Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Педагогические условия индивидуализации образовательного

процесса по биологии.

1. Информация о работе учителя

Анализ школьных программ, учебников по биологии и анализ своего многолетнего опыта работы привел меня к мысли, что двигаться вперед при выявлении и развитии способностей у сильных (одаренных) учеников мешает существующее противоречие между необходимостью индивидуальной подготовки школьников и действующей сегодня системой обучения, недостаточно учитывающей индивидуальность ребенка. Мне представилось возможным решить эту проблему, поэтому последние годы я работала с определенной четкой целью – выявить педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии.

Объектом моей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по биологии, предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии и технология их реализация в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Новый Оскол Белгородской области.

Перед началом своей работы я предположила, что индивидуализация образовательного процесса по биологии будет эффективной, если:

- освоить и применять на занятиях технологию критического мышления обучающихся;

- использовать в работе тестовые задания;

- создать в школе систему индивидуальных занятий по биологии;

- осуществлять гибкое управление процессом самообразования учеников.

Согласно постановленной цели работы и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии.

2. Разработать технологию создания и осуществления педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии.

3. Определить показатели индивидуализации образовательного процесса по биологии.

Теоретической основой моей работы явились идеи гуманистической педагогики Е.В. Бондаревской, И.Б. Котовой, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской и др. (1; 4; 2; 4; 5).

Свою деятельность я строила на основе принципа природосообразности образования, принципа культуросообразности, принципа индивидуально-личностного подхода, принципа ценностно-смысловой направленности образования.

Анализ педагогической литературы позволил разобраться в сущности понятия «индивидуализация». Под индивидуализацией образовательного процесса понимают такую его организацию, при которой осуществляется учет особенностей каждого ученика (1). В процессе индивидуализации педагог видоизменяет и учебный, и воспитательный процессы, подстраивая их к особенностям ребенка. Таким образом, учитель постоянно адаптирует педагогическое воздействие к конкретному ученику, усиливая многогранность, вариативность системы образования, делая её более гибкой.

В то же время ученик представляется как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в современном мире. И сегодня, как никогда раньше, усилилась потребность общества в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, имеющей собственные воззрения, убеждения.

Таким образом, анализ педагогической литературы позволил мне сформулировать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии, которые направлены на улучшение качества знаний обучающихся, на повышение их интереса к предмету.

Первое педагогическое условиеэто освоение и применение на занятиях технологии развития критического мышления обучающихся. Его сущность состоит в том, что в ходе работы с детьми как на уроках, так и в системе внеурочных занятий неотъемлемой функцией учителя становится подготовка специальных заданий, текстов с определенным содержанием.

Критическое мышление (по мнению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко) – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения (3).

Именно эта технология позволяет осуществить интерактивное включение обучающихся в образовательный процесс, не принимать ничего на веру, а обосновывать каждое суждение и решение.

На мой взгляд, для подготовки учащихся к конкурсам и предметным олимпиадам, а также при поступлении в ВУЗы особо значимым является наличие у школьника критического мышления, так как именно оно позволяет ему использовать свои знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности, нестандартности.

Второе педагогическое условие это применение информационных технологий на занятиях по биологии.

Информационная поддержка предмета выражается в использовании про­граммного обеспечения по биологии. С 6 класса я начинаю систематически вне­дрять в процесс обучения электронные учебники: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по биологии («Уроки биологии 6-7 класс»; «Уроки био­логии 9 класс»; «Уроки общей биологии 10-11 класс»)», 1999 - 2003 гг., авторы - В.Б. Захаров, Т.В. Иванов и др. Для проведения лабораторных и практических работ применяю электронное пособие «Биологические исследования» (Министер­ство образования и науки Российской Федерации. Московская государственная академия им. М.В. Ломоносова). А компьютерный курс «Открытая биология» (ООО «Физикон», 2003 г., автор - Д.И. Мамонтов) является хорошим пособием для преподавания уроков биологии в классах с углубленным изучением предмета и подготовки учащихся к олимпиадам.

