Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Как научить


близких/коллег/подчиненных

компьютеру

1. Введение.


Итак, вам нужно научить человека работать на компьютере. Лично меня настолько достали такими просьбами, что я даже написал для просителей учебник-самоучитель, а теперь и эту методичку . В чем ее суть?
Чтобы научить человека пользоваться компьютером, не надо тратить много времени. Достаточно купить ему хороший учебник с большим количеством упражнений: пусть делает и запоминает. Пока человек сам не попробует, не понажимает и не разберется, он так и будет приставать к вам с расспросами. Но просто дать учебник – недостаточно. Наверняка что-то вам придется объяснять "вручную". Для того, чтобы грамотно и понятно рассказать про ПК ("доступно"), я даю небольшой экскурс в психологию начинающего пользователя и привожу несколько конкретных рекомендаций. Поэтому структура методички выглядит так:

  1. Введение (мы находимся здесь)

  2. Психология начинающего пользователя

  3. Практические рекомендации

    • Рекомендация 1



    • Рекомендация N

  4. Заключение

Последнее, что скажу перед началом, – это откуда я все это знаю. В свое время я подрабатывал в небольшой строительной фирме, где учил девушек работать на компьютере. Условия были непростые, девушки регулярно сменялись каждые полгода – в общем, без работы я не сидел. Дополнительную сложность вносило то, что начальство было прижимистое – платили мало, и потому «девушкам» было в среднем лет по пятьдесят. Потом обучение коллег на работе (уже более сложным вещам), затем обучение подчиненных; ведение психологических групп. И все это – на фоне постоянных консультаций своих соседей и двух одиозных персонажей: «тети Вари» и «дочки начальника». Если вы хотите изучить этот опыт – открывайте следующую главу!


2. Психология начинающего пользователя


Первое, что хочу отметить – начинающий пользователь боится компьютера. Или, по крайней мере, побаивается. Поэтому самая главная задача – показать пользователю, что он ничего не сможет испортить. А ведь некоторые даже опасаются, что какими-то своими действиями смогут сломать физически! Для них важно уделить этому особое внимание (чему целиком посвящена рекомендация 2).
Далее, почти любой пользователь подсознательно надеется на вашу подсказку. Поэтому часто, вместо того чтобы подумать (или вспомнить), многие пользователи делают беспомощное лицо: «у меня не получается». Просьба «подскажи, а лучше покажи, а еще лучше сделай за меня» если явно не звучит, то подразумевается. В таких случаях я просто говорю «действуй!» (или «делай, как помнишь»), и вмешиваюсь в процесс только если ученик зашел уж совсем не туда. Помните, если вас не будет рядом, пользователь поторкается-поторкается, да и найдет правильное решение. А заодно его и запомнит. Если подскажете вы – подсказка улетучится из головы со следующим щелчком мыши. Поэтому неустанно приучайте пользователя действовать самостоятельно. Вашему поведению посвящена рекомендация №4.
Нередко пользователи склонны винить в своих ошибках компьютер (вариант: авторов программы, создателей сайта и т.п.). В целом они правы, качество ПО и особенно www-страниц оставляет желать лучшего. Однако большинство ошибок обусловлены, все-таки, неверными действиями самого пользователя. И что самое главное, слезами – как и обвинениями – горю не поможешь и дело не сделаешь. Поэтому важно донести до обучаемого, как правильно реагировать на ошибки компьютера (рекомендация №3 и глава 2 из приведенной в рекомендации ссылки).
Кто-то пользователей боится «радиации» и других излучений от компьютера – расскажите им, как обстоит дело на самом деле (часть объяснений можно прочесть в главе 3).
И наконец, все они хотят общаться с компьютером легко и приятно – например так, как это делаете вы. Сочетание накопленных знаний и правильного жизненного настроя помогут достичь такого результата всего лишь месяца за три. Или даже за один, если постараться. Помните, что чем меньше вы участвуете, когда ученик выполняет упражнения, тем лучше их запоминает (он может выбрать не самый оптимальный вариант решения, но это всегда можно скорректировать). Тогда как объяснять теорию лучше подробно. Без деталей, но развернуто и добиваясь у пользователя понимания его же действий, а не бездумного выполнения. Впрочем, давайте я дам рекомендации по порядку.

