Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
===========ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ============

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В 1920–1930 гг.

© 2011 г. Н. С. Курек



Доктор психологических наук, Москва;

e-mail: [email protected]
Представлен анализ основных направлений советской медицинской психологии в 20–30-е гг. ХХ столетия. Рассматривается влияние марксистской идеологии на ее развитие. Особо отмечаются аспекты медико-психологических исследований, которые могли обусловить запрет тестов и зарубежных психологических теорий на основе постановления ЦК ВКП (б) от 4.07. 1936 г. “О педологических извращениях в системе наркомпросов”.

Ключевые слова: история, советская медицинская психология, клинический психоанализ, дифференциальная тестологическая патопсихология, этнологическая патопсихология, гештальт-патопсихология

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.: Медицина, 1967.

2. Блейхер Е.Я., Кузьмина П.Г. Психологические профили фабрично-заводских учеников // Вопросы нормальной и патологической педологии. Харьков: Издание УКР ГОС Психоневрологического института и журнала “Путь просвещения”. 1928. С. 77–90.

3. Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности // На путях к новой школе. 1923. №9. C. 41–54.

4. Второе Всероссийское совещание по вопросам психиатрии и неврологии // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4. С. 168–170.

5. Вульф М.В. Идея смерти у Всеволода Гаршина (психоаналитический этюд) // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Приложение первое. С. 82–97.

6. Вульф М.В. О состояниях нереальности у психоневротиков (“грезовых состояниях”) // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Т. 1. С. 186–207.

7. Вульф М.В. К психоанализу кокетства // Современная психоневрология. 1925. №3–4. С. 33–43.

8. Вульф М.В. Открытое письмо В.М. Гаккебушу // Современная психоневрология. 1926. Т. 2. №3. С. 355–359.

9. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1932. Т. 1. Вып. 8. С. 352–364.

10. Выясновский А.Ю. Архаическое мышление в одном случае алкоголического системного бреда // Современная психоневрология. 1930. Т. Х. №1. С. 32–49.

11. Гаккебуш В.М. К критике современного психоаналитического лечения // Современная психоневрология. 1925. №8. С. 89–96.

12. Гурко Э.Г. Метод проф. Россолимо в применении к исследованию одаренности учащихся школ // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1928. №4. 447–454.

13. Дубовцева Е.К., Ципес А.Г. К вопросу о внушаемости несовершеннолетних // Журн. невропатологии и психиатрии. 1930. №6. С. 84–87.

14. Завьялова Е.Н. К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании дефективных детей // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1923. Т. 2. С. 17–23.

15. Завьялова Е.Н. К вопросу об исследовании воображения у морально-дефективных детей // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4. С. 19–23.

16. Зейгарник Б.В., Биренбаум Г.В. К динамическому анализу расстройств мышления // Журн. Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV. Вып. 6. С. 75–98.

17. Зейгарник Б.В., Биренбаум Г.В. К проблеме смыслового восприятия // Журн. Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV. Вып. 6. С. 57–74.

18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1976.

19. Зудов В.А. Типы трудновоспитуемых детей по методу психологических профилей Г.И. Россолимо // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1928. №2. С. 170–172.

20. Кольцова В.А. Развитие психологии в России в 20–30-е годы // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. С. 49–104.

21. Кононова М.П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1929. №1. С. 60–82.

22. Крепить связь психологической науки с практикой // Коммунист. 1956. №4. С. 87–93.

23. Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998.

24. Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники. СПб.: Алетейя. 2004. С. 291–299.

25. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966.

26. Левентуев П.И. Против великодержавного шовинизма в педологии // Педология. 1932. №2. С. 46–50.

27. Левин И.И. Результаты психометрического обследования школьников г. Днепропетровска // Современная психоневрология. 1925. Т. 4. №1. С. 86–90.

28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

29. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности // Хрестоматия по патопсихологии. М.: МГУ, 1981. С. 36–48.

30. Нечаев А. Экспериментальные данные к вопросу о воображении // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Т. 1. С. 1–20.

31. Нечаев А.П. Исследование интеллекта по “методу единого процесса” // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Приложение первое. С. 109–125.

32. О преобразовании так называемых образцовых и опытно-показательных школ в нормальные школы // Постановление СНК РСФСР. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1937. №5. С. 29–30.

