Представление инновационного педагогического опыта Ватрушкиной Валентины Андреевны, победителя областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»
I. Общие сведения об учителе:
-
Ф. И. О. автора опыта Ватрушкина Валентина Андреевна.
-
ОУ, в котором работает автор опыта, адрес с индексом. 654034, г. Новокузнецк, ул. Левитана, № 1, муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 68 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» VIII вида
Сот. т.: 8 923 631 29 78, e-mail:
[email protected]
-
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала педагог-организатор.
-
Стаж работы в должности. 5 лет
-
Тема педагогического опыта учителя. «Детско-юношеский спортивно-образовательный туризм как один из факторов укрепления здоровья и обеспечения интеграции детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в современное общество».
-
Ключевые слова (до трех – пяти ключевых слов) Проект, дети с ограниченными возможностями здоровья, спортивно-образовательный туризм.
II. Представление инновационного педагогического опыта
1. Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы
В современной коррекционной педагогике большое внимание уделяется внедрению регионального компонента в систему воспитательно-образовательной работы. Главной задачей коррекционного учреждения является социальная адаптация и интеграция детей в современное общество. Для школ-интернатов эта проблема наиболее актуальна, так как дети находятся в условиях депривации и испытывают недостаток общения с нормально развивающимися сверстниками.
Коррекционно-развивающий процесс в школе-интернате № 68 представляет собой систему педагогического воздействия на учащихся, направленную на преодоление и коррекцию недостатков развития, на формирование системы знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности детей, формирование реалистичного мировоззрения и коррекцию отклонений развития в познавательной сфере.
Одной из важнейших проблем социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является преодоление барьеров в общении и взаимодействии их со здоровыми сверстниками. Поскольку в традиционных видах деятельности детского коллектива «особые» дети всегда не выдерживают конкуренции с большинством сверстников, они часто вообще отказываются от контактов с ними (тем более, что и здоровые дети, в свою очередь, не слишком стремятся к такого рода общению). Задача педагога, в этом случае, заключается либо в создании для такого ребенка «ситуации успеха», либо в выборе (время от времени) в качестве ведущей деятельности коллектива тот вид деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет успешен изначально, причем сможет не только конкурировать со здоровыми сверстниками, но и значительно опережать их.
Спортивно-образовательный туризм именно тот вид деятельности, который имеет интегративную основу и при разумной организации дает огромные образовательно-оздоровительные результаты. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника туристической секции.
2. Сущность опыта или предлагаемой инновационной составляющей опыта
Благодаря многоцельности спортивно-образовательного туризма, он позволяет решать комплекс педагогических задач: воспитательные, образовательные, оздоровительные. В свою очередь проект:
– содействует развитию воспитанников в индивидуально приемлемом направлении и темпе, обретению индивидуальности через самоопределение и проектирование собственной жизни в туристко-краеведческой сфере;
– выстраивается в логике от мотива включения в жизнедеятельность детского объединения, через включение в процесс освоения деятельности, к включению в социально-профессиональную и культурно-досуговую общность;
– вариативен и представляет собой гибкую систему работы, направленную на реализацию форм «школа», «клуб», «команда», «производство», «автономная жизнь».
Реализация проекта осуществляется с помощью ряда подпрограмм и проектов:
2 проекта:
-
Педагогический проект – «Джуманджи – остров приключений»;
-
Проект ДОО «Республика Солнечное детство» - «Капитаны лесных морей».
Подпрограммы:
-
Курс начальной туристической подготовки – «Клуб любителей природы»;
-
Комплексная программа по спортивно-образовательному туризму с элементами краеведения - Секции спортивного туризма «Горизонт»;
-
Комплексная программа по спортивно – образовательному туризму, специализация спелеотуризм – «Клуб поклонников спелеотуризма – КАРСТ».
Благодаря комплексному воздействию на воспитанника такая работа позволит добиться следующих результатов:
-
содействие детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в современное общество посредством вовлечения их в детско-юношеский образовательный туризм;
-
получение творческих образовательных продуктов социальной направленности воспитанниками и педагогами;
-
снижение заболеваемости, повышение качества обученности и воспитанности ОВЗ;
-
повышение социальной активности детей с ОВЗ, интеграция их в среду здоровых сверстников.
3. Необходимые условия внедрения педагогического опыта
Для успешной реализации Проекта необходимо социальное партнерство. Благодаря правильно выстроенному социальному взаимодействию, на первых этапах пока в учреждении нет достаточной материальной базы, можно получить снаряжение в прокат, методическую литературу, на основе которой в последствие составить свой подходящий и доработанный комплекс методического обеспечения. Социальное партнерство мы рассматриваем как путь к эффективному взаимодействию общества и государства в области образовательной политики и в спортивно-образовательном туризме, в частности, заботы о подрастающем поколении. В сфере данного проекта ощущается потребность в налаживании контактов между различными образовательными учреждениями (учреждения дополнительного образования детей, туристические центры и клубы) и общественными организациями.
Практика показывает, что установление сотрудничества процесс многосложный, двухсторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них – инициирующая роль образовательного учреждения. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействие образовательного учреждения и различных структур общества, происходит обогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказывается на воспитанниках, на развитии спортивно-образовательного туризма как средства успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
4. Литература
-
Воронов, Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании: Учебное пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2001. – 72 с.
-
Воронов, Ю.С., Константинов, Ю.С. Спортивное ориентирование (Программа для ДЮСШ и СДЮШОР по спортивному ориентированию). – М.: ФЦДЮТиК.
-
Дрогов, И.А. Юные туристы-спасатели. М.: ФЦДЮТиК, 2004.
-
Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 600 с.
-
Константинов, Ю.С. Туристы-проводники. – М.: ФЦДЮТиК, 2004. – 60 с.
-
Константинов, Ю.С. Юные судьи туристских соревнований. – М.: «Советский спорт», 2001. – 64 с.
-
Константинов, Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 328 с.
-
Маслов, А.Г. Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности». – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 72 с.
-
Маслов, А.Г. Юные инструкторы туризма. М.: «Советский спорт», 2002. – 54 с.
-
Махов, И.И. Юные туристы-многоборцы. – М.: «Советский спорт», 2007. – 60 с.
-
Новиков, А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии. Учебное пособие, 2002.
-
Самарина, И.А. Юные туристы-экологи. – М.: ФЦДЮТиК, 2004. – 44 с.
-
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи. Составители – Константинов Ю.С., Усков С.В. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
-
Смирнов, Д.В., Константинов, Ю.С., Маслов, А.Г. Юные туристы-краеведы. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 64 с.
-
Спортивное ориентирование. Программы для системы дополнительного образования детей. Авторы: Лукашов Ю.В., Ченцов В.А. – М.: «Советский спорт», 2005.
-
Талызов, С.Н., Константинов, Ю.С. Юные туристы-спелеологи. – М.: «Советский спорт», 2004. – 72 с.
-
Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей. – М.: «Советский спорт», 2005.
-
Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании. Учебное пособие. – М.: «Советский спорт» 2006.