Перейти на главную страницу
ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора исторических наук
Москва
2010
доктор исторических наук
Засецкая Ирина Петровна
доктор исторических наук
Яценко Сергей Александрович
доктор исторических наук
Защита состоится «______» _______________ 2010 г. в ___часов на заседании совета Д002.007.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институте археологии РАН по адресу: г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4-й этаж, конференц-зал
Автореферат разослан « _______» _____________ 2010 г.
Ученый секретарь совета,
доктор исторических наук Е.Г. Дэвлет
Как известно, женский убор в традиционных обществах является одним из наиболее устойчивых и консервативных элементов материальной культуры, он сакрализован и его составляющие играют роль амулетов-оберегов. Все это в полной мере относится и к убору древнего населения Северного Кавказа.
При исследовании различных категорий и типов предметов стало очевидным, что женский северокавказский костюм эпохи Великого переселения народов включал значительное количество категорий вещей, как автохтонного, местного, так и аллохтонного, инородного, происхождения и распространялись они в северокавказском регионе неравномерно.
Автохтонные элементы, имеющие корни в костюме предыдущего времени (фибулы, металлические зеркала, различные типы браслетов и т. д.), являются интереснейшим материалом для культурной и этнической истории региона, поскольку они отражают наиболее устойчивые и типичные черты женского убора. Именно эти элементы и должны в первую очередь привлекаться для изучения вопросов этнокультурной принадлежности той или иной группы северокавказского населения в эпоху Великого переселения народов.
В то же время для конца античности и начала средневековья хорошо известен факт существования женской интернациональной моды. Этот феномен нисколько не противоречит сказанному выше о традиционности женского «варварского» костюма, поскольку распространение моды в конкретном историческом контексте вызвано процессом подражания престижным группам.
Таким образом, женский костюм является важным источником реконструкции культурной, политической и экономической истории древнего населения Северного Кавказа. Начиная с 1960-х годов северокавказский женский убор поздней античности и раннего средневековья, является актуальной темой исследований. Тем не менее, изучение северокавказского костюма эпохи Великого переселения народов, как единого целого, никем прежде специально не предпринималось. Между тем на этот период приходится формирование современной этнической карты Северного Кавказа, что фактически соответствует началу истории большинства современных северокавказских народов. Представляется, что изучение такой важной диагностической составляющей, как женский костюм, позволит во многом по-новому осветить историю формирования средневековой культуры в данном регионе.
К числу основных задач работы относятся:
– составление полного каталога предметов женского убора эпохи Великого переселения народов на территории от Черноморского побережья Северного Кавказа до бассейна Верхнего Терека;
– создание классификации массовых категорий предметов, имеющих отношение к женскому костюму;
– выявление автохтонных и аллохтонных элементов в женском уборе, уточнение их хронологии и территориального распространения;
– выявление основных типов женского северокавказского костюма, определение их происхождения, территориального распространения;
– попытка реконструкции социальной иерархии, по материалам женского убора для аланского, протоадыгского и готского населения Северного Кавказа.
– на основе полученных результатов, изучение этнокультурных, экономических, политических контактов северокавказского населения в конце IV – середине VI в. и определение роли культурно-политического влияния «великих держав» древности – Восточно-Римской империи и сасанидского Ирана – на «варварские» народы Предкавказья;
Методика исследования основывается на комплексном подходе к анализу различных видов источников. В диссертационной работе при изучении археологических источников использовались типичные для этой дисциплины методы, такие как сравнительно-типологический, картографический, стратиграфический. Отправной точкой для датировки археологического материала послужила так называемая варварская хронология европейских древностей, уже с успехом применявшаяся к северокавказским древностям. Для реконструкций костюма привлекались как стандартные археологические методы (по положению вещей на костяке), так и широко используемые в западноевропейской археологии иконографические данные об уборе средиземноморского и европейского населения IV–VI вв. При изучении социальной иерархии древнего северокавказского населения использовался сравнительный материал по сходным по своей структуре социумам, которые достаточно хорошо освещены письменными источниками. Сведения древних авторов об этногеографии Северного Кавказа привлекались для этнокультурных определений археологических находок. Результаты культурологических исследований о костюме и моде послужили методологической основой для интерпретации полученных данных. В работе использовались данные кавказской этнографии, а также результаты археологических исследований по другим периодам истории северокавказского региона.
