Перейти на главную страницу
Тема, способ обращения с нею и построение последующих дискуссий.
Жизнь и труды Дильтея.
Постановка проблемы у Дильтея:
вопрос о смысле истории.
IV
Воздействие на современную философию. Границы постановки вопроса у Дильтея. Возможность возобновления такого вопроса в феноменологии.
Сущность и цели феноменологии. VI
Феноменологический вопрос о смысле истории
как вопрос о бытии человека.
Время как основное определение человека.
Время как определение истории.
Сущность исторического бытия. Возвращение к Дильтею
Прежде всего нам надлежит уяснить себе, о чем спрашиваем мы, ставя свою тему. Что значит историческое мировоззрение2, что значит борьба и кто такой Дильтей, какое имеет он к этому отношение?
Поначалу мы обсудим тему, способ обращения э с нею и построение последующих дискуссий.
ИСТОРИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Что означает это выражение и как возникла сама проблема? — Мировоззрение — это выражение появилось в XVIII столетии. Само по себе оно многозначно и, если брать его буквально, дает, собственно, не то, что подразумевает иметь воззрение на мир, на природу. Одновременно оно подразумевает и знание о жизни, о нашем собственном бытии в мире. Изнутри этого знания складываются известные целеполагания, которые направляют действия. Таким образом, в мировоззрении заложена известная позиция. Мировоззрение не просто теоретическое знание, но практическая позиция, и притом не какая-то сиюминутная, а постоянно утверждающаяся — по отношению к миру и к своей собственной экзистенции. Сам же человек ее слагает и сам же усваивает себе. Такая возможность дана лишь начиная с Ренессанса, после освобождения от религиозных связей. В дальнейшем значении [слова] говорят также о естественном мировоззрении, которое всякий человек приносит с собой и которое определено средой, задатками, воспитанием и т. д. Таковое именуется донаучным в отличие от научного, обретаемого на основе научно-теоретического познания.
Для исторического мировоззрения историческое знание становится принципом совокупного созерцания всего человеческого. История становится всеобщей историей $. — Вопрос такой: каков смысл истории, какие цели человеческой экзистенции можно извлечь из нее для будущего. Такое извлекание жизненных целей из истории развивалось, начиная с XVIII века, — Кант, Гердер, Гумбольдт, Гегель. Основополагающий взгляд в конечном счете таков: развитие идет к тому, чтобы человек вышел из связанности к свободе (Гегель: гуманность европейских культур, воплощенная в государстве). Тем самым открыт путь к собственно историческому исследованию, для наук, которые теоретически-научно, на основе источников, обеспеченных критической работой над ними, раскрывают историю (Вольф, Нибур, Савиньи, Бопп, Баур, Шлейермахер, Ранке, Якоб Гримм6). 1780-1840-е годы — эпоха, высвободившая творческие силы, такие, какие мы теперь даже не в силах наглядно представить себе. Затем, после краха гегелевской философии, осмысление исторической действительности стало отступать. Осталась позитивно-систематическая работа над историей, тогда как вопрос о смысле исторического бытия отмирает. Напротив, естественные науки взяли на себя руководство в деле сложения мировоззрения. Когда же в 60-е годы философия вновь стала задумываться над собою, это происходило в процессе возвращения назад к Канту, причем к Канту как автору трех “Критик”, в особенности же “Критики чистого разума”, дающей теорию математического естествознания. Философия была понята как теория познания. Все это совершалось в мар-бургской школе неокантианства. Философия уже не пытается овладеть отдельными науками, заходя вперед их результатов, а ограничивается своей собственной областью — философия стала теорией науки. Кант же в своей “Критике” давал только теорию математического естествознания. — Между тем развились исторические науки. Итак, возникла ближайшая задача расширения — необходимо было поставить рядом теорию исторических наук. Вместе с отступлением такой постановки вопроса в конце XIX столетия и нарастанием конкретных исторических исследований все настоятельнее становился вопрос о -смысле самого исторического бытия. Вопрос о формальных основаниях сменился вопросом о материальных (Трёльч, следовавший за Виндельбандом и Риккертом, получившими импульсы от Дильтея. Изнутри этой позиции и Шпенглер).
