Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА

БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ

Цель: формировать у учащихся представление о творчестве белорусских поэтов и прозаиков (Ф. Богушевичл. Я. Купаты. Я. Коласа, М. Богдановича).

Задачи: познакомить с жизнью и деятельностью белорусских поэтов и проза­иков; воспитывать интерес и уважение к истории и культуре белорусского народа.

Оборудование: портреты Ф. Богушевича. Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богда­новича: выставка книге их произведениями.

Предварительная подготовка: класс делится на 4 группы (можно больше, в зависимости от количества страниц устного журнала). Каждая группа гото­вит соответствующие сообщения о жизни и деятельности Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа. М. Богдановича.

Ход занятия

Наш устный журнал будет посвящен белорусским поэтам и прозаикам: Франтишку Богушсвичу, Янке Купале, Якубу Коласу. Максиму Богдановичу. Многие из вас знакомы с их произведениями. Сегодня вы услышите и новые тля вас стихи и рассказы.



1-я страница: "Максим Богданович"

Родился Максим Адамович Богданович в 1891 году в Минске, детские го­ты провел в Гродно, учился в Нижнем Новгороде и Ярославле. В семье поэта с уважением относились к мировой классической литературе и к белорусско­му фольклору.

Сказки и песни белорусского края, меткие белорусские пословицы и по­говорки так восхищали молодого поэта, что он решил "авалодаць роднай мовай сваіх продкаў і авалодаць так, каб пісаць прыгожыя вершы і абагаціць гэтую мову новымі мастацкі формамі.

***


Праясняецца пагода.

Бо вярнулася вясна.

Усе чакаеш, што прырода

Устрапянецца ада сна...

Дык разлійся ж раздольна

У чыстым полі і гаю

I красой паводкі вольнай

Душу выпрастай маю!



М. Богдановіч

2-я страница: "Янка Купала"

Хлопчык і лётчык

— Мой мілы таварыш, мой лётчык,

Вазьмі ты з сабою мяне!

Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык

I умею ўжо лётаць у сне.

Мне мама сягоння казана,

Што стукнула мне ўжо сем год.

Табе гэта, можа, і мала,

А мне ляцець толькі ў палет.

Мне ўжо надакучыла дома —

У дзіцячы хадзі адно сад.

А так паглядзеў бы, вядома,

На іншы парадак і лад.

Вазьмі ж мяне, лётчык, хачу я

Пабыць у людзях, паглядзець,

Як месяц на небе начуе,

Як блукае ў лесе мядзведзь.

Як свецяцца ночкаю зоры,

А днём не відаць іх чаму,

Як рэчкі у далёкія моры

Улетку плывуць і ўзіму.

На моры зірнуць хоць раз вокам,

Як ходзяць па іх караблі

Ляцеці далека, высока

Ды так пабываць і ў Крамлі...

Вось гэтак у добрым здароуі

Мы будзем ляцець і ляцець,

Вазьмі ж мяне, лётчык, з сабою,

Не будзеш ты клопату мець!



Я. Купала

Бай"

Бегал Бай по стене —

Кафтан с дыркой на спине.

Байки баил день деньской:

В улье жил пчелиный рой...

Баить иль нет?

— Баить!

Бегал Бай по стене...

Луг расцвел по весне.

Пчелки с луга каждый год

Собирали в соты мед.

Баить иль нет?

— Баить!

Бегал Бай по стене...

Пчелки счастливы вполне:

Сами носят мед домой,

Сами всласть едят зимой...

Баить иль нет?

- Баить!

Бегал Бай по стене...

В той же самой стороне

Пустоцветом грутень жил.

Пчелкам дружбу предложил...

Баить иль нет?

— Баить!

Бегал Бай по стене...

Трутень просит: "Можно мне

Заглянуть к вам сквозь леток.

Ваш попробовать медок?.."

- Баить иль нет?

— Баить!

Бегал Бай по стене...

Как откажешь здесь родне?

Пчелки трутня — так и быть —

Пригласили погостить...

Баить иль нет?

— Баить

Бегал Бай по стене...



Жизнь у трутня, как во сне —

Ни работы, ни забот:

Ест себе готовый мед.

Баить иль нет?

— Нет!

Янка Купала 3-я страница: "Якуб Колас"

У школку

Ярка на камінку

Смольны корч палае.

Бацька на калодцы

Лапці выплятае.

Латае халацік

На ўслоне матка:

У школку заўтра пойдзе

Іх сынок Ігнатка!

Сын васьмігадовы

Корчык падкладае,

3 бацькавай работы

Вочак не спускае.

Светлая галоўка

Мыслямі занята,

Многа ўсякіх думак

У вачах Ігната!

— Ну, Ігнат, глядзі, брат,

Не дурэй, вучыся.

Годзе жыць без дзела —

За буквар вазьміся!

