3 Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивного поведения у женщин в период ранней взрослости (20 – 40 л)
3.1 Организация исследования
С целью самостоятельного изучения особенностей взаимосвязи самоотношения и агрессивного поведения у женщин в период ранней взрослости (20-40 л) было предпринято эмпирическое исследование.
База исследования: исследование было проведено в г…. в феврале-марте 2012 г. В исследовании приняли участие 34 женщины в возрасте от 23 до 38 лет, из них 70,59% (24 чел.) имеют высшее профессиональное образование, у 29,41% (10 чел.) среднее профессиональное образование. Из них 76,47% (26 чел.) состоят в браке, 23,53% (8 чел.) не замужем, у 73,53% (25 чел.) есть дети, у 26,47% (9 чел.) детей нет.
Исследование носило констатирующий характер.
В соответствии с задачами были использованы следующие психодиагностические методики.
Методика изучения самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева (см. Приложение 1). Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки) (см.Приложение 2). Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Для выявления взаимосвязи между компонентами самоотношения и типами агрессивного поведения был использован коэффициент корреляции Пирсона. Выбор данного критерия обоснован тем, что при анализе данных не выявлено выраженной асимметрии, отсутствуют выбросы, связь между переменными прямолинейная (см. Приложение 3). Расчеты произведены в программе Статистика 6.
3.2 Анализ результатов исследования
В процессе диагностики самоотношения испытуемых были получены результаты, представленные в Таблице 1 и на Рис.1.
Таблица 1
Результаты диагностики самоотношения (средние значения по выборке)
|
Закрытость
|
Самоуверенность
|
саморуководство
|
зеркальное «Я»
|
самоценность
|
самопринятие
|
самопривязанность
|
внутренняя конфликтность
|
самообвинение
|
Ср.значения
|
5,41
|
3,56
|
4,44
|
6,18
|
3,24
|
3,88
|
4,74
|
7,06
|
5,21
|
Анализ результатов диагностики самоотношения позволяет сделать вывод, что для испытуемых характерен средний уровень закрытости (5,41), что характеризуется избирательным отношением к себе. Отношения с собой, рефлексия реализуется, однако осложнена разнообразными психологическими защитами, что снижает возможность критического самоанализа.
Показатель самоуверенности (3,56) позволяет предположить, что для данной группы испытуемых характерна относительная уверенность в себе, обусловленная ситуацией: в привычных условиях они достаточно верят в себе, в свои силы и ориентируются на успех, однако при возникновении затруднений уверенность снижается, нарастает тревога.
Испытуемые способны к осуществлению саморуководства (4,44), к выраженному самоконтролю в привычных, хорошо прогнозируемых условиях, однако неожиданное изменение ситуации приводит к снижению самоконтроля и возрастанию зависимости от среды.
Показатель отраженного самоотношения («Зеркальное Я», 6,18) позволяет предположить избирательное восприятие испытуемых отношения к ним окружающих людей: они склонны считать, что лишь некоторые их качества, черты личности могут вызвать интерес и уважение окружающих, другие же их характеристики могут отталкивать.
Испытуемые демонстрируют сравнительно невысокую самоценность (3,24), они способны высоко ценить некоторые свои характеристики и гордиться ими, однако другие их черты ими явно недооцениваются, что делает их чувствительными к критике.
Для испытуемых характерен относительно невысокий уровень самопринятия (3,88), они не принимают себя во всей полноте своих качеств и черт, что не позволяет им по достоинству оценить свои действительно ценные качества, как и с достаточной критичностью отнестись к недостаткам.
При этом результаты диагностики позволяют предположить сравнительно выраженную самопривязанность (4,74): избирательное отношение к своей личности у испытуемых выражается в том, что они стремятся к сохранению основных своих качеств и к изменению лишь некоторых из них.
У испытуемых наблюдается достаточно высокий уровень внутренней конфликтности (7,06), что проявляется в окраске фона отношения к себе. В стабильных условиях, как правило, испытуемые относятся к себе позитивно, способны признавать свои достоинства и оценивать достижения. При изменении ситуации окраска фона отношения к себе меняется и становится негативной, испытуемые начинают критиковать себя, подвергать сомнению свои качества и достижения, склонны считать источников неудач себя.
Наконец, для данных испытуемых характерна избирательная склонность к самообвинению (5,21), т.е. они склонны в ситуации неудачи искать вину как в себе, так и предъявлять гнев, досаду и обвинения в адрес других людей.
В целом следует отметить, что самоотношение испытуемых можно охарактеризовать как избирательное. В привычной для себя ситуации испытуемые уверены в себе, способны к саморуководству, верят в доброжелательно отношение окружающих, ценят себя и способны к самопринятию и самопривязанности. Однако при изменении условий, возникновении затруднений появляется зависимость от средовых воздействий, сочетающаяся со снижением уверенности в себе, снижением способности к саморуководству, сомнениях в своих личностных качествах и достижениях.
Кроме того, следует отметить достаточно высокий уровень избирательности самоотношения. Испытуемые признают свои достоинства и учитывают свои недостатки. В целом они стремятся сохранить свои качества, однако от некоторых предпочли бы избавиться, что, на наш взгляд, отражает способность к адеватному самовосприятию. Однако относительно невысокий уровень самоценности позволяет предположить, что самокритика нередко не позволяет испытуемым оценить свои сильные стороны.