Перейти на главную страницу
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации о проведении в 5 – 7 классах образовательных учреждений классного часа
по воспитанию толерантности
КРАСНОЯРСК
2011
Автор – составитель
Рекомендованы Министерством образования и науки Красноярского края
Разработаны в соответствии с Поручением Губернатора Красноярского края Л.В.Кузнецова
Методические рекомендации о проведении в 5 – 7 классах общеобразовательных учреждений Красноярского края классных часов по воспитанию толерантности, Красноярск: КК ИПКиППРО, 2011г.
1. О методических рекомендациях по проведению классного часа о толерантности с. 3 - 5
2. Введение о проведении классного часа в 5 – 7 классах с. 5 - 9
2. Сценарий классного часа «Толерантность – это гармония в разнообразии». Литература. стр. 10 - 23
3. Приложение (иллюстрации к классному часу) стр. 24 - 25
1. О методических рекомендациях для проведения классных часов с учащимися по воспитанию толерантности у школьников
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов общества и государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры.
В соответствии с Поручением Губернатора Красноярского края Л.В.Кузнецова разработаны методические рекомендации для проведения классных часов по воспитанию толерантности.
Идеей методических разработок является усиление роли школы как одного их основных социальных институтов в формировании и развитии в регионе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, сибирского социально-культурного самосознания, уважения к ценностям иных культур, конфессий и мировоззрений. Методические рекомендации разработаны для привлечения внимания учащихся и педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической, межпоколенческой, гендерной и т.д.).
Материалы предназначены для классных руководителей/ учителей обществознания, социальных педагогов. Проведение классных часов рекомендуется организовать в ноябре, в общем контексте краевого календаря для гражданского образования.
В помощь педагогам прилагаются дополнительные материалы к классному часу (тексты художественной литературы, материалы ВЦИОМ, разработки плакатов, оформления для классного часа, тексты международных документов по толерантности, разработки по профилактике толерантности ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО и т.д.).
Б.Шоу
Человеческое общество подобно мозаике. Оно состоит из множества групп людей разного возраста, пола, профессий. Разнообразие нашего мира во многом возникло и оттого, что в нем живут многочисленные народы, говорящие на разных языках, сохраняющие свои особые традиции, исповедующие различные религии. Образ жизни одного народа может показаться странным и чуждым для людей другой культуры, однако именно это разнообразие и составляет яркую картину окружающего нас мира.
Как научиться понимать другого человека, особенно, если он совсем не похож на тебя? Одни полагают, что надо вынудить окружающих отказаться от того, что делает их особенными и не похожими на других. Есть люди, которые считают, что надо просто не замечать тех, кто живет не так, как они, и дать им возможность жить спокойно, но изолированно. А может быть, имеет смысл попытаться вступить с не похожими на тебя людьми в диалог и постараться получить пользу от такого общения?
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
Ученые часто называют культурой систему ценностей и образ жизни, характерные для той или иной группы людей. Можно говорить о национальной культуре и о культуре определенного района страны, о культуре материальной и духовной, а еще можно встретить упоминание рок-культуры или массовой культуры, или, например, противопоставление культуры городской и деревенской…
Наша страна с самого начала своего существования была поликультурной. На ее нынешней территории жили угро-финские, балтские, славянские, тюркские и многие другие народы. Здесь соседствовали и взаимодействовали языки, религии, обычаи. Сюда приходили торговцы, дипломаты, воины из Византии и Скандинавии, из Западной Европы, Китая и из Арабского халифата. Все они оставляли следы в культуре Древней Руси. После возникновения империи Чингисхана жители Руси соприкоснулись с многочисленными проявлениями культур народов Азии, присоединение Поволжья и Сибири к Московскому царству еще больше увеличило разнообразие народов, входивших в состав страны. Присоединение Украины в XVII веке не только способствовало дальнейшему усилению этнического, религиозного и культурного многообразия, но и расширило связи с Западной Европой.
В XVII веке западное влияние стало усиливаться, а особенно возросло оно, конечно же, начиная с правления Петра I. Завоевания и мирные присоединения XVIII—XIX веков превратили Россию в огромную империю, простиравшуюся от Балтийского до Черного моря и от Центральной Европы до Тихого океана. Сотни народов, языков, культур, верований соседствовали здесь — иногда мирно, иногда нет. Даже сегодня, когда территория России стала меньше территории Российской империи, одно из главных ее богатств — огромное этническое разнообразие, превращающее нашу страну в уникальную мозаику культур.
Исходя из этих условий важно, чтобы ребята осознали важность принятия других культур, научились уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим». «Другой» это человек не похожий на вас, как с ним общаться, какие трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их преодолевает? Ведь все мы такие разные. Ведь принимая непохожесть «Другого», мы станем лучше понимать себя.
При встрече с Другим многое нам кажется странным, даже неправильным. Европейская горчица не оправдывает своего названия. Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование этому. Венгры налитый полностью стакан «прочитывают» как знак нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»). А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается» так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка, три разных исторических обоснования. Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка — перед атакой. Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем спросить и объяснить.
