Задания.
По психологическому аспекту педпрактики для студентов IV курса, математического факультета.
ЦЕЛЬ: 1) Изучение психологических особенностей и написание психолого-педагогической характеристики учащегося в классе.
2) Изучение черт характера в связи с формированием индивидуального стиля педагога.
I. Программа - схема наблюдения и план характеристики:
-
Общее сведения об учащихся: ФИО, класс, школа, физическое
здоровье и развитие, тип нервной системы, темперамент, его свойства
влияния на поведение, действия, поступки, деятельность.
-
Формирование личности ученика в семье: семейные отношения,
положение ребёнка в семье, родители как воспитатели, связь со
школой.
-
Положение ученика в классе: социальный статус, положение в системе
деловых и межличностных отношений, его социальные роли
в группе.
-
Направленность личности учащегося: отношение, ценностные
ориентации, цель, идеал, мечта, потребности, интересы, притязания,
самооценка, мировоззрения, убеждения. Реализация интересов и
притязаний в учебной и др. деятельности.
-
Познавательная сфера ученика: восприятия, мышление, воображение,
речь, память, внимание, наблюдательность, восприимчивость. Опыт,
его формирование: чувственный,4 умственные способности и
проявление в учебном процессе. Пути умственного развития ребёнка.
-
Эмоционально — волевая сфера школьников: настроение, аффекты,
стрессы, страсть, их проявление. Реакция в экстремальной ситуации.
Волевые черты: настойчивость, решительность, самостоятельность,
смелость. Соотношение между эмоциональной и волевой сферой
ученика.
7.
Характер и его проявление: черты характера по отношению к людям, к
деятельности, к себе, к предметам, вещам.
8. Способности: общие и специальные, и влияние на успеваемость, связь
интересами, склонностями, профориентацией, формирование
способностей.
9. Выводы и рекомендации о достоинствах и недостатках воспитанности и способах воспитания ученика.
II. Черты характера, оцениваемые с помощью самонаблюдения по 10- бальной системе, анкетирование, естественного эксперимента.
-
Невротизм: спокойствие, непринуждённость, объективность в оценке себя и других, постоянство в привязанностях, склонность к сотрудничеству – тревожность, сомнительность, неуверенность, реактивность, утомляемость до изнеможения, истощение психики.
-
Психотизм: аутизм, обособленность, отход, отгороженность от явлений и событий окружающего мира, эгоцентризм – стандартность, отсутствие оригинальности, своеобразия в поведении, мышлении, общении и т.д.
-
Депрессия: жизнерадостность, энергичность, предприимчивость, частота, многообразие проявления в деятельности, общении, межличностных отношениях, уверенность в себе и своих силах, успехах – подавленное, грустно, печальное настроение, угрюмость, погруженность в свои переживания.
-
Общая активность: эффективность взаимодействия с окружающей средой как проявление силы, энергичности, темпа, скорости, напряженности, мотивации достижения цели, удовлетворения потребности, получение общественно значимых ценностей – пассивность, слабость, динамических проявлений активности, достижение мало значимых результатов.
-
Эстетическая впечатлительность: высокий уровень чувствительности и красоте, к прекрасному в природе в деятельности, в общении, в быту, поведении, межличностных отношениях – низкий уровень переживаний прекрасного и безобразного в окружающем мире.
-
Психическая уравновешенность: высокий уровень устойчивости, постоянство проявления психики и сознания, надёжность жизнедеятельности в экстремальной ситуации – низкий уровень указанных качеств.
-
Общительность: стремление к общению, инициативность, легкость, устойчивость общения, широта круга общения, его личное деловая, познавательная мотивация – малое стремление к общению, затруднённость, неустойчивость контактов, эмоциональное мотивация общения, робость, стеснительность, «барьеры» в налаживании контактов, интравертированность.
-
Конфортность: социальная адаптация, приспособляемость, принятие и исполнение норм, правил, требований группы, общества, уступчивость, сдержанность – низкий уровень конфортности, бесконтрольность, импульсивность, неуправляемость, ассоциативность.
-
Сензитивность: чувствительность к влиянию и воздействию, глубина, тонкость, острота переживаний эмоций и чувств, восприимчивость, отзывчивость, наблюдательность – низкий уровень сензитивности.
-
Женственность: мягкость, нежность, эстетичность внешнего облика, идентично высокий этике, обаяние, фасцинация, артистизм, эмоциональная выразительность – низкий уровень женственности.
-
Этичность: честность, совестливость, справедливость, уважительность, доброжелательность, ответственность, добросовестность, обязательность, патриотизм, устойчивость моральных качеств - низкий уровень этичности, игнорирование, уклонение от выполнения моральных норм, культурных ценностей.
Выводы и рекомендации об уровне сформированности черт характера и собственных возможностях становления на основе индивидуального стиля будущего педагога: демократического, авторитарного, уравновешенного.
Литература:
-
Немов Р. С. Психология. I. II. III части 1995.
Протокол самонаблюдения черт характера с помощью профильной оценки
ФИО…… Возраст….
Положительные черты
|
Оценка в баллах
|
Отрицательные черты
|
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1…
2…
3…
4…
5…
6…
7…
8…
9…
10…
11…
|
|
*
|
*
*
*
|
*
*
*
|
*
*
*
|
*
|
|
|
|
1…
2…
3…
4…
5…
6…
7…
8…
9…
10…
11…
|
Сумма баллов
Общая сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1). См II