Перейти на главную страницу
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ПОЧИНОК КУЧУКСКОЙ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
МУЗАФАРОВА Маргарита Захаровна
учитель физики и информатики
МУЗАФАРОВ Сергей Николаевич
2005
ОБРАЗОВАНИЕ.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ПОЧ-КУЧУКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕРЕТ НАЧАЛО С ЗЕМСКИХ, ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ, ШКОЛ ГРАМОТ И ШКОЛ БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ ГУРИЯ.
Первая земская школа была открыта в 1870 году в деревне Синерь и содержалась на средства Мамадышского земства. Учителями состояли Василий Матвеевич Сафронов.
В 1892 г. в д. Синерь начал действовать Геннадиевский храм. Он служил местом для исполнения христианских обязанностей прихожанами и с целью просветительского влияния среди марийцев и татар и для утверждения их в истинах христианской православной веры.
В 1892 г. в деревне Синерь начала работать школа грамоты, содержалась Мамадышским уездным отделением. Учителем состоял дьякон Алексей Ташевский.
До войны в деревне была четырехлетняя школа. Учителями работали Дюдина Александра Дмитриевна, Зыкина Ольга Николаевна, Соловьев Василий Кузьмич, Кропачева Мария, а потом школа была переведена в Кашкару. После войны в деревне снова открыли трехгодичную школу. Учителем была Качалова Антонина Александровна. В 1952 году опять школу перевели в Кашкару, а в 1959 – 60 гг. снова открыли. Учителями работали Аксанова Райса Мубараковна, Искакова (Шангараева) Галина Ефимовна, … Талгат из д. Княбаш.
В 1892 году в деревне Кашкара открыта церковно-приходская школа Мамадышским уездным отделением, учителем состоял Тарас Васильев.
В 1897 году школа грамоты открыта в деревне Старая Кня. Учителем состоял Павел Андреев.
В Княбаше работал медресе при мечети. Обучал местный мулла Юзыкаев Госман. В 1933 году построена начальная школа, начал учить Мухамадиев Касыйм.
В 1934 гг. в Красном Октябре открыта школа. Первый учитель Кави Фаттахов из дер Сарбаш Мамадышского района, далее работали Ягудин Назип, Ягудина Лябиба. Школа существовала до 1968 года. В 1992 году восстановили и занимались четыре года – школу закрыли.
В деревнях Чигайка и Поч-Кучук в 1898 году начали работу Братские школы святителя Гурия. Учредителями состояли Сергей Михайлов и Прокопий Ефремов.
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ , 1) всесословные учебные заведения в 16-18 вв. при братствах. Начальная ступень - грамота, пение по нотам; старшая - славянский, греческий, латинский и другие языки, грамматика, риторика, поэтика, элементы математики и философии; православная религия...2) В Поволжье в 1867-1913 миссионерские начальные школы "Братства св. Гурия".
В 1867 году в Казани было учреждено православное общество — Братство святителя Гурия, которое развернуло активную просветительскую деятельность среди народов Поволжья. Основной задачей Братства его учредители считали утверждение Православия среди местного населения. Ближайшей целью для Братства было остановить отпадение в мусульманство крещенных инородцев, просветить их и укрепить в православной вере.
В миссионерском плане Казанская епархия была очень трудной: большинство населения исповедовало ислам или придерживалось языческих верований. Православие в крае распространялось с трудом до середины ХIХ века. Причины неудач распространения христианства в Казанской епархии были следующие: 1) русские миряне не служили положительным примером для инородцев, так как сами не были истинными православными — оказывали непослушание духовным властям, неуважение к служителям Церкви и к священным предметам; 2) трудно было найти миссионеров по призванию, поэтому редки были церковные поучения; 3) отношение духовенства и мирян к инородцам было зачастую негативным — своим пренебрежением и враждебным настроением они нередко отталкивали их от себя. “Не сами ли мы виноваты в том, что они, крещеные, оставались как бы некрещеными? — восклицал П.Д. Шестаков на торжественном заседании в день открытия Братства святителя Гурия. — Время, время всем нам, людям духовного и светского чина, соединиться, и в духе христианского единомыслия и братолюбия, под сенью хоругвий святого просветителя казанской страны, с благословения нашего преосвященного архипастыря, пойти по пути, предначертанному святителем Гурием, и на первых порах ограничиться заботами о братьях наших, крещеных инородцах. Относительно же некрещеных достаточно пока меры ограждения от иноверной пропаганды”.
