Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Как заработать полмиллиарда


на туризме
510 млн. USD - такого объема должен достигнуть в 2015 г. экспорт туристических услуг Беларуси, увеличившись в сравнении с 2010 г. в 3,5 раза. Это – ключевой показатель, заложенный в новой Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы (постановление Совмина от 24.03.2011 №373). Выполним ли он? В особенности учитывая то, что «додевальвационные» и «постдевальвационные» полмиллиарда долларов – это, как говорится, две большие разницы.

«ЭГ» обсудила перспективы туристической отрасли с представителями ее ведущих предприятий.

Предыдущая программа развития туризма, на 2005-2010 гг., завершилась относительно успешно. Объем платных туристических услуг за 5 лет вырос более чем в 13 раз составил 468,7 млрд. Br. В 2010 году он увеличился в сопоставимых ценах на 34,5 в сравнении с 2009 г. и составил 468,7 млрд Br. В последние два года впервые за 15 лет отрасль вышла на положительное сальдо. Экспорт туруслуг в 2010 г. вырос на 35% и достиг 146,7 млн.USD, тогда как импорт увеличился на 32,9% до 41,4 млн. USD. Как отмечают специалисты ГУ «Центркурорт», в экспорте туристических услуг львиная доля принадлежит санаторно-курортным учреждениям. На втором месте - гостиничные комплексы, и лишь на третьем – фирмы, оказывающие непосредственно туристско-экскурсионные услуги.



Большие надежды из частного кармана

В развитие туристической отрасли за 5 лет планируется вложить 4,29 трлн Br., 3,73 из них должны составить инвестиции частного бизнеса. Указаны и конкретные суммы. Правда, неизвестно как они изменятся в связи с падением курса белорусского рубля, который на межбанковских торгах обесценился с начала года более чем на 100%.

Абсолютным лидером по привлечению инвестиций должен стать Минск. С расчетом грядущего Чемпионата мира по хоккею - 2014 в столице планируется небывалое строительство сразу 8 пятизвездочных отелей. Также планирует построить 3 четырехзвездочных и 4 трехзвездочных гостиницы. Всего в столице будет введено не менее 4 тыс. новых гостиничных мест. Ближе к 2014 г., отмечают в Министерстве спорта и туризма, число доступных под строительство гостиниц площадок может быть увеличено. Общий объем привлеченных в строительство инвестиций должен составить 3,6 трлн Br.

Львиная доля всех инвестиций (4,28 трлн Br.) придется на развитие туристической инфраструктуры. Это – одно из ключевых направлений программы.


Кроме того, в ближайшие месяцы планируется принять указ о мерах по развитию въездного туризма. Он призван «подхлестнуть» развитие туристической инфраструктуры и инициативу на рынке.

Белорусы не отдыхают

Валютный кризис в последние месяцы заметно подкосил турфирмы, работающие на выезд и вынужденные рассчитываться с зарубежными партерами в иностранной валюте. Согласно опросу, проведенному социологическим центром ООО "ЗЕРКАЛО-ИНФО, подавляющее большинство (68%) белорусов сейчас не смогут даже раз в год отдохнуть с детьми на море.

Казалось бы, ситуация должна сыграть на руку тем, кто занимается туристическим обслуживанием в самой Беларуси. Можно было бы ожидать, что сограждане поменяют Турцию и Египет на более приятные для кармана Нарочь и Свитязь. Однако туроператоры дружно признают: всплеска внутреннего туризма не наблюдается. Белорусы, похоже решили назло всем кто хочет нас нагнуть, не отдыхать вообще.

Как сообщили «ЭГ» в РУП «Белинтурист», этой весной туры по Беларуси не стали более популярны, количество «внутренних» туристов почти не изменилось.

«В январе-феврале белорусы активно бронировали и выкупали зарубеженые путевки, - комментирует главный бухгалтер «Белинтуриста» Людмила Романовская, - а вот в марте-мае наступил коллапс. Путевки за рубеж у нас практически никто не покупает». Но при этом и во внутреннем туризме ажиотажа не наблюдается. «Наши санатории и гостиницы все-таки дороговаты для большинства белорусов», - признают в Белинтуристе.

