Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8

8.4 Исследование процесса релаксации
Цель работы: ознакомиться с теорией релаксационных процессов и приборами для их изучения, принципом работы; методиками измерения и расчёта; провести исследование релаксационных процессов твёрдообразных пищевых масс.

Порядок выполнения лабораторной работы: 1. Ознакомиться с теоретической частью работы (прослушав преподавателя и самостоятельно). 2. Подготовить лабораторную установку к проведению исследований. 3. Провести измерения в трёх повторностях, данные занести в таблицу 8.8. 4. Построить релаксационные кривые, определить период релаксации. 5. Сделать выводы по лабораторной работе.

Описание экспериментальной установки. Экспериментальной установкой является структурометр, конструкция которого описана в лабораторной работе 8.3. Подготовка прибора к проведению эксперимента аналогична описанной в разделе 8.3.

Методика проведения эксперимента. 1. После выбора режима задают значения F0, V, F. По нажатию кнопки «СТАРТ» значения F и Н обнуляются. Столик движется вверх с заданной скоростью. При достижении F0 начинается отсчет перемещения. Текущие значения усилия и перемещения выводятся на индикатор и самописец. При достижении заданного значения F дается короткий звуковой сигнал, столик останавливается, начинается подсчет времени релаксации. Подсчет времени будет продолжаться до тех пор, пока не установится постоянное значение F. Дается короткий звуковой сигнал. Столик с максимальной скоростью опускается вниз в исходное положение. На индикатор вводятся значение перемещения, при котором усилие равно F, и время релаксации Т. Опыт завершен.

2. Опыт необходимо провести в трех повторностях, все данные занести в таблицу 8.8., построить кривую релаксации по осредненным данным эксперимента. Сделать вывод по лабораторной работе.


Таблица 8.8. Экспериментальные данные

Время, Т, с

Нагрузка, F, Н.

F1

F2

F3

FСР

3













5













10














Вопросы для самоконтроля


  1. Какова цель лабораторной работы?

  2. Опишите основные элементы лабораторной установки.

  3. Какова природа процессов релаксации?

  4. Какие уравнения применяют для описания процесса релаксации в пищевых системах?

  5. Что называется периодом релаксации?

  6. Изобразите кривую релаксации, характерную для твердообразных систем.

  7. Какая механическая реологическая модель описывает релаксационные процессы?

9. МЕТОДИКА ВЫБОРА ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ

(ДИСТАНЦИОННОЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа для студентов-заочников состоит из двух частей:


  1. Написание реферата по теоретической части курса, изложенного выше в конспекте лекций, согласно вопросов, изложенных в разделе 10. При этом номера вопросов каждый студент в соответствии со своей специальностью выбирает из таблиц 9.1 или 9.2 по последней цифре номера зачетной книжки.

Содержание реферата должны полностью раскрывать суть вопросов. Контрольные – рефераты необходимо защитить у ведущего преподавателя.

Номера вопросов для контрольных – работ выбираются по последней цифре номера зачетки.


Таблица 9.1. Содержание контрольных работ для студентов

специальности 271100 «Технология молока и

молочных продуктов»

Вариант

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Номера вопросов

1, 2

15, 16


29

3, 4

17, 19


30

5, 6

18

31



7

20

32, 33



8

21, 22


34, 35

9

23, 24


36, 37

10

25

38,39



11

26

39, 40



12

27

44



13,14

28

45


Таблица 9.2. Содержание контрольных работ для студентов

специальности 270300 «Технология макаронных,

кондитерских и хлебопекарного производств»



Вариант

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Номера вопросов

1, 2

15, 16


29

3, 4

17, 19


30

5, 6

18

31



7

20

41



8

21, 22


42

9

23, 24


43

10

25

30



11

26

31



12

27

44



13,14

28

45






  1. Построение в масштабе кривых течения в координатах напряжение сдвига – скорость сдвига (τ) для структурированных жидкостей, числовые данные для которых представлены в таблице 9.3. После построения кривых течения необходимо: а) определить к какому типу (модели) относится Ваша среда (ньютоновская, псевдопластичная, Шведова-Бингама, Оствальда да Вале, Гершеля-Балкли и т.д.); б) подобрать, пользуясь конспектом лекций или рекомендуемой литературой подходящее уравнение, описыващее ее поведение.

