Перейти на главную страницу
Управление образования Псковской области
2004 год
Печорская средняя общеобразовательная школа №2 является единственным образовательным учреждением в Псковской области, в котором преподается эстонский язык. Поэтому она является центром общения народности сето и эстонцев, проживающих в Печорском районе. В связи с этим деятельность школы направлена на объединение учащихся, родителей и людей, говорящих на эстонском языке и языке сето и привлечение их к культуре этих народностей.
Важнейшим элементом образовательного процесса школы является воспитательная деятельность, направленная на актуализацию, становление и проявление ребенком высших общечеловеческих ценностей – чувства патриотизма, гуманных взаимоотношений, толерантности, самоуважения. Достижение этой цели обеспечивается за счет тесной взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной деятельности в рамках единого образовательного процесса.
В школе работает 6 кружков: 5 – школьных, 1 – от ДД и Т. В них занимаются все учащиеся школы (100%). Ученики школы посещают также школу искусств, ДЮКФП, библиотеки. В целом 45% учащихся во второй половине дня занимаются в системе дополнительного образования.
Учащиеся и педагоги школы неоднократно являлись победителями и призерами районных, областных, всероссийских и международных конкурсов, праздников, научно-практических конференций. В числе наиболее интересных и эффективных форм деятельности можно выделить многолетнюю и успешную работу кружка «Умелые руки», комнату с уголком быта народности сето, этнографический ансамбль сето, учебно-исследовательские экспедиции НОУ (научного общества учащихся), выставки, работу в международных проектах трансграничного сотрудничества, детские концерты художественной самодеятельности, экскурсии и знакомство с достопримечательностями родного края и Эстонской Республики.
Развитию познавательных интересов учащихся способствует также система открытых внеклассных мероприятий по различной тематике в рамках предметных недель. Ежегодно проводятся общешкольные походы, экскурсии по России и Эстонии, а также в дер. Сигово, где расположен этнографический музей народности сето.
В общешкольном плане внеклассных мероприятий традиционными стали школьные праздники «День знаний», «День Учителя», «Рождество Христово», «Вечер встречи выпускников», «День защитника Отечества», «Масленица», «Женский день», «Пасха», «Последний звонок», «Выпускной вечер», в которых участвуют практически все учащиеся школы. Школа уже в начале учебного года выбирает районные акции, конкурсы, выставки, конференции и вносит их в общешкольный годовой план учебной и воспитательной работы.
Учащиеся школы участвуют в мероприятиях не только районного, областного, Российского масштаба, а также в мероприятиях ЭР. Так, школа принимала участие в Чудском проекте, связанным с изучением Печорского края и экологии.
Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. Такая ситуация особенно характерна для приграничных регионов, где контакты различных культур являются традиционными. В полной мере это относится к городу Печоры, на территории которого проживают представители разных национальностей: русской, эстонской, сетоской и ряда других.
В этом контексте особенно актуальным становится создание образовательной модели, учитывающей особенности национального состава учащихся, способной удовлетворить их культурно-образовательные потребности и подготовить к жизни в условиях свободных межкультурных коммуникаций и интенсивных миграционных процессов. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.
За довольно длительный период деятельности в школе накоплен богатый опыт воспитания на основе национальных культур России, Эстонии и Сето. Разработаны программы В.В. Тамм, Х. М. Тсопотало, Г.В. Евдокимовой.
Поскольку школа реализует образовательную модель «Школа – как центр взаимопроникновения культур (сетоской, эстонской, русской)», одной из ее задач является воспитание учащихся на традициях сетоской культуры. С этой целью в школе претворяется в жизнь совместно с Министерством Образования и Науки ЭР проект, в рамках которого в школе работает этнографический детский ансамбль «Сето». Дети разучивают народные сетоские песни и танцы, педагоги школы регулярно проводят лекции и беседы по ознакомлению с историей, фольклором, бытом этого народа.
В школе систематически организуются выставки, экскурсии в музеи Печор, Изборска, Сигово, а также в Эстонию. Дети участвуют в народных праздниках сето, в праздниках Рождества Христова и Успения Богородицы, которые проводятся в стенах школы, и на которые съезжаются представители сето из разных мест Печорского района и Эстонии. Приглашаются в школу творческие коллективы сето из Печорского района и ЭР. В школе имеется комната быта народности сето. В будущем планируется ее преобразование в музей. Школа поддерживает тесную связь с районным культурным обществом сето «ЭКОС».