Внедряя новые информационные технологии, ставлю перед собой сле­дующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать. Я применяю компьютерные техноло­гии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и кон­троле знаний, проверке домашних заданий.

При объяснении нового материала использую цветные рисунки и фотогра­фии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. Так, например, элементы анимации позволяют школьникам глубже понять процессы деления клетки, фотосинтеза, дыхания, принципы работы отдельных органов и систем органов живых организ­мов, закономерности эволюции и экологических процессов.

При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применяю рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особо удобно и для учителя, и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаю задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и т.д. Программы для работы с тестовыми заданиями обычно способны сразу проанализировать ответы ученика, отметив и подсчитав соотношение правильных и неправильных вариантов. Получается очень интересно, удобно и быстро.

Для школьников, которые интересуются биологией, предлагаю занимательную форму подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. В 2004-2005 учебном году начали, а в 2005-2006 учебном году продолжаем вместе с учениками школьного научного общества создание мультимедийного пособия «Флора Белогорья».

Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов - занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса, выполняют практическую или лабораторную работу. Наиболее эф­фективны компьютерные практикумы, ориентированные на групповую (2-3 человека) работу учащихся. При этом необходимо спланировать занятия так, чтобы школьники использовали персональный компьютер как одно из средств учебного труда наряду с учебниками, рабочей тетрадью, натуральными объектами, приборами. Каждый ученик должен знать свою учебную задачу, способ ее решения и иметь возможность с помощью компьютера проконтролировать успешность ее выполнения. Компьютерные практикумы позволяют создать на уроке атмосферу сотрудничества, заинтересованности в учебе.

Таким образом, использование информационных технологий и персонального компьютера, безусловно, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей и способностей.

Третье педагогическое условие использование в работе тестовых заданий. Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания районных олимпиад, теоретического тура областных, зональных и республиканских олимпиад по биологии составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот поэтому использую эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках, а так же в системе индивидуальных занятий с одаренными школьниками. Применение тестов обусловливается вторым фактором – введением эксперимента по ЕГЭ, что требует от каждого ученика умения справляться с заданиями в тестовой форме.

Четвертое педагогическое условие – это создание в школе системы индивидуальных занятий по биологии. На мой взгляд, это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной научной литературой, компьютерными программами, а также школьники приобретают навыки выполнения исследовательских проектов. По моему глубокому убеждению, именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии.

Пятое педагогическое условие это осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников. Ученик, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны учителя, по моему мнению, не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, не раскроет свою собственную природу и на самом уроке. Для того чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды я и вижу главную цель гибкого управления процессом самообразования школьников.


2. Описание технологии создания и осуществления педагогических

условий индивидуализации образовательного процесса по биологии
В ходе изучения эффективности педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии мною была разработана технология реализации этих условий.

Проектирование технологии обеспечивалось решением ряда конкретных задач: установление цели технологии и её отдельных этапов; вычленение содержания технологических этапов в действиях учителя и учеников; характеристика возможного корректирования результатов внедрения технологии и её отдельных этапов. Реальный результат каждого последующего этапа зависит от результата предыдущего. Таким образом, все компоненты образуют динамическую систему.

В качестве цели технологии я определила реализацию педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии. На основе гипотетической модели педагогических условий спроектировала основной процесс технологи, состоящий из последовательно внедряемых этапов.

Первый этап разработанной технологиианалитический. На этом этапе мною проводились анализ программ, учебников по биологии, по которым я работаю (учебно-методические комплекты авторских коллективов под руководством В.В. Пасечника, 5-9 классы и В.Б. Захарова, 10-11 классы), заданий районного, областного и заключительного этапов олимпиад по биологии и экологии. Деятельность на аналитическом этапе включала также диагностику интересов учащихся 6 классов, так как, по моему мнению, именно с этого периода необходимо отбирать детей, интересующихся предметом, для дальнейшей систематической работы по выстраиванию индивидуальной образовательной траектории ребенка.