Современная философия истории обязана своими импульсами и побуждениями Дильтею. Однако современная теория не поняла суть тенденции Дильтея и даже прямо позаботилась о том, чтобы таковая оставалась погребенной вплоть до сегодняшнего дня.
Попробуем теперь точнее постичь смысл исторического мировоззрения, т.е. нам необходимо охарактеризовать знание об историческом бытии мира. Складывание такого знания — это задача философии и самих исторических наук. Возможность исторического мировоззрения зиждется на достигнутой ясности и прозрачности человеческого положения. Вот какую обусловленность мы должны уяснить себе в полную меру. Таким образом, борьба за историческое мировоззрение разыгрывается не в дискуссиях об историческом образе мира — но о смысле самого исторического бытия. — Мы говорим об исследовательской работе Дильтея. Надо посмотреть, как философская постановка вопроса вырабатывает прозрачность, необходимую для складывания исторического мировоззрения. Итак, мы спрашиваем: какая действительность исторична в собственном смысле и что значит историческое?
Сначала мы последуем за Дильтеем на его путях. Дильтей (вместе с графом Йорком) и был тем, кто в 60-е годы обладал подлинно радикальным сознанием этой проблемы. Чтобы приблизить к нашим глазам эту работу 7, нам надлежит спрашивать самим, самим ставить те вопросы, какие волновали тогда Дильтея. Мы спрашиваем, решил ли он эту проблему, были ли его философские средства таковы, чтобы он мог решить ее. Значит, мы спрашиваем, уже выходя за его пределы, притом спрашиваем, стоя на почве феноменологии (“Логические исследования”* сам же Дильтей охарактеризовал как эпохальные). Мы увидим, что настоящая действительность, действительность историческая, есть само же человеческое существование, — действительность со структурами человеческого существования. Основополагающее определение такового — не что иное, как само же время. Исходя из времени как определения, мы сделаем понятным то, что человек историчен. Вместе с вопросом о времени мы наталкиваемся на иную проблему — время в теории относительности. Одновременно с тем мы попытаемся сделать для себя философски понятным этот смысл. От историчности существования мы вновь перейдем к Дильтею — с тем чтобы поставить критический вопрос о целом его работы. Вот чего должны мы достигнуть — такого отношения к вещам, чтобы было видно — тут дело в вещах, которые затрагивают человека. Должно быть пробуждено сознание того, что в современных науках действительно совершается продуктивная работа и что нет ни малейшего повода для разочарования и отречения. Тут работают без помпы и без лишнего шума, и в том образцовость науки для существования всей нашей нации,
Husserl Е. Logische Untersuchungen. 1.-2 Th. Halle, 1900-1901; s.:
Hussert E. Gesammelte Werke (Husserliana). Bd. XVIII/ Hrsg. von E. Holenstein. Den Haag, 1975; Bd. XIX/1. u. 2 / Hrsg. von U. Pahzer. Dordrecht, Boston, London, 1984 (Text der 1. und der 2.Aufl., im Bd, XIX erg. durch Annotationen und Beiblatter aus dem Handexemplar). (Здесь и далее подстрочн. прим. издателя.)
Жизнь Дильтея с внешней стороны лишена событий. Наличествует внутренняя жизнь и все то, что живо во всяком вопросе, какой задает философ. Все это может получать выражение в трудах, в сочинениях, которые согласно намерениям служат прежде всего деловому обсуждению определенных проблем. Представим себе сначала внешний очерк жизни, затем “духовный мир”, определяющие силы его духовной жизни, в заключение — труды.
