














С поступлением ребёнка в школу начинается переход к учению как систематической целенаправленной деятельности, на основе которой развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит существенные анатомо-физиологические изменения в организме ребёнка, создающие благоприятные предпосылки для осуществления процесса обучения. Дети этого возраста имеют большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления. В этот период формируются чувства социальной и психологической компетенции и чувство дифференцированности своих возможностей. Центром жизни младшего школьника выступает учитель, именно от него зависит эмоциональное самочувствие ребёнка.
-
Учителя начальной школы в своей педагогической деятельности исходят из того, что благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира.
-
Для осуществления развивающих целей обучения учителя начальной школы активизируют познавательную деятельность, создают ситуацию заинтересованности.
-
Целенаправленное, интенсивное развитие является одной из центральных задач начального обучения. Учителя работают над тем, чтобы ученики не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу их как в аналогичные, так и в изменённые условия.
МИССИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ – создание единого образовательного пространства, содержащего психолого-педагогические условия для саморазвития субъектов воспитательного процесса.
Для реализации данного направления в качестве теоретических оснований выступают:
-
Принципы преемственности воспитательно-образовательного процесса;
-
Идея гуманизации и гуманитаризации образования;
-
Идея личного подхода.
Основные цели образования в начальной школе:
-
Осуществление образовательного процесса путём обеспечения преемственности меду дошкольным и начальным образованием;
-
Создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психологического развития учащихся;
-
Формирование эмоциональной сферы ребёнка;
-
Формирование интереса к ближайшему природному окружению;
-
Формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких образовательных областей как филология, математика, информатика, естествознание, физическая культура.
I ступень предлагает развитие ребёнка как субъекта образовательного процесса:
-
Формирование учебной деятельности, интеллектуальных знаний, психических функций;
-
Формирование основных экологических представлений и элементарных понятий;
-
Формирование здорового образа жизни и экологически сообразного поведения;
-
Формирование познавательных интересов мл. школьников и готовность к самообразовательной деятельности на основе учёта индивидуальных склонностей;
-
Воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе;
-
Воспитание физической культуры у младшего школьника;
-
Формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса;
-
Социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему.
В 2010 – 2011 учебном году содержание образовательного процесса в начальной школе осуществлялось посредством овладения учащимися фундаментальных понятий областей человеческой культуры. Особое внимание на данном этапе уделялось на развитие не только интеллекта, но и творческих способностей учащихся, укреплению здоровья.
Из часов школьного компонента в курсы по выбору включены «Игровой английский язык» для 1 класса, информатика, работы по программе «ИСТОКИ» для 1 «А», 4 «Б» классов, в рамках преемственности I и II ступени РТС «Эрудит» - работа с высокомотивированными учащимися. Создана в начальной школе система профилактической оздоровительной работы, которая решает задачу повышения здоровья учащихся, формирование у них общих представлений о здоровье человека, здоровом образе жизни.
Система воспитания в школе имела гуманистическую направленность и была ориентирована на максимально полное развитие индивидуальности ребёнка.
Учебный план. План разработан на основе Московского базисного плана на 2010 – 2011уч. год с учётом Федерального учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и обеспечивается УМК «Школа России». Данный план составлен в преемственности с учебным планом за предыдущий год.
Недельная нагрузка не превышала допустимой нагрузки.
Продолжительность уроков в начальной школе: 1 класс -35 минут с ежедневной динамической паузой после второго урака, 2-4 классы -45 минут.
Организация образовательного процесса в начальной школе.
Все классы работали по традиционной системе начального образования, модель начального образования - «Школа России».
Обучение детей происходило в I смену. Учебно-воспитательный процесс строился по традиционной системе, классно-урочная система преобладала в форме урока с применением техники логического развития учащихся. У учащихся 1-х классов на 4-м уроке преобладали нетрадиционные типы уроков: урок - экскурсия, урок - игра, урок - театрализация, урок - сказка.
* * * * *
В 2010 – 2011 учебном году работа учителей начальных классов была
направлена на:
-
Работу по новой методической теме: « Развивающая среда в начальной школе».
Обновление содержания образования за счёт введение интегрированных уроков в учебный процесс, подготовка к переходу на новые образовательные стандарты.
Продолжение работы по программе «ИСТОКИ» «Реализация социокультурного подхода в обучении младших школьников»
Внедрение инновационных образовательных технологий (проектная деятельность, технология развивающего метода).
-
Организацию сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса в ходе ученического проектирования.
Продолжение работы по проектно-экскурсионной деятельности.
-
Планирование тем по самообразованию, направленные на разработку и внутреннее изменение содержания образовательного процесса и повышения методического мастерства учителя.
Повышение самообразование учителей начальных классов.
-
Создание условий для творческого развития каждого ученика на уроках и во внеурочное время.
Работа с высоко мотивированными учащимися.
Работа «с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
С задачами, стоявшими на 2010– 2011 учебный год, начальная школа справилась полностью.
-
Продолжена работа по новой методической теме «Развивающая среда в начальной школе», где произошло обновление содержания учебно-воспитательного процесса за счёт введение интегрированных уроков. В современном мире особо важно не только получение ребёнком суммы знаний, но и раскрытие его индивидуальности, развитие возможностей детей, их творческих способностей.
-
В целях повышения методического мастерства учителей были запланированы темы по самообразованию. На методических объединениях учителей начальных классов проводились круглые столы по совершенствованию уровня педагогического мастерства учителя, их эрудиции и компетентности в области обучения младших школьников, а так же обеспечению высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
-
Продолжена работа по созданию условий для творческого развития каждого ученика на уроках и во внеурочное время. Совершенствование работы учителей начальной школы на основе личностно- ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
следующая страница>