Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Познавательная игра-конкурс «Грамотеи»

(для школьников 3 – 5 классов)
1 Ведущий. Здравствуйте! Начинаем познавательную игру-конкурс «Грамотеи». Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку. А оценивать конкурс будет жюри:……………………………………………………………………………………………

2 Ведущий. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он не прост в изучении. Имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится, «Без букв и грамматики не обходятся и математики».

1 Ведущий. На программу пришли ребята из 5 и начальных классов. Сейчас мы представим вам команды, которые будут участвовать в конкурсе. Командам необходимо быстро придумать название, связанное с русским языком. Итак, ОДНА КОМАНДА НАЗЫВАЕТСЯ….., другая - ….

2 Ведущий. В игре участвуют все, не только команды, НО И БОЛЕЛЬЩИКИ. Они будут отдавать заработанные очки той команде, за которую они болеют. Одновременно будут даваться два задания: одно выполняется небольшой группой 3 человека от каждой команды за столами, а второе задание выполняется участниками, присутствующими на сегодняшнем конкурсе.

1 Ведущий. Оценивается выполнение задания очками. За правильный ответ дается одно очко. Команде, выполнившей задание быстрее, добавляется еще одно очко.

2 Ведущий. Итак, начинаем конкурс. Слушаем внимательно 1 задание. Русский язык тесно связан с ударением.

- А кто знает, что такое ударение?

- Правильно, ударение – это выделение слога в слове при произношении.

- На какой звук всегда падает ударение?

- Правильно, на гласный.

Так вот, в русском языке ударение связано с таким понятием, как орфоэпия, что означает «правильное произношение, правильная речь».



1 Ведущий. И сейчас мы поиграем в игру «Ударение – волшебное превращение».

Нередко одно слово может иметь два значения.

- Скажите, когда это бывает?

- Правильно, когда изменяется ударение. Например: Замок – замок, РОЖКИ – РОЖКИ!....

- А какие примеры приведут команды? (парить – парить – парить, плачу – плачу…).

Итак, приглашаю за стол по 3 человека от каждой команды для выполнения первого задания-упражнения, в котором нужно будет правильно расставить ударения в предложенных стихотворных строчках. (командам выдать тексты )

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!


Взбей яичные белки

И печенье испеки.


Ставь козлы посреди двора

Дрова пилить начнем с утра.


Козлы сердиты и рогаты,

Вы не сердите их, ребята!


В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.


Я песок руками рою,

Королевский замок строю.


Плывут по озеру пироги –

На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги –

Печь их маме помоги.


Из стены гвоздики торчат,

Повешу я на них плакат.


Гвоздики, розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.


2 Ведущий. А пока команды готовятся, С БОЛЕЛЬЩИКАМИ И ОСТАЛЬными участниками команд мы выполним следующее задание.

Вот загадка для мудренышей – как зовут у свиньи детёнышей? (поросята)

А у гуся? (гусята). Лошадь –…. Жеребята. Лев –…. Львята. Овца –…. ягнята. Курица – цыплята. Медведь –… медвежата. Волк –…. волчата. Собака –….. щенята.

А у стрекозы? - ……


1 Ведущий.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Правильно, мужского - он, женского – она и среднего – оно – угадайте-ка?

Окно? – …оно! Печенье. Яблоко. Колесо. Мороженое. Небо. Жираф. Зал. Занавес. Колоша. Кофе. Манжета. Мышь. Овощ. Оладья. Помидор. Рельс. Сандаля. Туфля.



2 Ведущий. Итак, команды сдают выполненное задание жюри на проверку, а мы приступаем к выполнению второго задания.

- Как правильно говорить: «Я на себя надел пальто» или «Я на себя одел пальто»?

- верно, кого-то «одеваем». На себя «надеваем»! В следующем задании надо расставить по местам слова «одеть» и «надеть»! за стол приглашаем по 2 человека от каждой команды. (командам выдать тексты )
Я в желтые штанишки

Сейчас ___дену Мишку.