33. Первый Всероссийский съезд по психоневрологии // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1923. Т. 3. С. 246–319.

34. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.

35. Размыслов П. О культурно-исторической теории психологии Выготского и Лурия // Книга и пролетарская революция. 1934. №4. С. 78–86.

36. Россолимо Г.И. Краткий метод массовой оценки интеллекта в школе первой ступени // Современная психоневрология. 1925. №3–4. С. 1–15.

37. Ротенберг В.С. Психологические аспекты изучения шизофрении в свете концепции поисковой активности // Пути обновления психиатрии. Материалы III съезда Независимой психиатрической ассоциации / Под ред. Ю.С. Савенко. М.: Интермеханика, 1991. С. 111–120.

38. Самухин Н.В., Биренбаум Г.В., Выготский Л.С. К вопросу о деменции при болезни Пика // Хрестоматия по патопсихологии. М.: МГУ, 1981. С. 114–149.

39. Слуцкая М.М. Умственный уровень школьников в зависимости от национальности и среды // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1929. №3–4. С. 470–482.

40. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр “Академия”, 2006.

41. Стычинский И.Л. Клиническое применение метода профилей Г.И. Россолимо // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1929. №3–4. С. 306–314.

42. Фейман Г. Эйдетизм в школьном возрасте. М.: Биомедгиз, 1935.

43. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Влечения и их судьба. М.: ЭКСМО, 1999. С. 158–176.

44. Фрейд З. Статьи о кокаине.. СПб., 1998.

45. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М.: Воениздат, 1992.

46. Хорошко В.К. Метод психологического профиля в применении к изучению повреждений и функций лобных долей головного мозга // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1929. №3–4. С. 315–326.

47. Хроника // Журн. психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Т. 1. С. 263–265.

48. Хроника // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1925. Вып. 1. С. 132–135.

49. Шпильрейн И.Н. К вопросу о теории психотехники // Психотехника и прикладная психофизиология. 1931. №4–6. C. 286–299.

50. Шпильрейн И.Н. О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда. 1931. №4–6. C. 247–285.

51. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы. М.: Наука, 1998.

52. Штилерман А. Быт и здоровье узбекского школьника Ст. г. Ташкента // Журн. Медицинская мысль Узбекистана. Сборник, посвященный 15-летнему юбилею профессора Петра Фокича Боровского. 1927. C. 115–129.

53. Штилерман А. Материалы психологического исследования узбекских школьников Ст. г. Ташкента по перередактированному краткому Россолимо // Медицинская мысль Узбекистана. 1928. №4. C. 42–52.

54. Якубович Г.П. О педологических извращениях в психоневрологии // Советская психоневрология. 1936. №10. С. 8–13.



55. Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920–1930 гг. // Вопросы психологии. 2010. №3. С. 101–112.

56. Koch U. Medizinische Psychologie // Lexikon der Psychologie von Arnold, Eysenck, Meili. Freiburg–Basel–Wien: Herderbucherei, 1988. Bd. 2. S. 1344.

История психологии история советской медицинской психологии в 1920–1930 гг. 2011 г. Н. С. Курек

Особо отмечаются аспекты медико-психологических исследований, которые могли обусловить запрет тестов и зарубежных психологических теорий на основе постановления ЦК вкп (б)

51.8kb.

09 09 2014
1 стр.


История психологии

История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались человеку

2231.33kb.

14 09 2014
13 стр.


Контрольные вопросы по курсу "История психологии"

Строение теоретических понятий как отражение логики развития предмета (Г. В. Ф. Гегель, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.) История психологии как логика организации психологическ

51.75kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 04 –«Медицинская психология»

Предмет, история развития и современное состояние клинической (медицинской) психологии

290.55kb.

14 12 2014
1 стр.


Тема Предмет и задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития

1584.64kb.

17 12 2014
8 стр.


Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 «Общая психология, психологии личности, истории психологии»

Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке

370.19kb.

10 09 2014
1 стр.


Реферат по курсу История Психологии "Ортодоксальность теории З. Фрейда"

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие соврем

98.04kb.

14 10 2014
1 стр.


Будущее психологии

Рецензент: Т. М. Хрусталева, д-р психол наук, проф кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии пгпу

1592.14kb.

01 10 2014
7 стр.