ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА
БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ
Цель: формировать у учащихся представление о творчестве белорусских поэтов и прозаиков (Ф. Богушевичл. Я. Купаты. Я. Коласа, М. Богдановича).
Задачи: познакомить с жизнью и деятельностью белорусских поэтов и прозаиков; воспитывать интерес и уважение к истории и культуре белорусского народа.
Оборудование: портреты Ф. Богушевича. Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича: выставка книге их произведениями.
Предварительная подготовка: класс делится на 4 группы (можно больше, в зависимости от количества страниц устного журнала). Каждая группа готовит соответствующие сообщения о жизни и деятельности Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа. М. Богдановича.
Ход занятия
Наш устный журнал будет посвящен белорусским поэтам и прозаикам: Франтишку Богушсвичу, Янке Купале, Якубу Коласу. Максиму Богдановичу. Многие из вас знакомы с их произведениями. Сегодня вы услышите и новые тля вас стихи и рассказы.
1-я страница: "Максим Богданович"
Родился Максим Адамович Богданович в 1891 году в Минске, детские готы провел в Гродно, учился в Нижнем Новгороде и Ярославле. В семье поэта с уважением относились к мировой классической литературе и к белорусскому фольклору.
Сказки и песни белорусского края, меткие белорусские пословицы и поговорки так восхищали молодого поэта, что он решил "авалодаць роднай мовай сваіх продкаў і авалодаць так, каб пісаць прыгожыя вершы і абагаціць гэтую мову новымі мастацкі формамі.
***
Праясняецца пагода.
Бо вярнулася вясна.
Усе чакаеш, што прырода
Устрапянецца ада сна...
Дык разлійся ж раздольна
У чыстым полі і гаю
I красой паводкі вольнай
Душу выпрастай маю!
М. Богдановіч
2-я страница: "Янка Купала"
Хлопчык і лётчык
— Мой мілы таварыш, мой лётчык,
Вазьмі ты з сабою мяне!
Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык
I умею ўжо лётаць у сне.
Мне мама сягоння казана,
Што стукнула мне ўжо сем год.
Табе гэта, можа, і мала,
А мне ляцець толькі ў палет.
Мне ўжо надакучыла дома —
У дзіцячы хадзі адно сад.
А так паглядзеў бы, вядома,
На іншы парадак і лад.
Вазьмі ж мяне, лётчык, хачу я
Пабыць у людзях, паглядзець,
Як месяц на небе начуе,
Як блукае ў лесе мядзведзь.
Як свецяцца ночкаю зоры,
А днём не відаць іх чаму,
Як рэчкі у далёкія моры
Улетку плывуць і ўзіму.
На моры зірнуць хоць раз вокам,
Як ходзяць па іх караблі
Ляцеці далека, высока
Ды так пабываць і ў Крамлі...
Вось гэтак у добрым здароуі
Мы будзем ляцець і ляцець,
Вазьмі ж мяне, лётчык, з сабою,
Не будзеш ты клопату мець!
Я. Купала
Бай"
Бегал Бай по стене —
Кафтан с дыркой на спине.
Байки баил день деньской:
В улье жил пчелиный рой...
Баить иль нет?
— Баить!
Бегал Бай по стене...
Луг расцвел по весне.
Пчелки с луга каждый год
Собирали в соты мед.
Баить иль нет?
— Баить!
Бегал Бай по стене...
Пчелки счастливы вполне:
Сами носят мед домой,
Сами всласть едят зимой...
Баить иль нет?
- Баить!
Бегал Бай по стене...
В той же самой стороне
Пустоцветом грутень жил.
Пчелкам дружбу предложил...
Баить иль нет?
— Баить!
Бегал Бай по стене...
Трутень просит: "Можно мне
Заглянуть к вам сквозь леток.
Ваш попробовать медок?.."
- Баить иль нет?
— Баить!
Бегал Бай по стене...
Как откажешь здесь родне?
Пчелки трутня — так и быть —
Пригласили погостить...
Баить иль нет?
— Баить
Бегал Бай по стене...
Жизнь у трутня, как во сне —
Ни работы, ни забот:
Ест себе готовый мед.
Баить иль нет?
— Нет!
Янка Купала 3-я страница: "Якуб Колас"
У школку
Ярка на камінку
Смольны корч палае.
Бацька на калодцы
Лапці выплятае.
Латае халацік
На ўслоне матка:
У школку заўтра пойдзе
Іх сынок Ігнатка!
Сын васьмігадовы
Корчык падкладае,
3 бацькавай работы
Вочак не спускае.
Светлая галоўка
Мыслямі занята,
Многа ўсякіх думак
У вачах Ігната!
— Ну, Ігнат, глядзі, брат,
Не дурэй, вучыся.
Годзе жыць без дзела —
За буквар вазьміся!
Будзь старанным, сынку —
Станеш чалавекам,
Будзеш ты чытаць нам,
Цёмнікам, няўмекам,
Што ў кнігах пішуць,
Што мы ў свеце значым,
Бо мы самі цёмны,
Свету мы не бачым.
Слухай, што настаўнік
Гаварыць там будзе
Пра навуку, кнтігі
I аб цёмным людзе.
А старанны будзеш.
Да навукі здатны —
Я прадам кароўку
I кажух астатні, —
Ты ж ідзі ў навуку,
Толью, брат, вучыся.
Дык, глядзі ж, сыночак,
Шчыранька вазьміся!
На гульню пустую
Плюнь, махні рукою,
Каб і я, і маці
Цешылісь табою.
Наказанне бацькі
Адказаў Ігнатка: —
Буду я вучыцца,
Як ты кажаш, татка!
А як спаць улёгся,
Думкі мімаволі
Гаманілі ў сненні
Хлапчуку аб школе.
Я. Колас
Дударь
Ходил по свету дударь. Он умел петь такие замечательные песни и так прекрасно играл на дуде, что его всегда слушали с огромным интересом.
И далеко по свету ходила слава об этом дударе.
И когда этот дударь появлялся среди людей, то люди сходились к нему послушать песни.
Дударь воспевал славу своего народа, пел о его радости и горе, звал людей к лучшей жизни, к борьбе с тем злом, какое несли другие люли тому народу, к которому принадлежал и сам дударь.
Люди слышали правду в песнях и музыке дударя и внимали ему.
Прослышал один известный и богатый пан об этом дударе.
Привели слуги к пану этого дударя.
- Кто дал тебе право петь такие песни? — спросил его пан.
-Я пою о том, что лежит у меня на сердце. Сердце дано мне природою, значит, сама природа дала мне и это право. Я не могу идти против природы.
- Может быть, ты и прав — ответил пан, — но тогда ты должен согласиться со мною, потому что мне тоже дала природа силу посадить тебя в темницу. Там играй на дуде и пой, сколько хочешь. А когда твои песни пробьются сквозь толстые своды и долетят до меня, я дам тебе право ходить по свету и
петь их людям.
- Пане — просил дударь, — не делай этого, не иди ты против природы.
Не послушал пан дударя и посадил его в темницу. Дударь начал играть и петь свои песни под глухими сводами. Песни его были такие печальные, что даже сам воздух плакал. Ветер подхватил его песни и понес их людям. Нашли люди своею дударя и освободили из темницы, а туда посадили пана.
Через какое-то, долгое или короткое, время люди выпустили из темницы и пана. И сказали ему:
- У нашего дударя есть от природы право петь и над ним не властна твоя
воля. Что дано человеку природой, то не в силах отнять человек.
Я. Колас