А я ___дену майку

И тёплую фуфайку.


Я буду куклу ___девать.

Давно пора идти гулять.

Она всегда копается,

Так долго ___девается.

А чтобы на нее ___деть,

Ведь кукла – это не медведь.


___дену платье новое,

Вот – это васильковое.

И крикну маме я своей:

«Мамуль, ___день меня скорей!»


1 Ведущий. Для всех остальных задание называется так: «Слово спрятано в слове». Ответы даем по очереди. Внимание на слова!

Хлев. Уточка. Столб. Щель. Полк. Зубр. Коса. Мрак. Удочка. Драма.



Лев точка стол ель пол зуб оса рак дочка рама.
Команды сдают выполненное 2 задание жюри на проверку.

Просим жюри огласить итоги первого конкурса.


1 Ведущий. Словарь Уильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 тыс. слов. Словарь представителя племени «мумбо-юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина из книги Ильфа и Петрова «12 стульев» легко и свободно обходилась тридцатью словами.

Эллочка – это художественный символ косноязычия, она пользовалась крайне ограниченным запасом слов. Есть люди с запасом слов как у Эллочки, а есть как у Шекспира. У каждого человека свой словарный запас слов, которые он использует в разговоре или письме.



2 Ведущий. Поэтесса Эмма Мешковская тоже услышала одну историю и рассказала ее нам слово в слово.

«Такая , в общем история…»

Жил- был этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это, в общем, значит так.

И его любимый зять,

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну…

А соседа звали Это….

А его родители –

Видишь ли и видите ли…

И еще какой-то Э-э-э-э

Жил на верхнем этаже….

И дружили они все…

Ну и значит , и вообще…
Просим жюри огласить итоги второго конкурса.
- А кто знает как в русском языке называется весь словарный состав языка? ( лексика). Твой собственный запас слов – это твоя лексика. Самый большой 17-ти томный «Словарь современного русского языка» насчитывает 120 тыс. слов. А всего слов в нашем современном русском языке и того больше – 150 тыс. слов. Плюс иностранные слова – 30 тыс. слов. Новые значения – 5 тыс. Затем научные термины, жаргон – 10 тыс. устаревшие слова – 30 тыс. имена собственные и прозвища – 25 тыс. слова- однодневки, которые невозможно сосчитать. Диалектные слова – около 200 тыс.

1 Ведущий. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было около 20 тыс. слов. Получается, что каждый год возникала почти тысяча разных слов и значений.

Наше следующее задание для команд будет связано с собственным запасом слов тех, кто будет выполнять задание за столом. Внимание из слова «контрабас» можно составить 250 слов! Других слов. Вам дается на выполнение задания от 7 до 10 минут, за которые надо составить как можно больше других слов из слова «контрабас».

И одновременно, мы приглашаем всех присутствующих принять участие в конкурсе «Поговорки». Не забываем о том, что болельщики тоже могут принести дополнительное очко команде, за которую они болеют.

Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?

- Аппетит проходит во время еды.

- Взявшие мяч от мяча и погибнут!.

- Видит око, да дуб неймет.

- Вот где собака забыта.

- Все пороги ведут в Рим.

- Город не тетка.

- Готовь сени летом, а телегу зимой.

- Всяк жулик свое болото хвалит.

- Дружба дружбой , а кабачок врозь.

- Есть еще горох в гороховницах.

- Ждать у горя погоды.

- Знает мошка, чье мясо съела.

- Икра стоит свеч.

- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

- Машу маслом не испортишь.

- Лес рубят – кепки летят.

- Блин блином вышибают.

- Пуганая ворона куска боится.

- Проще жаренной репы.

- Рысак рысака видит издалека.

- Танцевать от речки.

- Уменье – свет, а неуменье – тьма.


Команды сдают выполненное 3 задание жюри на проверку.

Просим жюри огласить итоги второго конкурса.


