Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЖЭНЬ (кит, букв. — гуманность, человечность, милосердие, доброта) — одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический — «[родственная] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), стоящая в одном ряду с «долгом/справедливостью» (и), ритуальной «благопристойностью» (ли), «разумностью» (чжи), «мужеством» (юн); 2) социально-этический — совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический — симпатически интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение жэнь — «человек и человек» или «человек среди людей». Хотя иероглиф «жэнь» в значении «доброта правителя к подданным» присутствует в современных текстах доконфуцианской классики, канонизированной конфуцианцами Шу цзин», «Ши цзин»), возможно, он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты.

В конфуцианстве понятие «жэнь» сразу стало центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и ненависти Лунь юй», XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21; «Мэнцзы», IV Б, 28), с другой — как «преодоление себя и возвращение к [ритуальной] благопристойности», реализующее «золотое правило» морали: «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам» («Лунь юй», XII, 1, 2, VI, 28). У Конфуция жэнь представлялось специфическим атрибутом «благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущим «ничтожному человеку» (сяо жэнь), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность; Мэн~цзы, усмотрев источник жэнь в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь), без которого человек перестает быть человеком, следствием «гуманного [отношения к] людям» (жэнь минь) считал «любовь [к миру] вещей» (т. е. всему сущему) — ай у. Он также обобщил мысли «Лунь юя» о социально-политической значимости жэнь в понятии жэнь чжэй («гуманное правление»), ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии. В раннем даосизме жэнь подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе («Небу и Земле») и явившееся результатом деградации дао и дэ («благодати/добродетели»). В «Дао дэ цзине» (§ 8) жэнь признано благотворной основой общения людей, а в «Чжуанцзы» (гл. 12) распространено и на неживую природу в качестве «принесения пользы вещам». Дун Чжуншу сделал шаг к онтологизации жэнь, объявив его воплощением «воли Неба» в человеческом теле и результатом «трансформации» «пневмы» (ци) крови. В позднем даосизме, философии сюань сюэ и буддизме жэнь стало играть роль одной из важнейших добродетелей — милосердия, преодолевающего барьер между «я» и «нея». Неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) под влиянием Ханъ Юя расширили онтологическое содержание понятия жэнь. Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и др. трактовали его как атрибут Неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь физическому параличу (медицинский смысл выражения «бу жэнь», «негуманность»). Ван Янмин утверждал, что жэнь «образует единое тело (ти) с камнем и черепицей». В трактовках жэнь мыслителями 19 — нач. 20 в. отразились особенности восприятия ими западной научной мысли. Тань Сытун идентифицировал жэнь с общеприродной «силой любви» (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции — эфира (итай). Кап Ювэй, разделяя эту точку зрения, связывал жэнь с электромагнитным притяжением. Философы 20 в., интерпретирующие классические китайские доктрины, толкуют жэнь в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве — как принцип «моральной метафизики», выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юланъ, Моу Цзунсань, Ду Вэймин).

А. И. Кобзев

Жэнь (кит, букв. — гуманность, человечность, милосердие, доброта) — одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта

Хотя иероглиф «жэнь» в значении «доброта правителя к подданным» присутствует в современных текстах доконфуцианской классики, канонизированной конфуцианцами

26.04kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа «Воспитание на социокультурном опыте»

Истоки: вера, верность, правда, честь, надежда, мир и согласие, послушание, любовь, милосердие, доброта, разум, покаяние, мудрость

127.47kb.

05 09 2014
1 стр.


Китай, остров тайвань

Так исторически сложилось, что Тайвань остался последним очагом традиционной китайской культуры, почти не претерпевшей изменений в течение XX века, когда материковый Китай подвергс

45.78kb.

12 10 2014
1 стр.


Классный час «Духовные ценности семьи: доброта и милосердие»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги,

130.25kb.

18 12 2014
1 стр.


Центр традиционной китайской медицины «сад долголетия»

Вам непременно понравится массаж стоп, арома-терапия, а также такая экзотическая процедура как Императорский мешочек. Центр, в соответствии с положениями китайской медицины, исполь

60.79kb.

23 09 2014
1 стр.


Место и роль философии в системе духовной культуры

Духов кул-ра – проявление человеч духа и души народа. Кул-ра человеческой мысли, интуиция, человеческие чувства развивает духовность

661.9kb.

09 10 2014
5 стр.


Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения

В монографии на основе результатов эмпирических этносоциологических исследований дан комплексный анализ современного состояния и перспектив развития традиционной культуры самодийск

3159.08kb.

15 10 2014
14 стр.


Статья «Ценностные ориентации студентов сфу, отраженные в сообщениях сми, вещающих на молодежную аудиторию»

Я к числу наиболее важных направлений социологического анализа. Ценности одна из главных составляющих культуры. Без ценностей не может обходиться ни одно общество

53.82kb.

06 10 2014
1 стр.