Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
КЫРГЫЗСТАН XIX–XXI кк.

КЫРГЫЗСТАН в XIX–XXI вв.
К. Асанбеков

Духовные предводители иссыккульских кыргызов

(о роли семи аке в истории Кыргызстана второй

половины XVIII века – первой четверти XX века)

Общие корни у слов «Родина» и «народ», ценности народа определяют судьбу родины. Их берегут и передают из поколения в поколение духовные лидеры общества, те личности, кто думает не только о насущных проблемах эпохи, а старается выбрать для страны верный путь развития.

Сегодня, когда мечта наших предков вековой давности осуществилась, Кыргызстан вновь стал суверенным государством, очень важно осмыслить уроки прошлого, освоить бесценный опыт народа. Благодаря освобождению от идеологических шор тоталитарной системы теперь появилась возможность изучения жизненного пути духовных предводителей кыргызского общества до Октябрьской революции.

В эпоху социализма достигнуты высокие показатели, которых мы не можем не признать. Это общественно значимое положение прогрессивных тенденций прошлого века. Вместе с тем, нам нельзя забывать об отрицательных сторонах авторитарной власти Советской эпохи, отрицательно повлиявшей на ход истории и жизни народа, на развитие его духовности. Следует дать справедливую оценку той эпохи. Велась работа по отторжению кыргызского эпоса «Манас», – гордости кыргызского народа. А наследие таких мудрецов, как Арстанбек, Калыгул, оставалось под запретом. Мудрые заветы Аке совершенно не исследовались и забывались потомками.

После провозглашения суверенного государства Кыргызстан народ стал оценивать заветы мыслителей. Таким образом, благодаря демократическим преобразованиям в обществе, появилась возможность широкого распространения наследия Аке. На основе исследования необходимо определить место народных мудрецов в истории нации, их роль в установлении диалога с внешним миром.

Начиная с 1991 года и по сей день, общественный интерес к деятельности

Асанбеков К. – преподаватель ИГУ им. К. Тыныстанова

Аке остается стабильно высоким. Результатом такого интереса стали вышедшие за последние девятнадцать лет книги, различные прошюры и газетные статьи, проводившиеся научные конференции и устраивающиеся празднества в честь этих деятелей.

Наряду с позитивными сторонами изучения Аке, появились публикации скороспелых и сенсационных мнений, основанных скорее на эмоциях, впечатлениях и ощущениях, чем на глубоких знаниях исторических событий и фактов. При анализе работ прослеживается тенденция преувеличения роли и значимости именно представителей своего рода, племени. Авторы порою забывают о том, что деятели, Аке и их духовное наследие являются достоянием всего кыргызского народа.

Основным источником, на который приходится опираться в данный период, является санжыра (генеология) – устная история кыргызского народа. Сведения из подобного рода источников пользуются доверием науки, а определенные критические методы исследования могут дать учёным целостное, новое представление об интересующей нас проблеме.

Вторую группу источников составляют различные архивные документы, которые опубликованы в сборнике архивных материалов и документов по истории кыргызско-российских взаимоотношении в XVIII–XIX, первой четверти XX веков и «Хрестоматии по истории Кыргызстана»2. Благодаря этим сборникам, мы можем изучать интересующие нас документы, не посещая различные архивы и библиотеки. В этих книгах собраны воедино отложившиеся в различных архивах документы взаимоотношений кыргызов с Россией, в которых имеются сведения о Карга Аке, Тилекмат Аке и других; они являются ценными источниками в изучении жизнедеятельности вышесказанных личностей.

Мы надеемся, что проделанная работа в определенной мере поможет восполнить некоторые пробелы в историографии духовно-нравственных наставников Аке, живших в XVIII–XIX – в первый четверти XX века на Иссык-Куле.


КАРГА АКЕ

(1718–1828)
Карга Аке – выходец из племени Желден – был великой личностью. Он родился в 1718 году, дожил до 110 лет и прожил замечательную, богатую событиями жизнь. Имел 10 сыновей.

Родословная: Туумакашка – Каракозу – Желден баатыр – Тулоко – Мендегул - Карга. Он приблизительно на 30 лет старше Мойт Аке, на 50 – Сарт Аке, на 80 – Тилекмат Аке, на 130 – Садыр Аке, на 120 – Карач Аке, на 125 – Кыдыр Аке. Жизнь и деятельность Карга Аке исследуется с 1996 года. Год рождения старейшины основан на достоверном источнике.

Год рождения Карга Аке был определен при помощи простых арифметических действий. В родословной санжыре, которую перерассказывают его потомки, говорится, что Карга жил 110–112 лет. По воспоминаниям праправнука Иманкожо Атамкулова, это подтвердилось. Иманкожо родился в 1916 году, во время Уркуна (побег в Китай), и родители собирались бросить его на дороге. Девяностолетний его дедушка Акылтай понёс новорожденного в Китай, укутав и спрятав в своей шубе. Старейшина брал внука спать с собой. Через три года они возвращались на Иссык-Куль. Они 12 лет прожили вместе.

Место, где первый похоронен Карга Аке, называется с давних лет «Коргон Карга Аке». Сегодня его площадь занимает 20 га, местом захоронения является село Дархан. Исходный источник был найден в 2002 году, после защиты дипломной работы на тему: «Карга Аке».


МОЙТ АКЕ

(1750–1847)
Знаменитый старец родился в 1750 году в семье Алдаяра2, где был самым младшим сыном. Мойт Аке имел от трех жен (Алма, Кумуш, Умуко) шестерых сыновей: Усон, Чомой, Алыбек, Качыбек, Саске и Калча. Потомки последних в нынешнее время проживают в селе Орто-Орукту Иссык-Кульского района. По преданию, сам Мойт Аке выбрал это благодатное место для своих потомков, проявив при этом прозроливость и дальновидность.