Родился в 1833 году, сын пастора; изучал сначала теологию, затем философию и исторические науки — это 50-е и начало 60-х годов. В 1867 году приглашен на профессорскую кафедру в Базель, в 1871 г. в Бреславль, в 1882 году в Берлин. В 1887 году избран в члены Академии. Умер в Тироле 1 октября 1911 года — Записи о его жизни в студенческие годы в дневниках (“Этика”, 1854 — 1864) ', они по большей части остаются в сфере науки. В бытность приватдоцентом посещает “Клуб самоубийц” (Шерер, Гримм, Эрдмансдёрфер, Узенер "). В 1877-1897 годах переписка с Йорком ", характерная для философской дружбы, <была> весьма редкой. Дильтей не раз мечтал о существовании спокойном, не таком, как в Берлине. Он был не из тех, кто быстро справляется со своей работой, так что Академия наук по меньшей мере приневоливала его писать некоторые вещи, которых бы он в противном случае никогда не издал бы.
Духовный мир был для Дильтея настоящим существованием. Мы сначала рассмотрим внутренний рост и импульс, потом силы истории и современности, какие определяли его. Поначалу Дильтей был теологом, тем самым для него были даны определенные горизонты, а также открытость к существованию, — они и впоследствии оставались действенными в нем. Теология сопрягалась с философией и с историей — с историей христианства и его основополагающим фактом: жизнью Иисуса 9.
•Ethica: Aus den TagebOchem Wilhelm Diltheys (1854-1864).
• Berlin, 1915; auch in: Der junge Dilthey: Ein Lebensbild in Briefen
• Wtd Tagebilchem 1852-1870 / Zsgest. von Clara Mischgeb. ^, Dilthey. Leipzig, Berlin, 1933. у Briefwechsel zwischen Wilhelm Diltey und dem Grafen Paul
• Yorck v. Wartenburg 1877-1897 / Hrsg. von Sigrid v.d. Schulenburg. Halle, 1923.
Дильтей планировал > историю христианства на Западе, однако изучение средних веков разбило и его план, и все его теологические штудии. В борьбе между верой и знанием Дильтей занял позицию на стороне знания, посюсторонности. Он отказывается от завершенности, от окончательных результатов, всегда и везде он довольствуется тем, что может начинать и брать пробы — только чтобы исследовать и “умереть в странствовании”*. Однако из теологии он вынес существенные импульсы для разумения человеческой жизни и истории. Его страсть открыта для научного исследования человеческой жизни.
Отсюда понятно, как реагирует он на силы современности, своего времени — таковы позитивизм — историческая школа — философия Канта (на которого он по существу смотрит глазами Шлейермахера).
Французский позитивизм был критикой метафизики, он стремился к чисто научному познанию, совпадающему с тем, что теперь называют социологией. Позитивно воспринятое Дильтеем — это критика метафизики и подчеркивание чистой посюсторонности. Однако позитивизм ложно понимал как раз духовную жизнь и ее историю. Он пытался определить дух как природу, естество. Так что Дильтею в качестве его задачи и представилось то, что он должен сохранить своеобразие духовного мира. Он воспринял тенденцию — “нельзя строить себе никаких иллюзий” " — однако отказался рассматривать дух как продукт природы и воспринял позитивизм только как принцип познания, [как принцип] определения вещей изнутри их самих.
Историческая школа: тут Дильтей научился мыслить исторически. Он испытал на себе живую действенную силу духовного прошлого. Такое впечатление сохраняло у него живость в течение всей его жизни (см. “Речь к его семидесятилетию”***). Мир истории и переживаемая жизнь истории как науки — вот фундамент, на каком ставил Дильтей вопрос об истории.
Философия Канта предстала пред ним в существенном отношении в том ее понимании, согласно которому Кант
Der junge Dilthey. S. 87.
Vorrede // Ges. Schriften. Bd. V. S. 3.
Rede zum 70. Geburtstag (1903) // Ibid. S. 7-9.
