Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

 

 



Исследовательская работа

 

Тайны нашего рода:



опыт этимологического анализа

фамилий моих одноклассников.

 

 



Автор: Ксения Сырчина,

ученица 8 Б класса

 

Руководитель: Ирина Валентиновна Ломакина,



учитель русского языка и литературы

школы № 26

 

 

Хабаровск, 2012 гг.



 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Фамилии как объект науки: опыт сравнительного анализа. … ….….….5

2. Происхождение фамилий

2.1 Семантика слова «фамилия»…………………………………… .9

2.2 История появления фамилий в России…………………………10

3. Морфемный анализ русских фамилий …………………………………13

4. Основные способы образования фамилий ……………….……………19

5. Социологический опрос учащихся. Что я знаю о своей фамилии……20

6. Этимологический анализ фамилий моих одноклассников……

Заключение……………………………………………………………...30

Список литературы

Приложение. Анализ социологического опроса учащихся

Что я знаю о своей фамилии.

3

Введение.



Актуальность темы исследования. В последние годы заметно возрос интерес людей к родовым корням, истории своей семьи. На наших глазах набирает силу движение, известное как народная генеалогия: в разных регионах создаются все новые

общества, выходит большое количество периодических изданий, авторами которых выступают не только профессионалы, но и любители, делающие первые шаги в познании родовой истории. Открывшиеся при этом возможности изучения родословия создают в стране принципиально новую ситуацию, в которой интерес к истории может возникнуть на качественно новом уровне, благодаря интересу к истории своей семьи.



Новизна работы заключается в попытке рассмотреть фамилию рода как историческое явление, которое отражает глубинные процессы развития общества и может быть объектом изучения таких наук, как генеалогия, лингвистика, история, география. Всестороннее изучение фамилии как исторического явления даст возможность проследить родовые корни, позволит по-новому взглянуть на многие события российской и мировой истории, ощутить свою кровную связь с историей Отечества и малой родины - родины предков.

Объектом изучения является фамилия как историческое явление,

отражающее объективную потребность общества в установлении

родовых связей между представителями разных поколений одного рода.

Предметом исследования служат процессы образования фамилий

и специфика их протекания в различной социальной среде, под влиянием многообразных факторов.



Целью исследования является попытка привлечь внимание к основным процессам общества, которые отразились на формировании фамилий. Заинтересовать молодежь, показать основные способы и методы изучения истории своего рода.
4

В соответствии с целью исследования предполагается решить

следующие основные задачи.

1) Показать, что изучение фамилий - сложный и многогранный процесс,

который исследуется многими науками.

2) Познакомить с историей происхождения и основными способами

образования фамилий.

3) Провести социологический опрос учащихся школы№26 для выявления

их знания истории своего рода.

4) Провести практическую часть исследования: предположить,

как произошли и что означают фамилии моих одноклассников.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования

ее на уроках русского языка, литературы, истории, географии. Привлечение данного материала сделает учебу особенно интересной, так как будет основываться на заинтересованности каждого. Работа может рассматриваться и на классных часах самой разнообразной тематики. Разговор о памятных датах и выдающихся личностях можно закончить рассказом о своих родных, которые были участниками великих событий или сами заслужили почет и уважение в своей стране. Такие беседы позволят ощутить чувство гордости за своих близких, помогут почувствовать неразрывную связь поколений и дадут осмысленность собственность собственной жизни.



Структура исследования.

  1. Введение

  2. Теоретическая часть: история изучения фамилий.

  3. Практическая часть: социологический опрос и этимологический анализ фамилий одноклассников




  1. Заключение

  2. Список изученной литературы

  3. Приложение

Заключение.

Существуют два способа познания: научный и интуитивный. Научный метод – это метод накопления знаний, которые постепенно приобретают тенденции, тенденции постепенно переходят в стадию гипотез, теорий и т. д. Интуитивный метод – это идея, которая постепенно обрастает доказательствами. В своем исследовании я использовала оба способа познания.

Познакомившись с историей появления фамилий, рассмотрев различные способы их образования, я убедилась, что изучение фамилий – процесс сложный, кропотливый, но очень увлекательный. Он требует знаний из различных областей науки. Без творческого подхода тоже не обойтись. Ведь нельзя, «выучив» несколько определённых правил, ждать готовых ответов на все вопросы, что я и продемонстрировала в своей работе.

Однако творчество в научном исследовании совсем не говорит о том, что его методы в какой-то мере произвольны. Напротив, мною было показано, что всякий серьёзный анализ фамилии опирается на те строгие закономерности, которые проявляются в различных областях науки.

Любой вид человеческой деятельности, как и связь человека с окружающей средой, духовная и материальная стороны жизни, взаимоотношения людей в разные эпохи – всё это отражено в фамилиях. Их основы вобрали в себя на пути своего исторического развития самые разнообразные языковые категории. Следовательно, можно сказать, что фамилии могут служить историческому исследованию жизни народа в не меньшей степени, чем другие памятники культуры и быта, литературы и языка. Если по отдельным разрозненным фамилиям трудно определить всю их ценность, то, собранные в значительном количестве и должным образом интерпретированные, они иллюстрируют многие черты русского быта.