2 Ведущий. Следующее задание называется «Словесная лесенка». Каждой команде нужно вытянуть букву и за определенное время нужно написать «лесенку слов», начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть из двух букв, второе из трех и т.д. Кто построит самую высокую лесенку – победит! Приглашаем от каждой команды по 5 человек. Например: слова на букву Д:

да (из двух букв),

дом (из трех),

дыня (из четырех),

доска (из пяти),

дорога (из шести),

домосед (из семи),

движение (из восьми) И Т. Д.


Для остальных задание на карточках «Слово рассыпалось».Буквы следует расставить по местам и прочесть полученное слово: рпи (пир), пра (пар), кушпа (пушка), длеп (плед), сылесоп (пылесос), тухпе (петух), лоп (пол), лепча (пчела), псе (пес).

- Чтобы дать ребятам возможность построить «словесную лесенку» как можно выше, давайте мы все вместе поиграем. Игра называется «Ха-ха-ха!» Выбираем 5 игроков. Первый говорит: «Ха!» один раз, второй говорит «Ха-ха» два раза. Третий «ха-ха-ха» – три раза, четвертый – четыре раза и пятый – пять раз. Кто засмеется или собьется выбывает. Победитель отдает очко той команде, ЗА КОТОРУЮ БОЛЕЕТ.

1 Ведущий. Перед тем как мы перейдем к выполнению следующего конкурса, просим жюри огласить результаты конкурса «Поговорки».
Сейчас вы услышите стихотворение А.Шибаева «Кто играет?», в котором я попрошу вас всех хором произносить слово «играет», когда я подниму руку.

И солнце играет (лучами на речке).

И кошка играет (клубком на крылечке).

И Женя играет (есть кукла у Жени).

И мама играет (в театре на сцене).

И папа играет на медной трубе.

И дедушка с внуком играет в избе.

И бабушка внуку пеленки стирает,

Бабушка в стирку, наверно, играет!

-Сколько значений у слова играет? Как называются такие слова?

- Кто знает, как называют слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение? (омонимы). Примеры слов омонимов: лук, коса, ключ, челнок, горлышко,шишка, ножка, пятачек и др.

Приглашаем на сцену по 3 человека от каждой команды, которым нужно вспомнить и записать все значения слов шишка, пятачок.

А ко всем остальным у меня есть вопросы, отвечайте без ошибки, быстро, просто и с улыбкой! Я называю существительное, а вы к нему прилагательное «холодный» «холодное» и т.д.

Чай – холодный, молоко – холодное, компот, какао, кофе , ЛИМОНАД, сливки, вода, пепси-кола.

Внимание! Выполняй еще задание! Один или много?

Один апельсин, а много….Апельсинов?

Баклажан (баклажанов)

Мандарин (мандаринов)

Помидор (помидоров)

Яблоко (яблок)

Гольф (гольфов)

Носок (носков)

Петля (петель)

Простыня (простынь)

Рукава (рукавов)

Метро (множественного числа не имеет).


Не имеют множественного числа, не изменяются по падежам и другие слова: пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, домино, фортепиано, пенсне, кофе и др.
Жюри подводит итоги конкурса «Словесная лесенка»

2 Ведущий. – А кто знает, как называются слова, близкие по значению, но разные по написанию?

Правильно – синонимы. Например: близкими по значению слову метель будут слова – пурга, вьюга, холод, стужа; слову глаза –очи, губы – уста, рот.

- Для выполнения задания «Подберите синонимы» приглашается по 5 человек от каждой команды. Подобрать синонимы к словам:

- красивый (очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный);

- веселый (беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистичный);

- хорошо (здорово, замечательно, классно);

- плохо (отрицательно, нехорошо, неважно, дурно).

- А с остальными мы проведем игру, которая называется «О-о-о!» Смысл ее в том, ЧТО НАДО ОТГАДАТЬ !) СЛОВ, в которых гласная только , кроме «о». (Слова написаны на листах)



  1. Беспорядочный шум? – о-о- (гомон).

