Предпринимательство в Китае, России, и Бразилии: сравнение
У китайских и российских предпринимателей много общего: они склонны к риску, стремятся заработать больше других и работа для них важнее отдыха. Бразильские предприниматели больше мотивированы тем, чтобы приносить пользу обществу
Семеон Джанков, Йинги Чен, Жерар Роланд и Екатерина Журавская1
Для экономического роста и развития необходим стабильный, здоровый сектор малого и среднего бизнеса, а динамичность предпринимательства – основа инноваций и роста.
Данный сравнительный анализ характеристик китайских, российских, и бразильских предпринимателей основан на результатах пилотного проекта, проведенного в России в 2003 – 2004 гг., в Китае в 2004 – 2005 гг, и в Бразилии в 2005-2006 гг. Он является частью широкомасштабной исследовательской работы, охватывающей пять крупных развивающихся стран с переходной экономикой: Россию, Бразилию, Китай, Индию и Нигерию. В этих странах опрашивались респонденты в семи крупных городах четырех различных регионов. В выборку вошли как предприниматели, так и не-предприниматели, отобранные случайным образом, с целью установить, как эти группы отличаются по индивидуальным характеристикам, социологическим показателям, а также каково их восприятие институциональной, социальной и экономической среды. Далее мы приводим результаты сравнения Китая и России. Ко времени конференции мы добавим и Бразилию.
Предприниматели в среднем чаще меняют работу и место жительства. В России предприниматели чаще переезжали на новые места жительства, чем не-предприниматели, и занимались значительно более разнообразной профессиональной деятельностью. Китайские предприниматели имели опыт работы в значительно большем числе отраслей, по сравнению с не-предпринимателями.
В подтверждение общепринятой точки зрения на предпринимательство как деятельность, связанную с риском, предприниматели значительно меньше уклоняются от риска, чем не-предприниматели. На вопрос, предпримет ли респондент рискованное предприятие с шансами на успех 50 на 50, 77 % предпринимателей в России и 90 % предпринимателей в Китае ответили положительно (по сравнению с 67 % и 57 % не-предпринимателей, соответственно).
Предприниматели в большей степени довольны жизнью, чем не-предприниматели:
-
В России 92 % предпринимателей и 73 % не-предпринимателей ответили «да» на вопрос, счастливы ли они. В обеих странах очень или довольно успешными считают себя больше предпринимателей, чем не-предпринимателей: 74 % против 37 % в России, и 64 % против 43 % в Китае.
-
В обеих странах предприниматели считают себя значительно более здоровыми, чем не-предприниматели. Они чаще вступают в брак (особенно в России) и имеют большее количество детей (особенно в Китае).
Российские предприниматели лучше учились в школе, но в Китае дело обстоит иначе. В тесте на когнитивную способность, рассчитанном на кратковременное запоминание, предприниматели действительно показали лучшие результаты, чем не-предприниматели, хотя различие было незначительным. Интересный факт – предприниматели знают меньше иностранных языков, чем не-предприниматели.
Другое важное отличие предпринимателей от не-предпринимателей заключается в выборе между работой и свободным временем. Предприниматели значительно менее склонны отойти от дел, если бы им была предоставлена возможность без всяких усилий получать доход от 100 до 500 ежегодных ВВП на душу населения в данной стране. В обеих странах очень важной причиной для продолжения работы является желание заработать больше денег. В России удовлетворение, получаемое от работы, и ощущение своей полезности обществу также играет важную роль; однако в Китае это не так.
Предприниматели придают большое значение своей работе
Среди родителей российских предпринимателей больше лиц с высшим или специальным образованием, чем среди родителей не-предпринимателей (73 % против 48 %). В Китае никаких различий по этому показателю нет. Однако отцы предпринимателей в обеих странах чаще всего являются руководителями (19 % против 12 % в России и 30 % против 13 % в Китае). В отличие от Китая, в России оба родителя предпринимателя чаще всего были членами коммунистической партии.
В обеих странах есть одно очень значительное отличие между этими двумя группами – доля предпринимателей среди членов семьи и друзей. Среди членов семей предпринимателей бизнесмены встречаются намного чаще (57 % в России и 49 % в Китае против 34 % и 24 %, соответственно, для не-предпринимателей).
Что касается ценностей и убеждений, то здесь главное отличие – отношение к работе: 75 % российских и 80 % китайских предпринимателей считают свою работу очень важной, что соответствует приведенному выше показателю предпочтения работы свободному времени. Так же относятся к своей работе только 53 % не-предпринимателей в России и 63 % в Китае. Китайские предприниматели гораздо выше ценят политическую свободу по сравнению с не-предпринимателями (73 % против 28 %), а российские предприниматели, наоборот, придают ей меньшее значение, чем не-предприниматели (62 % против 74 %).
Ответы на вопросы о социальных нормах показали, что в обеих странах предприниматели в большей степени, чем не-предприниматели, считают взятки приемлемыми. Вероятно, это отражает их больший опыт в бизнесе, а не внутренние убеждения. Российские предприниматели значительно менее доверяют иностранцам и приезжим, в Китае же по этому показателю существенного отличия между рассматриваемыми группами нет. Россияне в целом значительно меньше доверяют всем уровням власти, чем китайцы: только 37 % из опрошенных россиян заявили о каком-либо доверии к правительству; в Китае этот показатель составил 77 %.
Восприятие институциональной, социальной и экономической среды
82 % китайских предпринимателей считают, что местные органы власти поддерживают их, и 70 % не-предпринимателей думают так же в отношении себя. В России только 49 % предпринимателей считают так же (и 53 % не-предпринимателей). По сравнению с остальным населением, российские предприниматели более негативно воспринимают отношение государства к предпринимательству (на всех уровнях власти). Предприниматели в Китае также чувствуют себя более защищенными в области прав собственности и больше доверяют судам, чем не-предприниматели. В России обратная ситуация. На вопрос, обратились бы Вы в суд с жалобой на злоупотребления чиновников, около 72 % не-предпринимателей в обеих странах ответили «да». Однако только 62 % российских предпринимателей положительно отвечает на этот вопрос, а в Китае этот показатель составляет 80 %.
Таким образом, исследование показывает, что факторы, влияющие на предпринимательство в Китае и России, весьма разнообразны. Предприниматели в обеих странах склонны к риску. Культурные различия, похоже, не играют ключевой роли даже при том, что существуют некоторая довольно значительная дифференциация между предпринимателями и не-предпринимателями, включая их личное отношение к работе. Похоже, что одним из серьезнейших препятствий для людей, стремящихся начать свой бизнес или расширить его, являются трудности с получением кредитов. Более всего на развитие предпринимательства влияют социальные связи – наличие предпринимателей в семье и среди друзей очень важно для начала этой деятельности.
ВРЕЗКИ:
Социальные связи:
Предприниматели имеют больше друзей и родных - предпринимателей
Общественные нормы законности:
Предприниматели более толерантны к взяткам
Личные качества:
предприниматели более мобильны и чаще меняют работу;
предприниматели более склонны к риску и лучше характеризуют своё здоровье