МОУ СОШ № 32
Копейского городского округа
Программа
«Профилактика правонарушений и безнадзорности среди подростков»
ВВЕДЕНИЕ
Организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает осмысление таких нормативно-правовых составляющих (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от 24.06.99, №120) как девиантное поведение и детская безнадзорность, установление причинно-следственных связей между данными явлениями.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. По другим оценкам отклоняющееся поведение подростка, как диагностическая категория, представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей индивидуальности ребенка и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативами.
В. Э. Зисс считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков. В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения он выделяет:
-
поступки, связанные с нарушением подростками норм права;
-
поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей;
-
поступки, связанные с нарушением Уголовного кодекса.
Значение социально-педагогических факторов в совершении правонарушений и преступлений в подростковой среде подтверждается в ряде исследований (Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. - М., 2003). В этой работе выявляется связь между противоправным поведением детей и недостатками учебно-воспитательного процесса в современной школе, что выражается в следующих признаках:
-
недостаточном взаимодействии семьи и школы;
-
формальном исполнении учебно-воспитательной работы, недостатках в ее организации;
-
в отсутствии преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
-
подмене воспитательных воздействий администрированием, сдерживании личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
-
в слабом вовлечении учеников в творческую и социально-значимую деятельность.
-
запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
-
в неумении, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию;
-
слабом или одностороннем взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
в снижении успеваемости учащихся вследствие учебных перегрузок, нарушение их прав.
Педагогические ошибки и недоработки семейного и школьного воспитания в формировании личности дополняются и усугубляются другими социально-педагогическими факторами, способствующими в известной степени закреплению отрицательных качеств. К ним относятся: отсутствие системы профилактических мероприятий и пропаганды здорового образа жизни в различных общественных и государственных институтах; следование определенной «моде» на деструктивное поведение окружающих; негативное следование бесцельному время провождению на улице, участие в неформальных группах и объединениях отрицательной направленности; влияние различных проявлений саморазрушения личности, само направленной жестокости; отрицательное воздействие отдельных средств массовой информации.
Система работы педагогического коллектива
по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.
Цель системы профилактики детских правонарушений и безнадзорности - создание условий для предотвращения (минимизации) факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребенка через личностно-ориентированное воспитание.
Задачи:
-
Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
-
Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
-
Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания, с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребенка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
-
Организация детского и подросткового досуга, занятости школьников в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда; обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и своих товарищей).
Наша система работы ориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества.
Ключевым звеном, основой личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.
Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
-
видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - убеждение педагога);
-
создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы все виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;
-
исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
-
предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя.
Взаимодействие и координацию действий субъектов профилактической работы осуществляет Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности исходя из Положения о данном Совете (см. приложение ).
Совет профилактики ставит перед собой конкретные задачи
(см. приложение).
При постановке на учет Совет профилактики руководствуется локальными актами: «Положение о постановке на педагогический учет учащихся школы» (см. приложение ).
План работы
Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности :
Сентябрь
1. Проверка выполнения закона о всеобуче.
2. Уточнение списков детей, состоящих на внутришкольном учете.
3. Информация социального педагога о социуме поселка.
4. Проведение операций «Дети улиц», «Подросток».
Октябрь
1. Анализ состояния правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение (диагностика).
2. Постановка на внутришкольный учет (по необходимости) неблагополучных семей и детей «группы риска».
3. Утверждение плана работы по предупреждению правонарушений на 2010-2011учебный год.
4. Отчет социального педагога о вовлечении «трудных» детей в кружки.
Ноябрь
1. «Морально-психологический климат в семье - залог успешности в учебе» (подготовка материала членами Совета профилактики на родительский всеобуч).
2. Постановка на внутришкольный учет (по необходимости) неблагополучных семей и детей «группы риска».
3. Отчет наставников, закрепленных за учащимися с девиантным поведением, неблагополучными семьями о проделанной работе.
4. Проведение акций «Дети улиц», «Подросток»
Декабрь
1. Анализ совместной деятельности социального педагога и классных руководителей по профилактике девиантного поведения учащихся.
2. Профилактическая беседа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле (успеваемость, посещаемость, участие в общественных делах).
3. Диагностика интересов и наклонностей учащихся девиантного поведения школьным психологом совместно с классными руководителями.
Январь
1. Анализ совместной работы КДН при администрации поселка Ж./д. и Совета профилактики школы (итоги совместных рейдов, выполнение нормативно-правовых документов)
2. Информация социального педагога по «Банку данных о социально незащищенной категории детей» по состоянию на 15 декабря 2009г.
3. Проведение акций «Дети улиц» , «Подросток»
Февраль
1. Ознакомление классных руководителей с правильным оформлением социально-педагогической характеристики школьника.
2. Сообщение социального педагога о результатах анкетирования, диагностики учащихся 5-11 классов по формированию духовно-нравственных качеств личности.
Март
1. Информация социального педагога, членов Совета об отношении родителей «трудных» подростков к процессу воспитания, об их влиянии на формирование личности ребенка, о непосредственном участии в воспитательном процессе через диагностику, индивидуальные беседы (подготовка к педагогическому совету).
2. Приглашение на Совет профилактики родителей из неблагополучных семей по причине уклонения от воспитания детей (по необходимости).
3. Рассмотрение фактов нарушения правопорядка подростками в школе и вне ее, постановка на внутришкольный учет.
Апрель
1.Педагогический консилиум: «Организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений» с приглашением всех общественных институтов.
2. Проведение акций «Дети улиц» , «Подросток» .
Май
1. Занятость детей в летний период.
2. Организация летнего досуга детей
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
№
|
Мероприятия
|
Классный руководи-тель
|
Социа-льный педагог
|
Педагог-психо-лог
|
Зам. дирек-тора поУВР
|
Зам. дирек-тора по ВР
|
Совет профи-лакти-ки
|
Родительский коми-тет
|
I
|
Организационные мероприятия
|
1
|
Составление социального паспорта класса
|
+
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Составление характеристик на детей группы «риска»
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
3
|
Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
4
|
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
5
|
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска»
|
|
+
|
|
|
|
|
|
6
|
Организация досуга и кружковой деятельности
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
7
|
Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОПДН и др. службы
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
8
|
Осуществление связи с КДН, ОПДН,соц. службами
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
9
|
Организация работы и отдыха школьников в летний период
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
II
|
Работа с учащимися
|
1
|
Контроль посещаемости занятий
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
2
|
Контроль текущей успеваемости
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
3
|
Вовлечение учащихся в кружки и секции
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
4
|
Проведение профилактических бесед
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
6
|
Направление на консультацию к психологу или к врачам
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
7
|
Содействие в трудоустройстве
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
8
|
Проведение психодиагностики
|
|
|
+
|
|
|
|
|
9
|
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
10
|
Разбор конфликтных ситуаций
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
III
|
Работа с родителями школьников
|
1
|
Посещение семей группы «риска»
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
2
|
Проведение консультаций для родителей
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
3
|
Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
4
|
Выступление на родительских собраниях
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
5
|
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
IV
|
Работа с педагогическим коллективом
|
1
|
Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
2
|
Консультации по результатам психодиагностики
|
|
|
+
|
|
|
|
|
3
|
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
4
|
Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска»
|
|
|
+
|
|
|
|
|
следующая страница>