На данном технологическом этапе были подобраны показатели индивидуализации образовательного процесса по биологии, по которым в дальнейшем я оценивала результативность своей работы.

Второй этап технологии реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии – подготовительный. На этом этапе я осуществляла отбор и структурирование содержания учебного материала (продумывала методы и формы проведения уроков и внеурочных занятий); подбирала необходимую литературу и изучала технологию критического мышления, опробовав её на уроках; приобрела компьютер, занявшись самообразованием, изучила основные направления использования информационных технологий, прошла курсы «Intel-обучение для будущего», научившись создавать презентации.

Кроме этого, на втором этапе совместно с обучающимися была начата работа по отбору дополнительной литературы по биологии, которую можно использовать и учителю при подготовке занятий, и ученику: были составлены тематические картотеки литературы кабинета биологии и школьной библиотеки, которые в ходе дальнейшей работы постоянно пополняются усилиями шестиклассников - членов школьного научного ученического общества.

Подготовка учебной материальной базы для занятий осуществлялась при поддержке со стороны администрации школы: приобретены электронный микроскоп, совместимый с компьютером, биологическая лаборатория, микропрепараты и др.

Для дальнейшей реализации одного из педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии на втором технологическом этапе я подготовила тестовые задания по различным темам 8-11 классов, так как именно с этого возрастного периода обучающиеся активно начинают пробовать свои силы на олимпиадах.

Третий этап технологииорганизационный. На нем осуществлялась непосредственная реализация педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии.

Я проводила максимальное количество уроков с применением технологии критического мышления, информационных технологий, а также с использованием заданий тестового типа.

С целью создания в школе системы индивидуальных занятий по биологии ежегодно не менее 2 часов администрация школы оплачивала на проведение занятий по биологии после основных уроков, что позволило развить индивидуальные способности каждого заинтересованного ребенка, выявленного путем анкетирования на предыдущем этапе.

В связи с необходимостью гибкого управления процессом самообразования учеников, как реализация пятого педагогического условия, я способствовала созданию условий, которые опосредованно и непосредственно влияли бы на ребенка и формировали его субъектную позицию, повышали роль его самообразования. Прежде всего это поднятие и поддержка высокого авторитета в ученическом коллективе одаренного ученика, реальный учет выбранного ребенком темпа и объема усвоения материала, психологическая поддержка при переходе к выполнению заданий более высокого уровня сложности и при проведении исследования, комфортность при проведении внеклассных занятий (расположение мебели менялось).



Четвертый – контрольно-оценочный – этап технологии включал в себя анализ индивидуализации образовательного процесса по биологии по заранее отобранным показателям.

Пятый технологический этапрегулировочный. На нем оценивались результаты работы по реализации разработанной технологии, анализировались причины положительных и отрицательных изменений, планировались дальнейшие действия по устранению негативных признаков и корректировалось содержание технологических этапов (табл. 1).

Таблица 1

Технология реализации педагогических условий индивидуализации

образовательного процесса по биологии




Этап

Содержание взаимодействия

Результат

деятельность учителя

деятельность ученика

1

2

3

4

1. Аналитический

Анализ программ, учебников по биологии, заданий олимпиад, диагностика интересов учащихся 6 классов; показателей индивидуализации образовательного процесса по биологии

Участие в анкетировании по выявлению интересов

Выбор оптимального объема материала для занятий; определение интереса учеников к биологии; определение показателей результативности технологии

2. Подготовительный

Отбор и структурирование содержания материала; освоение технологии критического мышления, информационных технологий; отбор дополнительной литературы по биологии для учителя и учеников; подготовка учебной материальной базы для занятий; подготовка тестовых заданий

Составление тематических карточек литературы кабинета биологии, школьной библиотеки; сбор и заготовка живого наглядного материала для занятий в летний период

