
министерство образования, науки и молодёжной политики рд
МКОУ «Люксембургский агротехнолгический лицей им.М.И.Шихсаидова»
класс: 5 «б»
учительницы: Арслахановой З.И.
Гаджимурадовой З.А.
декабрь 2012год
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты).
Учитель. Добрый день всем присутствующим в этом классе, добрый день, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть! Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне. Сегодня на мероприятии нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
Учащиеся выполняют просьбу учителя.
Учитель. Я очень рада, что у всех вас прекрасное настроение, значит, можно начинать наш урок.
II. Сообщение темы мероприятия и постановка учебной задачи (3 мин).
Учитель. Наш урок посвящен 200-летию Отечественной войне 1812 года.Ребята, этот урок необычный для вас, это урок истории и математики. Сегодня вы будете много выполнять различные занимательные задания по математике,а я рассказывать вам о событиях этой войны. Тем или иным образом каждый ответ выполненного задания связан с очень знаменательным событием, происшедшем в России в 1812 году. Какое это событие?
Учащиеся. Отечественная война 1812 года.
Учитель. Правильно, это Отечественная война 1812 года. И в этом году наша страна отмечает 200-летие победы в войне. Вы много новерное смотрели видеофильмы про войну 1812 года. Все полученные за время просмотра фильмов знания вам помогут в сегодняшней игре. Игра наша называется «За 7 печатями» (открывается слайд 1).
Цель нашего урока– это совершенствовать ваши вычислительные навыки на уроках математики, расширяя и закрепляя полученные знания об Отечественной войне 1812 года.
Вам предстоит ответить на семь заданий. Каждое задание содержит небольшую информацию об Отечественной войне.
На столах у вас лежат листы для ответов на каждое задание. Выполнив задание, в листы вписываете только ответ. Если ответ верный, то он подкрепляется печатью. Выигрывает тот, кто получит больше печатей на своих листах.
(Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя. Если возникли вопросы, то их нужно задать учителю до начала выполнения заданий.)
III. Основная часть.
(песня "Бородинское сражение".)
Учитель. Итак, время первой печати (4 мин).
(Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 2.)
Учитель. Внимание, вопрос: о каком сражении эти строки?
…Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой1...
М. Лермонтов
Учитель. О каком сражении идет речь? Узнаете, вычислив следу-ющее выражение (оно заранее отражено на доске для лучшей наглядности и каждому ученику – на отдельных листочках. На доске ответ закрыт карточкой-картиной «Бородинское сражение»):
840 300 : 6 = (140050)
Ответ, полученный при вычислении, соединяете с названием сражения на слайде. В бланк ответов записываете только название сражения.
Учащиеся вычисляют значение выражения и выбирают название сражения, записывая его в бланк ответов.
Бородинское сражение – 140050
Сражение под Малоярославцем – 14050
Сражение у Тарутина – 140500
Учитель. Правильный ответ: Бородинское сражение. (Открывается карточка на доске.)
Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями.
Русский историк Михневич сообщил такой отзыв императора Наполеона о сражении:
«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…»
Это сражение считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений2.
Ученики, правильно выполнившие задание, получают на своих листах первую печать.
Учитель. Время второй печати (4 мин). (Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 3.)
Внимание, вопрос: в каком месяце (по старому стилю) произошло Бородинское сражение?
Для того чтобы более точно определить месяц Бородинской битвы, вам предстоит выполнить некоторые вычисления. Число, которое получится при вычислении, и есть месяц этой битвы. Внимание: вам надо определить, какой месяц соответствует данному числу, и в бланк ответа записать словом название месяца.
(Выражение заранее должно быть отражено на доске для лучшей наглядности и каждому ученику – на отдельных листочках. На доске ответ закрыт карточкой.)
7 · (3002 – 786 + 414) – 18402 = 8
Учащиеся ищут значение выражения, определяют, какой месяц по порядку соответствует данному числу, и в бланк ответа вписывают название месяца.
26 августа по старому стилю (7 сентября – по новому) 1812 года в 5-6 часов утра началось сражение. Продолжалось оно 12 часов. В ходе сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день командование русской армии начало отвод войск3.
(На экране появляется правильный ответ.)
Учащиеся, правильно выполнившие задания, получают печать.
Учитель. Время третьей печати (8 мин). (Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 4.)
В ходе войны с Наполеоном огромную роль сыграли партизанские движения.
Напишите фамилию человека, которому Кутузов разрешил сформировать первый небольшой «летучий» отряд. Для этого вам необходимо разгадать кроссворд. Слово, которое получится по вертикали при разгадывании кроссворда, и есть фамилия этого человека.
(Учащиеся получают карточки с кроссвордом и разгадывают его.)
1. Компонент действия умножения.
2. Компонент действия деления.
3. Какой линией можно соединить три точки, которые находятся не на одной прямой?
4. Запись, составленная из чисел, букв с помощью знаков действий, скобок.
5. Что мы будем находить у определенной фигуры путем умножения длины на ширину?
6. Как называется прямая, соединяющая два противоположных угла в четырехугольнике?
7. Компонент действия вычитания.
(Разгадав кроссворд, учащиеся вписывают в бланк ответов фамилию, получившуюся по вертикали. Далее открывается слайд 5 с изображением разгаданного кроссворда, и учащиеся имеют возможность проверить правильность выполнения данного задания.)
Ученики, правильно выполнившие задание, получают печать. Открывается (слайд 6) с изображением правильного ответа.