Таким образом, процесс сохранения и распространения Православия среди населения Казанской епархии возобновлялся с учреждением православного Братства святителя Гурия. Для активных действий сил духовенства было недостаточно, поэтому только в союзе с деятелями образования и покровителями просвещения возможна была успешная миссионерская деятельность, которая должна была укрепить Православную Церковь в крае и российскую государственность.
Поставив перед собой задачу утверждения православной веры через учреждение инородческих школ, Братство святителя Гурия стало активно распространять идею создания инородческих школ по типу Казанской крещено-татарской школы, открытой Н. Ильминским и В. Тимофеевым в 1864 году. В 1867 г. эта школа выпустила первых своих учеников (4 мальчиков и девочку), которые и стали учителями Братских школ. По замечаниям современников, маленькие братские школы были как бы колониями Казанской крещено-татарской школы, являвшейся центральной школой.
На первом своем заседании, 11 октября 1867 г., Братство приступило к конкретным делам по устройству школ. Первой школой, открытой Братством в Марийском крае, стала горномарийская школа в селе Петнуры на родных языках. Священники отмечали, что инородцы часто становились более ревностными христианами, чем русские.
Архивные документы Козьмодемьянского уезда. Совет Братства обязался выделять “ежемесячно по 10 рублей серебром, предоставляя эту сумму в распоряжение братчика г. Износкова, который принимает также участие в открытии черемисской школы и от себя назначает для учителя по 3 рубля в месяц”.
Инспектор чувашских школ Н. Золотницкий тогда же, 11 октября 1867 г., поднял вопрос о необходимости издать учебник “Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения”, который был составлен причетником Иваном Кедровым. Совет постановил: “Издать на средства Братства этот учебник, обозначив на книге “Издание Братства святителя Гурия”. Этот учебник был издан тиражом в 1200 экземпляров (издание обошлось Братству в 16 руб. 81 коп.). По распоряжению Совета Братства половина тиража была передана братчику, мировому посреднику Л.А. Износкову, для раздачи учащимся в училищах и школах марийским детям; другая половина тиража была передана И. Кедрову. А Казанский губернский училищный совет допустил данный учебник к “употреблению в начальных училищах тех местностей, которые населены горными черемисами”.
За 50 лет существования Братства святителя Гурия Переводческой комиссией было издано на марийском языке 114 книг. Для всех этих переводов были характерны системность, доступность, учет и сопоставление родной и русской речи, опора на живой разговорный язык. Соблюдение всех этих принципов позволило создать адекватную задачам инородческого просвещения учебно-методическую базу.
Учреждая школы, Братство святителя Гурия придерживалось не только христианско-воспитательного направления для детей, но и миссионерского, состоящего в “некотором влиянии их на развитие христианских понятий и сочувствия к христианству в старших поколениях инородцев”. А учителя школ должны были быть не просто передатчиками детям элементарных знаний, но и “распространителями веры Христовой”.
В школах Братства совершались и церковные службы, в которых непосредственное участие принимали учащиеся: они читали Св. Писание, пели в хоре, прислуживали в алтаре. В престольные праздники в школы на торжественные службы приходили крестьяне из ближайших деревень.
Братство открывало свои школы там, где не было ни земских, ни министерских. Современники сравнивали эти школы с “островками”, на которых дети могли получать элементарные знания посредством использования родного языка и сохранять элементы традиционной культуры. Братские школы были в 2–3 раза дешевле церковно-приходских. Все эти школы действовали в одном направлении; поэтому выпускники братских школ могли поступить в школы высшего типа, а затем и в Учительскую семинарию.