Прах Мойт Аке, по его завещанию, покоится в местности Манжылы3. На могилу люди до сих пор ходят помолиться и поклониться его праху.

По свидетельству современников, Мойт Аке имел яркую, незаурядную индивидуальность, обладал кипучей энергией, неистощимым остроумием, был чрезвычайно обаятельной и широкой натурой. Также он был человеком больших способностей и такта. Кроме того, он был прекрасным лекарем, беркутчи и берейтором коней. Народная молва передает историю о том, как провидец спас жизнь Айжан, матери известного Балбай-баатыра, вылечив ее от болезни. Также в памяти народа сохранилась история о том, как Мойт Аке из маленькой, раненой, а следовательно, больной птицы, сделал грозную для некоторых степных животных и всем известную хищную птицу по имени Тоо-Комдот. А рассказ о берейторстве требует особого изложения.

Всем известно, что Всевышний дарует каждому определенные способности. Мойт Аке Бог дал много способностей, одной из которых была способность видеть скаковые качества коней. В санжыре есть сведения о том, что у Мойт Аке был целый табун скакунов, среди которых выделялся Керкашка 4. Этот и другие скакуны принесли огромную славу провидцу не только среди кыргызских племён, но и среди казахских.

Однажды на джайлоо Каркыра проходило празднество казахских и кыргызских племен. По традиции, в ходе празднества, прошли конские скачки, на которые многие знатоки коней обеих народов выставили своих скакунов. Победителем скачек стал скакун одного знатного казаха – Шуубар-баатыра. Вслед за ним пришел вышеназванный скакун Мойт Аке – Керкашка. Во время скачек Мойт Аке заметил, что Керкашка и скакун Шуубара были похожи как две капли воды и вспомнил тот день, когда его конские пастухи потеряли одного из двух годовых жеребцов, которых родила одна кобыла. В конце скачек Мойт Аке, посоветовавшись со своими, решил вернуть себе когда-то потерянного жеребца. На собрании он рассказал правду о скакуне Шуубара и попросил его вернуть. Но казахские старейшины, во главе с Найман-аксакалом, поставили ему условие: «Если отгадаешь наши загадки, то получишь скакуна». Загадка заключалась в том, что Мойт Аке должен был найти в отаре ягнят, отлученных заранее от своих матерей. В ходе отгадывания он, благодаря своим способностям, успешно справился с этой задачей, удивив тем самым казахов и огорчив Шуубара, который никак не хотел расстаться со скакуном5.

Во внутри - и внешнеполитической жизни бугинских кыргызов Мойт Аке играл немаловажную роль как активный сторонник мирных отношений не только внутри кыргызских племен, но и соседних народов и государств; он внес свою лепту в сохранение мира и согласия в этом нелегком деле.

Довольно много крылатых выражений и изречений мыслителя до сих пор передаются из уст в уста. Это служит доказательством того, что Мойт Аке действительно имел народное уважение и почтение. Вот что сказал Мойт Аке о справедливости: «Справедливость – это опора жизни. Без справедливости в жизни народа будет много неприятных моментов: разочарование, печаль, недовольство. Отсюда вытекает затаивание злобы, мстительность, а из этого следуют разные стычки, столкновения и кровопролитные войны. Справедливость и равенство всегда идут рука об руку. Где имеются эти ценности, там никогда не будет зла. Справедливости хочет каждый. Для того чтобы народ жил в мире и согласии, отцы народа должны свято придерживаться справедливости». Как видим, Мойт Аке всю свою жизнь отдал служению народу и старался наставить соплеменников на праведный путь.

САРТ АКЕ

(1780–1868)
Сарт Аке6 родился в семье Доскулу, согласно исследованиям А. Иманова, примерно в 1770-80 годах, в местности, расположенной к востоку от современной дороги в аэропорт города Нарын7. Есть предположение, что он родился в дороге, когда его родители наносили визит своим родственникам. Возможно также, что его родители переезжали с места на место в поисках удобного местожительства. Сомнению не подвергается тот факт, что Сарт Аке с детства до глубокой старости постоянно, за исключением деловых и личных поездок, проживал в восточной части озера Иссык-Куль. Лето проводил на джайлоо в Каркыра, а зимовал в Тургене. Здесь он провел детство и юность, здесь проходило становление его личности и начались первые хождения в народ.

Сарт Аке был родом из племени Доолос. А. Иманов в своей работе выводит это племя от древнетюркского племени Теле, которое кочевало вместе с другими родственными тюркскими племенами на широких просторах Монголии и Алтая. Название этому народу дали китайцы. «Теле» в переводе на русский язык с китайского означает «телега», потому что они кочевали на высоких и больших телегах. Как известно, племя Доолос не входит в состав племен правого крыла кыргызского народа, а входит в третью группу южнокыргызских племен, названую «ичкилик». О том, как доолосовцы оказались в Иссык-Кульской долине среди бугинцев говорится в основном в народной санжыре, согласно которой иссык-кульские доолосы прибыли на Иссык-Куль из нынешного Наукатского района Ошской области.

Из материалов санжыры известно, что родоначальником андижанских, наукатских, тянь-шанских, тогуз-тороуских и иссык-кульских доолосов являлся Толуман. Особый интерес представляет младший сын Толумана, – Чулумкашка, от которого и произошли доолосы Иссык-Куля. Когда ему исполнилось 17 лет, отец тайно отправляет его на Иссык-Куль, к давнишнему другу Алсейиту, боясь расправы с сыном со стороны местного правителя. Этому предшествовала история с любимым скакуном правителя, которого зарезал Чулумкашка. По приезде на Иссык-Куль его усыновляет Алсейит.