Мы живем в поликультурном обществе. Рядом с нами можно найти представителей:
- разных культур и национальностей: как из народов бывшего СССР - узбеков, татар, украинцев, цыган; так и из дальнего зарубежья - вьетнамцев, палестинцев, курдов, китайцев; некоторые народы жили еще на территории Российской империи, хотя имеют и свои государства: поляки, немцы, евреи, французы и т.д.;
- разных вероисповеданий: как традиционных – христиане, мусульмане, буддисты; иудеи, так и новых для России — кришнаиты, члены новых церквей, сект...и так далее;
Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Обычно говорят о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.
Если мы общаемся с Другим, то диалог зависит от обоих. Простой пример из области гастрономии. Многие выходцы из Азии не переваривают молочные продукты. В прямом смысле. Это свойство организма, а не причуда вкусов. Понятно, что мороженое в качестве угощения им не подходит. Как бы Вы вышли из положения и как разъяснили отличие, если у вас был подобный гость? Есть народы, в кухне которых преобладают острые приправы. Вам такое не осилить, а они это едят. Как бы Вы вышли из положения, если у вас был подобный опыт? То же самое наблюдается и во всех остальных сферах. По-разному «прочитывается» выбор цветов в одежде. По-разному люди сидят и стоят при разговоре со старшим или младшим. Различается распорядок дня, отношение к природе. В каждой культуре существует множество автоматически выполняемых ритуалов. Француз наклоняет стакан, наполняя его. Некоторые народы никогда не путают ножи для мясного, молочного, рыбы и растительных продуктов. Понятно, что общение с «Другим» будет протекать продуктивно, если вы взаимно учитываете межкультурные различия. В одних культурах на пол жилища не ставят посуду, в других вообще сидят на уровне пола. Значит, они по-разному мысленно делят пространство в доме. Босой хиппи, сидящий на полу в почтенном университете, шокировал профессоров (кстати, частенько садившихся во время лекции на стол) не потому что было прохладно, а пол был недостаточно чистый. Это было в июле, и паркет блестел. Просто он нарушил некие невидимые границы. При разговоре одни люди сближаются до 40 сантиметров, а другие отодвигаются метра на полтора. Это может быть, и не связано с шумом вокруг. Просто так принято. Различий много.
Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга орехи. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей.
Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека.
Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?
Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым.
- Пожар! Горит! — воскликнул Никитин.
- Где пожар? — спросил Хуррам. — Это? Это храм священного огня, наш храм!
Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал:
- Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти
дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики:
- Ла илла лилл алла…
Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны.
Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно:
- Зачем мешал? Мог ждать. День ждал - мог еще ждать.
- За товарищей тревожусь, - виновато пробормотал Никитин.
Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе.
…Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Крошка Енот и виду не подал, что испугался.
Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он взял палку и пошёл обратно к пруду.
- Может быть, Он успел уйти, - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду.
Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у Того, в пруду, тоже была палка. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал. Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.
- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, — сказала Мама Енотиха. — Вернись назад, но на этот раз... не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!
- Что же я должен делать? — спросил Крошка Енот.
- Только улыбнуться! — сказала Мама Енотиха. — Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!
Задание для ребят.
Сформулируйте «обязательные условия» для начала диалога и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком.
Обсудите, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с человеком другой культуры.
Ситуация 3.
Из воспоминаний Хелены Д. (Хелена Д., цыганка из богатой семьи музыкантов из чешского города Прешова, в 1970-е годы провела несколько дней в семье своей давней чешской подруги в Праге, куда привезла на лечение своего отца).
Все были к нам доброжелательны, но эти несколько дней стоили мне огромной траты нервов. Однажды иду умываться и вижу, как золовка моей подруги моет посуду в той раковине, над которой мы умывались. Меня охватило чувство отвращения. Даже в самой бедной ромской семье нельзя было представить, чтобы варили еду и кипятили белье в одной и той же посуде. Так поступали крестьянки. Варили варенье в том же тазу, в котором стирали… Юбка считается нечистой. Если бы у ромов сноха постирала свою одежду и мужнюю рубаху вместе, то оба стали бы нечистые. И никто бы с ними не разговаривал, никто бы с ними не сел за стол. Пока не очистятся.
А тут мы попали в дом, где жили богаче нас, а все равно ели объедки. Что оставалось с обеда, подогревали в меньшей кастрюле и давали на ужин. Я росла в ромском квартале, и мы были бедны. И, честно говоря, обычно все съедалось без остатка. Но если что-то оставалось, то выбрасывали. Предложить гостю подогретые остатки было оскорблением.
