, мы помогли зайцу? Что нового узнали?
Приложение № 1.



Приложение № 2.














- пуговицы
- молния

Фишки для обозначения центров активности и для медальонов.
Эти же картинки используются для пластилиновых трафаретов.
Маски для инсценировки сказки.
Кольца Луллия


