Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Исследовательская работа

Женский головной убор «Сурбан»
Цель – изучить историческое происхождение сурбана
Задачи: 1. Выяснить, что такое сурбан и как он появился.

2. Узнать для чего носили сурбан.

3. Что обозначают узоры на сурбанах.
Актуальность. Актуальность этой темы заключается в том, что многие забывают, насколько важны обычаи наших прародителей, их культуры. Культура наших предков и современная культура во многом отличается, и большинство людей не знают происхождение тех или иных вещей, традиций. В силу этих причин проблемы сохранения чувашской культуры, и чувашских традиций стали особенно актуальными.

Гипотеза исследования. Сохранение чувашской культуры и чувашских традиций. Прививая любовь и уважение к культуре чувашского народа, мы способствуем возрождению лучших традиций прошлого и сохранению настоящего.
Исследовательская часть

Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек и дедушек их отточенный веками мастерство и вкус. Уйдя из жизни, как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.


Увидев у мамы в шкафу красивое вышитое полотенце, я спросила у нее: «Что это за полотенце?». Она сказала, что это сурбан. Такую головную повязку носили чувашские женщины в далекие времена. Такой сурбан носила моя бабушка, прабабушка. И мне стало очень интересно о её происхождении. Такие красивые узоры, что они обозначают? И как они появились эти сурбаны? Для чего носили сурбаны? И я решила провести исследовательскую работу на тему «сурбан».
Стала изучать литературу. Мы с мамой съездили в чувашский национальный музей. Бабушка мне очень много рассказала о традициях чувашского народа, показывала вышивки, которые она вышивала сама и мне показалось, что они вышиты были совсем недавно, т.к. вышивальные нитки очень яркие, при том что они шерстяные. Оказывается, для сурбана специально привозили из далеких южных стран верблюжью шерсть.
Также я увидела сурбан на нашем празднике «Уяв», а в прошлом году мне было очень интересно посмотреть на национальные костюмы на республиканском празднике «Акатуй» который проводился в селе Батырево.

Из книги Юхма Мишши «Узоры на сурбанах». М,Современник, 1990, с. 222-224 я прочитала чувашскую легенду о трех солнцах на сурбанах и узнала, как появились сурбаны и узоры солнца на них.

«Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья.

Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так!», «Хотим, чтобы было не три, а одно солнце!», «Убить надо одно солнце!» - кричали они.

Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали.

Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого!» - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого!» - прикринули на него люди, которые хотели убить солнце.

Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву,долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить еще одно!» - приказали эти люди охотнику.

Тот убил и другое солнце.

Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.

И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов.

Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось».

«Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на стенах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам…

И на каждом сурбане вышивались три разных солнца.

Так родились сурбаны.»


Холодными зимними днями ткали чувашские женщины свои неповторимые сурбаны, думая о летнем дне, когда возвращенное солнце разогреет весь мир также, как красочный мир искусства вызывает у человека теплые чувства. Для маленького чувашонка сурбан был первым миром искусства. Глядя на материнскую работу, он учился видеть красоту, он учился понимать прекрасное. Девочки с малых лет обучались этому искусству, а мальчишки привыкали благоговеть перед теми, чьи руки творили мир прекрасного. В семьях сурбан пусьси – самые красивые отрезы сурбана – хранились как зеница ока. Умирая, бабушки дарили их своим внучкам. Сурбан передавался по наследству. Так о сурбане пишет чувашский поэт М.Юхма:
Заведено издревле было,

Что внучке вышитый сурбан

Однажды бабушка дарила

Как родословный талисман…


Это считалось самым большим подарком. Женщина была хранительницей не только семейных преданий и легенд, но и мира прекрасного – разного рода вышивок, тамга-знаков.
И становились чувашки настоящими, неповторимыми мастерицами по вышивкам, их искусство изумляло людей. Недаром приезжие люди восторженно писали: «И сквозь века из рода в род у чувашей передавалось их замечательное искусство, их неповторимо острое и верное чутье звука и цвета, рождавшее изумительный орнамент и изумительную песню».

С давних времен, глядя на разнообразные вышивки сурбана, тамга-знаки и орнаменты, люди удивлялись тому, что каждый из них имел свои названия и как бы этими названиями обхватывал весь мир. Одни вышивки обозначали любовную тему, другие – тему изобилия домашнего скота, третьи – выход охотника на промысел.


Зная названия разных вышивок, люди могли читать сурбаны, как настоящее письмо. Это и натолкнуло ученых на мысль: не здесь ли кроется тайна древней письменности чувашей?.. Мысль эта оказалась верной. Оказывается, тамга-знаки и орнаменты – остатки древней письменности народа. Вот почему чуваши очень оберегали их.
Сурбан в виде полотенца из тонкого холста, с двухсторонним красным узором. Сурбан закрывал шею, концы сурбана укладывались по спине двумя параллельными полосами. c:\users\rer\desktop\4485.jpg
Сурбан одевали рано утром, выгоняя скот в стадо, и если это не соблюдалось, то говорили, что эта женщина себя опозорила, «опростоволосилась», ведь сурбан носили для того, чтобы не показывать волос свекру и деверьям, потому что показывать им волосы или же необутые ноги считалось в старом быту непристойным и даже грехом.
Я также узнала, что сурбаны носили для тепла, для красоты, а главное, чтобы солнце всегда видело вышивки людей и каждый день всходило над землей. Это означало, что люди поняли свою ошибку и раскаиваются.