Этому выводу вторит директор фонда «Страна замков» Александр Варикиш: В 2011 г. поток клиентов, как говорит директор фонда, остается на уровне прошлого года. Что касается клиентов из-за рубежа, они составляют около 30-40% от общего потока желающих приобщиться к историческим ценностям Беларуси. Но среди них мало индвидуальных туристов, чаще всего они входят в состав сборных групп, когда белорусы «вывозят» на экскурсию своих друзей, родственников, гостей из-за границы.



Переиграть Украину

Большинство туристов из-за рубежа, по свидетельству туроператоров,– наши соседи по СНГ, украинцы и россияне. Из дальнего зарубежья лидируют США, Германия, Скандинавия.

Однако, как отмечает ведущий специалист отдела въездного туризма РУП «Белинтурист» Елена Шелег, «многие, если не большинство туристов из Европы – люди, имеющие белорусские корни, которые приезжают навестить землю предков».

В ближайшие 5 лет, судя по внешне- и внутриполитической обстановке, отношения с Евросоюзом вряд ли потеплеют. Следовательно, в развитии туристической отрасли Беларуси предстоит ориентироваться на россиян. Для них наша республика может стать «западом без шенгенской визы», своего рода « русскоязычной Европой», привлекая туристов качественным санаторно-медицинским обслуживанием, заповедниками, средневековыми фестивалями на фоне Мирского замка и поголовным знанием русского языка. Однако стране за свои полмиллиарда придется потрудиться. В первую очередь – над брендированием, пиаром туруслуг и развитием перспективных направлений. На этом поле нам, к тому же, предстоит переиграть такого мощного конкурента, как Украина, с горными курортами Карпат, пляжами Крыма и ценами в полтора ниже белорусских.

Но эксперты полагают, что у Беларуси есть свои козыри, которыми она может воспользоваться.
В зоне особого внимания
Перспективнейшим направлением, потенциальным «золотым дном» является санаторно-медицинский туризм. Сейчас санатории Беларуси переживают настоящий наплыв россиян. Как сообщил журналистам начальник ГУ Управления делами президента «ЦентрКурорт» Олег Михайлов, россияне, в зависимости от сезона и типа учреждения, составляют от 50 до 80 % всех отдыхающих в здравницах «ЦентрКурорта». Подавляющее большинство из российских отдыхающих – москвичи. «При их зарплатах наши цены представляются очень комфортными», - говорит О. Михайлов. На днях в Москве открылось представительство «ЦентрКурорта», таким образом крупнейший белорусский туроператор надеется привлечь дополнительное число российских клиентов.

Менее развита, но также очень перспективна такая услуга, как туристическое и медицинское обслуживание россиян, приезжающих лечиться в белорусских клиниках. По этому поводу в РУП «Белинтурист» уже создан отдел медицинского туризма. По словам ведущего специалиста отдела Николая Мирона, в Беларуси стоимость медицинских услуг на 60% меньше, а по качеству они превосходят российские. Предполагается, что наиболее востребованы будут услуги стоматологов и трансплантологов. Для российских пациентов планируют организовывать «медицинские туры». Турфирмы в данном случае могут выступать в роли посредника, подбирать клиенту оптимальную клинику, организовывать приезд, передвижение по стране и проживание. Для этого им не потребуется отдельной лицензии Минздрава.

Впрочем, по отзывам экспертов, медицинский туризм в нашей стране остается почти исключительно «нивой» государственных туроператоров и здравниц. Доходы от реализации путевок иностранцам только в прошлом году составили 145 млрд Br. Не факт, что государство потеснится, чтобы пустить к этой «кормушке» частных посредников.

