Перейти на главную страницу
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007
ББК 74.3 Н71
Нищева Н. В.
В пособии представлены картотеки методических рекомендаций логопеда родителям дошкольников по всем направлениям речевого развития ребенка. Картотеки являются необходимой составной частью оборудования логопедического кабинета.
ББК 74.3
© Нищева Н.В., 2007 ISBN 89814- 371-8 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
Карточки с методическими рекомендациями готовы к использованию. В картотеках еженедельных методических рекомендаций и рекомендаций по обучению грамоте каждая карточка должна быть представлена в 10—15 экземплярах. В картотеке по грамматике каждая карточка копируется 3—5 раз. Карточки могут быть наклеены на картон или просто вложены в прозрачные папки-файлы. Для хранения карточек желательно приобрести специальные контейнеры или ящики с делителями.
Картотека обобщает опыт работы автора с детьми двух— четырех лет, страдающими моторной алалией. Задания могут быть использованы и в работе с двухлетними малышами, посещающими логопедические группы для детей раннего возраста.
В соответствии с постановлением Правительства РФ №212 от 10.03.2000 г. в России ведется набор неговорящих детей раннего возраста (с двух лет) в логопедические группы. Норма наполняемости таких групп составляет шесть человек, и приоритетным в них считается проведение индивидуальных занятий с малышами. Данное пособие поможет и логопеду, и родителям правильно организовать и проводить такие занятия.
Задания, содержащиеся в картотеке, обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двусложных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.
Начиная занятия с использованием заданий картотеки, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит.
Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам.
1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:
— У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— У-у-у!
Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.
— А-а-а!
— А-а-а!
— О-о-о!
— О-о-о!
— И-и-и!
— И-и-и!
1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение
1. Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»
— Как кричит ослик?
- Иа! Иа!
4. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу!» —
Рыжий кот.
Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» —
Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.
«Бе-бе-бе!» —
Барашек черный.
Он веселый и проворный.
«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»
«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»
6. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка».
«Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»
Как кричит курочка?
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
1. Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!
2. У девочки болит зуб:
— Ох! Ох! Ох!
3. Дети качаются на качелях:
— Ух! Ух! Ух!
4. Папа рубит дрова:
— Эх! Эх! Эх!
Рассматриваем с малышом и называем картинки, предлагаем малышу произнести слова вместе.
папа Нана
мама Тата
ляля баба
дядя би-би
Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее:
— Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!»
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
Показываем ребенку картинку, рассказываем:
— У Кати Ляля. Катя, дай Лялю!
— Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить.
Показываем ребенку картинку, рассказываем:
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать.
Задавайте ребенку вопросы:
Покажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
мама мыть Моя мама,
муха мыло Мой мяч.
моя мою Мою мяч.
мой мяч Мама, муха!
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
папа петь пили Папа, пили.
Петя пить пей Петя, пей.
пух пилить пой Папа, пой.
20. Уточнение произношения звуков [Б], [Б']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
баба бить Боба, бей!
Боба бей
Вот баба. Баба у дома. Бобик на бабу: «Ав! Ав!» Бобик, это баба!
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
Федя кофта Вот кофта. У Фени кофта.
Фима туфли Папа, пей кофе.
22. Уточнение произношения звуков [В], [В']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
вода Витя Вот вода. Вова, пей воду.
Ваня ванна У Вовы вата. Мама моет Вову.
23. Уточнение произношения звуков [Т], [Т]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
Тома кот У Тимы кот. Тут Тима и Таня.
Тима
24. Уточнение произношения звуков [Д], [Д']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
дым Дуня куда Это дым.
дыня Дина дай У дома дуб.
дуб дядя дать У Димы дыня.
ДУДКА
У Димы дудка. Дима:
ДЫНЯ
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
Нана Ната Тут Ната.
Нина нота Вот Нина.
Нона кино Там Инна.
Анна нога Болит нога.
Инна ноги
26. Уточнение произношения звуков [К], [К']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
киса кит мак Катя, кати!
У Кати мак.
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
Гена ноги гони
гусь беги гуди
гуси губы где
ГУСИ
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
хата пух У нас хата. Вот муха,
халат мех Хата мала. У зайки пух.
уха муха У мамы халат. Ухо болит,
ухо тихо У кисы мех. Вова ест уху.