3. Практические рекомендации

Рекомендация № 1. Подготовьте рабочее место.


Приведите Windows к стандартному виду и стандартным настройкам.
Установите все необходимые программы. На первых порах не стоит напрягать пользователя установкой ПО – пусть он освоит хотя бы основы работы в Windows.
Сделайте образ Windows, чтобы систему можно было в случае чего полностью восстановить.
Убедитесь, что Корзина работает и что там достаточно места для возможных удалений.
Установите надежный антивирус с online-проверкой (например, Антивирус Касперского в режиме «постоянная защита»). Он позволяет перехватывать вирусы на лету. Конечно, это замедляет работу ПК, но предотвращает появление вредоносных программ. К сожалению, начинающие пользователи весьма склонны запускать из Интернета всякую предлагаемую им дрянь. Умение фильтровать почту и сайты, приходит, IMHO, только с опытом.
По той же причине установите надежный брандмауэр (например, Agnitum Outpost). И кто придумал так хитро перевести английское firewall?!
Наконец, – и это главное – купите учебник с многочисленными упражнениями. Какой? Да в принципе любой. Я, понятное дело, порекомендую свой собственный самоучитель «Компьютер как дважды два», вышедший в издательстве Питер (https://www.piter.com/book/978546901152). Не столько потому, что считаю его простым, веселым и охватывающим необходимый минимум без лишних деталей – это все так про свои книги считают, а потому что он написан с расчетом на именно такую работу. Для примера, я выложил на сайт первые три главы: «С компьютером на ты», «Комфортная работа на ПК» и «Здоровье: ваше и компьютера». Главы два и три в любом случае нам понадобится для следующих рекомендаций, поэтому их стоит скачать:

http://starostin.msk.ru/book/ChapterIntro.doc

http://starostin.msk.ru/book/Chapter1.doc

http://starostin.msk.ru/book/Chapter2.doc

http://starostin.msk.ru/book/Chapter3.doc

Главы выложены без картинок, верстки и окончательной редакторской правки. Бумажный вариант профессионально сверстан и может иметь несколько отличающийся текст.


Еще одна особенность моей книги – я тестировал ее на нескольких пользователях (почему-то все они оказались девушками), и вопросов по выполнению заданий у них почти не возникло. То, что было непонятно, я исправил, поэтому книгу можно "пройти без читов", то есть абсолютно без посторонней помощи. К книге прилагается компакт-диск со всеми описываемыми в ней программами. На все упражнения из книги есть видеоролики – можно посмотреть, как выполняется то или иное задание; выполнение сопровождают всплывающие комментарии. Книгу можно купить в любом крупном книжном магазине (например, Библио-глобусе), или заказать на http://www.ozon.ru. Хотя, конечно, ключевым пунктом при выборе учебника является обилие упражнений, а не моя фамилия на обложке!

Рекомендация № 2. Отучите бояться компьютера.