Будзь старанным, сынку —

Станеш чалавекам,

Будзеш ты чытаць нам,

Цёмнікам, няўмекам,

Што ў кнігах пішуць,

Што мы ў свеце значым,

Бо мы самі цёмны,

Свету мы не бачым.

Слухай, што настаўнік

Гаварыць там будзе

Пра навуку, кнтігі

I аб цёмным людзе.

А старанны будзеш.

Да навукі здатны —

Я прадам кароўку

I кажух астатні, —

Ты ж ідзі ў навуку,

Толью, брат, вучыся.

Дык, глядзі ж, сыночак,

Шчыранька вазьміся!

На гульню пустую

Плюнь, махні рукою,

Каб і я, і маці

Цешылісь табою.

Наказанне бацькі

Адказаў Ігнатка: —

Буду я вучыцца,

Як ты кажаш, татка!

А як спаць улёгся,

Думкі мімаволі

Гаманілі ў сненні

Хлапчуку аб школе.

Я. Колас

Дударь


Ходил по свету дударь. Он умел петь такие замечательные песни и так прекрасно играл на дуде, что его всегда слушали с огромным интересом.

И далеко по свету ходила слава об этом дударе.

И когда этот дударь появлялся среди людей, то люди сходились к нему послушать песни.

Дударь воспевал славу своего народа, пел о его радости и горе, звал людей к лучшей жизни, к борьбе с тем злом, какое несли другие люли тому народу, к которому принадлежал и сам дударь.

Люди слышали правду в песнях и музыке дударя и внимали ему.

Прослышал один известный и богатый пан об этом дударе.

Привели слуги к пану этого дударя.

- Кто дал тебе право петь такие песни? — спросил его пан.

-Я пою о том, что лежит у меня на сердце. Сердце дано мне природою, значит, сама природа дала мне и это право. Я не могу идти против природы.

- Может быть, ты и прав — ответил пан, — но тогда ты должен согласи­ться со мною, потому что мне тоже дала природа силу посадить тебя в темни­цу. Там играй на дуде и пой, сколько хочешь. А когда твои песни пробьются сквозь толстые своды и долетят до меня, я дам тебе право ходить по свету и


петь их людям.

- Пане — просил дударь, — не делай этого, не иди ты против природы.


Не послушал пан дударя и посадил его в темницу. Дударь начал играть и петь свои песни под глухими сводами. Песни его были такие печальные, что даже сам воздух плакал. Ветер подхватил его песни и понес их людям. Нашли люди своею дударя и освободили из темницы, а туда посадили пана.

Через какое-то, долгое или короткое, время люди выпустили из темницы и пана. И сказали ему:



- У нашего дударя есть от природы право петь и над ним не властна твоя
воля. Что дано человеку природой, то не в силах отнять человек.

Я. Колас

Известные имена белорусской земли

Цель: формировать у учащихся представление о творчестве белорусских поэтов и прозаиков

63.17kb.

25 12 2014
1 стр.


Образ белорусской хаты в белорусской культуре
345.33kb.

16 12 2014
1 стр.


Введение в математическую логику

Имена и их денотаты. Смысл знака равенства. Десятичная (двоичная, римская и т п.) запись числа как имя числа; число как денотат своей записи. Как образуются имена русских слов, име

126.8kb.

10 10 2014
1 стр.


Основатель крымской школы анатомии, профессор медицины, роман иванович гельвиг

С древней Таврикой, Тавридой, Крымом и Черноморьем тесно связаны, например, всемирно известные имена Геродота и Страбона, Масуди и Эдризи, Афанасия Никитина, Василия Зуева, Н. С. П

108.56kb.

10 09 2014
1 стр.


Карточка-паспорт организации белорусской диаспоры за рубежом

Регулярно проводятся крупные культурно-массовые мероприятия: «Купале», «Артыстычныя сустрэчы Беласток-Гродна», конференция «Шлях да ўзаемнасці», Всепольский фестиваль белорусской п

19.33kb.

26 09 2014
1 стр.


Мигель де Сервантес (1547–1616) Золотой век испанского искусства

Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, Кеведо, художники Эль Греко, Веласкес, Мурильо это только самые известные имена, которые дают представление о культурной атмосфере Испании

51.75kb.

10 10 2014
1 стр.


Святыни земли Мордовской Широко известные слова замечательного русского писателя Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир»

В своей работе я постарался раскрыть роль христианизации Мордовского края. На примере своего села проследить возрождения Михаило Архангельской церкви

107.34kb.

13 10 2014
1 стр.


Язык земли нашей

С первых лет жизни в сознание ребенка входят названия родного города, села, улицы и появляется естественное стремление осмыслить эти имена, выяснить, как они образовались, каково и

136.89kb.

17 12 2014
1 стр.