Весь этот материал впервые осмыслен в историческом контексте рассматриваемой эпохи, что позволило получить на основе чисто археологического исследования важные выводы о культурной, социальной и политической истории народов Предкавказья в переходную эпоху от античности к раннему средневековью. Кроме того, ряд категорий археологического материала, ранее неизвестных, изучен автором в московских, петербургских и северокавказских музеях и введен в научный оборот.
Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях Отдела славяно-русской археологии, Группы археологии эпохи Великого переселения народов, Группы средневековой археологии евразийских степей, Отдела охранных раскопок и Ученого совета ИА РАН. Разделы работы многократно докладывались на различных российских, в первую очередь на регулярных конференциях «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа (Кисловодск, 1994; Москва, 1996; Железноводск-Ставрополь, 1998; Кисловодск, 2000; Ессентуки, 2002; Москва, 2004; Нальчик, 2006; Владикавказ, 2008), а также на международных зарубежных конференциях (Равенна, 1997; Будапешт, 1998; Намюр, 1999; Безансон, 2000; Анжер, 2001; Арль, 2002; Прага, 2005; Барселона, 2007; Сухум, 2008).
При изучении металлических и других предметов, некогда составлявших убор погребенной, как уже говорилось, в данной работе термины «костюм» и «убор» употребляются как равнозначные. При этом четко разделяются понятия «костюм» и «одежда». «Костюм» – свойственная различным историческим эпохам, странам и социальным группам единая система, включающая в себя одежду со всеми особенностями фасона, покроя, цвета и рода материи; обувью; головными уборами; аксессуарами (например, бытовыми предметами или даже оружием, носимыми на поясе); украшениями; прической; гримом; манерой носить бороду и усы и т. д. «Одежда» – органическая основа (текстиль, кожа, войлок, мех и т. д.), укрывающая человеческое тело, на основе которой «строится» комплекс костюма. К сожалению, для эпохи Великого переселения народов не сохранилось практически никаких данных о собственно одежде, то есть органической основе костюма древних народов Северного Кавказа.
Мною не привлекается в качестве параллелей женский северокавказский костюм VII–IX вв., известный благодаря находкам текстильных изделий в Мощевой Балке и других скальных могильниках Северо-Западного Кавказа (Равдоникас, 1990; Ierusalimskaja, 1996; Доде, 2001), поскольку данные предметы одежды свидетельствуют о сильном влиянии тюркоязычных кочевников более позднего времени. Действительно, костюм, как и вся материальная культура северокавказских народов, переживал сильную эволюцию на рубеже античности и средневековья.
Для реконструкции костюма были привлечены, за редкими исключениями, материалы только тех погребений, где по публикациям и архивным материалам устанавливается позиция предметов убора в могиле. Для проверки предлагаемых реконструкций костюма с инородными элементами, в частности с фибулами-брошами средиземноморского происхождения или с восточногерманскими фибулами, мною привлекались археологические и иконографические параллели из соответствующих регионов. Они, как правило, подтверждают реконструкции, сделанные на северокавказском материале.
Предметы убора, обнаруженные в рассматриваемых могилах, были разделены на две большие категории. К первой относятся вещи, найденные непосредственно на скелете погребенной, что позволяет предположить их принадлежность погребальному костюму. Во вторую категорию были объединены предметы, позиция которых не позволяет непосредственно отнести их к костюму покойной в момент погребения.
Политическая история региона в эпоху Великого переселения народов известна фрагментарно, при этом ситуация конца IV–V в. практически не освещена письменными источниками. Древние авторы фиксируют для этого времени военную активность алан и гуннов, а также появление с Запада готов-тетракситов. Для VI в. на Северном Кавказе засвидетельствовано союзное Византии аланское объединение, «царство», во главе которого к 550 гг. оказывается царь Саросий, сильный лидер, последовательно проводивший в северокавказских степях провизантийскую политику и занимавший независимую позицию по отношению к могущественному Тюркскому каганату. На Черноморском побережье Кавказа в это время известны протоадыгский народ – зихи и восточногерманские – готы-тетракситы, те и другие занимавшие провизантийские позиции. Очевидно, на данной территории существовали и другие этнические группы, названия которых до наших дней не сохранились.