Своими мудрыми советами он стремился помочь людям в самых разнообразных вопросах практической жизни. В народной памяти сохранилось выражение: «Если хочешь получить добрые советы, обращайся к Сарт Аке». По его мнению, человек в жизни должен бороться за свое счастье и достоинство. Мыслитель осуждал насилие, жестокость, безделье, беспечность и т.д. Сарт Аке на собраниях, отвечая на вопросы сородичей, попытался, опираясь на свои знания и опыт, дать определение таким насущным понятиям, как власть, богатство, счастье, семья, природа и т.д. Его цитаты, советы в наше время не теряют своей актуальности, например: «Земля – одна казна, народ – тысяча».

Отношение Сарт Аке с разными людьми, независимо от их возраста, представляло собой образец почтительности, уважения и взаимопонимания. Проживая на территории племени Бугу, он был тесно связан с почтенными аксакалами бугинцев. Если верить преданиям, именно они, обеспокоившись холостым положением Сарт Аке, предложили ему на выбор самых красивых девушек к жены. Но он выбрал себе жену по своему усмотрению, немало огорчив тем самым аксакалов. Потомки его сыновей сейчас проживают в селе Ак-Добо, Ан-Остон, Бозбешик, Жалгыз-Орук, Суттуу-Булак Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области.

У Сарт Аке была необычайная способность предвидения. Во многих случаях его пророческие слова, по прошествии определенного времени, подтверждались. Вот один пример предвидения Сарт Аке. Однажды, он вместе с Мойт Аке, переходил через реку Каракол. На середине реки, слушая шум реки, Сарт Аке сказал спутнику, что в будущем на этом месте, по берегам реки, появится город с многочисленным населением. И в действительности, через несколько десятилетий на этой реке и именно в этом месте возник нынешний областной центр Прииссыккулья – город Каракол. Следует также отметить его дар предвидения не только судьбы других людей, но и своей собственной.

В 1854 году Балбай-баатыр, после памятной победы над Ормон-ханом (когда последний был смертельно ранен), внезапно тяжело заболел. Получив об этом весть, Сарт Аке, гостивший в тот момент у родственников в Нарыне, срочно возвратился домой. Последующее выздоровление Балбая позволяет судить о лечебных способностях Сарт Аке.

Сарт Аке немаловажную роль играл в отношениях бугинцев с соседними племенами. Будучи советником верховного манапа племени Бугу Боромбая, Сарт Аке отстаивал идею единения кыргызских племен, боролся за прекращение междоусобиц, призывал к установлению добрососедских отношений между кыргызами, казахами, кокандцами и русскими.

По одной из версии, именно благодаря Сарт Аке, Ормон-хан отпускает своего извечного врага Балбай-баатыра из позорного плена, куда тот однажды попал, совершая барымту на табуны лошадей Ормон-хана. Согласно санжыре, Балбай сидел в зындане Ормон-хана полгода, терпя оскорбления сарыбагышей. И лишь вмешательство Сарт Аке заставило Ормон-хана отпустить Балбая.

Сказители санжыра А. Бараканов, Т. Алымбеков и А. Иманов в один голос утверждают, что Сарт Аке прожил свыше 90 лет8. Почувствовав приближение своей смерти, Сарт Аке со всеми родственниками перекочевал в Нарын.

Сарт Аке завещал похоронить себя на том самом месте, где родился. Это место стало поистине святым мазаром для многих людей и, что самое удивительное, несмотря на песчаную почву, здесь выросли густые деревья.
ТИЛЕКМАТ АКЕ

(1800–1863)
О Тилекмате Аке я слышал в 1950 году в селе от старейшин и от большого сказителя санжыры, соседа Садык-ата. В 1972 году увидел место захоронения Аке. Могила и могильная ограда сравнялись с землёй. Старики поговаривали: «Отцы наши рассказывали, что жженые кирпичи взяли из-под воды».

Отец Тилекмата Жылкыайдар имеет оригинальную историю. Такие как Бирназар-бий, воспитавший чужих, как своих собственных детей, раскрывает еще одну особенность кыргызского народа. За последние несколько лет, благодаря опубликованным материалам санжыры, веками передававшими в устной форме, новые «белые пятна» прояснились. Санжыра помогла своими сведениями осветить жизнь и деятельность многих выдающихся личностей Кыргызстана, в том числе Тилекмата Жылкыайдар уулу.

Тилекмат Аке является одним из ярких представителей кыргызского народа в ХIХ веке. Его успешные посольские поездки показывают, что он умело использовал свои дипломатические и ораторские способности при примирении враждебно настроенных соседей, добиваясь их согласия в решении сложившихся проблем. Тем самым Тилекмат Аке был одним из тех людей, которые не хотели вражды и внесли большой вклад в мирное сосуществование бугинцев с соседями. Поездки Тилекмата могут служит ярким примером удачных кыргызских дипломатических актов, когда посланцы добивались успеха в поставленных целях в решении важных проблем, от которых зависела судьба целого народа.

После сокрушительного разгрома Джунгарского ханства Цинским Китаем в 1757–1758 гг. северо-кыргызские племена, ранее вынужденно переселившиеся в южные регионы Кыргызстана, стали возвращаться в свои родные края на Иссык-Куль. Только что переселившимся племенам появилась угроза со стороны Цинской династии. Китайский император, разгромив джунгаров, потребовал у кыргызских племен беспрекословного повиновения, грозил иными мерами «обуздать подвластные кыргызские племена, чтобы всегда держались границ».

Есть предположение, что предводитель бугинцев Бирназар-бий тоже ездил в Пекин. По источником санжыры, он добился у императора признания бугинских земель, куда входили иссык-кульская котловина, летние пастбища тенистой долины Каркыра, Сары-Жаза и Ак-Шыйрака. Также Бирназар-бий договорился с Богды ханом о размерах налога за пользование летними пастбищами Текеса бугинцами и о торговле с городами Восточного Туркестана9.