Унженская школа была единственной марийской женской школой, приближающейся к типу средних школ. В начале эта школа была двуклассным училищем. В 1902 г. в ней ввели пятый класс обучения, на котором учащиеся изучали русскую историю, географию, естествознание и черчение. В 1904 г. был открыт еще шестой класс с педагогическим уклоном, в котором преподавались “дидактика и марийский язык”. Братство выделяло на содержание этой школы 260 рублей и 500 рублей на учащихся, а два школьных учителя получали зарплату по 100 рублей в год. Преподавание в школе велось на высоком уровне. Так, из окончивших школу в 1900 году 10 выпускников получили звание учителя, а 7 было принято в учительскую семинарию.
Очень часто в Братских школах работали энтузиасты своего дела. Оплата труда учителей была чрезвычайно низкой и составляла от 40 до 210 рублей в год. А священники, преподававшие в школах, часто работали бесплатно. Именно благодаря Братству святителя Гурия, его переводческой деятельности, грамотным учителям и хорошим наставникам стало возможным введение богослужения на родных языках. Если на родных языках сначала исполнялись отдельные гимны, молитвы, то с 1883 года Синод официально разрешил проведение богослужения утверждают, что у прихожан замечается стремление к грамоте, особенно у марийцев. Один грамотный приходится на 20 неграмотных, женщин неграмотных около 90%, мужчин – 3%. В школах помимо учебных предметов, изучали православную религию и наряду с экзаменами по предмету сдавали Закон Божий церковнослужителям, дети пели в церковных хорах и посещали богослужения.
Во всех школах по 1 учителю и 1 класс – разновозрастный, т. к. занятия велись в частных домах.
Со временем планировалось расширение школ и увеличение учительского штата. Обучали более-менее грамотные, подготовленные выпускники Братских школ.
В нашем краю в школах работали выпускники Унжинской братской школы Царевококшайского уезда (Марий Эл) – Например в Поч-Кучуке - Прокопий Ефремов, Иван Николаев, Анна Иванова.
В деревне Поч-Кучук обучали в частных домах:
- с 1942 по 1944 годы работал Яппаров Макар Яппарович из деревни Поч-Кучук. В 1944 ушел на фронт, вернулся живым;
- с 1944 по 1945 годы работала Исинеева Октябрина, далее работала Федорова Зоя Федоровна. Обе из деревни Поч-Кучук.
В данном доме школа существовала во время В. О. войны и здесь же был детский сад. Далее помещение передали правлению колхоза, а школа перешла в здание, построенное в 1934 году как одноквартирный дом для учителей, но в последствии он достраивался в 4 квартиры. В 2-х крайних занимались дети одновременно с двумя классами. В средних 2-х помещениях жили учителя. Обучали на марийском языке, в 60-х годах постепенно переход на русский. Учителями стали работать Иванова Пелагея Ивановна, Светлакова Анастасия Николаевна. В данном здании занимались до 1970 года. В 1970 году учащиеся начальных классов стали заниматься в новом кирпичном здании, построенном силами учителей, техничек и учащихся, помогало население, конечно силами колхоза «Дружба» и сельского совета.
Начальные классы стали 3-х комплектными. Учителями работали Иванова Пелагея Ивановна, Шангараева Галина Ефимовна, Ягудина Лябиба назиповна, Кузьмин Сергей Михайлович, далее Иванова Светлана Григорьевна, Иванова Луиза Григорьевна, Питаева Людмила Агафоновна, Саммасова Лидия Александровна, Музафарова Маргарита Захаровна, Сагитова Нона Исааковна.