К сожалению, четкая локализация большинства названных этносов, а тем более их разграничение на современной географической карте невозможны из-за фрагментарности сообщений древних авторов, а также по причине недостаточной археологической изученности региона. Ясно лишь, что в Западном и Центральном Предкавказье фиксируются два больших этнокультурных массива: аланский на востоке и протоадыгский на западе, возможно «покрывавших» и какие-то инородные группы. Из последних нам известны лишь готы-тетракситы. Как видно из дальнейшего изложения, эти три группы – аланы, протоадыги, готы – имеют свои особенности в женском уборе.
В период между революцией 1917 г. и Великой Отечественной войной впервые появились итоговые работы по археологии отдельных частей северокавказского региона (напр., Иессен, 1941). Продолжалось и исследование раннесредневековых погребальных памятников. Однако, до 1950-х годов проблема изучения элементов костюма северокавказского населения поздней античности и раннего средневековья ни в советской, ни в зарубежной археологии не ставилась.
В 1950–2000е годы археологические исследования на Северном Кавказе приняли широкий размах. В Центральном и Западном Предкавказье проводятся планомерные раскопки целого ряда позднеантичных и раннесредневековых погребальных памятников, итоги изучения которых освещаются в серии обобщающих работ и специальных исследованиях. В то же время, на основе синтеза археологических и письменных источников, предпринимаются попытки воссоздания этнокультурной истории народов Северного Кавказа, рассматриваемой в данной работе эпохи. Северокавказский материал эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья, благодаря выставкам, становится известен широкой публике, как в России, так и за рубежом. В самые последние годы появились развернутые публикации материалов могильников Мокрая Балка, Клин-Яр III или, для более восточных территорий, некрополей Горной Чечни и курганов низовьев Сулака. Таким образом, можно заключить, что последние 60 лет были решающими в изучении северокавказских древностей.
Непосредственное изучение элементов женского северокавказского костюма начинается в 1950–1960 годы, и у его истоков стоит ныне ведущий кавказовед В.Б. Ковалевская. Именно ею впервые была предложена периодизация раннесредневековых украшений Северного Кавказа, в первую очередь аланских, позволившая надежно выделить группу материалов V–VII вв. Работы В.Б. Ковалевской позволили определить как общую эволюцию северокавказского женского костюма во времени, так и четко выделить основные категории предметов, относящиеся к эпохе Великого переселения народов.
Большой вклад в создание хронологии древностей Северного Кавказа внес А.К. Амброз. Им впервые в полном объеме была введена в научный оборот для римского времени и начала эпохи Великого переселения народов такая важная категория убора как фибулы. Путем сравнительного анализа древностей различных регионов А.К. Амброз попытался создать общую для Восточной Европы хронологическую схему древностей IV–VII вв., в которую были интегрированы и кавказские находки (Амброз, 1989). Элементы женского костюма Северного Кавказа стали рассматриваться в общем восточноевропейском контексте. Однако схема А.К. Амброза сразу же вызвала справедливую критику относительно абсолютной хронологии выделенных им групп вещей.
В настоящее время детальные хронологические разработки по материалам убора были предложены для трех регионов Западного и Центрального Предкавказья: Пятигорье (могильник Мокрая Балка: Г.Е. Афанасьев, И.О. Гавритухин, В.Ю. Малашев), Нижняя Кубань (могильник Пашковский-1: В.Б. Ковалевская, И.О. Гавритухин), Черноморское побережье Кавказа (могильник Дюрсо: А.В. Дмитриев, А.К. Амброз, М.М. Казанский). В последние годы была проведена работа по сопоставлению датировок северокавказских древностей с принятыми в европейской археологии хронологическими схемами, а также со сравнительно хорошо разработанной хронологией гуннского и постгуннского времени на юге Восточной Европы и, наконец, с хронологией финальной фазы черняховской культуры (Kazanski, Mastykova, 2003; 2007; Mastykova, 2007; Казанский, Мастыкова, 1998; Мастыкова 2001; Мастыкова, 2007; Мастыкова, 2009).
