Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета товарища по группе
Дать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с объектом.
Требования к проведению наблюдения:
1. Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в течение двух недель(как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения с другими людьми).
Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).
2. По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта.
Например:
Протокол наблюдения и психологического анализа поведения
Дата
наблюдения
|
Время
наблюдения
|
Место наблюдения
|
Ситуация (вид деятельности)
|
Поведение и деятельность испытуемого
|
Примечания (психологическая интерпретация)
|
23.09
|
08.30
|
кабинет математик и
|
урок математики
|
Саша К. с самого начала урока ведёт себя очень рассеянно, вяло, с явным нежеланием выполняет задание учителя решить задачу (по учебнику)
|
Отсутствие мотивации на предстоящую деятельность
|
3. Выявленные в ходе наблюдения данные являются фактическим
материалом для составления характеристики
План написания поведенческого портрета (основные параметры):
-
Отдельные особенности внешнего вида(стиль одежды, прически; на сколько он стремиться в своем внешнем виде «быть таким как все» или выделиться; равнодушен к своему внешнему виду или придает большое значение; какие элементы поведения об этом говорят )
-
Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность, или наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы).
-
Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика особенно выразительна или наоборот, скованна).
-
Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм стилистические особенности, содержание и культура речи, темп речи, паузы).
-
Поведение по отношении к другим людям (положение в коллективе, отношение к этому, способ установления контакта, характер общения - деловое, личностное ситуативное, эгоцентризм; позиция в общении - активная, пассивная созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности; наличие противоречий.
-
Поведенческие проявления по отношении к самому себе (к своей внешности недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам).
-
Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в конфликтах)
-
Поведение в учебе
-
Примеры характерных вербальных штампов, высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Указания к описанию.
-
Составляется в произвольной форме, возможно использование метафор, сравнений.
-
Должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения, должно охватить поведение в разнообразных ситуациях.
-
Наблюдать необходимо тактично, стараясь, чтобы объект наблюдения не замечал, чтобы не искажало естественного поведения.
-
Не должно быть субъективных оценочных суждений.