С 1 сентября 1989 года начальные классы перешли на 4-х годичное обучение, а с 1990 года начали обучение с 6-ти лет. Учащиеся начальных классов посещали группу продленного дня, где дети питались, работали над всесторонним развитием, оздоровлением тела, готовили домашние задания. Воспитателями ГПД работали Иштуганова Галина Ивановна, Сагитова Нона Исаковна, Шангараев Демьян Ибраевич, Ибрагимова Альфия,…
Перед войной школа стала в статусе средней и в 1941 году был первый выпуск, парней призвали на фронт и с победой вернулись немногие.
Яппаров Якар Яппарович из предвоенного выпуска вернулся офицером, создал семью и долгие годы работал библиотекарем в родной деревне. За творческую, преданную работу он удостоился звания «Заслуженный работник культуры».
Мужской состав учительского коллектива воевал на полях сражений в составе различных фронтов. Призваны Исаев Михаил Исаевич, Ишаев Шаймардан Ишаевич, Кузьмин Сергей Михайлович, Мустафин Сафрай Мустафинович, Мухаррамов Музип Мухаррамович, Петров Иван Петрович, Светлаков Павел Николаевич, Шагеев Александр Шагеевич, Щербаков Филипп Дмитриевич, Щербаков Григорий Дмитриевич, Яппаров Михаил Яппарович, Яппаров Макар Яппарович, Захаров Сергей Александрович, Качалов В., Анисимов…
Пять учителей Исаев М.И., Щербаков Г. Д., Захаров С. А., Качалов В., Анисимов погибли смертью храбрых. А вернувшиеся продолжили трудиться в родной школе.
В годы войны школу перевели на семилетнее обучение. Школа жила и работала благодаря женщинам-учителям и более способным выпускницам школы, т.к. специалистов не хватало. Они учились на курсах подготовки учителей. Также в деревне были эвакуированные из Ленинграда, Москвы.
В нашей деревенской школе благодаря своим наставникам дети получали хорошее образование. Но всё было очень непросто. В годы Великой Отечественной обеспечение учебными принадлежностями было совсем слабое. Книг не хватало. Учебники в основном были только у учителя – одна книга на весь класс. Домашние задания дети списывали и, в основном, выполняли, собравшись у кого-нибудь дома.
Вместо тетрадей дети использовали газеты и журнальные листы и писали они между строк, на полях. Вместо наших современных и удобных ручек, ребята обращались к углю или к самодельным чернилам в маленьких пузырьках, которые, очевидно были крайне неудобными. Чернила - жидкое вещество и конечно, оно частенько проливалось, пачкая всё, как одежду, так и учебные принадлежности в так называемых сумках-холщовках, которые заменяли тогда портфели. А встречалась и другая картина, когда дети обогревали своими маленькими, но крепкими от нелёгкого труда в колхозе и дома ручонками, замёрзшие от зимних морозов пузырьки с чернилами…
Была ещё одна немалая проблема - ребята не обеспечивались школьным питанием. Дети голодали – голодали дома, в школе - школа не была в состоянии организовать питание. Поддерживала только картошка (вареная или печеная), которую дети приносили на обед. Но и картошка доставалась детьми с большим трудом. Дома, конечно, она была не в изобилии. Ребята ходили на поле и собирали там оставшуюся картошку…мёрзлую картошку.
Ходили они в лаптях, старые брюки, старые свитера, школьные формы, старые пальтишки и ушанки, шали, эти вещи, наверняка когда-то «сидели» на теле у старших братьев или сестёр. Летом было ещё как-то легче, но вот в суровую русскую зиму было зыбко холодно, и дети не раз вспоминали солнечные летние деньки…
В школе было холодно… А чтобы её отапливать учителя сами занимались заготовкой дров, подвозили на лошадях в школу, а потом вместе с учениками распиливали их, кололи и складывали в поленницы, причём этими делами занимались только после уроков или в выходные дни. Я не ошибусь, если скажу, что дрова учителя возили «на себе», так как лошади были весьма слабыми из-за недостаточного ухода и голода во время войны, а более сильные лошади - фронту.