Однако анализ школьной практики воспитания показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций используется недостаточно. В основном это связано с фрагментарным обращением к традициям, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания.
Обеспечение комплексного подхода к использованию национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания, интеграции содержания учебных предметов, взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы является одним из главных направлений в создании воспитательной системы школы.
Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы составляет иерархическая совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов:
Для стабильного развития воспитательной системы определены функции ее реализации:
- интегрирующая функция, объединяющая воспитательные воздействия семьи и школы;
- диагностическая функция определена как изучение практического запроса детей, формулирования проблемы и предположений, выбора способов как устранить эти проблемы;
- проектно-организаторская функция в воспитании направлена на формирование у детей самостоятельности, коммуникативности, ответственности, организованности, умений работать в коллективе. Воспитательный процесс должен выстраиваться с позиции «не для детей, а вместе с детьми», учащиеся должны стать главными субъектами воспитания.
В своей работе руководители и педагоги школы опираются:
5) на педагогические исследования, рассматривающие проблемы использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогики: Г.Н. Волкова, Н.А. Константинова, Е.Н.Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева, Е.В. Бондаревской, В.В.Макаевым, Л.Л. Супруновой и др.
Правовой базой воспитательной системы школы являются:
• Конституция Российской Федерации.
• Конвенция ООН о правах ребёнка.
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
• Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
• Федеральная программа развития образования.
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
• Устав Печорской средней общеобразовательной школы №2.
IV. Целевые ориентиры воспитательной системы
Целью воспитательной системы школы является содействие развитию у учащихся высших духовных ценностей – чувства патриотизма, гуманных взаимоотношений, толерантности, самоуважения - посредством формирования благоприятной воспитывающей среды и обращения к этнокультурным традициям России, Эстонии и народности Сето.
Основное направление воспитательной работы: этнокультурное
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление культурно-образовательных ресурсов Печорского района;
- разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями России и Эстонии, изъявившими желание участвовать в работе школы;
- создание творческих групп учителей по разработке и апробации форм и способов организации педагогического взаимодействия;
- организация психолого-педагогического семинара по итогам этапов построения воспитательной системы школы;
- проведение открытых учебных и внеучебных занятий, в процессе проведения которых используются традиции русской и эстонской культур и культуры Сето;
- описание и систематизация форм, приемов и методов, способствующих развитию учащихся на основе трех культур;
- установление контактов с образовательными учреждениями Эстонии, представителями народности Сето, научно-методическими центрами;
- организация мониторинга для изучения потребностей, интересов и способностей школьников;
- разработка воспитательной программы, в которой будут в максимальной степени учтены запросы детей и их родителей;
- создание кружков, клубов, секций, творческих объединений;
- расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством организации на основе компьютерных технологий дистанционного дополнительного образования школьников, проведения совместных мероприятий с учащимися школ Эстонии, представителями народности Сето, совершения экскурсионных поездок и туристических походов по России и Эстонии;
- разработка годового цикла дел, направленных на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений;
Этапы построения воспитательной системы |
Мероприятия |
I этап - проектно-мобилизационный (2005 – 2006) |
1. Разработать концепцию воспитательной системы школы. 2. Смоделировать структуру управления воспитательной системой школы. 3. Диагностировать уровень воспитанности школьников с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы. 4. Разработать модель идеала выпускника и утвердить на педсовете школы. 5.Разработать программу деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы школы.