Адаптация содержания учебного материала, методов и форм работы к возможностям и интересам обучающихся; календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий о биологии; система летних занятий для учеников; система тестовых заданий по курсу биологии

3. Организационный

Использование технологии критического мышления на занятиях, применение информационных технологий; применение тестовых заданий; проведение индивидуальных занятий; гибкое регулирование процесса самообразования школьников

Включение в деятельность по индивидуализации образовательного процесса; использование информационных технологий; посещение индивидуальных занятий по биологии; участие в олимпиадах, в конкурсах различного уровня; осуществление самообразования по биологии

Развитие у школьников способности мыслить творчески, отстаивать свои позиции; накопление педагогического опыта по рассматриваемой проблеме




1

2

3

4

4. Контрольно-оценочный

Оценка результатов применения технологии по отобранным показателям; контроль процесса индивидуализации образования по биологии; изучение динамики результатов

Выполнение контрольно-оценочных заданий

Наличие у обучающихся положительной динамики результатов использования педагогических условий индивидуализации образовательного процесса

5. Регулировочный

Анализ причин положительных и отрицательных изменений; коррекция действий на основе полученных данных

Включение в деятельность по корректировке результатов

Устранение причин появления негативных изменений; скорректированное содержание технологических этапов



  1. Влияние результативности авторской технологии на учебные достижения и внеурочную деятельность обучающихся

Для проверки результативности технологии по реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии были определены следующие показатели:

1) качество знаний учащихся;

2) участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах;

3) интерес школьников к биологии.

Проверка разработанной технологии показала, что на протяжении последних трех лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Общая успеваемость, т.е. количество школьников с положительными отметками по итогам года («3», «4», «5»), стабильна и составляет 100 %, таким образом, учеников, имеющих отметку «2», по биологии нет (приложение, форма 3).

Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5», по итогам учебного года за последние 3 года возросло:



  • в 2005-2006 учебном году:

- в 6 А классе по сравнению с предыдущим учебным годом – на 5 % (с 84 % до 89 %),

- в 8 Б классе по сравнению с двумя предыдущими учебными годами– на 6 % (с 76 % до 82 %),

- в 9 А классе – на 5 % (с 87 % до 92%),

- в 8 А классе с углубленным изучением биологии качество знаний на протяжении трех последних лет составляет 60 %, что свидетельствует о стабильно высоких результатах,

- в 11 Б классе – на 12 % (с 28 % до 40 %), хотя качество знаний среднего уровня, но положительная динамика доказывает, что использование разработанной технологии позволило ряд учеников этого класса перевести на более высокий уровень усвоения материала и повысить качество знаний,

- в 11 А классе – на 8 % (с 82 % до 90 %),



  • в 2004-2005 учебном году:

- в 11 Б классе за два последних года обучения на старшей ступени школы – на 10 % (с 48 % до 58 %),

- в 11 А классе – на 21 % (с 74 % в 10 классе до 95 % в 11 классе) (табл. 2).

Результаты выпускных 11 классов 2003-2004 учебного года также высокие : 65 % школьников успевало на «4» и «5» в 11 А общеобразовательном классе, а в 11 Б классе с углубленным изучением биологии качество знаний составило 95 % (табл. 2). При этом следует отметить, что согласно школьному положению об итоговой аттестации выпускников, все школьники, изучавшие предмет углубленно, сдают в конце обучения экзамен по данному предмету. Поэтому ученики 11 Б класса в июне 2004 года успешно сдали экзамен по биологии (углубленный курс), подтвердив на нем в присутствии представителя районного отдела образования свои годовые отметки.

Таблица 2

Количество учащихся, успевающих на «5» и «4» по биологии, %


Класс

Учебный год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

11 А

65

-

-

11 Б (углублен. прогр.)

95

-

-

11 А

74

95




11 Б

48

58




11 А

82

86

90

11 Б

28

34

40

9 А

87

87

92

8 А (углублен. прогр.)

60

60

60

8 Б

76

76

82

6 А

-

84

89

Таким образом, разработанная мною технология реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии дала положительные результаты по первому показателю - качество знаний учащихся.