Значительное место в классе занимали русские печки. Старые добрые печки… Они отдавали классу всю свою теплоту, только чтобы детям не было холодно, чтобы они занимались с удовольствием. Холод не должен помешать ученикам получить хорошие знания.
Отапливалась школа в основном техничками около часа ночи и к началу занятий она должна была быть тёплой, однако, несмотря на их усердные старания, было холодно. А почему? Из-за ветхости здания тепло в школе не удерживалось. К тому же много ли тепла можно получить от сырых дров, да и сколько дров можно подвезти на 1-2 бессильных лошадях? А бедным ребятишкам ничего не оставалось, как сидеть на занятиях в верхней одежде, в рукавицах и (как я писала выше) греть теплом рук своих промёрзшие чернила. Но все трудности военной поры не отбили у школяров огромное желание учиться, получать необходимые знания и стать нужными, полезными людьми…и стали: защитники Родины, хлеборобы, животноводы, заслуженные работники сельского хозяйства, культуры, отличники просвещения и настоящие родители. А за всё время боёв советского народа против фашизма не было нарушений дисциплины, хулиганств - дети рано повзрослели.
Жизнь школы военных лет - это жизнь детей. Несмотря на все переживания по поводу страшной, разрушительной войны, ребята проводили в школе интереснейшие и весёлые дни. Школяры нашей школы готовили занимательные концерты к праздникам, выступали перед населением. Концерты эти носили народный характер. Дети великолепно пели задушевные марийские и татарские песни, танцевали под красивую и весёлую мелодию баяна.
А праздник, посвящённый дню пионера, дети проводили у костра: пели пионерские песни, плясали, играли в различные, увлекательные игры.
Жизнь в пору Великой Отечественной войны была суровой. Жизнь детей ещё суровее… Но дети не переставали оставаться детьми - им хотелось играть и веселиться, не думая ни о чём страшном, хоть на время забыть о войне.
Зима…Лютый холод. Сумерки. А дети веселятся…Находчивые ребята ходили на лыжах, шутя и обгоняя друг друга, заливаясь смехом и оживлённым гомоном спускались на видавших уже виду санях с высокой горы. И вдоволь так повеселясь, они с энтузиазмом принимались строить снежные городки. А в тёплые волшебные вечера весны, а потом и лета, дети с увлечением и весёлым огоньком играли в знаменитые «прятки», «ляпки» и много ещё таких игр, которые хоть на минуту помогали забыть о тяготах военной поры, о тяжёлой ноше, которая не давала дышать спокойно советскому народу.
Однако так весело проводить время детям удавалось не всегда. На первом месте всё же оставался труд, тяжёлый и непокорный труд.
Учебный год в школе начинался с опозданием, а заканчивался с началом первых весенних полевых работ.
Весенними деньками дети выходили к колхозным амбарам, где хранилось зерно - будущий урожай. А что же они там делали? Скоро придут погожие дни и не теряя времени нужно начать полевые работы, чтобы докончить их к сроку. Для того, чтобы подготовить зерно к посеву, отворяли двери амбара. Таким образом семена проветривались. А в целях охраны зерна, к амбарам отправляли школьников, для того, чтобы они охраняли их от недоброжелательных селян и даже от птиц, ведь каждое зёрнышко было дороже золота. Так сильно в то время нуждались…
Вот и пришло время полевых работ. Работников не хватает. Учителям нашей школы дали задание организовать группу пахарей. Они с этим успешно справились. На смену воевавшим на фронте трактористам пришли юные и смелые школяры. Вот они наши герои: Степанов Ефрем, Ишмуратов Ибатай, Яппаров Макар, Григорьев Валерий, Николаев Костя, Алексеев Сергей, Григорьев Альберт. Хотя такая сложная работа требовала больших сил и терпения, но наши смельчаки всё вытерпели! А некоторые из этих юных трактористов стали настоящими мастерами своего дела. К примеру, Николаев Константин продолжил начатое и всю свою жизнь посвятил этому делу. А его сын, Николаев Владимир, продолжая дело отца, работает в нашем колхозе трактористом и славится своим умением трудиться. Не раз его имя упоминалось в числе лучших трактористов Кукморского района в местной газете «Трудовая слава».
