Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Ослон Вероника Нисоновна

Ребенок в замещающей семье.

Методы психологической помощи

22 декабря 2010 года состоялась публичная лекция, посвященная проблемам включения ребенка в замещающую семью и методам психологической помощи данным семьям.

Лекцию прочла Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» МГППУ.

На лекции Вероника Нисоновна подробно рассказывала о влиянии различных факторов на формирование у ребенка потребности в замещающей семейной заботе, критериях психологической совместимости ребенка и семьи, механизмах формирования взаимной идентификации в замещающей семье, особенностях замещающего материнства и результатах воспитания приемного ребенка и методах психологической помощи при формировании привязанности в замещающей семье.

Вначале лектор подробно остановилась на основных теориях и концепциях: теория привязанности (В. Фальберг), теория депривации (Й. Лангмейер, З. Матейчик), концепции в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д.), Экологическая теория (У. Бронфенбреннер).

Результаты последних эпидемиологических исследований показали, что каждый пятый ребенок, находящийся в замещающей семье, имеет серьезные неврологические и сенсорные проблемы, а также эмоциональные расстройства. По сравнению с кровными детьми у детей в замещающих семьях реже обнаруживаются психические заболевания, но чаще бывают нарушения поведения.

Далее Вероника Нисоновна рассказала, что и в каком возрасте происходит с ребенком при его помещении в замещающую семью. Было выявлено, что в возрасте до шести месяцев адаптация к новой семье проходит достаточно безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С шести до восьми месяцев адаптация осложнена из-за разрыва привязанности (анаклитическая депрессия). Восемь месяцев – наиболее сложный период, т.к. ребенок негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей. В возрасте от одного года до трех лет отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью. В дошкольном возрасте наблюдаются эгоцентризм и магическое мышление, чувство вины из-за плохого поведения; в младшем школьном возрасте – регресс в учебе, конфликт представлений о «хорошем» и «плохом», ребенок хорошо помнит к кому был привязан; в подростковом возрасте – депрессия, «зов крови», конфликт лояльностей.

Было выявлено, что девочкам присущ более высокий уровень проявлений депрессивных расстройств, мальчикам – высокий уровень нарушений поведения. Мальчики успешнее интегрируются в замещающих семьях при сопровождении общего уровня, чем девочки.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Вероника Нисоновна также остановилась на показателях ресурсности семьи и недостаточно ресурсных семьях, на компонентах идентификации ребенка и семьи («идентификация по внешнему виду», «идентификация по манере поведения, привычкам», «идентификация по реакциям на то или иное событие»), на различиях в формировании привязанности между матерью и ребенком в замещающих и биологических семьях.



В завершении лекции Вероника Нисоновна ответила на вопросы специалистов и родителей.

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» мгппу. На лекции

Лекцию прочла Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» мгппу

25.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Задачи курса

Фефилов А. В., доцент кафедры общей психологии, зав лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии иппст, кандидат Психол. Наук

23.19kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 -7лет»

Ю. А. Лебедев; зав кафедрой доктор философских наук профессор Л. В. Филиппова; кандидат медицинских наук Л. А. Федотова; кандидат филологических наук А. Д. Кондратьева; директор де

19.66kb.

25 12 2014
1 стр.


Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам

И. Турковский; зав кафедрой педагогики, канд пед наук, доцент Н. А. Ракова; декан филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент Л. М. Вардомацкий; зав кафедрой о

4567.29kb.

15 10 2014
79 стр.


В. Ф. Баранов Заведующий лабораторией Технологии возделывания сои внии «Масличных культур», доктор сельскохозяйственных наук

Директор «Славянская семеноводческая станция», Краснодарский край, кандидат сельскохозяйственных наук

2128.06kb.

11 10 2014
10 стр.


Рифы современного образования. Основные препятствия на пути развития образования России

Н. В. Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член раен

126.27kb.

02 10 2014
1 стр.


Отчет о проведении месячника профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков

В рамках месячника профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков, в нашей школе прошли ряд мероприятий

58.07kb.

16 12 2014
1 стр.


Программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности среди подростков»

Закон РФ об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от 24. 06. 99, №120 как девиантное поведение и детская безнадзорность, установление причин

958.79kb.

03 09 2014
6 стр.