Таким образом, применяемая технология реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии позволила ученикам г. Нового Оскола на протяжении уже 4 последних лет побеждать на всероссийском уровне, что, по моему мнению, доказывает результативность работы по второму показателю – участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Изучение мотивов учебной деятельности показало, что среди подростков (5, 6 класс) преобладает такие мотивы, как интерес к содержанию материала, ожидание нового, возможность что-либо делать своими руками (изготовление гербариев, сбор коллекций, подготовка микропрепаратов), нестандартные приемы при проведении занятий, личностные качества самого учителя, психологическая поддержка педагога во время занятий. А среди старшеклассников (10, 11 класс) 75 % от общего количества опрошенных имеют такой мотив, как стремление к успеху, что обусловлено дальнейшим выбором профессии и поступлением в высшие учебные заведения.

Анализ уровня развития мотивов по различным видам учебной деятельности показал, что на конец учебного года у шестиклассников:


  • в 2 раза выросла мотивация познавательной деятельности (с 30 % в 5 классе до 60 % в 6 классе в 2005-2006 учебном году),

  • на 15 % повысилась мотивация преобразовательной деятельности (с 70 % в 5 классе до 85 % в 6 классе),

  • на 18 % увеличился уровень мотивации оценочной деятельности (с 68 % в 5 классе до 70 % в 6 классе),

  • на 15 % вырос уровень мотивации коммуникативной деятельности (с 55 % в 5 классе до 70 % в 6 классе).

Таким образом, предложенная технология позволила повысить интерес школьников к изучению биологии.

На своих занятиях я немало времени уделяю здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек и различных заболеваний. Сформированность положительного отношения к своему здоровью у учащихся нашей школы доказывает такой факт: ученический проект «Олимп здоровья» Таким образом, можно сделать следующие выводы:



1. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии:

  • освоение и применение на занятиях технологии развития критического мышления обучающихся,

  • применение информационных технологий,

  • использование в работе тестовых заданий,

  • создание в школе системы индивидуальных занятий по биологии,

  • осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников.

2. Технология создания и осуществления педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по биологии содержит 5 взаимосвязанных этапов:

  • аналитический,

  • подготовительный,

  • организационный,

  • контрольно-оценочный,

  • регулировочный.

3. Определены показатели индивидуализации образовательного процесса по биологии:

  • качество знаний учащихся,

  • участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах,

  • интерес школьников к биологии.

4. Разработанная технология позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к биологии, сформировать ответственное отношение к здоровью.

5. Работу по индивидуализации обучения необходимо начинать с 5-6 класса.

Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии. Информация о работе учителя

Мне представилось возможным решить эту проблему, поэтому последние годы я работала с определенной четкой целью – выявить педагогические условия индивидуализации образовательного пр

184.33kb.

17 12 2014
1 стр.


Сборник «Материалы деятельности городской школы молодого учителя «Учитель как менеджер-организатор образовательного процесса»

Сборник «Материалы деятельности городской школы молодого учителя «Учитель как менеджер-организатор образовательного процесса» определяет условия, обуславливающие повышение професси

867.58kb.

16 12 2014
5 стр.


Социальные и психолого – педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса
145.89kb.

11 10 2014
1 стр.


Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу
76.84kb.

01 10 2014
1 стр.


Миссия начальной школы – создание единого образовательного пространства, содержащего психолого-педагогические условия для саморазвития субъектов воспитательного процесса

В этот период формируются чувства социальной и психологической компетенции и чувство дифференцированности своих возможностей. Центром жизни младшего школьника выступает учитель, им

422.48kb.

15 09 2014
4 стр.


3. Условия осуществления образовательного процесса
213.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Благовещенского района алтайского края образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования

6891.03kb.

14 12 2014
62 стр.


Развитие компетенций субъектов образовательного процесса

Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса

67.44kb.

04 09 2014
1 стр.