Конкретные разработки по отдельным категориям вещей женского убора ведутся на северокавказском материале с начала 1960-х годов. Пожалуй, лучше всего изучены фибулы и поясные гарнитуры, по крайней мере, их основные категории, а также вещи полихромного стиля, парадное оружие, отдельные категории бус, зеркала (М.П. Абрамова, А.К. Амброз, Г.Е. Афанасьев, Б. Анке, А.В. Дмитриев, И.О. Гавритухин, И.П. Засецкая, Д. Кваст, В.Б. Ковалевская, а также Казанский, Мастыкова, 1998; Мастыкова, 1999; 2000, 2001; 2004; 2007; 2008; 2009; Коробов, Мастыкова, 2009).
С точки зрения происхождения и культурных влияний, женский костюм северокавказского населения стал изучаться сравнительно недавно. Так, специальные работы были посвящены его германскому компоненту, при этом было установлено, что речь идет не о прямом заимствовании из восточногерманской материальной культуры, а об опосредованном воздействии интернациональной «княжеской» культуры, которая распространялась через позднеантичные центры Северо-Восточного Причерноморья. Костюм готов-тетракситов Черноморского побережья Кавказа, естественно, составляет исключение, но и в его формировании престижная мода аристократических родов Среднего Дуная сыграла важную роль (Kazanski, Mastykova, 2003; Казанский, Мастыкова, 2005; Мастыкова, 2008; 2009). Также изучался и женский костюм средиземноморского происхождения, особенно заметный в аланской культуре Центрального Предкавказья V–VI вв., где он явно играл престижную роль (Мастыкова, 2000; 2005; 2007; 2008; 2009).
Роль женского костюма как социального индикатора лишь недавно стала предметом особого изучения. На аланском материале этот вопрос рассматривался Д.С. Коробовым в рамках изучения погребального обряда. Вне аланского ареала были проведены исследования по социальной иерархии могил раннего этапа готского некрополя Дюрсо и могильника Пашковский-1, которые показали наличие нескольких страт женских могил (Мастыкова, 2001; Мастыкова, 2009).
Итак, можно констатировать, что, начиная с 1950х – 1960х гг. изучение женского убора населения Предкавказья поздней античности и раннего средневековья стало актуальной темой исследований и принесло весьма ощутимые результаты. Но, тем не менее, следует отметить, что вопросам реконструкции северокавказского костюма IV–VI вв. как единого целого, не уделялось достаточно внимания, особенно на фоне разработок по другим евразийским цивилизациям I тыс. н.э. Как следствие такой ситуации – обобщающие работы по костюму населения Предкавказья в эпоху Великого переселения народов единичны (Мастыкова, 2000; 2005; 2008; 2009; 2009).
Работа выполнена в отделе охранных раскопок Учреждения Российской академии наук Института археологии ран
15 10 2014
4 стр.
Войны Римской империи с гуннами, готами, вандалами, славянами и другими народами, в рамках Великого переселения покинувшими прежние места обитания и обрушившиеся на римские границы
14 09 2014
1 стр.
Культура наших предков и современная культура во многом отличается, и большинство людей не знают происхождение тех или иных вещей, традиций. В силу этих причин проблемы сохранения
25 12 2014
1 стр.
Цель: раскрыть причины переселения; показать последствие переселения- возникновение деревень и починков в Шарангском районе
25 09 2014
1 стр.
Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные о числе народов России, зафиксированные при переписях населения
08 10 2014
1 стр.
Проект переселения «Столица Сибири» предполагает вселение и трудоустройство соотечественников на территорию города Новосибирска
09 10 2014
1 стр.
Кормопроизводства и повышения продуктивности пашни на черноземах западного предкавказья
14 12 2014
6 стр.
Катой (kathoey) — название «третьего пола» в Таиланде, состоящего из транссексуалок (мужчин, сменивших пол на женский) и трансвеститов, принимающих женский облик
09 10 2014
15 стр.