Эта рекомендация не дана первой лишь потому, что требует описанной в рекомендации №1 подготовки. Любой начинающий пользователь боится что-либо испортить или сломать. Покажите ему, что чтобы он не делал, вы всегда сможете восстановить исходные настройки и выправить ситуацию. На практике докажите ему, что это невозможно:
Покажите, что любой удаленный файл или ярлык можно восстановить с помощью Корзины.
Покажите, что настройки всегда можно сбросить в состояние «по умолчанию» (меня тянет сказать «к дефолтовым», но так не стоит разговаривать с пользователем).
Объясните, что никакая программа не может испортить компьютер физически. Отдельно остановитесь на этом моменте – пользователь должен быть уверен, что его потраченным на компьютер денежкам ничего не угрожает. Например, приведите аналогия с роялем: если пианист нажимает на клавиши спокойно и аккуратно, то какая бы какофония не звучала, самому роялю от этого ничего не будет. Так и с компьютером, если пользователь нажимает на клавиши спокойно и аккуратно, то с ПК тоже ничего не случиться.
Тем не менее, дайте правила физического обращения с компьютером (цветы на монитор не ставить, CD-диски блестящей поверхностью на стол не класть и т.п.). Мой вариант правил можно прочитать в главе «Здоровье: ваше и компьютера» (http://starostin.msk.ru/book/Chapter3.doc).
Покажите, как включать и выключать компьютер. Практика показала, что даже круглые чайники это умеют, но ваше объяснение придаст им уверенности. Кроме того, не дай бог у кого-нибудь полетит диск из-за неправильного выключения – данные-то может и восстановятся, а «осадочек» в виде страха напортачить останется.
Успокойте пользователя насчет влияния компьютера на здоровье. Расскажите про «излучения» и про необходимость делать в работе перерывы. Покажите, как правильно сидеть за компьютером. Информацию об этом можно прочитать из той же главы про здоровье. На сайте книга лежит без картинок, картинка с правильной посадкой вот: https://starostin.msk.ru/book/HowToSit.gif.

Рекомендация № 3. Донесите психологию работы за компьютером


«Любимая работа – это счастье. Нелюбимая – это каторга». Максим Горький
Прочитайте раздел «Введение. Психологические моменты» (http://starostin.msk.ru/book/ChapterIntro.doc) и главу 2 (http://starostin.msk.ru/book/Chapter2.doc). Это стоит сделать, даже если вы не собираетесь приобретать учебник, так как в главе даны несколько техник, как правильно реагировать на ошибки и выкрутасы ПК.
Покажите, с каким настроем надо выполнять упражнения (фактически, это материал «моментов»).
Донесите материал второй главы (если вы купили пользователю не мою книгу). Как минимум покажите, что ошибаться – это нормально (а кто не удалял по ошибке нужный файл?!). И обязательно донесите «Я – позицию»: если пользователь всегда будет винить в ошибках компьютер, он так ничему и не научиться.
Ну и покажите, что работать за компьютером – это все-таки счастье, а не каторга . Поставьте хороший фильм, запустите сайт с анекдотами, незатейливую игрушку или обучающую программу. Пусть пользователь расслабится и привыкнет к компьютеру – тот, как никак, персональный!

Рекомендация № 4. Ваше поведение при обучении


Самое главное – не выполняйте за пользователя его упражнения. Я, например, во избежание соблазна всегда держу руки за спиной и принципиально не притрагиваюсь к клавиатуре и мыши. Только когда ученик своими руками сделает упражнение, он чему-то научиться.
Тем не менее, в иногда процессе обучения возникают ситуации, когда вам надо раз и навсегда что-то поднастроить, при этом самому пользователю никогда больше не придется выполнять данную операцию (например, выбрать сочетание клавиш для переключения раскладок, или включить показ расширений в Проводнике и т.п.). В этом случае «отодвиньте» пользователя от компьютера, быстро проведите данную операцию и верните пользователя обратно за ПК. Четко заявите, что вы проводите разовое настроечное действие, и запоминать его вашему ученику не нужно.
Если ученик зашел «куда-то не туда», спокойно объясните ему, как выбраться. Но пусть он выбирается сам! Вы лишь можете направлять его советами, но не клавиатурой . Если он попадает туда еще раз, просто скажите «выбирайся», и пусть пользователь самостоятельно найдет выход – даже если на это потребуется время. Оно себя окупит – в другой раз ваша помощь просто не понадобится! Вообще, чаще предоставляйте пользователю возможность самому найти решение, лишь изредка направляя в нужную сторону с помощью подсказок. Не поленюсь и повторю: голосом, но не клавиатурой с мышью.
Если пользователь ошибается, ругать его нет смысла – он и так достаточно наказан из-за своей ошибки. И наоборот, все правильные или самостоятельные действия стоит подкреплять поощрением: обычно, интонацией и словами «Хорошо», «Правильно», «Молодец». Кому это слишком напоминает дрессировку, может почитать Карен Прайор «Не рычите на свою собаку»!
В случае если какой-то неудачный навык закрепился, можно убрать его, физически останавливая пользователя: например, беря его за руку. Из жизни: чтобы стереть символ, надо нажать или Delete, или Backspace. Все обучаемые мной секретарши делились на две группы: одни использовали «удаление», другие – «забой». Обе клавиши не использовал никто! Метод избавления от вредной привычки подгонять курсор под нужную клавишу удаления оказался незатейлив. Когда обучаемая была готова вот-вот протянуть руку к стрелкам, я нежно брал ее за руку и подводил ее кисть к соответствующей клавише удаления. Пять повторений – и все ученицы уже оперировали Delete и Backspace одинаково грамотно!
Если у пользователя ну уж никак не получается упражнение, то покажите им пример. Но – медленно! И самое главное, потом он обязательно должен повторить упражнение самостоятельно.

