Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Петербургский текст Эдуарда Кочергина.

Исследовательская работа по литературе

ученицы 10 А класса гимназии №498

Зориной Марии Михайловны.

Научный руководитель

Буславская Наталия Федоровна

Петербургский текст русской литературы полностью оформился в 19-нач.20 вв., и, кажется, навсегда закрыт и запечатан исключительными работами Н.П.Анциферова и В.Н.Топорова. Любое исследование произведений, связанных с Петербургом после них кажется бессмысленным и мелким. Но в 2003 году появляется удивительная книга не писателя, театрального художника, Эдуарда Степановича Кочергина «Ангелова кукла». Новый объект исследования возродил собственно предмет исследования – особенности новых текстов, связанных с Петербургом-Ленинградом, проблему генерирования текстов самим городом, образную, морфологическую близость этих текстов между собой.

В исследовании предполагается прояснить принадлежность петербургскому тексту русской литературы произведений Э.Кочергина, рассмотреть функционирование в них субстратов текста, выделенных В.Н.Топоровым.

С этой целью необходимо обратиться к работам Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова, выполнить анализ книги в целом и некоторых рассказов в отдельности.

Книга рассказов Э.Кочергина «Ангелова кукла» разделена автором на пять тематических разделов: в первый входят рассказы «О матка Броня, возьми меня в шпионы», «Машка Коровья Нога», «Медный всадник» и другие. В них отражены воспоминания автора о «коллонтайском» детстве, беспризорной жизни, но, самое главное, о бескорыстном добре, которое прорастает, как трава на камнях, несмотря ни на что. Второй раздел включает в себя рассказы «Площадь Урицкого», «Анюта Непорочная», «Гоша Ноги Колесом», опосредованно, через Ленинград, связанные с темой Петербурга; рассказы, посвященные преподавателям средней школы при Академии художеств. Третий и четвертый разделы наиболее органичны петербургскому тексту: все рассказы «содержат» его субстраты, вызывающие ассоциации с произведениями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, хотя события у Э.Кочергина происходят в первые послевоенные и пятидесятые-шестидесятые годы соответственно. Последний, пятый, раздел – выход в страну, оканчивающийся отчаянным вопросом: «Россия!.. Кто здесь крайний?»[4]

Краткий обзор композиции показывает, что тема Ленинграда-Петербурга находится в центре книги, является ее смысловым ядром. В сборнике 32 рассказа, события 20 из них развиваются в Ленинграде В центре каждого рассказа человеческая судьба, как правило, это люди социального дна: нищие, воры, проститутки, спивающиеся инвалиды войны, старые артисты. Униженные властью и оскорбленные судьбой. Перефразируя горьковского Сатина, герой рассказа «Альбом брандмайора» скажет обо всех и от имени всех: «Человек – это звучит больно».[5] Таким образом, книга в основном замысле вошла в русло петербургского текста: в центре внимания автора особенности внешней жизни и внутреннего мира человека, порожденные городом в силу его специфичности.
Теоретической базой работы стали статьи В.Н.Топорова «Петербург и петербургский текст русской литературы» и Ю.М.Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города». Город можно «читать», его объекты становятся знаками, которые легко расшифровываются, окнами, за которыми новые тексты истории, культуры, искусства. Обстоятельная работа В.Н.Топорова позволяет не проводить бесконечное множество параллелей с другими произведениями, статья дает систему, в которую сразу можно включать исследуемый текст.
Площадь реализует несколько значений, свойственных петербургскому тексту: во-первых, первобытная снежная пустота, огромный город занесен снегом («замороженная площадь» далее во сне), погребен под ним, Александрийский столп – надгробный памятник. Во-вторых, открытость и просматриваемость Петербурга. Во сне мальчика обнажилась чудовищно враждебная даже по отношению к ребенку природа официального Петербурга, от него невозможно укрыться и некуда бежать.

В петербургском тексте неоднократно отмечается легкая восприимчивость Петербургом всего плохого. Петербург считается родиной хулиганства, всегда отличался высоким уровнем преступности и проституции. По Достоевскому, город сам провоцирует преступление, является соучастником. Кочергин показывает преступный мир – целую «воровскую цивилизацию островного города» - с другой стороны, с человеческой. Рассказ «Гоша Ноги Колесом» открывает ряд питерских «персоналий», описаний странных и очень петербургских людей: с особой психологией, особым взглядом на жизнь и свое место в ней. Рассказ можно разделить на четыре части. В первой говорится о населении острова Голодай, во второй – о кладбищенском «летописце» Гоше и его собаке, третья часть, центральная, обстоятельная, посвящена зимним праздникам, которые устраивал Гоша для голодайской ребятни, и последняя, самая короткая, об уходе из жизни Гоши. Композиция очень характерна для рассказов художника Эдуарда Кочергина, которые строятся по законам живописи: город – люди – человек – событие – смерть или исчезновение. Если перечислить названия рассказов и героев, возникнет обобщенный образ героя, «истинного петербуржца».