А вот активное развитие придорожного сервиса, агроэкотуризма, строительство туристических комплексов в заповедниках предлагается вести во многом силами частного бизнеса. Отдых в агроэкоусадьбах, охотничьи и рыболовные туры, отдых на природе привлекательны не только для россиян, но и для граждан Евросоюза. «Для европейца может быть привлекательной ваша неурбанизированность, спокойствие и тишина в сельской местности, дикая нетронутая природа. Я планирую построить в Беларуси туристическую деревню с мастерскими народных ремесел, где люди из Европы могли бы пожить в тишине, своими руками научиться печь хлеб или лепить горшки», - рассказывает владелец отеля в итальянских Альпах Марко Паолаццо.

Программа развития туризма определила основные зоны роста агроэкологического турбизнеса, которым будете уделяться особое внимание.В первую очередь это Припятское полесье, Августовский канал, Нарочанская курортная зона (для которых приняты отдельные программы по развитию), Беловежская пуща, транзитно-туристическая зона ”Брест – Барановичи – граница области“, Пинское Полесье, Витебская, Полоцкая, Гродненская, Новогрудская, Могилевская, Борисовская, Логойская, Жлобинская, Полесско-Туровская и Слонимская турзоны. В них будут активно строить мотели, автостоянки и турцентры. Планируется создание рыбных ресторанов на базе рыбхозов, видеокафе вблизи спортивных комплексов, ледовых арен, стадионов с установкой плазменных экранов, палаточных городков, пунктов проката, агротуристических комплексов. Новым словом на рынке обещают стать комплексные программы, где будут скомбинированы все виды услуг от экстремального отдыха до оздоровления.

Эхо истории - в звонкой монете

Еще одно популярное направление, привлекающее многих россиян – военная история и анимированные исторические туры. Что касается истории Великой отечественной, здесь нам весь пиар сделала еще могучая пропагандистская машина СССР, создав такой брэнд как Брестская крепость. В последнее время к нему добавилась Линия Сталина и мемориал военной техники на Буйничском поле под Могилевом, которые посещает множество туристов из РФ.

Что же касается анимированных туров, с инсценировками из истории Беларуси, рыцарскими боями, застольями и файер-шоу – это, по мнению экспертов, - исключительно перспективное направление, которое пока находится в зародыше.

В ожидании решений

Тем не менее, развитие отрасли зависит не только от расторопности и предприимчивости турфирм. Существует ряд проблем, которые препятствуют развитию въездного туризма и решение которых остается за государством.

Иностранцы часто удивляются отсутствию в белорусских городах центров туристической информации, где можно бесплатно получить карту города, и брошюрки по его истории. В большинстве городов Западной Европы такие центры есть в изобилии, а печатную продукцию они издают за счет ресторанов и гостиниц, которые размещают в туристических проспектах свою рекламу. Не хватает Беларуси развитой сети проката, придорожных мотелей и кафе. Также сдерживают развитие въездного туризма существующий визовый режим. Туристы из США, Израиля, стран ЕС имеют безвизовый или упрощенный визовый режим доступа в 130 стран мира. К сожалению, Беларусь не входит в этот список.
К сдерживающим факторам относятся также узкий ассортимент и высокая стоимость транспортных услуг, жесткая ценовая политика компании «Белавиа», зачастую завышенные даже в сравнении Литвой или Польшей цены на гостиницы, отсутствие сети дешевых гостиниц – хостелов.

В решении этих проблем, как и в налоговом стимулировании отрасли, последнее слово остается за властью. За ней же – и обещанное в Программе брендирование областей и самой Беларуси как туристического региона. Станет ли Беларусь для туристов хотя бы из России «Западом на Востоке»? Время покажет.



Дарья КОСТЕНКО
Vox populi

«ЭГ» опросил нескольких россиян с разным уровнем дохода, чтобы узнать, чем Беларусь может привлечь туристов из РФ.

-- Какие достопримечтальности Беларуси вы знаете?

-- Чтобы могло бы привлечь вас при выборе Беларуси как места отдыха?