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звукоподражания.
Я люблю свои игрушки — Киску, зайку и лягушку,
Заводного петушка И пушистого щенка.
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.
ДОМ
Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.
Дом растет — от, от, Видит кот — от, от.
Крыша вот, а вот труба. Ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.
31. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.
Сильный дождь идет в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! В лужи он налил воды. Ды-ды-ды! Ды-ды-ды! Стала мокрою листва. Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!
Дождь кончается в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Скоро я гулять пойду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Я по лужам побегу. Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!
Я на солнышко взгляну. Ну-ну-ну! Ну-ну-ну! Ах! Какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Распускаются цветы. Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, предлагаем малышу назвать картинки.
бык дыня Вот дым. У мамы сын.
дым мышь У Вовы дыня,
сын мыть Надо мыть ноги.
КАРТОТЕКА
еженедельных методических рекомендаций
для родителей дошкольников с ОНР (с 3 до 7 лет)
Еженедельные методические рекомендации родителям обязательны в логопедической группе. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гармоничного всестороннего развития.
Картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей разработана для каждой возрастной группы в строгом соответствии с авторскими программами коррекционно-развивающей работы1.
Карточку с заданием родители получают в пятницу, для того чтобы в выходные дни выполнить все рекомендации учителя-логопеда, провести с ребенком экскурсии, наблюдения за объектами природы на прогулке, поиграть в подвижные игры, сделать пальчиковую гимнастику, загадать ребенку загадки, почитать стихи, порисовать. В каждом задании указаны книжки, которые можно почитать ребенку в течение предстоящей недели. Все вышеперечисленные задания позволяют родителям принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребенка. Логопед указывает примерный лексикон по каждой изучаемой лексической теме. Выделенные в карточках слова будут вводиться в речь ребенка всеми работающими с ним специалистами.
Для домашней работы с детьми автором разработана серия книжек-раскрасок по всем изучаемым в детском саду лексическим темам. Имея книжки-раскраски, родителям проще будет выполнять с ребенком задания; а ребенку будет интересно рассматривать, называть и раскрашивать картинки, что способствует более быстрому и успешному накоплению и активизации словарного запаса. Задача логопеда, привлекающего себе в помощники родителей, состоит в том, чтобы нацелить их на эффективную работу. Обязательно следует предупредить взрослых, что с ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребенку. Занятия лучше проводить в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому взрослому. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10—15 минут. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений. Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребенку сделать это самостоятельно, подсказывая по необходимости отдельные слова. Как правило, достаточно двух-трех повторений, чтобы ребенок запомнил небольшой стихотворный текст.
Важно объяснить родителям необходимость развития всех видов восприятия ребенка. Для этого посоветуйте при рассматривании натуральных предметов разрешать ребенку трогать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедится, погладив кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть сравнит вкус сладкого яблока и кислого лимона; пусть послушает, как чирикает воробей и как тенькает синица; пусть почувствует, что стеклянный стакан тяжелее пластмассового и т.п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова-антонимы: гладкий — шершавый, кислый — сладкий, тяжелый — легкий, высокий — низкий, широкий — узкий.
Родители должны получить от логопеда информацию о необходимости регулярных игровых развивающих занятий с ребенком. Пусть наберутся терпения, будут упорными — и тогда их усилия будут вознаграждены. К концу года они увидят, как много нового узнал и научился делать ребенок, как пополнился его словарный запас, какой богатой стала связная речь малыша.
Стоит напомнить родителям, что для регулярных занятий с ребенком им потребуются цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски или гуашь, ножницы, цветная бумага, мяч; хорошо иметь книжки-раскраски и библиотеку детской литературы.
Код картотеки — код картотеки, по которой осущестляется поиск
10 10 2014
1 стр.
Ез тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным логопедам пом
14 12 2014
15 стр.
Для заполнения групп используйте данные: ксерокс, картотеки, брошюраторы, адресовальные машины, гектографы, пишущие машинки, ламинаторы, переплетчики, оргавтоматы, шредеры, диктофо
25 12 2014
1 стр.
А так же интересные поделки к Пасхе, праздничные украшения для салатов. Много новых поделок, рецептов, сценариев для праздников, игр, конкурсов, стихов, песен и других материалов.
14 12 2014
1 стр.