В конце XVIII – начале XIX вв. за город Кашкар, что в Восточном Туркестане, шла ожесточенная борьба между китайцами и местными уйгурами при поддержке кыргызских, кыпчакских и узбекских племен. В 1780 г. кыргызское ополчение, в составе которого были племена Черик, Белек, Адыгине, Солто и Саяк, в очередной раз пришло на помощь к уйгурам, чтобы одолеть китайцев. В этот раз союзное ополчение разбило китайцев, вытесня их далеко за пределы Кашкарии. Уйгурские феодалы, довольные за оказанные помощь, подарили пятерым вождям ополчения наделы вокруг Кашгара. Одним из пятерых предводителей являлся Алымбек Кампир уулу, который был в составе ополчения из местности Ажыке Кара-Кульджинской долины. Этот человек заслуживает особого внимания, так как он фактически приходится Жылкыайдару родным отцом10. И не надо путать этого человека с известным в истории правителем Алая Алымбек-даткой. Они совершенно разные люди и жили в разные годы.

Жылкыайдар был человеком благословленным. Всю жизнь, особенно в трудные минуты, когда он стоял на грани жизни и смерти, ему, по свидетельству санжыры, покровительствовали внеземные силы. У Жылкыайдара было 4 сыновей – Тилекмат, Байтайлак, Кыдырбай, Буржук.

У Тилекмата, согласно санжыре, с детства проявились такие качества, как острый ум, красноречие и справедливость. Он, как и отец, очень любил лошадей, помогал отцу ухаживать за ними. Есть сведения, что в торговых поездках наемных купцов Боромбая, следовавших в восточно туркестанские города, а также в Коканд, Андижан и Ош, молодой Тилекмат ездил как перегонщик скота. Именно в этих поездках он получил первые впечатления о соседних народах, здесь проявились его первые предпосылки в будущем стать послом. Его деятельность как дальновидного дипломата особенно ярко проявилась в процессе решения вопроса о подданстве Кокандскому ханству, в установлении дружественных отношений бугинцев с Цинским Китаем, казахами Старшего Жуза и Россией.

Во время правления Мадали-хана (1822–1842 гг.) Северный Кыргызстан был окончательно завоеван Кокандским ханством с присоединением в 1831 г. Иссык-Кульской долины и Центрального Тянь-Шаня. Именно с этими событиями надо связывать первую посольскую поездку Тилекмата к кокандскому посланцу.

Весной 1831 г. ташкентский наместник кокандского хана Лашкер-кушбеги прошел с войском через Чуйскую долину на Иссык-Куль и расположился в местности Тамга, на южном берегу озера. Оттуда он отправил посла с письмом к правителю бугинцев, в котором предлагалось мирное подчинение кокандскому хану и выплата соответствующих податей. В случае отказа Лашкер грозил вооруженным путем завоевать бугинцев. Боромбай, получив письмо, спешно собрал всех старейшин племени Бугу, чтобы дать ответ на предложение посланца и выбрать посла среди бугинцев, который должен был изложить их просьбу перед Лашкерем. Совет проходил бурно, предлагались разные варианты решения и разные кандидаты в посланники к ханскому наместнику для переговоров. В конце концов, старейшины остановились, по предложению Сарт Аке, на кандидатуре Тилекмата, который с молодых лет был знаком с нравами кокандцев. Во время официального приема у Лашкер-кушбеги Тилекмат, объявляя решение племени Бугу, полностью согласился с требованиями кокандского посланца. В конце приема Лашкер-кушбеги дал Тилекмату ханский ярлык, заверенный печатью Мадали-хана, где было написано, что «Тилекмат Жылкыайдар уулу является правителем племени Бугу». Так он стал как бы доверенным представителем от кокандского хана в кыргызском кочевом племен Бугу.

После присоединения к Кокандскому ханству тяжелое налоговое бремя подтолкнуло бугинских джигитов совершать барымту на соседние калмакские племена, которые проживали на территории Восточного Туркестана и входили в состав Цинского Китая. Отчаянные калмакские феодалы стали часто жаловаться на бугинские набеги китайскому губернатору Цинь-Цзяна.

В ставке китайского губернатора Тилекмат, благодаря своим способностям, склонил наместника на свою сторону и благополучно разрешил все вопросы. Во время торжественного приема Тилекмат получил из рук наместника ценный подарок – красивую корону, украшенную разными драгоценными камнями.

Тилекмат Аке был убежденным сторонником установления самых тесных связей с Россией11. Он имел чин капитана русской армии, встречался с представителями России в Омске, Верном, сопровождал отряды Ч. Валиханова, П. П. Семенова в их экспедициях по Иссык-Кулю.

Когда в августе 1856 года специально присланный представитель русского императора призвал к себе знатных людей племени Бугу Боромбая, Муратаалы, Качыбека, Токсобу, Тилекмата, для того чтобы разобраться в смерти Ормон-хана, Тилекмат Аке сказал: «Смерть рыбака – от воды, смерть охотника – от гор, смерть хана – от родственников. Бугу и Сарыбагыши – дети одного отца. Хан, который противостоял сам себе, умер, а страдания достались народу. Стоим перед вами и ждем справедливости». А представитель императора, выслушав ответ через переводчика, остался доволен и обещал поддержку со своей стороны.

По материалам санжыры, арест Тилекмата напрямую был связан с именем старшего манапа бугинцев Зарыпбека Сасыке уулу. Он, завидуя высокому положению Тилекмата среди населения и видя в нем главного противника, отправлял ложные доносы против Тилекмата русским властям и добился своей корыстной цели. Но его потом освободили за недоказанностью преступления.

Тилекмат Аке умер приблизительно в 1863 г., в родных кочевьях Джеты-Огуза, после возвращения из Верного. Тилекмат Аке остался в памяти народа как одаренный мыслитель, неординарный дипломат. Основу его мировоззрения составляли идеи о единстве и согласии народа. Придерживаясь традиционных представлений о добре и зле, он стремился дать направление нравственно-этическому развитию своего народа. Вошло в историю выражение: «Сөздүн ээси – Тилекмат – отец слов».



