Из фондов Шумячского
художественно-краеведческого музея
Фёдор Саввич Шурпин -
Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, автор более 400 картин
Фёдор Саввич Шурпин родился 14 сентября 1904 года в деревне Кирякинка Шумячского района Смоленской области. Его дед по матери был безземельный крестьянин, у него было восемь детей. Отец, драгун литовского полка Савва Еремеевич Шурпин, погиб на русско-японской войне в день рождения сына. Мать вскоре вышла замуж и отдала сына на временное попечение бабушке.
Беспросветная бедность. В осенние и зимние дни мальчик не мог выйти на улицу, у него не было ни обуви, ни тёплой одежды.
В восемь лет Фёдор вернулся к матери. В одиннадцать лет окончил церковноприходскую школу. Мать получала за погибшего отца по три рубля в месяц. Она сумела скопить шестьдесят рублей и за эти деньги определить сына в Высшее Начальное училище в город Рославль.
В 1917 году накануне Февральской революции в городе стало неспокойно, училище закрыли, пришлось вернуться в деревню.
В 1921 году Шурпин закончил школу 2-й ступени. Страсть к искусству получила определённость, появилась цель - посвятить свою жизнь живописи, получить профессиональное образование.
Шурпин решает ехать в Москву. Как активисту-комсомольцу в Рославльском горкоме комсомола ему дали путевку на рабфак.
Декабрь 1921 года. Разруха. На рабфак опоздал. И Фёдор пошёл работать на деревообделочный завод. Жил в общежитии, занимался самообразованием, рисовал. Ходил в Третьяковскую галерею. Подолгу стоял перед полотнами русских художников И.Репина, В.Сурикова, И.Левитана.
В 1922 году Шурпин поступил на рабфак искусств. В 1931 году окончил живописный факультет Всероссийского художественно-технического института.
Шли напряженные годы учебы, годы познания истинного искусства. Шурпин начинает работать над портретом. Выбор типажа и понимание образов в традициях русского реализма характеризуют сложившуюся у молодого художника приверженность крестьянской теме.
В 30-е годы окончательно определяются две ведущие темы творчества художника: тема материнства и крестьянская тема.
В 1938 году Шурпин начал писать картину «Год 19-й ». В созданном образе воплотилась суровая реальность и полёт мальчишеской фантазии.
«Писалось всё с верой», - говорил Шурпин. Картина принесла художнику признание и популярность.
«Год 19-й »
В 40-е годы Шурпин обращается к пейзажу.
С помощью пейзажного образа художник хочет выразить свою душевную взволнованность, смятение и горечь чувств, в то же время - передать печаль, тревогу всей родной земли, сражающейся с фашизмом.
«Возрождение».
По замыслу художника картина «Возрождение» должна была символизировать веру в победу мирной жизни. В картине отразилась суровость военных лет вместе с пафосом самых светлых надежд, самых радостных свершений. В ней - сочетание темы материнства и темы плодородия.
Именно женщина, именно мать, дающая жизнь человеку, олицетворяет для Ф.С. Шурпина силы плодородия.

«Мать»
В 1947 году в картине «Мать» художник снова обращается к волнующей его теме и находит ещё одно решение. В этой картине звучат отголоски тяжёлых испытаний войны. Созидание и разрушение, жизнь и смерть - рядом, но созидание - сильней, и жизнь - вечна, поэтому в образах картин Ф.С. Шурпина жизнеутверждение идёт через преодоление трудностей, через борьбу, через труд.
«Возрождение» и «Мать» были наиболее значительными произведениями 40-х годов.
«Утро нашей Родины»
Удачное пейзажное решение получил символический в своей основе замысел картины «Утро нашей Родины».
Смысл её не в портретном образе Сталина, который создавался не с натуры, никакими сугубо индивидуальными чертами не отмечен и имеет чисто традиционное решение. Зато общая панорама колхозного и индустриального пейзажа создает ощущение размаха преобразовательной деятельности в нашей стране. Картина стала широко известна. В 1949 году Ф. С. Шурпин был удостоен звания Лауреата Сталинской премии 2-й степени.
Несмотря на годы, Фёдор Саввич работает без устали одновременно над несколькими холстами. Это картины «Звеньевая», «Радость материнства», «На родине», «Память народная» («Радуница»).
«На родине»
«Память народная» - наиболее значительная из последних картин, над которыми Фёдор Саввич работал в 60-е годы.
На Радуницу люди приходят на кладбище, чтобы помянуть усопших родственников.
Ранняя весна. Пробуждение природы. В картине нет гнетущей печали. Память об ушедших светла и пробуждается каждый раз, когда воскресает к жизни природа.
Центральный образ картины - молодая женщина с ясным лицом, строгая и величавая. На её лице скорбь и торжество жизни.
«Память народная»
Связь с родной землей, с её людьми - главный мотив творчества живописца. Взгляните на любую работу Фёдора Саввича, и вы увидите родную деревню, знакомые лица крестьян - хозяев земли. Любовь к родной земле, жизнелюбие, тонкий лиризм, высокое профессиональное мастерство живут в его полотнах.
О себе он говорил: «Я - человек от земли. Здесь я вырос. Здесь мои корни. И, бывая в городе, я всегда чувствую тягу к родной земле. И только здесь я полностью отвлекаюсь от мрачных мыслей и отдыхаю душой». В этих словах - весь Шурпин.
Ф.С.Шурпин мечтал о создании на своей родине картинной галереи. Он сам занимался решением организационных, материальных, транспортных и других вопросов.
Открытие 19 апреля 1969 года картинной галереи в поселке Шумячи Смоленской области явилась творческим отчётом художника перед земляками о том, что ему удалось сделать за 30 лет. Это - художественный памятник Федора Саввича Шурпина малой родине, родной Смоленщине.
Фёдор Саввич помогал в оформлении залов картинной галереи, расположении картин, а в день её открытия был первым экскурсоводом.
В дар землякам Фёдор Саввич Шурпин передал 50 своих прекрасных полотен. Сейчас картинная галерея является одним из отделов Шумячского художественно-краеведческого музея. За это время её посетили десятки тысяч людей. И на всех посещение картинной галереи производит неизгладимое впечатление, каждый прикасается к настоящему высокому искусству, каждый находит картины себе по душе.
Фёдор Саввич никогда не прерывал связь со своей родиной. В 60-е годы он поселился в деревне Рудня (ныне Ершичский район). Его дом стоял на высоком месте, откуда открывался удивительный вид на реку Ипуть, на густые хвойные и лиственные леса, луга, на синие дали.
Его опорой была семья: жена Татьяна Иосифовна, сыновья Дмитрий, Савва и Владимир.
Умер Федор Саввич 8 января 1972 года в Москве, похоронен там же на Ваганьковском кладбище.
Но смерть не властна над памятью людской. Художник своим творчеством прославил малую Родину, и шумячцы это понимают, помнят всегда об этом и с благодарностью чтят память о знаменитом земляке, достойно сохраняя подаренные художником полотна.
И продолжают начатое им дело, пополняя картинную галерею работами современных художников – участников Международного пленэра.
В 2004 году, в год 100-летия со дня рождения Ф.С.Шурпина, впервые Шумячская земля приняла участников Международного пленэра. Пленэровские встречи художников Смоленской области и соседних с Шумячским районом Кричевского и Климовичского районов Могилевской области Республики Беларусь стали традиционными на родине Ф.С. Шурпина в канун дня его рождения как дань памяти знаменитому земляку.
II Международный Пленэр 2006 год

III Международный Пленэр
2007 год

IV Международный Пленэр
2010 год