Быть открытым ко всему, что субстанциально в себе, закрываться для всякого пустопорожнего и беспочвенного мышления, которое только кружит вокруг себя самого, никогда не достигая самих вещей, — вот что сделало для него возможным вновь поставить проблему фундаментальной значимости и способствовать [ее изучению]. Воздействие его сочинений на первых порах было незначительным. Лишь немногие смыслившие толк в деле воспользовались идущими от него импульсами. Виндельбанд в своей речи при вступлении в должность ректора (1894) * — здесь глубочайшие замыслы Дильтея овнешнены и поставлены с ног на голову. Опираясь на Дильтея, Риккерт пытается разграничить науки о природе и науки об истории — совершенно пустым и формальным способом. Способ воздействия зависел у Дильтея и от его манеры публиковать свои книги. В свет вышло только два труда, причем каждый застрял на томе первом: “Жизнь Шлейермахера” " и “Введение в науки о духе” *" . В остальном же он писал статьи, “материалы к...”, “идеи к...”, “опыты о...” — все предварительное, ничего законченного, все в странствии и в пути. Вследствие этого его работы в течение долгого времени оставались без отклика; однако позитивные открытия подобные дильтеевским невозможно бесконечно долго оттеснять на задний план. Сегодня у нас есть
Windelband W. Geschichte und Naturwissenschaft (Strassburger
Rektoratsrede 1894) // Ders. Pruludien: Aufsatze und Reden zur
Philosophic und ihrer Geschichte. 2. Bd. 9. Aufl. Tubingen, 1924.
S.I 36-160. " Leben Schleiermachers. 1. Bd. Berlin, 1970; s. auch: Ges. Schriften,
Bd. XIII. '" Einleitung in die Geisteswissenschaften: Versuch einer Grund-
legung fur das Studium der Gesellschaft und der Geschichte. 1. Bd.
Leipzig, 1883; s. auch: Ges. Schriften, Bd. 1.
возможность воспринять позитивные действенные силы и не просто вторить, но ставить вопросы по-новому и заходить с ними дальше прежнего.
III.
Какой же вопрос ставит Дильтей? Каковы средства разрешения у него в руках? Попробуем понять взаимосвязь его вопросов, исходя из трудов его и по контрасту с его современниками. — Мы видели, что ни одна работа Дильтея не закончена. Если сейчас мы попытаемся дать содержательную характеристику его работ, то необходимо задуматься над тем, что указание содержания вынужденно останется невразумительным — до тех пор, пока не станет известным и не будет приближен к нашим глазам сам фундаментальный вопрос Дильтея. Поэтому мы поначалу сделаем лишь обзор трудов Дильтея в их исторической последовательности и лишь с дальней перспективой этого его вопроса.
Диссертация — “Об этике Шлейермахера”. И здесь уже тема не теоретическая — проблема практического положения человека.
В это же самое время конкурсное сочинение — “О герменевтике Шлейермахера”, т. е. о его научной теории исторического понимания, интерпретации сочинений. Шлей-ермахер впервые разработал эту теорию как всеобщую теорию понимания 10. Герменевтика — это дисциплина, которая обретает фундаментальное значение в настоящее время и в будущем. Дильтей так и не опубликовал эту работу. Кусок из нее он включил в сборник, изданный в честь Зигварта (“Возникновение герменевтики”). Взаимосвязь с историей очевидна, так как история как наука есть интерпретация источников, уже выверенных филологически-исторической критикой. Габилитационное сочинение (1864) — “Опыт анализа морального сознания”. Вновь тема, вынудившая его заниматься бытием человека. — Статьи о Новалисе, Гёльдерлине, Гете (“Переживание и поэзия”). Эти работы, кажущимся образом выпадающие из творчества Дильтея, обретают в нем особый смысл. Он пытается уразуметь конкретно исторических индивидов в их духовной сердцевине (“от их центра”, как говорят в школе Георге "). Дильтей говорит о реальной психологии.