А как только наступит лето, ребят тут же отправляли на луг- косить сено. Непосредственно косьбой занимались женщины, а дети разбрасывали валки, сгребали уже готовое сено. Таким образом они намного облегчали труд, оставшихся в деревне женщин и стариков.
Дети пололи сорняки, опять же, изрядно ранив свои руки, возили с полей снопы на тока, работали в сушилках для зерна, подвозили воду к молотилкам.
Но к сожалению, в таком полезном труде не обходилось без травм.
Погожий летний день. Ничто не предвещало худшего. Всё как вчера: и погода, и однообразная работа.
Ишмуратов Ибатай уже немалое время работает погонщиком лошадей на конных молотилках. Тогда привозили молотилки и из МТС, однако это было весьма невыгодно, ведь за них нужно было платить.
А ведь в то время ходили в лаптях. Ибатай гнал лошадей по кругу. И вдруг…у него развязались лапти. А что же делать? В панике мальчик ничего не успел сообразить, даже не успел заметить, как крутящийся вал затянул его ногу. Сколько он не пытался, но никак не мог вытянуть свою ногу, да и лапти, как он не пытался, никак не снимались с его ног. А если бы Ибатай сумел-таки справиться с этим нелёгким положением, то ничего страшного и не произошло. Но не суждено было ему спастись…
Через несколько мгновений его ногу всё же сумели вытащить. Однако было уже поздно. У мальчика сломана нога.
Ибатая немедля повезли в больницу. Транспорта, конечно не было, и снова выручила лошадь. Но и её помощь не смогла спасти ему жизнь. Больница находилась на большом расстоянии от деревни. Ехали долго. У мальчика сильно болела нога, рана всё сильнее кровоточила. К счастью, успели доехать до больницы. Но состояние Ибатая всё ухудшалось. В больнице ожидала огромнейшая неприятность - не оказалось доноров для переливания крови…
Промучившись ещё некоторое время, мальчик скончался.
Дети зимой звеньями (бригадами) помогали собирать золу, птичий помет на удобрения, вывозили навоз. Такие звенья называли «Звеньями высокого урожая». В школе была организована тимуровская работа. Тимуровцы помогали престарелым: читали письма фронтовиков и писали ответы по просьбе неграмотных пожилых людей, помогали готовить дрова, носили воду, убирали зимой снег, ухаживали за больными и за малыми детьми, т.к. работоспособное взрослое население не засиживалось дома - работали по наряду на лесозаготовке, на торфодобыче.
Народ выдержал, победа пришла, вернулись фронтовики, но не у всех детей вернулись отцы, близкие…
После войны, в 1950-х годах, многие учителя продолжили свое образование в ВУЗах заочно.
В 1960 г. школа стала восьмилетней, к этому времени жизнь школы постепенно нормализовалось. У школы уже был большой плодоносящий сад, малая ферма, где разводили в большом количестве кроликов. Вырученные от продажи деньги шли на нужды школы и отличившимся учащимся покупали подарки. Сад славился яблонями, вишнями редкого сорта и не стало его в 1975 – 76 году после суровой зимы.
Питание учащихся было организовано аж с 30-х годов, хотя дети ходили в соседние деревни учиться, а после уроков их ждал обед (суп, 100г хлеба) в родной деревне, в отдельно выбранном доме для столовой. Питание всегда было бесплатным.
Библиотеки были всегда, начиная с читательских уголков, а в данное время в школах бесплатный учебный фонд. Библиотекарями работали по совместительству Кудрявцева, Кондратьева Л.К., долгое время работала специалист по образованию Шакирова С.И.. В период ее работы библиотека оформлялась с эстетическим вкусом, проводилось много читательских конференций, литературных вечеров, викторин.