|
II этап – поисково-преобразовательный (2006 – 2008 ) |
1. Разработать вариативные программы воспитательной работы в классах. 2. Создать условия для реализации возможностей учащихся в школе: - организовать работу кружков и секций в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся; - обеспечить условия для реализации творческих способностей школьников 3. Провести школьный мониторинг по проблеме «Воспитание школьников на основе новой концепции воспитательной системы». 4. Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника. |
III этап - рефлексивно- обобщающий (2008 – 2009) |
1. Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике концепции воспитательной системы: опыт, проблемы, перспективы». 2. Выявить уровень влияния воспитательной среды школы на уровень воспитанности школьников. 3. Проанализировать и откорректировать воспитательные программы по классам, внести коррективы в воспитательную систему школы. 4. Выявить и оценить реальные результаты работы. |
Для исследования результативности функционирования воспитательной системы школы целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:
Критерии эффективности воспитательной системы |
Показатели |
Методики изучения |
I. Сформированность индивидуальности учащегося школы |
1 . Самоактуализированность личности учащегося |
Метод анализа личностных достижений детей |
|
2. Нравственная направленность |
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдение |
|
3. Креативность личности учащегося |
Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся |
|
4. Самоэффективность личности учащихся |
Тест на определение самоэффективности (русская версия Р. Шварцера и М. Ерусалема) |
II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса |
1 . Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе |
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» |
2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе |
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» | |
С ![]() П ![]() |
Достижения |
|
Количество учащихся, состоящих на учете в КПДН |
|
Деятельность по созданию воспитательной системы |
Участники деятельности | ||||
Администрация школы |
Педагоги |
Обучающиеся |
Родители |
Сроки проведения | |
I этап - проектно-мобилизационный (2005 – 2006) | |||||
Разработать концепцию воспитательной системы |
Подготовка материалов, подбор методик, разработка концепции |
Оказание помощи в разработке концепции |
| ||
Смоделировать структуру управления воспитательной системой школы |
Разработка модели управления воспитательной системы школы |
Оказание помощи в разработке модели управления |
|
|
|
Диагностировать уровень воспитанности школьников |
Изучение и отбор методик |
Проведение диагностики |
Оказание помощи в проведении диагностики |
| |
Разработать модель идеала выпускника и утвердить на педсовете школы |
Организация работы по разработке модели выпускника |
Участие в разработке модели выпускника |
| ||
Разработать программу деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы школы |
Разработка программы деятельности по реализации концепции развития воспитательной |
|
|
|
|
II этап – поисково-преобразовательный (2006 – 2008 ) | |||||
Разработать вариативные программы воспитательной работы в классах |
Организация работы по созданию программ воспитательной работы в классах |
Разработка программ воспитатель-ной работы в классах |
Участие в разработке программ воспитательной работы в классах |
| |
Создать условия для реализации возможностей учащихся в школе |
Организация работы кружков и секций в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся; обеспечение условий для реализации творческих способностей школьников |
Изучение интересов и индивидуаль-ных способностей школьников |
Работа в кружках и секциях, активное участие в коллективных творческих делах школы |
|
|
Провести школьный мониторинг по проблеме «Воспитание школьников на основе новой концепции воспитательной системы» |
Организация мониторинга |
Оказание помощи в проведении мониторинга |
| ||
Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника |
Создание банка методик изучения личности. Организация методической помощи классным руководителям |
Всесторон-нее изучение личности обучающихся |
Участие в тестировании и анкетировании |
Оказание помощи в изучении личности учащихся |
|
III этап - рефлексивно-обобщающий (2008 – 2009) | |||||
Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике концепции воспитательной системы: опыт, проблемы, перспективы» |
Организация школьной педагогической конференции «Осуществление на практике концепции воспитательной системы: опыт, проблемы, перспективы» |
Подготовка докладов и сообщений, участие в анкетирова-нии |
Участие в анкетирова-нии |
Подготов-ка докладов и сообщений |
|
Выявить уровень влияния воспитательной среды школы на уровень воспитанности школьников |
Изучение и отбор методик |
Проведение диагностики |
Оказание помощи в проведении диагностики |
| |
Проанализировать и откорректировать воспитательные программы по классам, внести коррективы в воспитательную систему школы |
Организация анализа и коррекции воспитательных программ классов |
Внесение корректив в воспитатель-ные программы классов |
Внесение корректив в воспитатель-ные программы классов |
Внесение корректив в воспита-тельные программы классов |
|
Выявить и оценить реальные результаты работы |
Организация оценивания работы |
Оценка результатов работы |
|
Структура взаимодействия школы с образовательными учреждениями культурно-социальной направленности по этнокультурным направлениям
10 10 2014
1 стр.
Ребёнок – это зеркало нравственной жизни общества, семьи, образовательного учреждения, и поэтому в числе первоочередных задач нашей школы выдвигается формирование воспитательной си
09 10 2014
1 стр.
Гбоу сош №1621 входит в созданную Департаментом образования г. Москвы группу учебных заведений с
16 12 2014
4 стр.
Настоящая процедура входит в состав документов, обеспечивающих функционирование процесса
01 10 2014
1 стр.
Особые обстоятельства, способствующие улучшению характеристики образовательного учреждения
30 09 2014
7 стр.
Полное название образовательного учреждения
12 10 2014
1 стр.
Полное наименование образовательного учреждения, место нахождения образовательного учреждения
16 12 2014
19 стр.
Полное наименование образовательного учреждения, место нахождения образовательного учреждения
10 09 2014
19 стр.