«Гоша Ноги Колесом» – нелепый урод, оберегающий кладбище; «Ваня-жид» - юродивый Ваня, «хряснутый взрывной волной о стенку дома на Гангутской улице», влюбленный в статую «Красота» из Летнего сада; «Капитан» - изуродованный войной, лишенный «всего, чем можно было говорить», артиллерийский капитан, обходящий с дрессированной курочкой окрестные забегаловки; «Светописец» - добрейший одноногий фотограф, умирающий от оскорбления боевого ордена; «Василий Петроградский и Горицкий» - безногий «обрубок», талантливый певец и организатор; «Жизель Ботаническая» - выращенная проститутками сирота, выученная ими в Вагановском училище в солистки балета; «Ангелова кукла» - малолетняя проститутка Пашка Ничейная со Зверинской улицы, сошедшая с ума, оттого что сожгли ее куклу; «Мытарка Коломенская» - артель самозваных монашек, подпольно отпевавших покойников: Мытарка, Царь Иванна и Мавка Меченая, «Альбом брандмайора» - спившийся потомок петербургской светской жизни, живущий в комнате без двери под присмотром престарелых псковских комсомолок;«Куроводец» - артист Евгений Шамбраев, дрессировавший для заработка куриц, создавший целый театр кур; «Реприза дядюшки Хасана» - старый клоун Хасан Мусин, спившийся из-за того, что считал себя виноватым в смерти напавшего на него грабителя; «Легенда Петровского острова» - Иванов-Донской, актер-пенсионер из Дома ветеранов сцены, ставший привидением, которое аккуратно выпивает поминальную по себе водку и читает голосом Левитана монологи Гамлета.

Все герои обижены судьбой, оскорблены государством и другими людьми, они живут по обыденным меркам странно, но не ощущают этого; самое страшное для них уже случилось, и теперь они свободны последней свободой – от счастья. Все герои добры, они никому не делают зла, но постоянно терпят зло, часто не осознавая этого. «Человеки» Кочергина привыкли жить на краю жизни. (Петербургский текст вообще выделил особый тип героя, связанный с крайним положением Петербурга: от пространственной крайности к жизни на краю смерти.) По литературоведческой типологии, это «маленькие» люди. Кстати, данный тип вообще возник благодаря Петербургу: только такой имперский, высокомерный город мог так унизить человека, внушить ощущение собственной «маленькости» и дальше манипулировать им. Как и для всех «маленьких» людей, для героев «Ангеловой куклы» возможны три исхода: смерть, сумасшествие или безнадежный алкоголь. Таковы общие черты «людишек» Кочергина, на поверку оказывающихся самыми настоящими Людьми.

«Человеки» обделены почти всем на свете, их как героев Достоевского, можно характеризовать «от противного», от того, чего у них нет, - дома, семьи, социального статуса, работы. Они обретают особую свободу отчаяния, свободу выбора своей жизни. Все герои умерли для счастья и возродились в творчестве, творят искусство, пусть иногда в несколько неожиданных формах и жанрах.

Петербургский текст русской литературы обновился в произведениях Эдуарда Степановича Кочергина, а Петербург снова доказал феноменальную способность генерировать тексты, сплоченные монолитной смысловой установкой, характерными субстратами, общей эмоциональной тональностью. Как писал Ю.М.Лотман, борьба идеальной модели города за реальное воплощение наполняет всю культурную историю города. В книге «Ангелова кукла» абсолютно прояснено реальное воплощение в отсутствие идеала. Герои обязательно гибнут, но живут напряженно человечно, без всякого размышления делают добро, потому что оно им органично присуще. Петербург – город трагедии, исключительно точно обозначенной Иосифом Бродским в Нобелевской лекции (1987): «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор».

И как есть Петербург Достоевского, Гоголя, Мандельштама, появился Петербург Кочергина, который теперь тоже можно читать.

Список литературы.

1. Кочергин Э.С. Ангелова кукла: Рассказы рисовального человека. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006.

2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. – Т.2. – Таллинн: Александра, 1992.

3. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы. //  Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367.

4. Петербург в русской поэзии(XVIII – начало ХХ века): Поэтическая антология / Сост.М.В.Отрадин – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.

5. И.Бродский. Стихотворения. Таллинн: Александра.1991.

6. www.biografija.ru



7. www.svobodanews.ru  





Исследовательская работа по литературе ученицы 10 а класса гимназии №498 Зориной Марии Михайловны

Эдуарда Степановича Кочергина «Ангелова кукла». Новый объект исследования возродил собственно предмет исследования – особенности новых текстов, связанных с Петербургом-Ленинградом,

60.48kb.

16 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа по литературе Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
258.11kb.

15 09 2014
1 стр.


Научно-исследовательская работа ученицы 8 а класса моу сош №7 Воронежского сельского поселения Усть Лабинского района Глущенко Кристины

Тотемизм как элемент современной массовой культуры. Кубанский тотем как объект возможного брендирования

185.49kb.

14 10 2014
1 стр.


«Образ Понтия Пилата в русской литературе»

Тезисы к исследовательской работе ученицы 11 «б» класса гоу 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга Имшенецкой Ксении на тему: «Образ Понтия Пилата в русской литературе». Руководит

55.01kb.

14 12 2014
1 стр.


Законченную диссертацию врача-терапевта нуз «Медико-санитарная часть» Спириной Марии Михайловны «Клинико-диагностическое значение исследования плазменного фракталкина при бронхиальной астме»

Нуз «Медико-санитарная часть» Спириной Марии Михайловны «Клинико-диагностическое значение исследования плазменного фракталкина при бронхиальной астме», представленную к апробации

49.93kb.

15 12 2014
1 стр.


Рассказ ученицы 9 класса Переверзевой Марии. Руководитель Морозова Л. Н. 2004 год

В воздухе поднималась белая тонкая пыль от конских и верблюжьих ног. Ветер подхватывал пыльную тучу, и она закрывала одну половину горизонта. Равномерно и тягуче скрипели телеги, н

84.78kb.

12 10 2014
1 стр.


Конкурс «Я исследователь» Тема «Прудовая вода» Работа Гурьяновой Елены ученицы 3 класса моу «Шолинская оош»
114.78kb.

01 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа Работа выполнена ученицей 10-а класса Петраевой Юлией Андреевной

Цель: Собрать, проанализировать и обобщить материалы, связанные с увековечением имени Петра Симона Палласа на карте мира

273.32kb.

23 09 2014
1 стр.