— В 1870 году — “Биография Шлейермахера”. — В 1875 году статьи, содержащие центральную мысль “Введения в науки о духе”: “Об изучении истории наук о человеке, обществе и государстве”. — “Введение в науки о духе” с подзаголовком: “Опыт фундирования наук об обществе и истории”. Книга первая дает обзор отдельных дисциплин о духе и ставит проблему фундирования этой группы наук. Книга вторая рассматривает метафизику как основу таких наук, ее господство и ее падение. Человек как историческое существо не может быть понят через включение свое во всеобщую взаимосвязь мира как природы. Второй том этой книги так и не был написан, так что книга завершается на средних веках. Дальнейшие попытки в том же направлении антропологии Дильтей предпринимает в ряде статей: “Постижение и анализ человека”, “Естественная система наук о духе”. Антропология — это для Дильтея историческая наука, ставящая себе целью понимать то, как видели человека в прежние времена. — В 1890 году выходят в свет “Материалы к решению вопроса о происхождении нашей веры в существование внешнего мира”. Вопрос таков: как определить фундаментальное отношение человека к миру? — В 1894 году издаются “Идеи описательной и аналитической психологии” (они еще будут занимать нас в дальнейшем). — Сюда же примыкают “Материалы к определению человеческой индивидуальности”. — Попутно Дильтей продолжает свою работу над “Шлейермахером”, “Историей немецкого идеализма”, “Историей молодого Гегеля”. — В 1905 году выходят “Очерки по фундированию наук о духе”. Это сочинение показывает, что мышление Дильтея в это время вновь пришло в движение. Возможно, что это следует отнести к воздействию “Логических исследований” Гуссерля, с которыми Дильтей тогда познакомился, назвав их эпохальными, и которыми он занимался со своими учениками в течение ряда лет. В 1907 году появляется принципиальная работа, в которой Дильтей размышляет над своей собственной деятельностью, — “Сущность философии”; в 1910 году — “Построение исторического мира в науках о духе”'.
De principois ethicis Schleiermacheri. Diss. phil. Berlin, 1864 (s. auch: Kritik der ethischen Prinzipien Schleiermachers // Ges. Schriften, Bd. XIV. S. 339-357); Das hermeneutische System
Schleiermachers in der Auseinandersetzung mit der alteren protestantischen Hermeneutik (I860); s.: Ges. Schriften, Bd. XIV. S. 597-787; Die Entstehung der Hermeneutik // Philosophische Abhandlungen. Christoph Sigwart zu seinem 70. Geburtstag 28. Mai 1900 gewidmet. Tubingen, 1900. S. 185-202; s. auch: Ges. Schriften, Bd. V. S. 317-331; Versuch einer Analyse des moralischen Bewusstseins (1864) // Ges. Schriften, Bd. VI. S. 1-55;
Das Eriebnis und die Dichtung. Leipzig, 1906; 16. Aufl. Gottingen, 1985; Uber das Studium der Geschichte der Wissenschaften vom Menschen, der Gesellschaft und dem Staat (1875) // Ges. Schriften, Bd. V. S. 31-73 (Vorarbeiten ibid., Bd. XVIII. S. 17-37, 57-111; Auffassung und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert (1890-91); s. auch: Ges. Schriften, Bd. II. S. 1-89; Das naturliche System der Geisteswissenschaften im 17. Jahrhundert (1892-93) // Ges. Schriften, Bd. II. S. 90-245; Beitrage zur Losung der Frage vom Ursprung unseres Glaubens an die Realitat der Aussenwelt und seinem Recht (1890) // Ges. Schriften, Bd. V, S. 90-138; Ideen uber eine beschreibende und zergliedernde Psychologie (1894) // Ges. Schriften, Bd. V. S. 139-240; Beitrage zum Studium der Individualitat (Uber vergleichende Psychologie) (1895-96) // Ges. Schriften, Bd. V. S. 241-316; Leben Schleiermachers. 2. Bd // Ges. Schriften, Bd. XIV; Die Jugendgeschichte Hegels und andere Abhandlungen zur Geschichte des deutschen Idealismus // Ges. Schriften, Bd. IV; Studien zur Grundlegung der Geisteswissenschaften (1905) // Ges. Schriften, Bd. VII. S. 3-75;
Das Wesen der Philosophic (1907) // Ges. Schriften, Bd. V. S. 339-416; Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften (1910) // Ges. Schriften, Bd.VII. S. 79-188.
1) по научно-историческому,
2) теоретико-познавательному,
3) психологическому.