Рекомендация № 5. На будущее


Когда ваш подопечный минимально освоит (и освоится в) Windows, донесите до него следующие моменты:
В случае затруднений с выполнением упражнений, приучите его пользоваться видеороликами с компакт-диска к книге. Это сильно сэкономит ваше время, и заодно научить пользователя искать внешнюю справочную информацию.
Проверьте, что пользователь установил брандмауэр (не, ну кто такое дурное слово придумал) и антивирус. В моей книге их установка входит в одно из упражнений; в другом случае, возможно, вам придется дать их пользователю самостоятельно (но не установить – пусть привыкает свои программы ставить самому).
Приучите пользователя создавать резервные копии ваших данных. Вам же не придется выслушивать его охи-ахи и носиться с битым жестким диском .
Да, и похвалите его работу – если он все это выполнил, то однозначно заслужил самую искреннюю похвалу!

Заключение


Вот, собственно, и всё. Осталось только пожелать вам успехов в роли наставника и учителя: желаю! Если эти незатейливые советы помогли вам или показались полезными, то перешлите пожалуйста письмо об этой методичке тем, кому еще предстоит сложная работа по обучению ПК. Пусть наш компьютерный мир станет хоть немножко, но грамотнее. И спокойнее, без звонков расстроенных или разгневанных чайников . В общем, и вам и им – успехов! И помните, что

Удача – это результат тщательной подготовки!


Как научить близких/коллег/подчиненных компьютеру
116.85kb.

16 12 2014
1 стр.


Руководство пользователя тонкий клиент «Espada e-305(X)»

Тонкий клиент «Espada e-305(X)» представляет собой сетевой терминал, который подключается к персональному компьютеру (серверу, host-компьютеру) по локальной сети и может использова

106.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Разработка урока по теме: «Лесные пожары»

Образовательная: дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать пожары по их характерным признакам, научить как п

78.54kb.

14 10 2014
1 стр.


Наталья Тито Как заставить работника работать, или мотивация персонала в организации

Управляющие на тренингах часто спрашивают: "Как обеспечить заинтересованность своих подчиненных в хороших результатах? Неужели деньги единственная форма поощрения?"

70.61kb.

13 10 2014
1 стр.


Дорога к храму! Обзор у книжной выставки

Цель: Познакомить учащихся с православной книгой, научить различать добро и зло, научить любви к ближнему, понятию о нравственности

38.09kb.

09 10 2014
1 стр.


Как подключить синтезатор к компьютеру. Итак, способы подключения!

Компьютер, в котором встроена поддержка миди интерфейса, или в котором установлена звуковая карточка с поддержкой midi

55.19kb.

10 10 2014
1 стр.


Выбор книг в библиотеке

Цель занятия: дать понятие о справочном аппарате библиотеки. Научить основам «заочного» выбора книг, научить выбирать книги в открытом доступе самостоятельно

44.13kb.

12 09 2014
1 стр.


Памятка как вести себя при пожаре

Действуйте чётко, быстро, спокойно. Оповестите о пожаре коллег и затем покиньте горящее здание. Не пытайтесь спасти имущество, компьютеры, бумаги Жизнь гораздо важнее!

26.38kb.

15 10 2014
1 стр.