В ходе исследования я узнала, что вышивальщицы изображали узорами красоту трех миров: небесного, земного и подземного. И все эти миры связаны между собой. Белое полотнище сурбана было для чувашей небесным миром, красота которого заключается в белом цвете. А белый цвет-это цвет чистоты, цвет света; черный цвет – цвет земли; красный цвет – цвет солнца и красоты.


Сурбан, связывал женщину с космосом, откуда она, как считала, получала энергию, тепло, а значит и силы.

В чувашском одеянии особа роль сурбана. С ним связывали предсказания судьбы. Им обвивали молодоженов и его же разрывали на две части при разводе мужа и жены. Сурбан, повязанный на копье, чуваши использовали в качестве флага. На кладбищах устанавливались жесты, на которых вешались флаги - сурбаны. Сурбан повязывался на святилищах. Богато вышитый сурбан вешался у печи на уша юпи и являлся семейной реликвией, передаваемой по наследству. Сурбан закладывали в трудные времена. Украшение сурбанов и способы их ношения у чувашей низовой и верховой подгрупп они разительно отличаются. Средненизовые и верховые чуваши (вирьял) носят небольшие сурбаны с тщательно вышитой мельчайшим орнаментом каймой. При этом у верховых чувашей сурбан недлинный (120-150 см), узкие. Их изготавливали из тонкого полотна с вышивкой. Геометрические узоры размещаются ярусами. Концы отделывались бахромой, разноцветным бисером. Сурбан анат енчи был чуть длиннее, украшения были несколько уже – это тканые или кумачовые полоски, белые кружева. Он одевался с помощью повязки масмак. Кроме того, средненизовые чуваши не только подкрашивали холст яйцом, но и слегка желтили его. На сурбанах верховых и средненизовых чувашей постоянно присутствует знак-трезубец с перечеркнутым черенком- сакральный знак, обозначающий защиту от разрушительной силы и ее изгнание. В этом случае сам сурбан, обвязанный вокруг головы, является мощной сакральной защитой.


Сурбан низовых чувашей (анатри) резко отличается от вышеописанных. Он более широкий (30 см) и длинный(около 2-2.5 м). Его основу составляет домотканое полотно с красной каймой по краям, концы украшались узорно-тканными полосками, лентами (хăю),позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шăтăкла, чĕнтĕр).. К концу сурбана пришивался тканый отрез красного цвета. Узорные ткани украшались элементами в виде ярких квадратов ромбов крестов и других геометрических фигур. Завершается сурбан по обоим концам кружевным отрезом Сурбан закреплялся повязкой (пуç тутри). В сурбанах низовых группы чувашей существуют локальные варианты его декорирования.
У чувашей существует огромное разнообразие способов ношения сурбана, как с дополнительными элементами (масмак, хушпу, ошпу) так и без них(свыше 10 видов).

c:\users\user.user-пк\desktop\260539_html_199fbcda.jpgc:\users\user.user-пк\desktop\23013.jpg

Таким образом, я очень много узнала о сурбане. Я теперь знаю, что такое сурбан, как появился сурбан, что обозначают узоры и для чего носили сурбан.

Работая над этой темой, я убедилась, что старинные чувашские вышивки, в том числе и сурбан – это настоящее волшебство. Наши бабушки, прабабушки вышивали, будто сочиняли песню. И узнала, что каждый шов, орнамент имеет свое значение.

Мы должны беречь и уважать культуру наших предков.



Литература:
1. «Чувашское народное изобразительное искусство» Чувашское государственное издательство, Чебоксары 1960г.

2. Мишши Юхма «Узоры на сурбанах», Москва «современник», 1990г.



3. «Чувашское народное искусство» Чувашское книжное издательство, Чебоксары 1981г.

4. «Азбука чувашских орнаментов и эмблем», Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина, Ульяновск. 2008.

Исследовательская работа Женский головной убор «Сурбан» Цель – изучить историческое происхождение сурбана Задачи

Культура наших предков и современная культура во многом отличается, и большинство людей не знают происхождение тех или иных вещей, традиций. В силу этих причин проблемы сохранения

73.43kb.

25 12 2014
1 стр.


Женский убор населения Предкавказья в эпоху Великого переселения народов

Работа выполнена в отделе охранных раскопок Учреждения Российской академии наук Института археологии ран

542.45kb.

15 10 2014
4 стр.


Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни.

Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни

655.07kb.

15 12 2014
4 стр.


Статуя Аменемхета III

Головной убор "немес" с изображением урея (священной змеи), а также три царских имени, начертанные в картушах на троне напоминают, что перед нами владыка всего Египта

12.57kb.

14 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа Работа выполнена ученицей 10-а класса Петраевой Юлией Андреевной

Цель: Собрать, проанализировать и обобщить материалы, связанные с увековечением имени Петра Симона Палласа на карте мира

273.32kb.

23 09 2014
1 стр.


Грузимся в поезд. Аня Корнеева: «Я женщина и должна жить в комфорте!», «Ой, я так переживаю, так волнуюсь что-то, пойду в другое купе попереживаю!»

В проем провалилась свинка – Санькина доска, достали. Тамара Викторовна придумала себе головной убор от сквозняка – отстегнутую брючину моих штанов колпаком

323.15kb.

01 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа. «Хобби разных поколений»

В начале учебного года один из одноклассников принёс альбом с марками своего папы, который он собирал с детства. Так началась наша исследовательская работа

104.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме: «Мой домашний питомец»

У меня дома живет волнистый попугай по имени Баксик. Он забавный и я его очень люблю. Поэтому решил лучше изучить тему: «уход за волнистыми попугаями»

62.05kb.

29 09 2014
1 стр.