Родитель. Кутузов разрешил Денису Давыдову, бывшему в тот период командиром гусарского полка, сформировать небольшой летучий отряд. А назвали его летучим потому, что партизанскими армейские отряды тогда не называли.
Успех партизанских действий Дениса Давыдова превзошел все ожидания. Партизаны громили обозы неприятеля, смело вступали в боевые схватки, брали пленных и трофеи, формировали из крестьян партизан-ские дружины и снабжали их оружием, захваченным у противника. Оценив почин гусарского полковника, Кутузов организовал еще несколько армейских партизанских отрядов4.
Учитель. Время четвертой печати (5 мин). (Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 7.)
Внимание, вопрос: на каком расстоянии от Москвы находилось село Бородино?
Ответ на этот вопрос вы узнаете, если решите следующую задачу:
Со скоростью 15 км/ч велосипедист доедет от Москвы до села Бородино за 8 часов. Какой путь проедет велосипедист?
(Учащиеся получают карточки с текстом задачи, решают ее и в бланк ответов записывают полученное расстояние. Правильно выполненные задания подкрепляются печатью, на экране появляется правильный ответ.)
Учитель. Правильный ответ 120 километров. Но разные источники дают разную информацию о расстоянии до села. В одних источниках сказано 123 км, в других – 125 км или 113 км.
Здесь на площади в 50 кв. км в грандиозном генеральном сражении сошлись армии Наполеона и Кутузова. Судьбы России и Европы решались тогда на знаменитых исторических полях и холмах5.
Учитель. Время пятой печати (6 мин). (Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 8.)
В сражении под каким городом рухнули французские планы завоевания мира?
Узнать название этого города вы сможете, решив следующие уравнения и вписав решению уравнения буквы в таблицу. Обратите внимание, уравнения содержат необычную переменную. Вместо привычного нам Х или Y в уравнении содержатся русские буквы. Решив уравнение и получив ответ, вы в таблице находите ячейку с таким же числом и вписыва-ете туда букву из уравнения.
м
|
а
|
л
|
о
|
я
|
р
|
о
|
с
|
л
|
а
|
в
|
е
|
ц
|
1
|
0
|
10
|
2
|
20
|
4
|
2
|
6
|
10
|
0
|
15
|
100
|
25
|
700 : м = 700
а * 5617 = 0
900 – л = 890
950 : 475 = 0
1 * я = 20
1000 : р. = 250
|
6000 – с = 5994
0 + в = 15
10 000 : е = 100
ц + 155 = 180
|
(Учащиеся решают уравнения, вписывают буквы в таблицу, заполняют бланк ответов. Правильные ответы подкрепляются печатью, на экране открывается название города.)
Бой под Малоярославцем состоялся 12 октября 1812 года. Малоярославец в этот день 8 раз переходил из рук в руки. В крово-пролитном сражении, где почти не было пленных, с обеих сторон приняли участие по 25 тысяч человек, и каждая из сторон потеряла убитыми и ранеными по 6 тысяч солдат и офицеров. Под этим городом рухнули французские планы завоевания мира6.
Учитель. Время шестой печати (5 мин). (Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 9.)
Из трех возможных направлений наступления, которые рассматривал французский император, на Петербург, Киев и Москву, Наполеон вы-брал московское направление. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в…»
Внимание, вопрос: как надеялся поразить Россию Наполеон, выбрав направление идти на Москву?
Ответ на этот вопрос вы найдете, выполнив следующее задание: вос-станови рисунок по коду.
В бланк ответа вам требуется словом записать то, что вы получите на рисунке, это и будет ответ на поставленный вопрос.
(Учащиеся получают карточки с заданием, выполняют его и вписывают ответ в бланк.)
А1 (4; 7), А2 (5; 8),
А3 (6; 8), А4 (7; 7),
А5 (7; 4), А6 (4; 1),
А7 (1; 4), А8 (1; 7),
А9 (2; 8), А10 (3; 8),
А11 = А1
Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце»7.
(Открывается на экране слайд с речью императора. Ученики, справившиеся с заданием, получают печать.)
Учитель. Время седьмой печати (5 мин). (Звучит удар гонга, на экране появляется слайд 10.)
Сколько человек погибло в России во время Отечественной войны 1812 года?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам требуется выполнить действия по порядку и в бланк ответа записать полученный результат. Это и будет обозначать примерное количество погибших в то военное время людей.
(Учащиеся получают карточки с заданием, выполняют его и в бланк ответов записывают только цифру.)
Отечественная война 1812 г. – величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь россиян – представителей всех слоев общества и особенно простых людей – к своей Родине. Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд рублей. В ходе военных действий погибло около 300 тыс. человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России8.
(Открывается на экране численность погибших. Учащиеся, правильно ответившие на поставленный вопрос, получают печать.)
IV. Итог мероприятия (5 мин).
Учитель. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Нам осталось только еще раз вспомнить, чему оно было посвящено?
Ответы учащихся.
Учитель. А теперь, ребята, покажите сигнальным значком, какое у вас настроение в конце мероприятия. (Учащиеся показывают.) Понравилось ли вам оно? Какие задания вам показались наиболее интересными?
Ответы учащихся.
Далее учитель подсчитывает количество печатей у каждого учащегося, выявляет победителя. Все участники награждаются памятными призами, на экране появляется слайд 11.
На этом наш урок заканчивается. Благодарю вас, ребята, за хорошую игру. Всем присутствующим большое спасибо.