В школе неплохо работали пионерские и комсомольские организации. Кто прошел через эти организации, он никогда не забудет костры и сборы, вечера, песни тех лет. Вожатыми состояли: Саликаев К., Милубаева А.М., Гаврилова В.Л., Марская Л.И., Набиуллина Г.В.
В школе очень развит был спорт. Спортсмены школы всегда побеждали на районных соревнованиях по лыжам, шахматам, в легкой атлетике и в национальной борьбе.
Особой гордостью школы была спортплощадка – мы называли стадион – устроенная в 1965 – 66 учебном году по инициативе Абдрахманова И.А.. Она была полностью устроена по требованиям норм и была достопримечательностью. Здесь проходили соревнования по различным видам спорта, товарищеские встречи по волейболу, футболу, школьные спартакиады. Она служила не только для школы, но и для всей округи.
А с 1970 года школа стала средней. В школе начали обучать юношей механизации, а девушек – животноводству. Юноши могли получать права тракториста, а девушки ходили на ферму ухаживать за животными, учились доить, поили телят.
Юношам преподавали военное дело, как и в довоенное и в годы военных лет, а девушки изучали медицину – учились оказывать первую помощь.
В школе учащихся было много, классы были параллельны «а» и «б», теперь и дети татар д. Красный Октябрь, Княбаш учились в данной школе, а не ходили за 5-6 класс в Урясьбаш, в Псяк, как раньше. Они изучали свой родной татарский язык.
При школе работал интернат, где проживали учащиеся 1-8 классов из отдаленных деревень: Кашкара, Княгор, Чигайка. Было организовано для них четырехразовое питание, теплые удобные помещения, с условиями для занятий. Воспитателями работали Садыкова Р., Васильева С.
Школа со временем стала старой, ветхой. Было очень холодно в классах зимой и встал вопрос о необходимости строительства новой школы, чтобы она была типовая, современная. Подготовив проект и раздобыв финансовые средства в 1982 г. началось строительство новой школы. Но строительство школы шло медленно, тяжело с большими задержками. Не хватало финансовых средств, рабочих рук. Строительство вела Кукморская МСО (руководитель Мансуров М.М.), прорабом работал Зарипов Х. из д. Люга, мастером Марданов Р. из д. Березняк. Строительную бригаду приходилось создавать из местных жителей. Бригадиром строителей на время строительства школы был назначен учитель школы Ямбулатов М. Я. Большую материальную и организационную помощь оказал колхоз «Дружба» (строительство велось через колхоз) Председателем состоял Гарипов Марсель Хазипович. В бригаде строителей состояли Федотов А., Кузьмин А., Ишаев О., Ишаев С., Иванов А., Павлов Ю., Ахунов О., Абдулов В., Михайлов В., …
Летом 1985 года была создана бригада из учителей и учащихся в количестве 30 человек. Работал студенческий строительный отряд из Казанского педагогического института в количестве 30 человек.
За лето школа была практически достроена, отделана и оборудована новой мебелью, техническими средствами. Школа трехэтажная, в нем оборудовано 18 учебных кабинетов, учебная мастерская, спортивный и актовый залы, столовая, музей, библиотека. Занятия начались 22 октября 1985 года.
В 1986 году был оборудован лингафонный кабинет.
В 1987 году установлен школьный радиоузел.
В 1988 году организовано строительство гаража из кирпичей разобранной старой начальной школы. На очистке кирпичей работали учащиеся и учителя. В 1989 году гараж был достроен.
20 ноября 1993 года школа переведена на газовое отопление.
Время идет вперед, жизнь меняется, в жизнь входят новые технологии: раньше в руках учителя был мел, доска, счет, линейка, а сейчас дети легко осваивают компьютеры. Они в нашей школе с 1989 года. Поступили первые ЭВМ – микрокалькуляторы МКШ-2 - 15 штук. В 1991 году оборудован компьютерный класс. Компьютеры совершенствуются, и дети смело осваивают их в специально оборудованном классе под руководством учителя Музафарова С.Н.