Примечание: как и в части 1 номер варианта (строка данных таблицы 9.3) выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.
Таблица 9.3. Экспериментальные данные, полученные на

ротационном вискозиметре



Вариант

Напряжение сдвига τ, Па, при скоростях сдвига , с–1

1,0

1,8

3,0

5,4

9,0

16,2

27,0

48,6

81,0

145,7

243,0

437,4

0

290

300

310

320

330

350

390

430

470

550

650

800

4

6

7

9

12

15

20

23

32

42

49

66

1

18

19

21

21

23

24

25

26

28

31

36

47

1

3

4

8

11

23

38

77

120

210

350

670

2

44

46

48

52

57

70

89

120

190

290

440

790

12

15

16

19

20

23

28

31

32

34

37

45

3

1

1

2

2

3

6

15

29

70

150

350

820

5

7

9

11

15

21

28

37

45

60

81

104

4

85

87

89

91

93

98

110

130

160

210

320

490

15

19

21

26

29

36

42

50

55

67

79

95

5

29

30

31

31

32

33

34

36

48

93

190

550

2

5

7

12

20

38

60

110

200

340

540

990

6

1

1

2

2

3

5

12

31

70

180

380

1000

12

17

23

39

50

78

100

160

200

300

450

640

7

24

30

35

43

52

59

72

87

100

110

130

180

330

340

340

350

350

360

380

410

450

550

710

970

8

88

89

90

90

92

95

97

120

150

230

430

970

0

1

1

2

2

5

11

32

70

160

390

950

9

33

33

34

34

35

36

41

53

85

170

380

960

5

6

8

11

13

18

24

29

31

37

45

61

Контрольные работы выполнятся в отдельной тетради с указанием Ф.И.О. студента, шифра специальности, номера группы и домашнего адреса.



Контрольная работа считается зачтенной только после ее проверки и индивидуальной защиты у преподавателя в устной или письменной форме.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ (ДИСТАНЦИОННОЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. Что такое реология.

  2. Деформация и ее виды.

  3. Вязкость, ее составляющие.

  4. Свойства материалов, описывающие их физико-механическую структуру.

  5. Задачи реологии.

  6. Объекты исследований пищевой реологии.

  7. Классификация реологических тел.

  8. Основные реологические модели используемые при механическом моделировании.

  9. Реологические механические модели упруго-пластичного тела и вязко-упругих тел.

  10. Реологические механические модели вязко-пластических тел Бингама, Шведова, Шведова – Бингама.

  11. Кривые течения. Методы получения, виды, назначение.

  12. Адгезия.

  13. Внешнее трение.

  14. Компрессионные свойства.

  15. Классификация методов измерения реологических свойств.

  16. Классификация реометров.

  17. Принцип ротационной вискозиметрии и методы создания сдвигового течения.

  18. Основы методики расчета реологических характеристик, полученных на ротационных вискозиметрах.

  19. Эффекты, снижающие точность измерений при ротационной вискозиметрии, методы борьбы с ними.

  20. Принцип капиллярной вискозиметрии.

  21. Стенд для измерения вязкости на капиллярном вискозиметре.

  22. Условия необходимые для достижения точности измерений на капиллярных вискозиметрах.

  23. Принцип шариковой вискозиметрии.

  24. Условия необходимые для получения достоверных данных при работе с шариковыми вискозиметрами.

  25. Приборы плоскопараллельного сдвига.

  26. Способы измерения компрессионных характеристик.

  27. Методы для изучения адгезионной прочности.

  28. Методы измерения внешнего трения.

  29. Корреляция приборной и органолептической оценки консистенции продуктов.