САДЫР АКЕ

(1821–1905)
Происхождение: Саяк – Сарык – Кааба – Шыкмамат – Кудаш бий – Кожояр – Асказан (Конураш) – Кулук – Абилет – Майназар – Жолболду – Садыр12.

Садыр Аке – личность отличающаяся прямолинейностью, откровенностью. Садыр Аке, как и Карач Аке, Кыдыр Аке, – представители младшего поколения Аке. В историю кыргызского народа он вошел как общественный деятель, беспристрастный судья, мудрый наставник и красноречивый оратор. По свидетельствам санжыры, Садыр Аке по своей натуре был справедливым, заботливым, благородным и спокойным человеком. Он обладал всеми ценными качествами, присущими выдающимся людям. Благодаря искреннему служению своему народу, Садыр Аке в конце своей жизни получает почтенное и уважаемое звание Аке13.

Будущий наставник народа с раннего детства начал познавать все стороны жизни. Уже с малых лет у него складывалось собственное мировоззрение. По заложенным с древних времён традициям кыргызов, в годы молодости, как и все сверстники, он стал помогать родителям ухаживать за семейным скотом. Таким образом, до своего признания в обществе, жизнь молодого Садыр Аке протекала как у обычного рядового соплеменника. Но уже в те годы у него проявились задатки будущего общественного деятеля.

С присоединением бугинцев к России Нурдоолот стал волостным управителем саяковцев, проживающих по северным берегам Иссык-Куля, в пределах границ нынешнего Иссык-Кульского района, вошедшего в состав Каракольского уезда. Зная разобщенное положение саяков, он тотчас же решил собрать все представителей саякских родов в одно целое. В связи с этим, он отправляет гонцов ко всем правителям саяков, которых чувство разбросанности толкало на мысль об объединении вокруг одного сильного предводителя. В этом отношении призыв Нурдоолота только усилил их желание объединиться. Почти все с большой охотой поддержали идею Нурдоолота. Только род Кожояр некоторое время колебался с принятием решения о переселении. Но, в конце концов, они решились, под влиянием Садыр Аке, и приблизительно в начале 60-х годов ХIХ века перекочевали с Текеса на Иссык-Куль, в джайлоо Кырчын. С тех пор основной костяк саякцев живет в одном месте, точнее, в Иссык-Кульском районе. А Нурдоолот-баатыр вошел в историю как «собиратель саякских племен». В этот процесс также внес свой вклад и Садыр Аке, уговоривший сородичей - кожоярцев переселится на Иссык-Куль.

После кончины Нурдоолот-баатыра на выборах волостного управителя все единогласно выбрали Садыр Аке на этот пост, как бы исполняя завещание Нурдоолота. Начальник Каракольского уезда в конце выборов, в официальной обстановке дал новоизбранному волостному печать, где было написано, что Садыр Аке является «волостным управителем Кунгой Ак-Суйской волости»14. С этого момента началась бурная общественная деятельность Садыр Аке, возраст которого в это время перевалил за сорок. В итоге такой деятельности он получил, как мы выше отмечали, почитаемое звание «Аке».

В 1865г. в Кызыл-Сазе15, по приказу Семиреченского областного управления, прошло объединенное собрание Пишпекского и Каракольского уездов, в котором обсуждались и решались общие наболевшие проблемы. Судьи рассматривали всякие взаимные тяжбы и споры, накопившиеся за определенное время между иссык-кульскими и чуйскими племенами. В Кызыл-Саз для участия в этом собрании прибыло множество влиятельных манапов и правителей: из племени солто прибыл Байтик-баатыр; из сарыбагышей Шабдан-баатыр; из бугинцев –Чыныбай, Кыдыр Аке и др., среди них был и Садыр Аке, впервые прибывший на такое собрание в качестве судьи в одной тяжбе, где он проявил себя как беспристрастный и справедливый судья.

В 1885–1895-е годы, когда китайские власти снова начали выставлять свои претензии по поводу границ с Китаем–Россией, была создана правовая комиссия, в состав которой из местного населения включены от Иссык-Куля Садыр Аке, от Чуя – Байтик, от племени бугу – Кыдыр Аке. Благодаря доводам Садыр Аке, Россия выигрывает спор по разделению границ. Об этом свидетельствует награда – в Верном Садыр Аке присуждают 400 га земли на южном склоне Кожояра на берегу Иссык-Куля и пожизненную выплату в год 200 тенг16.

Садыр Аке умер в 1905 году, прожив долгую и счастливую жизнь. Его, по сообщению аксакалов, похоронили в местности Кожояр, где он долгие годы проживал со своей семьей. Потомки его в данное время проживают в нынешних селах Кожояр и Темир Иссык-Кульского района. Здесь уместно отметить, к 170-летию Садыр Аке в 1991 году был построен мавзолей. Потомки тем самым отдали дань уважения своему великому предку, внесшему когда-то огромный вклад в сохранение и развитие иссык-кульских саяков.

Прошло более ста лет с тех времен, когда такие личности, как Садыр Аке, вершили свои поистине народные дела. В народной памяти Садыр Аке остается как великая и выдающаяся личность своего времени.

КАРАЧ АКЕ

(1837–1914)
В неспокойное время междоусобных и межплеменных войн попавшего в плен калмака Чурума спас и воспитал Шапак-баатыр, Чурум женится на приехавшей вместе с ним Бурум. От Чурума – Эсенгул – Мендегул – Карач.