  2. Продукт, из которого изготавливают масло? – о-о-о-(молоко).

  3. Хищная птица? – о-о- (сокол).

  4. Столярный инструмент? – о-о-о- (долото).

  5. Лиственное дерево? – о-о-ь- (тополь).

  6. Драгоценный металл? – о-о-о- (золото).

  7. Съедобный герой русской народной сказки? – о-о-о- (колобок).

  8. Пушной зверек? – о-о-о- (колонок).

  9. Водоем? – о-о-о- (болото).

  10. Крупный населенный пункт? – о-о- (город).


1 Ведущий. Просим жюри огласить итоги конкурса «Синонимы».

- А кто знает, как называются слова с противоположными значениями? Например: хороший – плохой, друг – враг, злой – добрый и др.

- Правильно – антонимы. И следующий конкурс называется «Перевертыши». Командам необходимо путем подбора антонимов восстановить известные пословицы:


  1. Счастье всегда бывает вместе. (Беда никогда не приходит одна)

  2. Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет).

  3. Мало счастья – много вопросов. (семь бед – один ответ).

  4. Громче стоишь – ближе опустишься. (Тише едешь – дальше будешь).

  5. Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается).

  6. Безделью – часы, часам – год. (Делу – время, потехе – час.).

  7. Собак не страшится – по городу гулять. (волков бояться – в лес не ходить).

- А пока команды выполняют задание, с остальными участниками игры мы проведем игру- конкурс «Наоборот».

Сначала разминка, я говорю слово, а вы к нему подберите антоним.

Рано – поздно, черный – белый, любовь – ненависть, глупый – умный, бежать – стоять, говорить – молчать.

Ну, что ж нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …. «низко»

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь…. «Близко».

Скажу я слово «потолок»,


А ты ответишь…. «пол».

Скажу я слово «потерял»,


И скажешь ты…. «нашёл».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну отвечай….. «конец».

Подведение итогов.



Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!


Взбей яичные белки

И печенье испеки.


Ставь козлы посреди двора

Дрова пилить начнем с утра.


Козлы сердиты и рогаты,

Вы не сердите их, ребята!


В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.


Я песок руками рою,

Королевский замок строю.


Плывут по озеру пироги –

На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги –

Печь их маме помоги.


Из стены гвоздики торчат,

Повешу я на них плакат.


Гвоздики, розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.

Я в желтые штанишки

Сейчас ___дену Мишку.

А я ___дену майку

И тёплую фуфайку.


Я буду куклу ___девать.

Давно пора идти гулять.

Она всегда копается,

Так долго ___девается.

А чтобы на нее ___деть,

Ведь кукла – это не медведь.


___дену платье новое,

Вот – это васильковое.

И крикну маме я своей:

«Мамуль, ___день меня скорей!»





Хлев
____________________________________________________________________________
Уточка

_____________________________________________________________________________
Столб
_____________________________________________________________________________
Щель

___________________________________________________________________________________________


Полк

Зубр

_____________________________________________________________________________


Коса

_____________________________________________________________________________

Мрак

_____________________________________________________________________________

Удочка
Драма

_____________________________________________________________________________

Контрабас


_____________________________________________________________________________
Контрабас

_____________________________________________________________________________

Контрабас
- Аппетит проходит во время еды.

_________________________________

- Взявшие мяч, от мяча и погибнут!

___________________________________

- Видит око, да дуб неймёт.

___________________________________

- Вот где собака забыта.

___________________________________

- Все пороги ведут в Рим.

___________________________________

- Город не тетка.

___________________________________

- Готовь сени летом, а телегу зимой.

___________________________________

- Всяк жулик свое болото хвалит.

___________________________________

- Дружба дружбой, а кабачок врозь.

___________________________________

- Есть еще горох в гороховницах.

___________________________________

- Ждать у горя погоды.

___________________________________

- Знает мошка, чье мясо съела.
- Икра стоит свеч.

___________________________________

- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

___________________________________

- Машу маслом не испортишь.