-- Что могло бы оттолкнуть при выборе места отдыха?
Павел, 43 года, Москва, программист, среднемесячный доход выше 5 тыс. EUR

-- Музей Шагала в Витебске, Брестская крепость, Беловежская пуща (зубры!), художественные музеи.

-- Безопасность и низкие цены при высоком уровне сервиса (и обязательном быстром Интернете). В первую очередь - в СПА-отелях и при отдыхе на озерах. Казино тоже не помешает, потому как у нас их почти нету. И, конечно, общая культура людей, которой всегда славились белорусы. 

-- Не хотел бы увидеть там, где я отдыхаю, "совковый" сервис, лохотронщиков и попрошаек, воровство, негигиеничное приготовление еды в ресторанах, назойливость уличных продавцов, грязные улицы, митинги и шествия (кроме карнавалов), в странах ex-СССР - демонстративное нежелание понимать русский язык.


Евгений, 36 лет, Москва, редактор, среднемесячный доход 2 тыс. EUR

-- Брестская крепость, Мир, Несвиж, Беловежская пуща, "Линия Сталина",


Витебск, как Шагал, Бобруйск, как интернет-мем... Ну сам Минск еще, заповедники.

-- Природа, в первую очередь. Рыбалка и палатка у речки и чтоб никаких других туристов рядом. Замки и военная история.

-- Я слишком мало был у вас, чтобы меня, как туриста, что-то сильно
задело. 
Александр, 32 года, временно не работающий, Санкт-Петербург, менее 500 EUR

-- Беловежская пуща, Мирский замок, Несвиж.



-- Хорошие дороги, красивые женщины. Возможность легально играть в покер. Наличие мест, до которых не добралась цивилизация западного образца, аутентичных деревенек. Памятники культуры и быта евреев восточной Европы: местечки, синагоги, кладбища.

-- Относительно высокий (в сравнении, например, с Украиной) уровень цен. Нежелание поддерживать своими деньгами тоталитарный режим. Последствия Чернобыля.

Как заработать полмиллиарда

Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы (постановление Совмина от 24. 03. 2011 №373). Выполним ли он?

98.4kb.

16 12 2014
1 стр.


Что именно касающееся денег?

Так что, в отличие от многих других наук, которые имеют такое вот значение, такой книжное, как бы, теоретическое, эти науки абсолютно практические о том, как не потерять деньги. А

416.9kb.

08 10 2014
3 стр.


Цели: расширить кругозор детей

Ребята, сегодня у нас с вами пройдёт интересное мероприятие. Трое самых эрудированных и подготовленных ребят из каждого класса посоревнуются за звание победителей. Послушайте, как

56.51kb.

16 12 2014
1 стр.


Кому еще нужно легко создать свой сайт за 3 недели и заработать на нем?
25.32kb.

08 10 2014
1 стр.


Предпринимательство в Китае, России, и Бразилии: сравнение у китайских и российских предпринимателей много общего: они склонны к риску, стремятся заработать больше других и работа для них важнее отдыха

У китайских и российских предпринимателей много общего: они склонны к риску, стремятся заработать больше других и работа для них важнее отдыха. Бразильские предприниматели больше м

53.2kb.

17 12 2014
1 стр.


В москве пройдет конференция по защите детей от жестокого обращения? Источник: «риа новости»

Клуб приемных родителей может заработать в Нижнем Новгороде. Источник: «В городе N»

61.73kb.

05 09 2014
1 стр.


Сырьё и упаковка

Спрос на мюсли и прочие сухие завтраки неуклонно растет, поэтому новички еще могут найти свою нишу на рынке и заработать немного (а при хорошем раскладе — даже немало) денег

58.73kb.

15 12 2014
1 стр.


Сельская "рапсодия" («Российская газета», 20. 05. 2008)

В зерноградском районе Ростовской области в октябре должна заработать первая установка по производству биотоплива на основе рапсового масла. Проект по производству растительного го

21.64kb.

06 10 2014
1 стр.