Сыновья Белек, Шапак-ата поселились на восточной стороне Иссык-Куля, проживали в Тюпе по обеим сторонам реки Жыргалан. В настоящее время больше чем в десяти селах их потомки продолжают жить и вести свое хозяйство. Карач уже в молодости был замечен свой прозорливостью, удостоился подарка от Омур баатыра в виде золотого кольца17 (не зря говорится в санжыра «Омур - Балбай –близнецы»). Омур-батыр рос вместе с дедушкой Карача Эсенбаем в одной семье. Перед смертью Батыра воплотил свой сон в жизнь и подарил своему названому брату Мендегул уулу Карачу, который с девяти лет был всегда рядом в походах и сражениях, свое золотое кольцо и благословил его. Об этом в стихотворной форме рассказывает журналист, поэт Турганбек Жунушалиев.

В санжыре говорится «Нет среди народа таких, как Карач, ему палец в рот не клади, он в карман за словом не полезет». Особенный феномен личности Карач состоит в том, что он, будучи представителем другого народа, смог завоевать уважение среди племени Бугу своей справедливостью, способностью прямо говорить правду, был удостоен звания «Аке».

В 1870-е годы, когда Чыныбай (сын Тилекмата) был заместителем уездного (султаном), в народе выросло поголовье скота, земли не хватало, к нему пришел старейшина Малай просить за племя Белеков, которых решено было переселять в сторону Нарына, но Чыныбай не послушался его, а оскорбил. Малай пошел с жалобой к Карач Аке. Тот незамедлительно, измазав обувь в грязи, пришел прямо к Чыныбаю. Не проходя на почетное место, сел рядом с Малайем и говорит:


«Откуда к власти пришел ты,

Ниоткуда и я пришел решить».


- Если мы живем на земле племени Белек припеваючи, почему они должны бросать свои земли? – сказавши так, он заставил поставить печать на документе и племя белеков получило землю во владение18.

Когда волостным был Карач, народ еле выбрался из джута (массового падёжа скота). Его вызвал уездный:19. «Мендегулов, вы не платите налог», – он не спросил даже, как обстоят дела. Тогда в ответ услышал: «Если ваша казна истощилась, залатайте дырку этой монетой» и бросил пять копеек на стол. Уездный, подумав, освободил от годового налога20.

Турганбек Жунушалиев в поэме «Сказание о Карач Аке»21 описал жизненный путь этого человека. О Карач Аке говорится в материалах Центрального государственного архива, Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова при Министерстве образования и науки Республики Казахстан.

Народный писатель Кыргызстана, академик Тугельбай Сыдыкбеков часто вспоминал слова красноречивого Соодонбека почти каждый раз, когда приезжал в аил: «Не найти в народе никого, красноречивее Карача»… Рассказы его о Карач Аке дают информацию об исторической правде.


КЫДЫР АКЕ

(1843–1926)
Кыдыр, как только повзрослел, все время был вместе с усыновившим его отцом Токсобой – помощником уездного. Благодаря весу и положению отца, он увидел свет, познал тех, кто ратует за народ, узнал богачей, кто подгребает под себя. За находчивость и умение принимать решение, с измальства участиея на различных собраниях, его в народе прозвали «маленький Токсобой». Токсоба с известным Тилекматом были друзьями. Когда выбирали волостного (а Каракольский уезд делится на волости), в племени арыков начались разногласия, выборы затянулись. Аксакалы решили на собрании призвать Кыдыра и спросить у него: «Готов ли ты быть волостным?». На что он ответил: «Ради вас я готов пожертвовать собой, постараюсь оправдать ваше доверие».

В восемнадцать лет Кыдыр стал волостным у арыков и затем шесть раз подряд переизбрался (раз в три года). Он завоевал уважение и любовь иссык-кульского народа своим благородным отношением, человечностью, добродушием, правдивостью, добротой, щедростью.

В 1910 году на большом собрании22 Аулие-Атинского, Дуулатского, Пишпекского, Каракольского уездов Джеты-Суйский губернии Кыдыр Аке с Шабданом встретились впервые. Довольный тем, как Кыдыр Аке вел собрание, Шабдан сказал: « Кыдыке, Ваша власть, слово предоставляется Вам. Как скажете, так и будет». На собрании, кроме искового заявления, рассматривалось восемнадцать вопросов. Кыдыр Аке, обращаясь к бийям, волостным, старшинам, решительно заявил: «Зарубите себе на носу! Правильный суд выносит справедливое решение. Посмотрите на две текущие реки: одна течет с грязной водой, вторая – с чистой. Чистая вода превращается в грязную воду. Вы, бийи, волостные, старшины, должны быть чистыми, только в этом случае восторжествует справедливость!» Так он поставил условие от имени народа23.

Особенно после того курултая, Кыдыр Аке, не только кыргызские, но и казахские, русские господа стали низко кланяться Кыдыр Аке и оказывать знаки почтения и уважения. В народе до сих пор говорят о Кыдыр Аке, как о великодушном, справедливом человеке, служившем народу.

Хранится фотография Кыдыр Аке в чине подполковника, сделанная в 1913 году на праздновании 300-летия правления династии Романовых, когда он преподнес в дар детеныша азиатского тигра. После этого события он стал известен среди русского населения. Начальник Пржевальского уезда Иванов, начальник Аксуйской крепости Коломицын и другие советовались с Кыдыр Аке.

Когда на Иссык-Куле увеличивалось количество переселившихся русских, Кыдыр Аке первым призвал сохранять с русскими мир. Когда Российская империя воевала с Германией (первая мировая война) и русские войска несли большие потери, император издал приказ о призыве в армию из числа народов Средней Азии.

Начальник Каракольского уезда Иванов, вызвав к себе в 1916 году волостных, бийев, старшин, старейшин, обьявил, что мужчины 20–43 лет будут призываться в армию. Тогда выступил Кыдыр Аке: “Уважаемый уездный! У нашего народа нет понятия о воинской службе. Может случиться смута, нам следует посоветоваться с народом». И получил отсрочку на неделю. Кыдыр, собрав народ, сказал:

“Русские сильнее всех. Я видел: у России бескрайние земли, несметное количество народа, оружия, морские корабли, пушки. Нельзя народ подвергать опасности”.