Старики говорили, что в недоеденном селится недуг, что остатки обнюхивают духи покойников. Если кусок падал на землю, его выбрасывали. Мама говорила: «Да если бы даже золотая ложечка упала на землю, так я бы и ее выбросила». Золотой ложечки у нас не было, так что не знаю. Но что уж никак не мог мой папа видеть за столом у чехов, так это привычку подчищать [хлебом остатки соуса] с тарелок. У нас считается приличным оставить на тарелке чуток, чтобы показать, что ты не ненасытный. А их взрослый брат один раз унес на кухню и вылизал свою тарелку, как собака. С тех пор мы покупали себе еду в городе и ели в парке, на бумаге.
У нас готовили и вкушали пищу так, что это был обряд…
Задание для ребят.
1. Что неприятно поразило Хелену в быту чешской семьи? Чем она объясняет свое недовольство?
2. Как вы думаете, что в поведении гостей могло удивить или даже обидеть чешских хозяев? Почему?
3. Как вы думаете, почему не возник диалог в данной ситуации? Что помешало подругам обсудить проблему?
- Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошелку до дома!
Так мог сказать - и говорил! - любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть кем угодно - русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, - а старушка тем более: это было нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения…
- Боря, когда пойдешь гулять, занеси дяде Сергею Максимовичу соль, скажи тете Фатиме, что я нашла для нее выкройку, и попроси у бабушки Ханы стакан пшена в долг…
Голос мамы до сей поры звучит в моей душе. Стараясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов и пустопорожних цитат прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма. И я ел из одного котла с моими друзьями - татарчатами, а тетя Фатима одаривала нас сушеными грушами; дядя Антал разрешал мне торчать у него в кузнице, где легко ворочали молотами двое цыган, Коля и Саша; тетя Двойра поила меня козьим молоком; дядя Сергей Максимович учил вырезать свистки из ракиты, а еще были… Были, были… Боже мой, в моем Смоленске обитала вся Россия!
Задание для ребят.
1. Как вы думаете, насколько этот источник отражает сегодняшнюю действительность?
2. Как вы думаете, каких принципов придерживались в своем поведении люди разных национальностей в Смоленске времен детства Бориса Васильева, чтобы жить в мире и дружбе?
Ситуация 5.
Вместо свастик — цветущий город.
Группа молодых рязанских правозащитников устроила акцию с условным названием «Чистый город» («От языка вражды к языку мира»). Оскорбительные и погромные надписи на домах и заборах попали «под прицел». «Язык вражды» на них было решено попросту замазать, или закрасить рисунками, говорящими на «языке мира», «языке надежды». Первые шаги к чистому городу рязанские антифашисты совершили в мае и июне 2002 г., в сентябре рязанская Школа прав человека возобновила акцию. В этот раз националистические лозунги на стенах и заборах закрашивали участники детского образовательного лагеря «Гражданин мира». Десять человек с валиками и кистями сумели очистить город от огромных изображений свастик и националистических лозунгов.
Обсудите в группе: имеет ли смысл такая акция? Почему?
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10.Доброжелательность
11.Умение не осуждать других
12.Гуманизм
13.Умение слушать
14.Любознательность
15.Способность к сопереживанию
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Можно закончить классный час просмотром мультфильма «Ежик должен быть колючим». В нормальной ежиной семье родился необычный ежик – кудрявый. Остальные двое - колючие, как положено, а этот - кудрявый. Семье сочувствовали соседи и даже помогали. Мудрая ворона применила целых три способа выпрямить кудряшки, и ни один не помог. Ежика даже пугали ночью, чтобы волосы дыбом встали, но он только заплакал и позвал маму. Мама не выдержала и сразу к нему прибежала. И тут ежик не выдержал. Он подстерег свою мучительницу и сам напугал ее. Ворона от пережитого потрясения поседела и стала белой на посмешище своим соплеменницам. Добрый ежик не стал предаваться радости отмщенного, а пожалел белую ворону. В конце концов, они как два сапога - парой оказались – белая ворона и кудрявый ежик. Это если не считать Голубого щенка. В конце мультфильма они вместе спели такую песенку:
-Осины левые, березы правые!
-Вороны белые, ежи кудрявые!
-Осины левые!
-Березы правые!
-Вороны белые!
12 09 2014
1 стр.
Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности алкоголя, табакокурения и других
15 09 2014
1 стр.
Учитель начальных классов маоу богандинской сош №1 Селиванова Лариса Александровна. 2011-2012 учебный год
27 09 2014
1 стр.
Предварительная подготовка: единый классный час готовили учащиеся 10 класса
17 12 2014
1 стр.
Наш классный час посвящен родному краю. Город получил свое название в честь Виктора Павловича Ногина, известного революционера
10 09 2014
1 стр.
Классный час, проводимый в начальных классах в День знаний в моу «Гимназия» Мензелинского муниципального района рт
12 10 2014
1 стр.
Данный классный час – ступень в системе мероприятий по патриотическому воспитанию, рассчитанная на учащихся 1-2 класса начальной школы, возраст детей 7-8 лет
08 10 2014
1 стр.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта п
26 09 2014
1 стр.