Слова благодарности надо молвить в адрес бывшего учителя механизации Назырова Г.С., который всегда желал, чтобы мальчишки не слонялись зря без дела, чтобы были заняты полезным делом, организовал для них кружок картингистов. Картинги собирали с мальчишками из деталей списанных мотоциклов, которых добывали из ГАИ- милиции. Было им трудно,но учитель сумел заинтересовать, объединить детей. Собрали 4-5 картингов и участвовали в районных, межрайонных соревнованиях. Собрали «БАГГИ», 1 действует до сих пор.
В школе в 2002 году открыт краеведческий музей. Начало было положено еще в 1987 году. Будущие экспонаты находили в дер. Кашкара, Синерь – большая часть - и в других деревнях округи. Но они долго лежали, ждали открытия. В 2001 году взялась за это дело Музафарова М.З. с членами кружка «Краеведение» и за 6 месяцев подготовили экспонаты, материалы по краю к открытию. Конечно, приходилось работать буквально днем и ночью и в оформлении стендов, в наборе и оформлении материалов на компьютере огромную помощь внес учитель информатики Музафаров С.Н.
В сборе материалов активное участие принимали Саммасова Л.А. и Питаева Л.А. – учителя начальных классов, пенсионеры – Яппаров Маркел Яппарович, Каримов Р.К., Сабиров Ш., Милубаева А.М., Искакова М.М. – библиотекарь Княгорской библиотеки, местное население, ученицы школы Ямбулатова Е. , Изуланова С., Искакова М., Бегаева Н., Иванова Е.
В Поч-Кучукской средней общеобразовательной школе обучаются марийцы, татары, русские, украинцы, башкиры. С учетом многонационального состава учащихся обучение и воспитание ведется на трех языках : основные предметы ведутся на русском; с первого класса дети изучают родные языки (марийский и татарский) , все учащиеся изучают татарский язык и один иностранный (английский) язык.
Учащиеся школы получают неплохие знания, окончив школу, поступают в высшие учебные заведения, техникумы, училища. Немало у школы выпускников, которыми может она гордиться: из дер. Поч-Кучук летчиков Гавриловым Анатолием Макаровичем, который побывал на Кубе инструктором; токарем, Героем Социалистического Труда – Захаровым Сергеем Александровичем из д. Чигайка; Гавриловым Николаем Игнатьевичем – спортсменом легкоатлетом; Санниковым Борисом Игнатьевичем - полковник юстиции, учительницей начальных классов отличником народного просвещения МУЗАФАРОВОЙ Маргаритой Захаровной, учителем музыки, заслуженным учителем республики Татарстан ИСКАКОВЫМ Леонидом Александровичем, заслуженным работником культуры республики Татарстан ЯМБУЛАТОВЫМ Моисеем Яппаровичем и многими др.
Развитие школьного образования берет начало с земских, церковно-приходских школ, школ грамот и школ братства святителя гурия
15 12 2014
3 стр.
Повышение качества образования, создание условий для профилизации обучения на старшей ступени образования, увеличение наполняемости классов
09 09 2014
1 стр.
13 12 2014
1 стр.
Первых учеников, это были учащиеся начальных классов, принимали в так называемой «береговой» школе, здание которой находилось на берегу озера Карагайского. 4 класса, широкий коридо
30 09 2014
1 стр.
29 09 2014
8 стр.
Оснащение новой мебелью, приобретаемой за счет средств, поступающих из различных источников. Дальнейшая компьютеризация школы
04 09 2014
3 стр.
Государственного образовательного учреждения средней общей образовательной школы №761 Северо-Восточного окружного управления образования. Департамента образования города Москвы
11 09 2014
6 стр.
18 12 2014
1 стр.