  30. Автоматизированный контроль качества продуктов.

  31. Регулирование структурно-механических свойств при механической обработке.

  32. Расчет трубопроводного транспорта.

  33. Расчет процессов дозирования.

  34. Прибор для определения консистенции Бакунца.

  35. Консистометр «Элгеп».

  36. Пластометр ЛТИХПа.

  37. Переносной эластомер.

  38. Эластомер «Сгусток Р-1».

  39. Мембранный датчик.

  40. Портативный прибор для измерения консистенции сыра конструкции ВНИИМСа.

  41. Сдвигометр конструкции КемТИППа.

  42. Пенетрометр ППМ-4.

  43. Амилограф.

  44. Фаринограф.

  45. Матурограф.


Рекомендуемая литература


  1. Реометрия пищевого сырья и продуктов. Справочник / Под. ред. Ю.А. Мачихина. – М.: Агропромиздат. 1990. – 271 с.

  2. Мачихин Ю.А., Мачихин С.А. Инженерная реология пищевых материалов. – М.: Легкая и пищевая промышленность. – 1981. – 216 с.

  3. Структурно-механические характеристики пищевых продуктов / А.В. Горбатов, А.М. Маслов, Ю.А. Мачихин и др.; под. ред. А.В. Горбатова. – М.: Легкая и пищевая промышленность. 1982. – 296 с.

  4. Горбатов А.В. Реология мясных и молочных продуктов. – М.: Пищевая промышленность. 1979. – 383 с.

  5. Мачихин Ю.А., Берман Ю.К., Клаповский Ю.В. Формование пищевых масс. – М.: Колос. 1992. – 272 с.

  6. Азаров Б.М., Арет В.А. Инженерная реология пищевых производств. – М.: 1978. – 114 с.

  7. Крусь Г.Н., Шалыгина А.М., Волокитина З.В. Методы исследования молока и молочных продуктов. – М.: Колос, 2000. – 368 с.

  8. Вышемирский Ф.А. Маслоделие в России. Углич.: ОАО «Рыбинский Дом печати». – 1998. – 589 с.


<предыдущая страница


Конспект лекций лабораторный практикум контрольные задания учебное пособие Кемерово 2004

Охватывает широкий диапазон агрегатных состояний материалов, начиная от твёрдых тел и кончая маловязкими жидкостями. Это, а также разнообразие целей реологических исследований, тре

1494.86kb.

06 10 2014
8 стр.


Механика лабораторный практикум Пермь, 2004 (07): 378 механика: лабораторный практикум

Практикум предназначен для студентов дневной, заочной и дистанционной форм обучения

604.99kb.

11 10 2014
6 стр.


Учебное пособие Кемерово 2004 удк

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм обучения

1332.67kb.

25 09 2014
8 стр.


Конспект лекций Москва 2004

Ю. А., Медовикова Н. Я., Рейх Н. Н. Оценивание погрешностей измерений: Конспект лекций. — М.: Асмс, 2004

546.04kb.

25 12 2014
3 стр.


Конспект лекций по дисциплине «Конфекционирование материалов» предназначен для студентов среднего специального образования по специальностям 2808 (260903) «Моделирование и конструирование швейных изделий»

Конфекционирование материалов: Конспект лекций – Владивосток: Издательство вгуэс, 2004

718.37kb.

23 09 2014
4 стр.


Учебное пособие содержит теоретический курс экономического анализа, а также практические задания, отражающие хозяйственные ситуации в деятельности предприятий различных типов. К каждой теме даны контрольные вопросы и тесты для проверки
129.79kb.

18 12 2014
1 стр.


Учебно-методическое пособие филиал казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга 2012 ббк 36. 99 Ф17

Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров

1732.65kb.

24 09 2014
10 стр.


Конспект лекций по общей химии для студентов 1 курса Санкт-Петербург 2004 План лекций № п/п

Основными классами неорганических соединений являются оксиды, кислоты, соли и основания

796.91kb.

10 10 2014
4 стр.