Первые два получают свое обоснование в третьем, имеют его в качестве своей предпосылки, и мы увидим, каким образом они указывают на него. Однако психология значит нечто вполне определенное, и первое условие для того, чтобы понять Дильтея, — спросить, что разумел под нею сам Дильтей.
Научно-историческая постановка вопроса начинается со статей о герменевтике Шлейермахера, об изучении истории наук и др. Эти статьи — не просто исторические исследования истории наук, но Дильтей пытается показать в них, как же постигалась в прежние времена жизнь. Конечный интерес — вопрос о понятии жизни. История исторических наук наделена иным смыслом, нежели история естественных наук. Прослеживать историю исторических наук значит прослеживать жизнь в аспекте ее познания. Итак, жизнь как познающая прослеживает самое себя в своей истории. Познающий есть познаваемое. Вот смысл истории наук о человеке и его структуре.
То же основание — и у теоретико-познавательной постановки вопросов. И здесь следует акцентировать вопрос о понятии жизни. Эта тенденция до сих пор понимается неверно. Вопрос этот выступает в его традиционной формулировке — как вопрос о разграничении наук о духе и наук о природе, что пробовал сделать уже Стюарт Милль, стремящийся понять историю с помощью естественно-научных понятий. Дильтей стремится добиться своеобразного положения наук о духе. Но его интерес — не в учении о методе и не в системе, и его не беспокоит, к какому факультету будет отнесена та или иная наука. Последним позднее заинтересовался Риккерт. Центральная проблема Дильтея заключалась в том, чтобы видеть историческую действительность в ее же собственной действительности, и его волновало не сохранение своеобразия науки, но сохранение своеобразия реальности. Дело было в том, чтобы становился понятным процесс самопознания человека. От смысла человека неотъемлемо то, что он не только обладает сознанием мира, но вместе с таким обладает знанием о самом себе. Историческое познание есть сложившаяся форма знания о самом себе. В этом и весь интерес; Дильтей не стремится к какой-либо изолированной теории науки. Однако связанные с его намерением недоразумения простираются так далеко, что его же собственная школа не поняла действительный смысл его теории науки и подчеркивает, что в отличие от Виндель-банда и Риккерта Дильтей почерпнул свою теорию в действительном знании исторического познания. Хотя последнее и верно, однако разумеется само собой и несущественно. Для Дильтея же все дело было в том, чтобы и на этом пути обрести понятие жизни. Для него характерно то, что он был открыт всем подсказкам и стимулам. Так что даже и испытавшая его влияние философия истории Виндельбанда и Риккерта могла в свою очередь воздействовать на него так, что он в конце концов начинал ложно истолковывать свою собственную работу в духе их тенденций. Так что его подлинная интенция и осталась без употребления.
Итак, в качестве цели двух исследовательских направлений выступает постижение и наглядное выявление феномена жизни. К этому самому приступает Дильтей и в своей психологии, причем в известном противоречии к традиционной психологии, отбрасывающей своеобразное бытие жизни.
Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни
15 12 2014
4 стр.
Нии – такова цепочка, ведущая прямо в наши дни. А в наши дни поле любителей как-то опустело. Редкие птицы залетают сюда. В который раз хочется повторить вслед ХХ веку – «театр умер
15 10 2014
1 стр.
В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа
14 12 2014
1 стр.
С социальной точки зрения, работа актуальна, так как, именно благодаря смелым замыслам архитекторов и дизайнеров увидеть будущее можно уже в наши дни
14 12 2014
1 стр.
Культура наших предков и современная культура во многом отличается, и большинство людей не знают происхождение тех или иных вещей, традиций. В силу этих причин проблемы сохранения
25 12 2014
1 стр.
Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со
15 09 2014
1 стр.
Тем притягательнее для осмысления, как и для извлечения поучительных уроков в наши дни, становятся столь редкие образцы долгосрочных и прочных коалиций, где все действия были подчи
25 12 2014
1 стр.
Включает все заповеди, актуальные в наши дни и заповеди, связанные с Эрец Исраэль
16 12 2014
19 стр.