Непослушавший его восставший кыргызский народ в 1916 году пережил тяжелую судьбу. При бегстве в Китай многих постигла смерть.

Могло ли не быть этой трагедии? На этот вопрос ответ нашли бы сегодняшние и завтрашние поколения. «Кровь – за кровь, смерть – за смерть» – такое мщение шло испокон веков. Вследствие недальновидности некоторых мужей кыргызский народ за свое нападение на жен и стариков русских получил в ответ выстрелами. На письмо Кыдыр Аке Иванов поэтому ответил: «Не будет никакой пощады». С той трагедии прошло 95 лет, и сегодняшний новый взгляд на это событие дает картину полнее и правдивее24. В то время, как мог дать правильную оценку переживший эти события человек?

Кыдыр Аке занимался не только разрешением споров, он также был веселым заводилой среди своих товарищей. Смолоду играл на комузе, исполнял известные мелодии. До сих пор музыканты исполняют мелодию «Төөгөчү». Он также занимался берейторством и был знатоком скакунов. Из выбранных им скакунов слава Тайкашка известна по сей день. Скакун трижды выигрывает по тысяче лошадей на скачках. Большую часть приза Кыдыр Аке раздавал бедным.

Внук А. Шамиев пишет о том, что дед Кыдыр в 1869 году внес вклад в основание и строительство города Каракол, в золотой фонд радио записано 28 его мелодий; был учителем Ыбрая Туманова; школьный музей в селе Керегеташ посвящен его жизни. Именем Кыдыр названы улицы в селах Керегеташ, Ак-Суу и трасса в городе Каракол, ведущая в Тюп. Потомки Кыдыр Аке установили ему новый памятник-мавзолей. Мавзолей по архитектурному строению является одним из самых красивых и самых больших в Кыргызстане памятников.


Послесловие
Все Аке стояли во главе народа. Карга Аке ещё при жизни звался бессменным бием, высоко нёс это звание около 70 лет. И Мойт Аке уважали не только рядовые соплеменники, но и признанные лидеры. Сарт Аке являлся советником Боронбая, а Тилекмат Аке называли героем-послом, он также избирался бием. Садыр Аке, Карач Аке, Кыдыр Аке как болуши, главы болушей пользовались заслуженным уважением и авторитетом у народа. Все иссыккульские Аке стояли на страже справедливости, ставили превыше всего интересы жителей Прииссыккулья, поэтому люди верили им. Мы не ошибёмся, если скажем, что Аке считались подлинными демократами своего времени, провидчески поддерживавшие все прогрессивные начинания и перемены. Ведь известно, что суть демократии заключается в подлинном народовластии (в переводе с греческого demos – народ, kratos – власть). Следовательно, звание «Аке» – это великое народное доверие, почетнейшее звание.

Об Аке еще написано мало. Перед нынешним и следующими поколениями стоит священная задача – восполнить, сведения о жизненном пути и деятельности Аке.

Самой главной целью и обязанностью общества является формирование и воспитание личности. Однако не зная прошлого своего народа, нельзя построить будущее. Поэтому каждый гражданин нашей суверенной страны должен знать о великих деяниях иссыккульских Аке. Следует лишь приветствовать то, что на местах проводятся месячники, конференции, посвященные нашим Аке.

На стезе развития человеческой цивилизации приходит сознание того, что народы мира рано или поздно обязаны построить общество, где царили бы истинные демократические ценности и принципы. Люди, независимо от религиозных верований, политических взглядов, хотят жить в мире и достатке. А привести их к достижению столь заветной цели смогут лишь справедливые, дальновидные руководители. Политика великих Аке является истоком всеобщего благодеяния. Один из депутатов Жогорку Кенеша с высокой трибуны процитировал слова Исхака Раззакова: «Если буду чист я, если будешь чист ты, то будет чистым и общество». Слушая его, мы от души радовались тому, что есть верные последователи принципов Аке.

Народная власть крепка через своих представителей. Если бы мы избирали в парламент политически грамотных, энергичных и целеустремленных граждан-демократов, то само понятие «власть» обрело бы качественно новое содержание. Выборы – это ключ и зеркало демократии. Лишь при законных, прозрачных выборах мы можем вести речь о подлинной демократии.

Аке – выходцы из разных родов, однако все они иссыккульские. Сарт Аке из рода дөөлөс. Тилекмат Аке – сын раба Жылкыайдара, прибывшего во младенчестве на Иссык-Куль в качестве приданного дочери бия Боорсока. Карач Аке по национальности калмак. Не та мать, которая родила, а та мать, которая воспитала. Отца Тилекмата Жылкыайдара опекал Бирназар-бий, деда Карача Чурума содержал Шапак-баатыр. В санжыре немало примеров великодушия предводителей родов, которые воспитали целую плеяду себе подобных, незаурядных личностей.

Карач Аке не дал людям избрать болушем своего неподготовленного сына Жамгырчы, посоветовав на эту должность кандидатуру Байзака. Русские уездные власти называли Кыдыр Аке чистым человеком. Сын Карги Аке, опорочивший честь и достоинство своего отца, умер от его руки.

Общество постоянно меняется. Однако временно торжествует черная несправедливость, только рано или поздно ее побеждает правда. Всех нас, патриотов своей Отчизны, беспокоят мысли о будущем нашей страны, роли власти. В прежние века такие же думы не давали покоя и мудрецам-провидцам. Их также тревожила судьба народа, они возносили ввысь мечты об единстве и сплоченности соплеменников. Неспроста Карга Аке в свое время не уставая твердил: «Только согласие принесет достаток». Рознь между людьми радует лишь врагов. История подтверждает, что были стерты с лица земли лишь те государства, которые не сумели сохранить свою территориальную целостность, единство. Тюркское каганство, еще при силе, разделилось на восточное и западное и оба в конце концов были преданы забвению.