___________________________________

- Лес рубят – кепки летят.

___________________________________

- Блин блином вышибают.

___________________________________

- Пуганая ворона куска боится.

___________________________________

- Проще жаренной репы.

___________________________________

- Рысак рысака видит издалека.

___________________________________

- Танцевать от речки.

___________________________________

- Уменье – свет, а неуменье – тьма.


да (из двух букв),

дом (из трех),

дыня (из четырех),

доска (из пяти),

дорога (из шести),

домосед (из семи),

движение (из восьми)
рпи

___________________________________________________________________________

пра

_____________________________________________________________________________________________



Кушпа

_____________________________________________________________________________________________

длеп

__________________________________________________________________________________



Сылесоп

______________________________________________________________________________________

тухпе

________________________________________________________________________



лоп

лепча


_____________________________________________________________________________

псе


____________________________________________________________________________

шишка – ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

пятачок – ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________
шишка – ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

пятачок – ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________
шишка – ______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

пятачок – _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Беспорядочный шум? – о-о-

Продукт, из которого изготавливают масло? – о-о-о-

Хищная птица? – о-о-

Столярный инструмент? – о-о-о-

Лиственное дерево? – о-о-ь-

Драгоценный металл? – о-о-о-

Съедобный герой русской народной сказки? – о-о-о-

Пушной зверек? –

о-о-о-


Водоем? – о-о-о-

Крупный населенный пункт? – о-о-


Счастье всегда бывает вместе.

_________________________________


Ложь уши ласкает.

_________________________________


Мало счастья – много вопросов.

_________________________________


Громче стоишь – ближе опустишься.

_________________________________


Это плохо, если плохо начинается.

__________________________________


Безделью – часы, часам – год.

__________________________________


Собак не страшится – по городу гулять.

__________________________________


Счастье всегда бывает вместе.

_________________________________


Ложь уши ласкает.

_________________________________


Мало счастья – много вопросов.

_________________________________


Громче стоишь – ближе опустишься.

_________________________________


Это плохо, если плохо начинается.

__________________________________


Безделью – часы, часам – год.

__________________________________


Собак не страшится – по городу гулять.

__________________________________


- красивый ______________________________

_______________________________________
- веселый ______________________________

_______________________________________


- хорошо ______________________________

_______________________________________


- плохо _______________________________

_______________________________________


- красивый ______________________________

_______________________________________
- веселый ______________________________

_______________________________________


- хорошо ______________________________

_______________________________________


- плохо _______________________________

_______________________________________

Конкурс «Грамотеи» ( для школьников 3 5 классов)

Ведущий. Здравствуйте! Начинаем познавательную игру-конкурс «Грамотеи». Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку. А оценивать конкурс будет жюри

139.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Конкурс для школьников… Формат кода: два слова через пробел Подсказка 1

Для кого-то это сказка, где из живого, ставшего неживым, снова сделали живое… Для кого-то – торт или пирожное… Для кого-то – лотерея, правда, без суффикса… Для кого-то – всероссийс

80.63kb.

13 10 2014
1 стр.


Урок для учащихся 10-11 классов «Развитие парламентаризма в России»

Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьни

205.24kb.

24 09 2014
1 стр.


Конкурс для школьников от Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
38.5kb.

09 10 2014
1 стр.


О проведении олимпиады «Интернет-олимпиада школьников по физике» для учащихся 7-11 классов
75.04kb.

09 10 2014
1 стр.


На Конкурс поступило 32 работы из 5 общеобразовательных учреждений

Мкоу сош пгт Вахруши был проведен конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

14.85kb.

09 10 2014
1 стр.


Конкурс для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая»

Как необходимое предварительное условие для любого текста интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний

222.78kb.

06 10 2014
1 стр.


Положение о Межрегиональном интернет-конкурсе для школьников "Новое поколение выбирает…" Цели конкурса

К участию в олимпиаде приглашаются учащиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений

23.73kb.

11 09 2014
1 стр.