Но значение изучения фамилий не исчерпывается констатацией фактов прошлого. Та огромная роль, которую играют фамилии в обществе при идентификации личности, показывает, как важно историческое, социологическое и лингвистическое изучения фамилий. Ведь только тщательное исследование всех элементов именования человека позволяет делать выводы об идентичности имени и фамилии в случае их разнописания. А это свидетельствует о большой общественной значимости анализируемых слов.

Список литературы:

1. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. — М., 1970.

2. Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

3. Вопросы ономастики – Екатеринбург. 2008, №5

4. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. — М., 2001.

5. Намитокова Р. Ю., Абрегов А. И. В мире имен собственных. Пособие для учителей школ Адыгеи. — Майкоп, 1998.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1986.

7. Откупщиков Ю.В. Очерки по этимологии. - С.-Петерб. ун-та, 2001.

8. Подольская Н. В. словарь русского ономастической терминологии. — М., 1988.

9. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. — М., 1973.

10. Суперанская А. В. Ваше имя? — М., 2001.

11. Суперанская А. В. Структура имени собственного (фонология и морфология) — М., 1969.

12. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. — М., 1998.

13. Топорова Т. В. К вопросу об именах собственных как средства идентификации мифологических персонажей.// "Вопросы ономастики". — 2005. — № 2 — С. 45-51.

14. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. – М.,1989.

15. Фомин А. А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы. — Екатеринбург, 2004.

16. Хроленко А. Т. Из наблюдений над природой имени собственного в фольклорном тексте. — Рязань, 1988.

17. Шанский Н.М., Боброва Т.А. - Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.

18. Шелепова Л.И. – Русская этимология: теория и практика. – М, 2007.





Рецензия на исследовательскую ученическую работу по русскому языку

по теме:

«Тайны нашего рода: опыт этимологического анализа фамилий

моих одноклассников».
      Работа Сырчиной Ксении может быть квалифицирована как исследовательская. Объектом рассмотрения стали русские фамилии как историческое явление, отражающее объективную потребность общества в установлении родовых связей между представителями разных поколений одного рода. Ученицей представлен всесторонний анализ изучения данного вопроса в различных научных областях. Оригинально показана связь лингвистики с историей, географией, культурологией.

Тема работы выбрана самостоятельно и вызывает интерес Ксении уже давно. Особенно ценны в этом отношении поиски, направленные на изучение собственной фамилии. Ученица представила нам несколько гипотез происхождения собственного родового имени, используя различные научные подходы, демонстрируя компетентность в рассматриваемом вопросе.

Структура работы осмыслена и логична, автор четко формулирует цели и задачи исследования, указывает его практическую значимость и актуальность.

Положительным моментом является возможность привлечения материалов работы на уроках истории, географии, русского языка и литературы. Не менее важен воспитательный потенциал работы, позволяющий ощутить неразрывную связь с предшествующими поколениями, исторической судьбой своей страны.

Кроме того, работа Ксении мотивирует других учащихся на создание собственных

исследований по изучению истории своего рода.



Хорошим дополнением к работе является презентация, позволяющая сделать работу яркой и запоминающейся. Ученица продемонстрировала практические навыки в освоении интерактивных компьютерных технологий.
Рецензент _________________________ Ломакина Ирина Валентиновна

Исследовательская работа Тайны нашего рода: опыт этимологического анализа фамилий моих одноклассников

Актуальность темы исследования. В последние годы заметно возрос интерес людей к родовым корням, истории своей семьи. На наших глазах набирает силу движение, известное как народная

73.81kb.

12 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа. «Хобби разных поколений»

В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа

104.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа учениц 3-го класса

Все дети в течение учебного года самостоятельно делают творческие проекты. Для своих исследований они выбирают разные темы, есть среди них и темы по психологии: поведение однокласс

45.17kb.

25 12 2014
1 стр.


Мун Ирина Енсиковна, к м. н., доцент публикации за период с 2006 по 2011 гг. 2007г. Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму»

Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму». Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт. Материалы междунаро

24.66kb.

18 12 2014
1 стр.


Научно-исследовательская работа По теме: Церковный раскол и его влияние на судьбы моих предков Зуева Ольга Станиславовна

Триста лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и составляла одну истинную православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни ересей, ни расколов, ни

188.46kb.

11 10 2014
1 стр.


Влияние мобильной связи на здоровье ребенка

У всех моих одноклассников есть мобильные телефоны. Это очень удобный вид связи. Но однажды я услышала,что «Пользование мобильным телефоном грозит детям умственной отсталостью!», «

69.81kb.

08 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект

Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со

90.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Книга (продолжение)

Целью работы является выявление самых распространённых фамилий, фамилий редких; выявление успешности

69.7kb.

15 09 2014
1 стр.