В VIII веке государство Тургош поделилось на Сары Тургош и Кара Тургош, затем первое поработило второе, государство было ославлено и его захватили карлуки (750 г.). Во времена пребывания кыргызов под игом кокандского ханства плохую службу сослужили междуусобные войны между родами и племенами, кокандцы при столкновении сарыбагышей с солто стали на сторону последних.

И в российской колониальной политике учитывалась разрозненность кыргызов. Для чего мы напоминаем о тех давных событиях? Просто сегодня повторяются ошибки прошлого, наше деление на южан и северян ни к чему хорошему не приведет.

Счастье кыргызского народа заключается в том, что он через многие века сумел сохранить себя как нацию, сберечь свой язык и духовность и сегодня, пребывая в составе Содружества, Кыргызстан занял свою нишу в мировой цивилизации. Наш святой долг и далее беречь суверенитет Отечества. У нас в Приисыккулье делается немало для того, чтобы сохранить имена Аке; предстоит провести официальные мероприятия, конференции, для того, чтобы при поддержке государства увековечить память о великих Аке.

В городе Каракол начаты подготовительные работы по разбивке «Аллеи Аке». Важно жизнь и творчество иссыккульских Аке в христоматийном порядке ввести в учебные программы школ, лицеев, гимназий, сузов, вузов. Говорят ведь: золото не ржавеет и даже под слоем ржавчины оно продолжает благородно сверкать. Сродни золоту и память об Аке. Прошло много лет, сменилось не одно поколение, но по-прежнему народ не перестает восхищаться наставлениями мудрецов, глубиной их философской мысли.

В заключение, мы с полным правом можем сказать, что этими выдающимися личностями, жизнь которых стала легендой, вправе гордиться не только жители Прииссыккулья, но и весь кыргызский народ. Их образы ярко и самобытно вписались в отечественную историю.

ПРИМЕЧАНИЯ:



1Кыргызстан – Россия. История взаимоотношений (XVIII–XIX вв.): Сб. документов и материалов / Отв. ред. акад. НАН КР В. М. Плоских. – Бишкек: Илим, 1998.

2К. Асанбеков. Семь Аке (мудрецов) Иссык-Куля. – Каракол, 2010. – С. 36.

3Священное место, где был похоронен Мойт Аке, в Тонском районе Иссык-Кульской области.

4Ж. Бакиев. Алдаяр Мойт Аке. – Бишкек, 1996. – С. 9.

5Ж. Бакиев. Алдаяр Мойт Аке Адамзат. – Чолпон-Ата шаары, 2009. – С. 22.

6А. Иманов. Сарт Аке. Каракол, 1997. с.

7Там же.

8Там же.

9А. Чыныбаев. Мыслители Иссык-Куля XIX века. – Бишкек, 2002. – С. 12.

10Там же. – С. 13.

11Кыргызстан – Россия. Указ. Работа – Док. № 82–120. С. 172-230.

12 К. Асанбеков. Указ. Работа – С. 63.

13Там же. – С. 6.

14А. Чыныбаев. Указ. Работа – С. 21.

15 Там же. – С. 22.

16К. Асанбеков. Указ. Работа – С. 70.

17Т. Жунушалиев. Карач Аке. – Каракол, 2008. – С. 4.

18Там же. – С. 11.

19Т. Сыдыкбеков. Өмүр жана күлкү, роман. – Фрунзе, 1958. Карач Аке.

20Там же.

21Т. Жунушалиев. Указ. работа.

22К. Асанбеков. Указ. работа – С. 83.

23Т. Болчуров. Кыдыр Аке. – Нарын, 1993. – С. 58-59.

24А. Супатаева. «Новый взгляд на Үркүн». Фонд Сорос-Кыргызстан. Поддержки образовательных инициатив. Школа будущей элиты. История. – Бишкек, 2002.

Кыргызстан xix–xxi кк. Кыргызстан в xix–xxi вв. К. Асанбеков Духовные предводители иссыккульских кыргызов

Общие корни у слов «Родина» и «народ», ценности народа определяют судьбу родины. Их берегут и передают из поколения в поколение духовные лидеры общества, те личности, кто думает не

273.11kb.

08 10 2014
1 стр.


А. Болпонова Кыргызстан: период «двойных стандартов»

С «возрождением» прошлого возрождаются и проблемы прошлого, что в данном случае их не слишком тревожит. Без преодоления «культа крови» Кыргызстан будет обречен на постоянную тревог

117.01kb.

14 10 2014
1 стр.


Мировое искусство xix-начала XXI века в музейных собраниях

Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

76.52kb.

08 10 2014
1 стр.


Памятка туристу (Кыргызстан)

Расположение: Кыргызстан расположен в северо-восточной части Центральной Азии, в самом «сердце» континента Евразия. Это страна яркого солнца, высоких, покрытых снегом гор, глубоких

27.33kb.

17 12 2014
1 стр.


Поселения и усадьбы татар тарского прииртышья середины XIX начала XXI века

Работа выполнена в секторе этнографии Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

360kb.

13 09 2014
1 стр.


Природная и социальная среда как факторы сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX начало XXI вв

Работа выполнена в Центре азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук

993.71kb.

12 10 2014
5 стр.


Диаспоры в Западной Сибири: особенности этнокультурного развития сельских сообществ в конце XIX начале XXI в

Работа выполнена в отделе инновационных, экспертных и изыскательских работ Учреждения Российской академии наук Института археологии и этнографии Сибирского отделения ран (иаэт со р

879.64kb.

08 10 2014
4 стр.


Эволюция лингвокультурного типажа «русский интеллигент» (на материале произведений русской художественной литературы второй половины XIX начала XXI вв.) 10. 02. 19 теория языка

Защита состоится 23 декабря 2011 г в 12. 00 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 01 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу:

467.56kb.

13 10 2014
1 стр.